Проект
«Повышение профессиональной компетентности учителей физики для подготовки обучающихся к основному государственному экзамену»
Исхаков Халил Мулланурович,
учитель физики высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
В настоящее время, изменения, происходящие в российском образовании, требуют от учителя новых, современных, актуальных и востребованных педагогической общественностью подходов к организации работы, способствующей повышению качества образования.
Для проверки степени усвоения материала выпускниками школ по различным дисциплинам используется Государственная итоговая аттестацияВ реальности экзамен - это оценка итогового результата, оценка соответствия уровня развития учащихся образовательному стандарту. Экзамен показывает, обладает ли выпускник теми компетенциями которые в будущем обеспечат его успешность.
При изучении точных наук, таких как физика, обучающиеся должны владеть предметом, а не просто усвоить знания, которые легко можно восполнить при помощи учебников, пособий и справочников.
Что подразумевает собой владение предметом? Это значит не просто уметь решать задачи стандартного типа «по шаблону», но и еще применять нестандартное мышление, изобретательность, оригинальность и здравый смысл.
Решение задач является необходимым и важным этапом при изучении всех точных наук. Однако именно данный этап изучения дисциплины является наиболее сложным. В основном это связано с недостатками в методике решения различных задач по школьному курсу.
Если проанализировать результаты государственного экзамена обучающихсяЕлабужскогомуниципального района по физике, то возникает необходимость повышения компетенции учителей физики в данной области. Подготовка ученика с высокими результатами начинается с подготовки учителя. В связи с этим, будучи опытным учителем с 32 летним стажем, планирую оказывать помощь своим коллегам по подготовке обучающихся к Государственной итоговой аттестации. Данная необходимость обусловлена, прежде всего, тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по физике. Само содержание образования существенно не изменилось, но сместился акцент к требованиям умений и навыков. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач сопровождается физическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В экзаменационную работу включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени, а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по математике.
Самое сложное в работе учителя физики научить ребят физике. Именно научить, а не заставить выучить. Физика – далеко не самый простой предмет, если не сказать больше, и чтобы ее понять, чтобы приобрести, соответствующие предметные компетенции, ребенку необходима мотивация, который для каждого ребенка абсолютно индивидуален.Превращение мотивации в устойчивый интерес-это основная задача каждого педагога. Важным элементом процесса формирования предметных компетенций считаю необходимость выработки навыков авторства, самостоятельности.
Цель проекта:
Разработать эффективную систему работы по формированию предметной компетенции учителей для подготовки выпускников 9-х классов к основному государственному экзамену по физике.
Задачи:
-определить уровень профессиональной подготовки педагогов, выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь,повысить уровень знаний преподавателей;
-мотивировать участников проекта к самообразованию, самосовершенствованию;
- выработать четкую методику распределения нагрузки при подготовке обучающихся;
-обобщить и распространить педагогический опыт работы наставника, .применять опыты успешных учителей республики и страны в данной области;
- обмениваться опытом в рамках проекта;
- использовать онлайн сервисы для подготовки к экзаменам;
- организовать и провести тестирование среди учителей и обучающихся.
Участники: учителя физики
Планируемые результаты:
- высокий уровень профессионализма учителей физики по подготовке обучающихся к Государственной итоговой аттестации;
- высокие результаты обучающихся на итоговой аттестации по физике;
- публикация методического пособия для практической подготовки обучающихся и педагогов.
Срок выполнения – 1 год.
Формы работы:
- беседы;
- практические занятия с учителями;
- мастер-классы по решению задач повышенного уровня;
- посещение открытых внеурочных занятий опытных учителей;
- обсуждение, анализ заданий прошлых лет.
Реализация этапов взаимодействия наставника и педагога:
1. Диагностический этап
Цель этапа: определение уровня профессиональной компетентности учителя.
Задачи этапа:
а) определить уровень теоретической и методической подготовки учителя;
б) проанализировать результаты практической деятельности педагога;
в) проанализировать интересы и запросы педагога в сфере его деятельности;
г) определить уровень готовности специалиста к дальнейшему образованию;
д) исследование собственных возможностей и ограничений (уровень компетентности, предпочтения в методиках и др.);
е) создание благоприятного психологического микроклимата, атмосферы сотрудничества, снятия барьеров в общении педагогов с наставником и друг с другом.
3. Предметно-содержательный этап
Цель этапа: проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для педагогов.
Задачи этапа:
а) ознакомление с целями и программой наставнической деятельности;
б) определение видов и форм взаимодействия наставника и педагогов;
в) взаимопосещение уроков, диагностика затруднений учителя и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей;
г) демонстрация опыта успешной педагогической деятельности наставником;
д) помощь учителю в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы в соответствии с требованиями ФГОС;
е) ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время;
ж) совершенствование педагогического мастерства учителей в соответствии с моделью профессионального роста учителей.
4. Обобщающий этап
Цель этапа: обеспечение условий для положительной динамики развития профессиональной компетентности педагога.
Задачи этапа:
а) обеспечение выполнения плана образовательного маршрута педагога;
б) разработка методического сопровождения процесса;
в) разработка контрольно-измерительных материалов;
г) разработка способов анализа ошибок, допущенных в процессе наставнической деятельности;
д) организация мониторинга эффективности деятельности.
е) корректировка деятельности педагогов в процессе наставнической работы.
5. Стадии реализации(«Дорожная карта»):
№ | Этапы | Сроки |
1 этап-диагностический На данном этапе будет изучена теоретическая, методическая управленческая литература по теме проекта. Будут проведены диагностики уровня педагогической компетентности, выявления педагогического выгорания, мотивированности на достижения результатов обучения; | Август-сентябрь |
1 | Анализ результатов основного государственного экзамена по физике за предыдущий учебный год | сентябрь |
2 | Составление плана работы с учителями по подготовке к экзаменам | сентябрь |
3 | Нормативно-правовая и методическая база | в течение года |
2 этап –предметно-содержательный На данном этапе будут проведены обучающие мероприятия для педагогов, повышена мотивация педагогов по самообразованию и самоанализу, активизирована работа педагогов по участию в профессиональных конкурсах, конференциях. | в течение года |
1 | Проведение занятий с учителями по решению задач повышенного уровня | В течении года |
2 | Обзор и анализ заданий ФИПИ | декабрь |
3 | Встреча с преподавателями ЕИ КФУ по разбору задач повышенного уровня. Мастер-класс по решению задач. | январь |
4 | Посещение внеурочных занятий по подготовке к экзаменам учителей высшей квалификационной категории. | февраль |
3 этап –обобщающий На данном этапе будет проведена диагностика профессиональных компетентностей учителей | Март-май |
1 | Проведение тестирования среди учителей | март |
2 | Работа над методическим пособием | март-май |
3 | Формирование методического пособия | май |
Банк интернет ресурсов для подготовки к ОГЭ по физике
http://gia.edu.ru/ Официальный информационный портал ГИА.
http://www.ege.edu.ru -официальный информационный портал ЕГЭ. Основные сведения, правила и процедура проведения, шкалирование результатов, демонстрационные материалы.
http://www1.ege.edu.ru/gia -официальный информационный портал ГИА. Основные сведения, правила и процедура проведения, оценивание, демонстрационные материалы.
http://www.fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений. Нормативные документы, КИМы, шкалирование, оценивание.
http://opencollection.ru многоцелевой открытый банк заданий по ЕГЭ.
Ожидаемые результаты
- высокий профессиональный уровень учителей физики в подготовке обучающихся к основному государственному экзамену;
- высокие результаты учащихся при сдаче основного государственного экзамена по физике;
- методическое пособие по подготовки учащихся к итоговой аттестации по физике.
Критерии эффективности проекта
- увеличение количества учителей физики, повысивших квалификацию в методике решении задач повышенного уровня и эффективно применяющих при подготовке к экзаменам;
- результативное участие учителей физики в профессиональных конкурсах;
- высокие результаты обучающихся муниципального района;
Продукт проекта
1. Рекомендации для учеников и учителей по подготовке к ОГЭ
Ученикам:
1. Прочитайте условие задачи. Если есть уверенность, что умеете ее решать - делайте это сразу, если же есть сомнения, то переходите к следующей. Продвигайтесь по работе, последовательно переходя от одной задачи к другой. Все «пропущенные» задачи пройдите второй раз.
2. Если вы уверены, что сможете решить данную задачу, то решайте, не торопясь — обидно получить 0 баллов по невнимательности или из-за описки.
3. Если после второго прохода остались «белые пятна»,то не следует сразу заполнять их «наугад». Постарайтесь вернуться к ним в конце всей работы.
4. Использовать на экзамене калькулятор разрешается, поэтому во избежание ошибок все арифметические действия выполняй на калькуляторе.
5. Если вам кажется, что вопрос слишком прост, не ищите подвоха – в части 1 есть действительно простые вопросы.
6. На экзамене отсутствует справочный материал, поэтому постарайтесь вспомнить (вывести) необходимые формулы и т.д.
7. После выполнения заданий части 1 сделайте небольшой перерыв, отвлекитесь, а затем снова настройтесь на спокойную и вдумчивую работу.
8. Не забывайте о краткости записи решения при «полном» обосновании.
Учителям:
1. Необходимо провести для учащихся, планирующих сдавать ОГЭ по физике диагностические работы, включив в них задания, проверяющие именно те элементы знаний и умения, которые из года в год оказываются не сформированными; по результатам этих работ установите, какие пробелы имеются у учащихся. В работе можно использовать диагностические карты и индивидуальные планы по подготовке учащихся к ОГЭ.
2. С начала учебного года необходимо приступить к систематическому повторению материала. При обучении необходимо учесть, что универсальный алгоритм решения физической задачи может быть разработан только в самом общем виде.
3. Приучать учеников доводить решение задач до числового результата и оценивать правдоподобие, проверяя ответ в общем виде по размерностям, исследуя частные и предельные случаи рассматриваемой в задаче ситуации.
Во избежание натаскивания на известные тексты, следует практиковать такие виды заданий, как отработка учащимися вариантов разобранных задач, поиски вариантов решения одной и той же задачи. Расчеты и оценка результатов и поиски вариантов решений могут быть содержанием домашних заданий.
4. После каждого повторяемого раздела необходимо проводить тренировочно - диагностические работы.
5. Необходимо уделять особое внимание компетентностным заданиям, в которых обыгрываются реальные ситуации, использованию рисунков, фотографий, схем, таблиц, графиков.
6. Необходимо усилить экспериментальную сторону курса физики, используя реальный эксперимент или мультимедийные пособия.
7. Требуется включить в календарно-тематическое планирование в тему «Обобщающее повторение» плохо усваиваемые темы и вопросы.
План работы учителя по подготовке к ОГЭ
Подготовительный этап |
Выявление обучающихся, собирающихся сдавать физику в форме ОГЭ Изучение состояния подготовленности учащихся к итоговой аттестации, выявление проблем, типичных как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика Информирование по вопросам подготовки к ОГЭ: - знакомство с инструкцией по подготовке к ОГЭ; -КИМы по физике; -инструктирование учащихся; -официальные сайты ОГЭ по подготовке; -знакомство учащихся с бланками ОГЭ по физике. |
Аналитико- диагностическая деятельность |
Вести мониторинг и анализировать результаты диагностических работ |
Консультационная деятельность |
Проводить дополнительные занятия для учащихся, мотивированных на получение хорошего результата на ОГЭ. Проводить индивидуальные консультации. |
Психологическая подготовка |
1.Ознакомление со спецификациями и демо-версиями КИМов, обсуждение заданий (в процессе работы с тестовыми заданиями приучать обучающихся ориентироваться во времени и умело его распределять). 2.Работа с заданиями КИМов различной сложности (приучать обучающихся верно ориентироваться в сложности тестового задания, умело распределять свои возможности при выполнении различных заданий). 3.Работа с бланками: сложные моменты, типичные ошибки (ознакомление с методикой подготовки к экзаменам). 4.Проведение пробных тестирований в формате ОГЭ по физике. Участие в пробных ОГЭ (помочь выпускникам понять свои слабые и сильные стороны, развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы). 5. Выбор оптимальной стратегии подготовки к ОГЭ и определение способов подготовки обучающегося к экзаменам с учетом индивидуальных возможностей; разработка плана самоподготовки) |
Учебная деятельность |
сентябрь | -Отработка алгоритма решения задач различного типа: анализ задачи с вопроса; осмысление содержания задачи; -работа с лабораторным оборудованием формирование экспериментальных умений и навыков; -отработка навыков решения комбинированных задач, задач исследовательского характера; -формирование таких мыслительных операций, как: логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать знания разных разделов физики, проводить аналогии. |
октябрь | Повторение по теме «Физические понятия. Физические величины, их единицы и приборы для измерения» Отработка заданий КИМ по теме: Механика: Кинематика, Динамика, Законы сохранения. Отработка заданий КИМ по теме: Простые механизмы. Механические колебания и волны. Свободное падение. Движение по окружности. |
ноябрь | Отработка заданий КИМ по теме: Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Плотность вещества Отработка заданий КИМ по теме: Физические явления и законы в механике. Анализ процессов Отработка заданий КИМ по теме: Механические явления (расчетная задача) Проведение диагностической работы № 1 |
Отработка заданий КИМ по теме: Тепловые явления. Физические явления и законы. Анализ процессов Отработка заданий КИМ по теме: Тепловые явления (расчетная задача) Проведение диагностической работы № 2 |
декабрь | Отработка заданий КИМ по теме: Электризация тел. Постоянный ток Отработка заданий КИМ по теме: Магнитное поле. Электромагнитная индукция Отработка заданий КИМ по теме: Электромагнитные колебания и волны. Элементы оптики |
январь | Отработка заданий КИМ по теме: Физические явления и законы в электродинамике. Анализ процессов Отработка заданий КИМ по теме: Электромагнитные явления (расчетная задача) Проведение диагностической работы № 3 Отработка заданий КИМ по теме: Радиоактивность. Опыты Резерфорда. Состав атомного ядра. Ядерные реакции |
февраль | Отработка заданий КИМ по теме: Владение основами знаний о методах научного познания Отработка заданий КИМ по теме: Физические явления и законы. Понимание и анализ экспериментальных данных, представленных в виде таблицы, графика или рисунка (схемы) Проведение диагностической работы № 4 |
март | Отработка заданий КИМ по теме: Извлечение информации из текста физического содержания Отработка заданий КИМ по теме: Сопоставление информации из разных частей текста. Применение информации из текста физического содержания Отработка заданий КИМ по теме: Применение информации из текста физического содержания |
апрель | Отработка заданий КИМ по теме: Экспериментальное задание (механические, электромагнитные явления) Отработка заданий КИМ по теме: Качественная задача (механические, тепловые или электромагнитные явления) |
май | Отработка заданий КИМ по теме: Расчетная задача (механические, тепловые, электромагнитные явления) Контрольное тестирование с использованием КИМ |
Заключение
Современный девятиклассник относится к государственной итоговой аттестации как к серьезному жизненному испытанию и связывает с его результатами свою возможность поступленияв ссузы или для продолжения учебу в 10-11 классе, а затем для поступления в вузы.. Поэтому на учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, творческого, мировоззренческого смысла преподаваемого предмета.
Таким образом, результативность сдачи ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован учителем процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.