Повышение профессиональной квалификации учителя в организации коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (в условиях функционирования научно-исследовательской лаборатории «Особый ребенок»)
Баранова Галина Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент,
ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула
Аннотация. В статье раскрываются особенности процесса повышения профессиональной квалификации педагога в организации коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (в условиях работы научно-исследовательской лаборатории «Особый ребенок»).
Ключевые слова: процесс повышения квалификации, специально (коррекционное) и инклюзивное образование, дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, базовая площадка, коррекционно-развивающее обучение, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Важным направлением государственной политики в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) является обеспечение их прав на реабилитацию средствами образования. Переосмысление обществом отношения к данной категории детей потребовало пересмотра и уточнения содержания образовательного процесса, подготовки специалистов сопровождения, реализующих коррекционно-педагогический процесс.
Такой специалист должен владеть различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, собственно коррекционной и другими видами деятельности, направленными на социальную адаптацию и интеграцию ребенка с ОВЗ в образовательное пространство образовательной организации средствами специального обучения.
Одной из важных форм совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников, осуществляющих сопровождение детей с ОВЗ является участие педагогов в работе научно-исследовательской лаборатории «Особый ребенок».
Следует отметить, что функционирование данной лаборатории осуществляется направлено на решение следующих задач:
- расширение знаний педагогов о теории и методологии специального (коррекционного) и инклюзивного образования; освещение отечественного и зарубежного опыта инклюзивного образования;
- ознакомление с нормативно-правовыми и этическими основами специального (коррекционного) и инклюзивного образования;
- расширение представлений педагогов о моделях и технологиях психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи, расстройствами аутистического спектра) в условиях специального (коррекционного) и инклюзивного образования;
- изучение методических аспектов организации специального (коррекционного) и инклюзивного образования в условиях общеобразовательных и специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций.
Реализация данных задач находит отражение в процессе:
- разработки дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, осуществляющих сопровождение детей с ОВЗ;
- функционировании базовых площадок, реализующих на практике различные формы организации коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ.
Рассмотрим подробнее основные направления работы лаборатории:
Разработаны и реализуются в условиях повышения квалификации и профессиональной переподготовки следующие дополнительные программы повышения квалификации (далее – ДПП ПК) и профессиональной переподготовки педагогических работников (далее – ДПП ППК):
ДПП ПК: «Деятельность руководителей образовательных организаций в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС НОО УО»; «Технологии организации коррекционной работы в образовательных организациях в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС НОО УО»; «Организация инклюзивного образования в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ»; «Современные подходы к организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на уровне дошкольного образования»; «Организация тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в образовательной организации в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов»; «Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов»; «Подготовка учителя начальных классов к формированию ценностного мира обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами современного школьного учебника» и др.
ДПП ППК: «Психолого-педагогические основы логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»; «Олигофренопедагогика: обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями»; «Психолого-педагогические основы дефектологической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»; «Тьюторское сопровождение детей с особыми образовательными потребностями».
Вышеназванные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников нацелены на совершенствование психолого-педагогических и профессиональных компетенций педагогов по проблеме использования инновационных подходов в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации специального (коррекционного) и инклюзивного образования в образовательных организация.
Повышение квалификации педагогов, осуществляющих сопровождение детей с ОВЗ предусматривает ознакомление педагогов с основами государственной политике в области образования, новейшими достижениями в области дефектологии, специальной педагогики и психологии и частных методик. Особое внимание уделяется составляющим компонентам профессиональной культуры педагога, формам и методам ее проявления в профессиональной деятельности:
- способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях общеобразовательных организаций с целью реализации интегративных моделей образования; владение коррекционно-развивающими педагогическими технологиями организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; способность моделировать и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ; осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- способность осуществлять консультирование лиц с проблемами в развитии, членов их семей, родственников и заинтересованных взрослых, педагогов, в том числе образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение, по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ.
Подобный подход обеспечит подготовку педагога, способного осуществить индивидуализацию обучения; организовать для детей с ограниченными возможностями здоровья принимающую и понимающую среду, обеспечивающую их социальное и познавательное развитие.
Заметим, что в процессе повышения квалификации важно познакомить педагогов с условиями создания инклюзивной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка и признающей его уникальность,
неповторимость и право на качественное образование опирается, в первую очередь, на модернизацию образовательной системы образовательной организации.
Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей на основе собственного гибкого переструктурирования, учета особых образовательных потребностей каждого включаемого ребенка. Это может найти отражение в разработке вариативного индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательной организации; разработке адаптированной образовательной программы, созданием инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ.
Нужно подчеркнуть, что содержание обучения должно учитывать потребности педагога и опираться на перечень компетенций, необходимых для осуществления инклюзивной практики. При этом следует иметь в виду, что инклюзия - это инновация для системы образования, и компетенции, обеспечивающие традиционную практику не идентичны компетенциям, необходимым для реализации инновационного подхода. На наш взгляд, наиболее важным будет владение навыками организации: взаимодействия в детском коллективе; взаимодействия с родителями; командного взаимодействия; исследовательской деятельности; проектной деятельности. Для точного определения перечня необходимых компетенций целесообразно использовать метод профессиографирования, что позволит создать некоторую обобщенную эталонную модель специалиста и в соответствии с этим определить содержание его подготовки. Формирование подобных компетенций возможно при широком использовании компетентностно-ориентированных технологий: ролевых игр, ИКТ, технологий проектирования и т.д. При такой
организации занятий акцент делается на активную самостоятельную работу, конструирование слушателями своих знаний.
Одной из важных форм подготовки специалистов, осуществляющих сопровождение детей с ОВЗ является организация образовательного процесса на базовой площадке. Целью деятельности базовой площадки образовательной организации является разработка инновационных проектов в рамках научно-исследовательских направлений, приоритетных для развития российской и региональной системы образования, внедрение новых образовательных технологий, инновационных проектов (программ), а также совершенствование научно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, ретрансляция передового педагогического опыта.
Данный процесс может быть реализован в проведении региональных научно-методических и научно-практических семинаров, педагогических мастерских, мастер-классов, круглых столов и др. Их работа направлена на повышение квалификации педагогических кадров, предусматривающей ознакомление слушателей с новейшими достижениями в области специальной
педагогики, психологии, дефектологии, частных методик.
В процессе повышения квалификации, реализуемого на базовой площадке, особое внимание уделяется формированию и совершенствованию
профессиональных компетенций педагогических работников. Например:
– способности наблюдать, анализировать и оценивать деятельность детей, диагностировать уровень их развития, оценивать методическую оснащенность педагогического процесса, вносить конкретные предложения по его совершенствованию; анализировать собственную педагогическую деятельность (рефлексировать);
– умению организовать образовательную и самостоятельную деятельность детей с ОВЗ; управлять поведением и действиями детей, регулируя их;
– умению создать условия, обеспечивающие эффективность педагогического процесса; планировать работу с детьми с ОВЗ; подбирать формы, виды и средства коррекционно-педагогического воздействия на детей, с учетом знания их индивидуальных особенностей, прогнозировать результаты педагогического воздействия;
– готовности к реализации в образовательном процессе развивающего педагогического взаимодействия, основанного на модели субъект-субъектных связей, основанных на взаимопонимании и устойчиво-положительном ведущем типе отношений;
– способности находить индивидуальный подход к детям; регулировать взаимоотношения между ними, разбираться в конфликтных ситуациях и устранять их;
– осуществлении коррекционно-педагогической деятельности с целью реализации интегративных моделей образования;
– владении коррекционно-развивающими педагогическими технологиями, реализующими субъект-субъектные отношения педагога и ребенка, когда совместно определяются цели, содержание, оценки на основе сотрудничества, сотворчества;
– моделировании и осуществлении психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
– готовности к взаимодействию с другими специалистами сопровождения и педагогическими работниками дошкольной образовательной организации в реализации коррекционно-педагогического процесса;
– умению осуществлять консультирование семей, воспитывающих детей с ОВЗ, по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ;
– способности организовать для детей с ОВЗ принимающую и понимающую среду, обеспечивающую их социальное и познавательное развитие.
Назовем список базовых площадок кафедры дошкольного и начального общего образования, реализующими в своей практике опыт коррекционно-педагогической и инклюзивной практики с детьми с ОВЗ:
1. МБОУ «Центр образования № 23» г. Тулы.
2. МБОУ «Центр образования № 29» г. Тулы.
3. МКДОУ – детского сада № 19 г. Узловая.
4. МДОУ центра развития ребёнка – детского сада № 21 г. Узловая.
5. МКДОУ № 9 компенсирующего вида, г. Ефремов.
6. ГОУ ТО «Новомосковская школа для обучающихся с ОВЗ», г. Новомосковск.
7. ГОУ ТО "Щекинская школа для обучающихся с ОВЗ», г. Щекино.
8. ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Щекино.
9. ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», г. Суворов.
10. МБДОУ Центр развития ребёнка-детский сад № 4» г. Тула, п. Косая Гора.
Педагоги образовательных организаций (базовых площадок) приняли активное участие в работе Всероссийских научно-практических конференций: «Инклюзивное образование: доступность, качество и эффективность в условиях реализации ФГОС» (28 сентября 2017 года); «Междисциплинарный подход как условие успешной интеграции и реабилитации детей с особыми образовательными потребностями» (15 ноября 2018 года). Конференция проводилась в рамках Всероссийского форума «Лидер в образовании». Педагоги выступили с докладами на секционных заседаниях конференций с докладами. Были подготовлены научные статьи по завершении работы данных конференций.
Нужно отметить, что за последние три года вышеназванными образовательными организациями было проведено много различных мероприятий регионального характера: региональные педагогические мастерские (6), мастер-классы (14), круглые столы (7), научно-методические и научно-практические семинары (19).
Спектр обсуждаемых проблем в ходе работы данных мероприятий разнообразен: создание специальных условий для реализации коррекционно-педагогического процесса, специфика организации коррекционно-развивающего обучения, особенности взаимодействия специалистов сопровождения в организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ, формы и методы работы образовательной организации и семей, воспитывающих детей с ОВЗ и др.
В рамках диссеминации передового педагогического опыта опубликованы учебно-методические пособия, обобщающие опыт работы базовых площадок:
- «Опыт работы базовых площадок Узловского района Тульской области по организации образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями» (Баранова Г.А., Трусова Н.В.).
- «Реализация в образовательном процессе дошкольной образовательной организации компенсирующего вида программ коррекционно-развивающего обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья» (Баранова Г.А., Васильева Н.В.).
- «Организация образовательного процесса в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями речи) в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов» (Баранова Г.А., Логачев С.С.).
- «Применение учителем-логопедом нормативной и методической документации в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Баранова Г.А., Тычинина А.А. и др).
- «Организация коррекционно-педагогического процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения» (Баранова Г.А., Зотова Т.В.).
- «Реализация коррекционно-развивающих технологий в образовательном процессе специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения (в условиях перехода на ФГОС обучающихся с умственной отсталостью)» (Баранова Г.А., Губанова Е.А.).
- «Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующего вида» (Баранова Г.А., Борисова А.Н, Самошкина С.В.).
- «Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики» (Баранова Г.А., Васильева Н.В.).
- «Реализация современных образовательных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации (в условиях инклюзивной практики)» (Баранова Г.А., Трусова Н.В.).
Кроме этого, итогом деятельности базовых площадок явились: разработка научных публикаций, электронных материалов, соответствующих предмету совместной деятельности, видеозаписи открытых занятий, мероприятий, методические рекомендации, образовательные программы; банк видеоматериалов, презентаций и др., обеспечивающие возможность использования результатов деятельности базовой площадки в целях позитивного изменения образовательной практики в регионе. Опубликованы статьи в научно-методических журналах: «Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство», «Дошкольное образование»; «Коррекционно-педагогическое образование»; «Методист»; «Воспитание и обучение детей младшего возраста» и др.
Следует отметить, что функционирование базовой площадки является основой профессиональной подготовки педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации и рассматривается как целостное образование в структуре повышения квалификации, интегрирующее мотивационный, содержательный и операционный компоненты образовательного процесса подготовки специалиста
в организации коррекционно-развивающего обучения.
Итак, содержанием основных направлений работы научно-исследовательской лаборатории «Особый ребенок» является расширение представлений педагогов о моделях и технологиях психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального (коррекционного) и инклюзивного образования; изучение методических аспектов организации специального (коррекционного) и инклюзивного образования в условиях общеобразовательных и специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций. Реализация данных направлений находит отражение в разработке дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, осуществляющих сопровождение детей с ОВЗ; функционировании базовых площадок, реализующих на практике различные формы организации коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ.