Просмотр содержимого документа
««Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности познавательного процесса»»
«Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению»
Руководитель РМО начальных классов : Колесникова Т. В.
г. Михайлов
« Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться »
В. А. Сухомлинский
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения необходимых целей.
Умение заинтересовать обучающихся — одно из направлений инновационного педагогического поиска, как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала.
Необходимо проектировать перспективные цели
Общие цели урока должны быть детализированы микроцелями
Цель должна указывать на её достижение
Цели урока
Цель должна соизмеряться с возможностями обучающихся
Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели обучающимися
На занятии работают двое – педагог и обучающийся, и только правильно организованная работа может побуждать обучающегося заниматься.
При подготовке к урокам необходимо учитывать мотивационное обеспечение занятия
постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к обучению через обеспечение психического и физического здоровья на занятии, соблюдение гигиены труда;
создавать ситуации успеха;
стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности обучающихся в общении и сотрудничестве с педагогом и группой;
способствовать развитию обучающихся с разными способностями, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;
стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
Способы и приемы развития интереса:
- Увлечённое преподавание;
- Новизна учебного материала;
- Связь знаний с судьбами людей;
- Показ практического применения знаний;
- Проблемное обучение;
- Обучение с компьютерной поддержкой;
- Взаимообучение (в парах, микрогруппах);
- Тестирование знаний;
- Создание ситуации успеха;
- Соревнование (с товарищами по классу, самим собой).
Формы и методы работы:
- Создание проблемной ситуации;
- Привлечение учащихся к оценочной деятельности;
- Урок-путешествие, ролевая игра, защита проектов;
- Урок-путешествие, ролевая игра, защита проектов;
- Привлекательная цель
Заметно повышает мотивацию:
- вовлечение в деятельность всех обучающихся группы;
- создание нестандартных ситуаций;
- демонстрация достижений каждого обучающегося на каждом занятии;
- умение хвалить любого обучающегося на каждом занятии, даже за малые успехи.
- умение хвалить любого обучающегося на каждом занятии, даже за малые успехи.
- умение хвалить любого обучающегося на каждом занятии, даже за малые успехи.
- умение хвалить любого обучающегося на каждом занятии, даже за малые успехи.
- Проблемное обучение - мощнейший способ повысить интерес к предмету.
- Групповая работа - полезна для развития
социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим.
Соревнования в повышении мотивации весьма эффективны. Но использовать соревнование нужно очень осторожно и только между школьниками с равными возможностями.
Использование ИКТ – это подготовка детей к овладению современными компьютерными технологиями и актуализация полученной с их помощью
информации для дальнейшего
самообразования .
Задачи:
- Активизировать познавательную деятельность учащихся начальных классов;
- Проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, аудиозаписи, ресурсы интернета);
- Повысить объём выполняемой работы на уроке;
- Повысить эффективность урока.
Формирование мотивации замедляют:
- эмоциональная бедность сообщаемого учебного материала;
- невысокая компетентность педагога, его незаинтересованность работой;
- излишняя повторяемость одних и тех же приемов;
- однообразные задания; отсутствие оценки;
- недоброжелательное отношение к обучающимся;
- приемы понуждения.
6
- В заключении нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать. Это доброжелательный настрой урока.
Именно от педагога, используемых им приемов, методов и средств, от умения настроить обучающихся на успех, от его умения отбирать содержание учебного материала, зависит успешность формирования учебной мотивации обучающихся.
Спасибо за внимание!