СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение эффективности уроков русского языка и литературы посредством использования мультимедийных и интерактивных цифровых технологий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеизвестен тот факт, что у человека существует три основных канала восприятия информации. Эффективность работы этих каналов восприятия, по исследованиям  физиологов и психологов, выглядит следующим образом:

визуальный – 60%;

аудиальный - 30%;

кинестетический - 10%.

Поэтому наиболее продуктивным способом передачи информации остается визуальный (зрительный) канал, использовать который помогает применение наглядности в процессе обучения

Просмотр содержимого документа
«Повышение эффективности уроков русского языка и литературы посредством использования мультимедийных и интерактивных цифровых технологий.»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Общеизвестен тот факт, что у человека существует три основных канала восприятия информации. Эффективность работы этих каналов восприятия, по исследованиям физиологов и психологов, выглядит следующим образом:

визуальный – 60%;

аудиальный - 30%;

кинестетический - 10%.

Поэтому наиболее продуктивным способом передачи информации остается визуальный (зрительный) канал, использовать который помогает применение наглядности в процессе обучения. Использование, например, информационно-коммуникативных технологий повышает уровень наглядности, что в несколько раз увеличивает успешность обучения. Показательно, что исключительно визуальная информация усваивается человеком на 25%, аудиоинформация на 12%, а комплексное аудивизуальное представление информации поднимает этот уровень до 65% [В.Ф.Габдулхаков, Г.Х. Ахбарова, Т.О.Скиргайло, Г.А.Голикова «Использование компьютеров в процессе преподавания русского языка и литературы», Казань, 2001]. Использование мультимедийных и интерактивных цифровых технологий на уроках русского языка, литературы и мировой художественной культуры дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный,  кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала.

Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет использовать главный принцип восприятия –эмоциональность.
Цель любого обучения – передача накопленного опыта, передача информации. В современном обществе, накопившем огромные ресурсы информации, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором его профессиональной деятельности, существенно изменяются требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Возникает насущная потребность постоянного повышения своего уровня образования каждым человеком для обеспечения уровня успешности.

Комплексное использование различных программных и технических средств мультимедийных и интерактивных цифровых технологий позволяет существенно повысить эффективность, а также включать различные приемы и методы активного обучения. Уровень качества знаний учащихся всегда зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Поэтому, бесспорно, применение мультимедийных и интерактивных цифровых технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования.

При использовании новых технологий в обучении ребенок становится центральной фигурой образовательного процесса, а учитель занимает позицию человека, направляющего и организующего самостоятельную деятельность учащихся. Его основная роль теперь - постановка целей обучения, организация условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.

Использование мультимедийных и интерактивных цифровых технологий позволяет интенсифицировать процесс обучения и открывает широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса, позволяя осуществить деятельностный подход в обучении. Современные педагогические технологии предполагают применение электронных учебников, электронных лекций, виртуальных экскурсий, программ-репетиторов, справочников, энциклопедий, уроков в электронном виде и методических разработок к ним. Использование мультимедийных и интерактивных цифровых технологий в преподавании русского языка, литературы и мировой художественной культуры позволяет наладить процесс обучения в сотрудничестве, активизировать познавательную деятельность учащихся, осуществить дифференцированный, индивидуальный, личностно-ориентированный подход, а также разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения. Следует отметить, что, прежде всего, главное достоинство применения компьютера на уроке - возможность разнообразить виды работы и существенно расширить область самостоятельной работы учащихся. А разумное сочетание индивидуальной и групповой работы способствует не только повышению эффективности образовательного процесса, но позволяет создать на уроке комфортную психологическую атмосферу.

Характерной особенностью уроков русского языка является большой объём работы, который необходимо реализовать для приобретения учащимися соответствующих умений и навыков, а также характер этой работы: кропотливое выполнение упражнений, переписывание из учебника дидактического материала с одновременным выполнением каких-либо грамматических заданий.
Использование мультимедийных и интерактивных цифровых технологий на уроках русского языка позволяет разнообразить формы деятельности учащихся, активизировать внимание и реализовать творческий потенциал личности.

Большим подспорьем в реализации этих видов работы являются готовые программные продукты («Фраза», методический комплекс компании «Медиахауз», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и  Мефодия»).

Использование мультимедийных и интерактивных цифровых технологий позволяет научить учащихся самостоятельно находить материал в Интернете, составлять презентации, а следовательно, развивает самостоятельность учащихся, умение анализировать и систематизировать информацию. Подготовленные учителем, а иногда и самими учащимися, тематические кроссворды, занимательные и обучающие тесты, презентации по таким темам, как жизнь и творчество писателей, правила орфографии и пунктуации, являются наиболее часто применяемым и эффективным видом работы, вызывающим чувство удовлетворённости результатами своего труда и повышающим мотивацию учения. Продуктивно проходят уроки - зачёты по изученным темам. Построение схем и таблиц в презентации позволяет эстетично оформлять учебный материал.

Применение Интернет - викторин, олимпиад, конкурсов позволяет интенсифицировать процесс обучения и развития, сделать его более ярким и наглядным, а также вести обучение в индивидуальном для каждого темпе. Возможность использовать во время урока словари и справочники в режиме on – line позволяет продемонстрировать учащимся возможности оперативного нахождения информации.

Особо следует сказать об использовании мультимедийных и интерактивных цифровых технологий при подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ. Использование электронных тестов позволяет оптимизировать данный вид работы, помогает сэкономить время и дает возможность учащимся самим оценить свои знания.

На уроках литературы эффективно использование видеороликов из электронных учебников, записей музыкальных произведений, созданных на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается ( С.А.Есенина, А. Фета, Тютчева и других). Использование Интернет – ресурсов при позволяет проводить виртуальные экскурсии на родину великих писателей и поэтов, чьё творчество изучается на уроках литературы (А. Пушкина, Л. Толстого, И.С. Тургенева, И. Бунина и многих других).

Просмотр фрагментов фильмов по мотивам изучаемых произведений позволяет преодолеть потерю интереса к чтению, а задание сопоставить замысел режиссера с авторским текстом вызывает интерес даже слабоуспевающих учеников. Особого внимания заслуживает возможность использования компьютера при изучении драматических произведений Гоголя, Островского, Грибоедова, Чехова.

На литературы и МХК возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку, а использование мультипликации и анимации разнообразит уроки, активизирует познавательный интерес учащихся.

Использование мультимедийных и интерактивных цифровых технологий в ходе преподавания русского языка позволяет решить следующие задачи:
повысить темп урока;

повысить уровень использования наглядности в ходе обучения.

увеличить долю самостоятельной работы учащихся;

проверить усвоение теоретических знаний;

углубить степень отработки практических умений и навыков;

формировать информационную культура учащихся,
вести дифференцированную работу с каждым учеником;

выявить пробелы в грамотности учащихся;

сделать уроки эмоциональными;

расширить духовный, социальный, культурный кругозор детей.

Учитывая все вышесказанное, нельзя не отметить существенное повышение эффективности уроков русского языка и литературы, организуемых с использованием мультимедийных и интерактивных цифровых технологий.

В заключение следует отметить, что компьютер не заменит учителя или учебник. Разумеется, не на каждом уроке есть необходимость  использовать компьютер, но нельзя не согласиться с тем фактом, что его применение позволит эффективно решить множество задач в преподавании русского языка и литературы и значительно повысить эффективность изучения предмета. Овладение умением пользоваться цифровыми образовательными ресурсами позволяет расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения, а главное - реализовать главную цель обучения - сделать процесс обучения непрерывным и повысить познавательные потребности учеников.

Список литературы.

1. В.Ф.Габдулхаков, Г.Х. Ахбарова, Т.О.Скиргайло, Г.А.Голикова «Использование компьютеров в процессе преподавания русского языка и литературы», Казань, 2001

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
4. Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Н.П. Архипова и [и др.] – М.: Глобус, 2009

5. http://school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал: основная и полная средняя школа, ЕГЭ






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!