СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Повышение электоральной активности молодёжи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос участия молодёжи в политике государства представляет большую актуальность в современной России. Именно эта возрастная группа людей представляет собой наиболее социально активную часть населения. Следовательно, участие молодежи в избирательном процессе становятся все более значимыми на сегодняшний день. 

Просмотр содержимого документа
««Повышение электоральной активности молодёжи»»



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ


ФИЛИАЛ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«лАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

вг. ПОКАЧИ









Исследовательская работа

«Повышение электоральной активности молодёжи»













Руководитель: Пашаев Шовлет Новрузбекович,

преподаватель истории и обществознания
















г. Покачи

2015




Оглавление:

Введение ……………………………………………………………...................3

Глава I.

Факторы, влияющие на электоральную активность молодёжи ……....….6

Глава II.

Организация работы по привлечению молодёжи к участию ввыборах…10

Глава III.

Российские и зарубежные исследования по привлечению молодёжи к выборам…………………………………………………………………..…....14

Глава IV.

Пути повышения электоральной активности современной российской молодёжи………………………………………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………. 22

Список использованных источников и литературы………………….......24

Приложение ……………………………………………………………………25

Введение

Молодёжь - это та часть населения Российской Федерации, устремлениями и действиями которой в скором будущем станет определяться приоритетность и направление развития внешней и внутренней политики, механизмы управления обществом, реализация намеченных задач в развитии страны. Именно поэтому так губительна и опасна для российского общества незаинтересованность молодёжи общественной и политической сферами жизни общества.

Вопрос определение места и роли молодёжи в политическом процессе в любой стране является принципиальным. Молодёжь – это важнейший социальный и электоральный ресурс общества, который может быть использован различными партиями, политическими лидерами и силами в своих интересах. Любое государство связывает свои надежды с молодёжью.Молодёжь, как часть российского общества, характеризуется теми же особенностями политических воззрений, характерными для подавляющего числа граждан, всего общества в целом.

Поэтому вопрос участия молодёжи в политике государства представляет большую актуальность в современной России. Именно эта возрастная группа людей представляет собой наиболее социально активную часть населения. Следовательно, участие молодежи в избирательном процессе становятся все более значимыми на сегодняшний день. Готовы ли мы идти на выборы? Пойдем ли мы голосовать, когда нам исполнится 18? Осознаем ли мы свою роль в принятии того или иного решения? Нет, потому что этому вопросу очень мало уделяется внимания, как в школе, так и в СМИ. Наши родители пассивно относятся к данному вопросу, сами не всегда участвуют в голосовании и с нами об этом речи не ведут.

В современном обществе выборы являются одним из ведущих институтов демократии, так как с ними связана реализация политических прав граждан. Выборы являются главной формой проявления суверенитета народа. Обеспечивают смену правящих элит.

Одна из актуальнейших проблем современного российского общества является нежелание жителей, и молодежи в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни. Особую озабоченность вызывают тенденции к пассивной позиции среди молодежи, проявления крайних форм правового нигилизма, не желание встраиваться в современное общество. Одна из форм проявления этих тенденций - не желание участвовать в выборном процессе.

   Многие молодые люди не ходят на выборы, позволяя политической жизни течь в русле, диктуемом другими возрастными группами. Что само по себе плохо, так как современные тенденции не воспринимаются поколениями прошлых эпох, в силу своей новизны.

   Очень маленькое количество из людей, недавно достигших возраста, дающего активное избирательное право, используют его. Еще меньше тех, кто участвует в выборах в роли кандидатов, используя свое пассивное избирательное право.

Мы знаем, выборы- необходимый признак демократического правового государства. В соответствии со ст.3 конституции РФ «Высшим и непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Ст.32 «Граждане имеют право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» [1]. Знаем, но не понимаем, что настоящее и будущее человека, а также страны в целом зависит от нашей деятельности, нашего кругозора, мировоззрения, менталитета.

Вопросами, рассматриваемыми в данной работе, будут являться:

   - формы и методы повышения электоральной активности молодежи,

   - механизмы привлечения молодых людей в выборный процесс,

   - повышение социальной активности молодых людей, за счет использования современных технологий.

  Цель исследования: Определить уровень электоральной активность молодёжи и обозначить пути её повышения с учетом изучения российского и иностранного опыта
Задачи:

  1. Разработать анкету социального опроса для выявления отношения к выборам молодёжи от 18 и старше

  2. Осуществить сбор и анализ данных с составлением сводных таблиц об информированности молодёжи в области избирательного права и отношении к выборам

  3. Выявить условия, влияющие на электоральную активность молодёжи

  4. Изучить источники и литературу по теме исследования

  5. Рассмотреть формы и методы повышения электоральной активности молодежи;

  6. Анализ особенностей участия молодежи в выборах в России, сравнение форм и методов повышения электоральной активности за рубежом и в РФ.

Гипотеза: усовершенствование форм и методов работы по повышению правовой культуры молодёжи будет способствовать повышению её избирательной активности.

Методы исследования:

  1. Анкетирование (социологический опрос)

  2. Наблюдение

  3. Сравнительный анализ

В процессе работы я опирался на следующие источники:

Конституция Российской Федерации, Ведомственная целевая программа «Молодежь Югры», интернет источники - Официальный портал о выборах в Российской Федерации, сайт «http://molod-ugra.ru/», знакомился с результатами исследований в данном аспекте на официальном сайте Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения и другие электронныересурсы.

Глава I. Факторы, влияющие на электоральную активность молодёжи:

С целью определения отношения молодёжи кполитике и выявления основных причин низкой электоральной активности молодёжи, вмарте 2015г. я провел анкетирование, (см. приложение № 1)и социологический опрос среди жителей города Покачи относящихся к категории молодёжи.

Результаты социологического опроса показали следующее:

Молодежь не проявляет большого интереса к перипетиям предвыборной борьбы. Лишь 6 % респондентов ответили,что, как правило, внимательно изучает предвыборные агитационные материалы. Не удивительно, что именно представители этой группы чаще других ходят голосовать.

22%из опрошенных молодых людей следят за ходом предвыборной кампании не очень внимательно, 19% не следят вообще, хотя и обращают на агитацию внимание, если она попадается на глаза. Совершенное безразличие к предвыборным кампаниям выразили 15% ответивших на вопрос. Как и следовало ожидать, именно представители этой группы опрошенных голосуют реже всего.

Отметим, однако, что еще 29% не следят за предвыборной борьбой не из-за отсутствия интереса, а из-за того, что такая борьба их раздражает, поскольку правды никто не говорит, а политики только стараются очернить друг друга. Большая часть данной группы респондентов также уклоняется от участия в выборах.

Довольно большой процент респондентов указал, что вообще не видит на выборах никакой борьбы – 26%. Подобное впечатление от хода избирательной кампании не способствует повышению электоральной активности, хотя и не сказывается на решении голосовать или не голосовать так критично, как безразличие и раздражение. (См.приложение 2)

На вопросы – принимали ли вы участие в голосовании на президентских выборах – более 76 % опрошенных - ответили утвердительно, примерно такое же количество от опрошенных респондентов голосовали на выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации – 62%, но вот если опрошенные помнят за кого отдали свои голоса на выборах президента РФ 04. 03. 2012г, то большинство респондентов не помнят кандидатов, за которых они голосовали на выборах депутатов Государственной Думы РФ и депутатов Думы ХМАО-Югры13. 03. 2011г.

Причины этому разные (см. приложение № 3).

Отношение к выборам депутатов Государственной Думы РФ и Думы ХМАО-Югры у опрошенных респондентов так же не однозначное:

Примерно одинаковый процент опрошенных отвели очень полярно -41% - не верят в честность выборов и в то же время 33% - считают, что их голос очень важен, это наш гражданский долг, 23 % опрошенных заявили о том, что политикой вообще не интересуются, примечательно, что в данном случае большинство опрошенных имеют среднее профессиональное или среднее специальное образование, а в первом и втором случае – отвечали люди, имеющие высшее образование или студенты ВУЗов.

39% опрошенных считают, что результат выборов заранее известен и от их голоса ничего не зависит. (См. приложение № 4)

На вопрос – Что нужно сделать для привлечения молодёжи на выборы? Респонденты давали очень разнообразные советы: от подарков за участие в выборах до угрозы наказания. Но были и вполне здравомыслящие предложения – внедрять информационные технологии и интернет голосование, пропагандировать политическую активность в СМИ как модную тенденцию среди молодёжи, привлекать молодёжь в избирательные комиссии, повысить уровень жизни. Политикам пожелание – честно выполнять свои предвыборные обещания и т. д. (см. приложение № 5).

В целом, на мой взгляд, причин низкой электоральной активности молодёжи довольно много и поэтому, целесообразно их разделить на внешние и внутренние, или субъективные и объективные.

Опираясь на данныеанкетирования, проводимого среди молодёжи нашего города – я выделяю следующие объективные причины:

а)Политическая обстановка в стране (коррумпированность власти, неисполнение законов, взяточничество, грязная борьба партий между собой, публичные оскорбления) сама порождает недоверие власти и как следствие этого – недоверие электората.  

б)Экономические условия также оставляют желать много лучшего:  низкая заработная плата, безработица, высокие цены и т. п. – всё это озлобляет, ожесточает людей до крайности. Положительное влияние на активность электората оказывают: рост доходов, повышение образовательного уровня, становление современной системы профессиональных ролей и структуры занятости.

в)Уровень социального положения молодых людей и их семей также оказывает влияние на отношение к избирательному процессу. На основе таких признаков как образование, занятие, доходы, психология, религия и т.п. общество делится на «высшие», «средние» и «низшие» классы и страты. Расстояние между высшим и средним классами слишком велико. Люди со стабильным положением в обществе чаще и осмысленнее голосуют, чем люди из низшего слоя общества, которые вообще потеряли всякую надежду и веру в то, что их положение с приходом новых политиков к власти может измениться. Поэтому, для формирования заинтересованности у избирателей, необходимо уменьшить до минимума расстояние между крайними классами.

Внутренние или субъективные причины:

а) Возраст молодого человека. Право избирать и быть избранным существует у молодых людей, достигших 18 лет. В этом возрасте молодёжь легко поддается каким-либо переменам в государстве и влиянию со стороны рекламы предвыборных кампаний кандидатов, голосуя не умом, а эмоциями или по примеру родителей, т.е. за того же кандидата. К тридцати годам молодые люди набираются жизненного опыта, они точно знают, чего ждут от жизни, делая в соответствии с этим свой выбор.
б) Правовая культура. Сегодняшнее состояние правовой культуры российского общества зависит от действующей в стране системы правового воспитания и образования, от требований к уровню правовых знаний работников государственного аппарата, от внимания со стороны общества и государства к деятельности судебной и правоохранительной системы. Многие проблемы на выборах в России возникают из-за низкого уровня правовой культуры, отсутствия демократических традиций.
в) формирование гражданской позиции. Это не только проблема социализации молодежи, но и проблема устойчивости традиций в семье, в обществе, в государстве [2].



Глава II. Организация работыпо привлечению молодёжи к участию в выборах

Становление гражданской позиции учащихся, студентов, рабочей молодёжи неразрывно связано с формированием у них правовой грамотности, в частности в вопросах избирательного права и избирательного процесса. Подрастающее поколение должно знать, как правильно вести себя на выборах, понимать и ценить важность правопорядка, уметь сотрудничать во имя улучшения благосостояния общества, демонстрировать терпимость к политическим оппонентам, уметь самостоятельно анализировать сведения, получаемые из средств массовой информации, знать, как стать активными участниками общественной жизни.

Активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность [3].

Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества. Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью [4]

Основными формами привлечения молодёжи к участию в выборах являются:

Семья. Важным фактором политической социализации молодёжи является пример родителей. Если старшее поколение участвует в политической жизни страны, то существует большая вероятность того, что и их дети тоже будут проявлять активную гражданскую позицию, будут участвовать в выборах. Поэтому необходимо проводить мероприятия, повышающие правовое воспитание родителей.

Школа. Важную роль в формировании правовой культуры и становлении гражданской позиции играет школа. Исследования показали, что чем выше степень участия школьников школьном самоуправлении, тем выше их уровень политической грамотности и активности. 

Волонтёрские движения - добровольные, бескорыстные участия молодежи в различных общественных проектах.

СМИ. Значительная часть информации о выборах молодое поколение получает через СМИ, поэтому необходимо просматривать и обсуждать проблемы государственного устройства, систему выборов, права и обязанности граждан.

Партии и общественные движения. Создание молодёжных организаций является весомым фактором вовлечения молодёжи в электоральный процесс.

Последние годы все большей популярностью пользуются такие формы работы с молодёжью, как создание молодёжных парламентов, школьных республик, дум, правительств, школ парламентаризма, где ребята в игровой форме постигают азы избирательного права, избирательного процесса.

В нашем филиале Лангепасского политехнического колледжа такая работа тоже ведётся. В филиале колледжасоздано молодежное объединение «ПРОФЕССИОНАЛ». Программа молодежного объединения нацелена на создание всесторонне-развитой и профессионально ориентированной личности, путем объединения и целостности всех направлений воздействия. Одной из задач молодежного объединения являетсяразвитие основ демократической культуры, формирование у молодежи активной жизненной позиции, потребности к участию в общественной жизни. В филиале колледжа постоянно проводятся разные мероприятия, целью которых является повышение правовой грамотности студентов и формирование гражданской позиции.

В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации созданы и функционируют молодёжные парламенты.10 декабря 2004 года был создан Молодёжный парламент ХМАО-Югры. Как отметил Председатель молодежного парламента Константин Репин, молодежный парламент ХМАО-Югрысоздан в целях содействия в приобщении наиболее активных и подготовленных молодых граждан к парламентской деятельности, формирования их правовой и политической культуры, поддержки созидательной, гражданской активности молодежи [5].

Но количество законотворческих инициатив не велико, в составе парламента мало представителей от молодежных общественных организаций, отсутствует и политическая конкуренция. Представители большинства политических партий практически не принимают участие в работе парламента.

Кроме окружного, существуют и муниципальные молодёжные парламенты.

В своём исследовании я неоднократно обращались к официальному сайту «Молодёжное парламентское движение в России» почерпнули много полезной и интересной информации и сделал следующий вывод –молодёжный парламент ХМАО-Югры довольно успешно функционирует, на странице сайта часто публикуется информация о работе молодёжного парламента.

Ведущий специалист управления культуры и молодежной политикиадминистрации г. ПокачиСвистун Татьяна Васильевна координирует работу с молодёжью в нашем городе[6]. Вся информация о проводимых в городе мероприятиях конкурсах, семинарах, слётах, работе волонтёрских отрядов, тематических месячниках – публикуется на страницах официального сайта администрации города.

Нельзя не отметить большую и разностороннюю работу с молодёжью окружногодепартамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры. На официальном сайте «http://www.doinhmao.ru» постоянно размещается информация о проводимых семинарах, конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях, профильных сменах, о работе волонтёрских отрядов округа. Всё это конечно способствует становлению гражданской позиции, воспитанию патриотизма. На сайте постоянно размещается информация о грантовых конкурсах для молодёжи. В округе принята и реализовывается ведомственная целевая программа «Молодёжь Югры» цели программы:

- развитие благоприятных условий для успешной социализации и эффективной самореализации, конкурентоспособности молодежи в социально - экономической сфере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

- повышение степени интеграции молодых людей в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения их вклада в развитие России и ХМАО-Югры.

Основные задачи:

1. Создание системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи;
2. Создание условий для эффективного поведения молодежи на рынке труда;
3. Вовлечение молодежи в социальную активную деятельность, развитие детских и молодежных общественных организаций, и объединений;

4. Создание условий для развития гражданско-, военно-патриотических качеств молодежи;

5. Повышение качества оказания услуг для молодежи.



Глава III. Российские и зарубежные исследования по привлечению молодёжи к выборам

Развитие информационных и коммуникационных технологий во многом определяет общественное и политическое развитие каждого государства. Одним из перспективных направлений использования современных информационных технологий является развитие электронного голосования избирателей. В международной практике под термином «электронное голосование» понимается применение технологии получения и подсчета голосов избирателей, а также подведения итогов голосования с помощью любых электронных средств.

Самостоятельным видом электронного голосования является удаленное (дистанционное) голосование с использованием информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет (далее – интернет-голосование) или других каналов связи (например, телефонная линия). Использование при голосовании систем удаленного доступа делает факт голосования независимым от места нахождения избирателя. Это позволяет привлечь к избирательному процессу граждан, которые в силу тех или иных причин не могут принять непосредственного участия в выборах. Интернет-голосование оказывает существенное влияние на политическую активность молодых избирателей, для которых Интернет стал во многом основным источником информации и едва ли не единственным средством коммуникации. Интернет-голосование объективно расширяет возможности волеизъявления граждан, снижая риск административного воздействия на них со стороны властных структур. Вместе с тем мировой опыт показывает, что для внедрения и эффективного использования интернет-голосования требуется долгая и согласованная работа государства, политических и общественных организаций, экспертного сообщества по преодолению технических, организационных и правовых проблем, возникающих на пути внедрения данной системы [3].

К настоящему времени многие страны активно разрабатывают национальные проекты электронного голосования избирателей, в том числе интернет-голосования.

Нидерланды. Здесь принята программа действий в области электронного правительства, в рамках которой предполагается с помощью сети Интернет превратить голосование в более простой и доступный для граждан процесс. Высокую заинтересованность в этом проявили муниципалитеты страны. На выборах в Европарламент 2005 года избирателям, проживающим за рубежом, была предоставлена возможность проголосовать через Интернет или по телефону. В перспективе предполагается применять электронное голосование, в том числе интернет-голосование, на выборах всех уровней.

Швейцария. На национальном уровне правовая база для проведения пилотных проектов по электронному голосованию была создана в 2002 году после одобрения Федеральным советом. Результаты двух официальных избирательных кампаний превзошли ожидания организаторов. 90% швейцарцев, которые участвовали в электронном голосовании, хотели бы снова принять участие именно в электронном голосовании. Анонимность была обеспечена тем, что для голосующих через сеть Интернет не было именного списка, а только номера действительных карточек для голосования. При случайном прочтении итогов голосования нельзя было определить личность проголосовавшего, а только его номер. По этим итогам были сделаны три основных вывода: при интернет-голосовании невозможно манипулирование с бюллетенями; гарантия регистрации голоса путем появления на экране компьютера уведомления о приеме голоса по окончании передачи данных; использование ID-карточки третьим лицом не позволяет голосовать за избирателя, т.к. избиратель идентифицирует себя, указав свой секретный код, дату и место рождения. В настоящее время Федеральным советом принято решение о постепенном распространении электронного голосования во всех кантонах.

Великобритания. В 2002—2005 годах проводились масштабные тесты систем электронного голосования. В 2002 году в ряде районов было разрешено голосование через сеть Интернет (с домашних компьютеров) и мобильные телефоны (посредством sms-сообщений). Основная причина – желание привлечь молодежь к участию в выборах. На муниципальных выборах в Ливерпуле в порядке эксперимента было разрешено голосовать через сеть Интернет по мобильному и обычному телефонам. Вместе с тем такая технология дистанционного голосования подвергалась серьезной критике. Основные аргументы противников – ненадежность систем дистанционного голосования и большая вероятность мошенничества [3].

Введение интернет-голосования способствовало, пусть и незначительно, повышению явки на выборах в представительные органы власти. В Эстонии такой рост составил 7%, в Великобритании явка увеличилась на 4%. Наибольший всплеск активности наблюдается в ходе проведения пилотных проектов, когда избиратели, привлеченные новизной, стремятся опробовать интернет- голосование в качестве одного из альтернативных способов.

В России также был проведен масштабный всероссийский опрос, который со всей очевидностью подтвердил идентичность отношения российских избирателей к введению интернет-голосования с преобладающими настроениями в других странах. Так, согласно инициативному опросу, проведенному ВЦИОМ в сентябре-октябре 2008 года по федеральной выборке, треть россиян (34%) в целом положительно относятся к идее интернет- голосования. Половина сограждан (48%) негативно относится к такому нововведению: 23% заявляют «скорее, нет», 25% — «безусловно нет».

Подобные данные совпадают с результатами опроса, проведенного в 2007 году в Австрии (стране, которая, так же, как и Россия, не практиковала электронное голосование даже в тестовом режиме). Здесь в ходе опроса 35% респондентов заявили о том, что готовы голосовать по Интернету, а 58%, что не собираются этого делать. Еще один социологический опрос избирателей в России был проведен непосредственно среди избирателей, принимавших участие в эксперименте по проведению электронного опроса избирателей во время выборов в городе Новомосковске Тульской области. По его итогам среди опрошенных избирателей города Новомосковска положительно относящихся к введению интернет-голосования насчитывалось 71%, а негативно относящихся к нововведению – менее 10%. Однако стоит отметить, что эти результаты были получены после проведения комплекса информационно-разъяснительных мероприятий среди избирателей. Данные, полученные в ходе социологического сопровождения эксперимента по электронному опросу избирателей в пяти субъектах Российской Федерации 1 марта 2009 года, лишь подтверждают результаты исследования общественного мнения жителей города Новомосковска. Так, положительно отнеслись к идее внедрения электронного голосования 71,3% опрошенных, негативно – 6,85%. При этом 58,9% опрошенных считают необходимым скорейшее внедрение дистанционного электронного голосования в России [7].

Таким образом, данные зарубежных и отечественных социологических опросов позволяют утверждать, что использование интернет-голосования в качестве дополнительного способа волеизъявления граждан не вызывает резкой негативной реакции граждан. Более того, использование Интернета в качестве дополнительного канала голосования на выборах, даже в режиме эксперимента, способствует росту доверия граждан к выборам и росту электоральной активности[10].








Глава IV. Пути повышения электоральной активности современной российской молодёжи

Определение причин снижения электоральной активности и методов её стимулирования - одна из актуальнейших задач современной социологии, её решение позволит привлечь граждан к политическому процессу.

Молодёжь, как часть российского общества, характеризуется теми же особенностями политических воззрений, характерными для подавляющего числа граждан, всего общества в целом.

Исследования показывают, что интерес к общественно-политической жизни у россиян снижается. Пики общественно-политической активности россиян приходились на 2004 и 2007 гг., тогда никак не проявила себя в этой сфере только треть граждан (32 и 39% соответственно) [7]. Наиболее пассивно россияне ведут себя сейчас - две трети опрошенных игнорируют общественную и политическую жизнь страны (61%).

Активность же остальных в этой сфере чаще всего сводится к участию в выборах (27%). Наиболее массовыми, согласно ответам респондентов, оказались выборы 2004 г., когда избирали президента страны (55%) [8].

Остальные же, кто сегодня как-то себя проявляет в этой сфере, чаще всего сообщают, что участвовали в коллективном благоустройстве (8%, три года назад - 15%). Еще 4% участвовали в сборе вещей и средств для попавших в беду, по 2% - в сборе подписей в преддверии выборов и работе домового комитета.

Ключевые аргументы россиян, игнорирующих общественно-политическую жизнь страны, за последние четыре года изменились. Если раньше респонденты чаще всего сетовали на бесполезность своего участия (29%) и недостаточную квалификацию (27%), то сегодня доминирующим аргументом является отсутствие интереса к политической сфере в принципе (36%). На втором месте - уверенность в бесполезности усилий (25%), на третьем - недостаточная квалификация и отсутствие возможностей этим заниматься (18-19%) [8].

Значительно реже фигурируют как причины отсутствие симпатичных общественно-политических организаций (7%), достойных лидеров (5%), уверенность в том, что президент со всем может справиться сам (4 против 10% в 2007 г.), убежденность в том, что политика - «грязное дело» (2 против 6%).

Однако нельзя однозначно говорить об устоявшейся тенденции игнорирования молодёжью политической жизни страны. В условиях слабого развития самоорганизации молодёжи велика роль попечительской функции государства. Поэтому, естественно, что большинство юношей и девушек ожидают решения многих своих проблем именно от государства [12].

«Молодёжная политика государства становится в глазах молодёжи приоритетной, она относится к этой политике с повышенным вниманием.

Нынешнюю молодёжную политику государства однозначно положительно оценивают 15,3%, т.е. 5,7 млн. человек. Это невысокий показатель, но он больше, чем был 10 лет назад - 5, 4%. Большинство - 41,7% - придерживаются мнения, что в России в интересах молодёжи «что-то делается, но это мало заметно». Недовольны результатами нынешней молодёжной политики российской власти 32% молодёжи (11,8 млн. человек), ещё 11% затрудняются оценить эффективность такой политики» [9].

«Доля оценивающих нынешнюю молодёжную политику власти как эффективную составляет среди юношей - 15,3%, девушек - 15,4%; как неэффективную, соответственно 37,2% и 26,8%».

На вопрос о причинах такой электоральной активности исследователи дают разнообразные ответы.

Десакрализация общества и наиболее восприимчивой его части - молодежи, потеря общечеловеческих ориентиров,

Недостаточное количество доступно изложенной информации о выборах,

Правовой нигилизм,

Недоверие к власти,

Концентрация законодательной власти в руках властвующей элиты, не оставляющая шансов на реальное участие молодежи в выработке и реализации молодёжной политики.

Основным решением проблемы недостаточной политической активности является увеличение явки избирателей через достижение заинтересованности политической жизнью страны в среде молодёжи, повышение привлекательности хода проведения выборов, расширение его форм и методов проведения.

Одним из наиболее современных направлений в развитии методов проведения голосования является право выбора через сеть Интернет или иную информационно-коммуникационную сеть передачи данных. Данное направление в развитии избирательной системы, без сомнения, вызовет интерес не только у молодых людей, однако оно еще находится в разработке и требует существенного дополнения.

Каждое изменение в жизни общественных институтов начинается и завершается благодаря изменениям общественного сознания, устремлений и желаний общества. Любые попытки формирования или изменения уже существующих общественных структур, без воздействия на ценностные ориентиры молодёжи, её моральные и нравственные убеждения, будут по определению направлены на внешние, вторичные аспекты функционирования этих структур, по причине того, что базовым, основополагающим аспектом в них является человек с его самосознанием и мировоззрением.

Наиболее значимым фактором, негативно влияющим на заинтересованность политической сферой жизни общества является отсутствие устоявшейся системы ценностей. Причем разработка системы ценностей не представляет особой проблемы. Самое сложное в данной ситуации донести данные ценности до молодёжи, которая сознательно ограждает себя от основных источников информации.

Существуют основные общечеловеческие ценности, апробированные годами истории цивилизаций всего мира:

 Стремление к законности, гуманизму, высоким ценностным идеалам,

 Воспитание гражданской гордости, патриотизма,

 Стремление к обретению семьи, детей, здорового поколения,

 Повышение социальной активности населения, через воспитание правосознания, создание гражданского общества, а затем, построение правового государства [13].

Следует создать такие способы коммуникации, которые смогут донести все эти ценности до молодёжи.

Разработка и создание долгосрочных проектов по реализации насущных проблем молодежи (трудоустройство, квартирный вопрос, уровень заработной платы, помощь молодым семьям и т. д.) с активным привлечением к реализации данных проектов своих потенциальных избирателей, отстаивание их интересов и прав, провозглашенных в международных правовых актах и национальном законодательстве, могут создать положительный имидж у молодежи, а значит, и вызвать формирование общественно значимых интересов в их среде.

Из вышесказанного необходимо констатировать, что в привлечение молодежи к политическому процессу должны быть задействованы как государственные институты власти, так и не государственные. Широкое участие молодежных, волонтерских, общественных организации, студенческих научных кружков и обществ в работе избирательных комиссий различного уровня, открытость и защищенность наблюдателей оппозиционных политических объединений при подсчете голосов, публикация фактов фальсификации на страницах как государственных, так и независимых СМИ будут способствовать повышению уровня доверия среди молодежи, повышению ее правовой грамотности и политической активности.

Заключение
Молодёжь в любом обществе была и остаётся наиболее активной и деятельной его частью. Молодёжь России - не исключение. Она действительно заинтересована в решении не только собственных проблем, но в реализации государственных задач, помощи обществу в целом. Для конструктивного взаимодействия государственной власти и молодёжи, необходима заинтересованность политических субъектов проблемами молодёжи, готовность прислушиваться к её мнению, восприятие молодого поколения как полноправной части общества, способной к адекватному сотрудничеству. Воспитание в молодом поколении чувства собственного достоинства, патриотизма, чувства ответственности за происходящие в жизни страны события и желания эффективно влиять на них в соответствии со своими интересами, в совокупности с необходимым уровнем правовой культуры, будет способствовать осознанию собственной роли в отношениях между властью и гражданином. Только открытость и действительное желание сотрудничества с молодёжью со стороны власти, будет гарантом добровольного участия молодого поколения в политической жизни страны, и, в частности, реализации своего электорального права.

В России накоплен определенный опыт работы с молодым поколением избирателей. Разумеется, ощутимые результаты достигаются не сразу. Мы не раз убеждались, что основной вопрос не только в предоставлении необходимых политических и экономических свобод, но и в том, чтобы научить молодых россиян быть гражданами в новом смысле – иметь правовое сознание, разделять ответственность, принимать участие в гражданской деятельности. Нам бы хотелось, чтобы молодёжь сама начала проявлять интерес к процессу организации и проведения выборов, участвовала в работе избирательных комиссий. Принципиально измениться отношение молодёжи к политике, к институту выборов может лишь тогда, когда она почувствует себя реальным участником и субъектом трансформационных процессов в нашей стране. Но это будет возможно, если государство реально, а не формально сделает приоритетной молодёжную политику, сделает доступным получение образования, создание своего дела, реализацию приобретённых профессиональных навыков за достойное вознаграждение, создание семьи, приобретение жилья, получение доступного медицинского обеспечения, решит другие социальные вопросы. 

Зарубежными странами тоже накоплен большой опыт по вовлечению молодёжи в избирательный процесс, широко распространена практика волонтёрства. В России государственные, политические, общественные организации стараются перенять этот опыт, но пока ещё значительная часть молодых людей относится к политике очень поверхностно. Также политическое сознание современной российской молодёжи носит противоречивый характер. Наряду с недоверием к политическим институтам страны в сознании значительной части молодого поколения созревает понимание ценности государства. Система позитивных социальных ценностей и ориентиров создает благоприятную морально-психологическую атмосферу, которая способствует вовлечению в политические и государственные процессы.

Приходится признать, что новое поколение самостоятельнее, чем предыдущее, и, что самое главное, имеет возможность выбирать.




Список используемых источников и литературы:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: офиц. текст –Ростов н/Д: Феникс 2012г

  2. Ведомственная целевая программа «Молодежь Югры» на 2011-2013 и 2014-2016гг.

  3. Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения http://wciom.ru/

  4. Сайт молодежного парламентского движения России http://www.newparlament.ru/workspaces/view/547

  5. http://molod-ugra.ru

  6. Официальный сайт администрации г. Покачиhttp://www.admpokachi.ru/administration/

  7. Неустроев И. Г. «Воспитание политической активности и правовой культуры в молодёжной среде современной России». М., 2005г.

  8. Павлова Наталия Николаевна «Формирование активной гражданской позиции молодежи через работу добровольческого движения в условиях образовательного учреждения»http://nsportal.ru/

  9. А.Ф. Никитин Политика и право, Москва «Просвещение», 1999

  10. Ведомственная целевая программа «Организация деятельности в области образования, науки и молодежной политики на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2013-2015 годы.

  11. http://www.young-ugra.admhmao.ru/wps/portal/young/home/parliament

  12. Сборник научных трудов межрегиональной научно-практической конференции на тему: «МЕСТО И РОЛЬ МОЛОДЕЖИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА», Курск, 2007.

  13. М.К. Горшков, Ф. Э. Шереги, «Молодёжь России: социологический портрет», Издание второе, 2010


Приложения

Приложение №1

Анкета социального опроса для выявления отношения к выборам молодежиг. Покачи от 18 и старше

1) Ваш возраст

2) Пол

3) Образование

4.Как Вы относитесь к выборам?

а) это очень важно

б) не считаю это важным

в) никак

5. Принимали ли вы участие в прошлых выборах?

а ) в выборах президента Р.Ф.?

б) в выборах Депутатов Государственной Думы ФСРФ

в) в выборах депутатов Думы ХМАО - Югры

6. Вы собираетесь голосовать на ближайших выборах? ___________

а) что может побудить Вас пойти на выборы___________________________

б) что Вас привлекает в выборах_____________________________________

в) что изменится, если Вы пойдете на выборы__________________________

г) что хотите получить от выборов__________________________________

7. По какой причине Вы не участвуете в выборах?

- не верю в честность выборов

- не считаю, что мой голос что-то решает

- мне наплевать на выборы и политику вообще

- лень, неохота

- свой вариант________________________

8. Из каких источников Вы получаете информацию о политических партиях и их лидерах, об общей политической ситуации в стране?

(укажите какие)______________________________________________________________

9. Ежедневно ли Вы просматриваете газеты накануне выборов?

10. Принимали ли Вы участие в мероприятиях, связанных с повышением правовой культуры молодежи. Если да, то где и когда?

11. Знаете ли Вы о существовании региональных представительств молодежных общественных организаций?



Приложение № 2

Результат социологического опроса

Диаграмма «Интересуетесь ли вы политикой и следите за предвыборной агитацией?»




Соц. опрос проводился 06-10. 03. 2015г. студентами группы ПБУ Лангепасского политехнического колледжа филиала в г. Покачи

На вопросы отвечали жители г. Покачи, в возрасте от 18-25 лет.




















Приложение № 3

Результат социологического опроса

Диаграмма «Принимали ли вы участие в выборах президента РФ 04. 03. 2012г)


Соц. опрос проводился 06-10. 03. 2015г. студентами группы ПБУ Лангепасского политехнического колледжа филиала в г. Покачи

На вопросы отвечали жители г. Покачи, в возрасте от 18-25 лет.





















Приложение № 4

Результат социологического опроса

Диаграмма «Ваше отношение к выборам депутатов Государственной Думы РФ и депутатов Думы ХМАО-Югры»


Соц. опрос проводился 06-10. 03. 2015г. студентами группы ПБУ Лангепасского политехнического колледжа филиала в г. Покачи

На вопросы отвечали жители г. Покачи, в возрасте от 18-30 лет.





Приложение № 5

Результат социологического опроса


«ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПРИВЛЕЧЬ МОЛОДЕЖЬ НА ВЫБОРЫ?»

(в процентах от общего числа предложений)


Ответы респондентов

%

Дарить подарки, поощрять материально

3

Выполнять свои предвыборные обещания

17

Прививать чувство патриотизма и гражданского самосознания

1

Дать молодёжи уверенность в завтрашнем дне

18

Сделать выборы честными

26

Сделать выборы праздничными

1

Активно использовать интернет

12

Проводить эффективную молодёжную политику

7

Сделать выборы яркими и интересными

-

Приглашать официально

-

Давать дополнительный выходной

4

Выдвигать больше молодых кандидатов

6

Не принуждать к участию в выборах

5




Приложение №1

Анкета социального опроса для выявления отношения к выборам молодежи г. Покачи от 18 и старше

1) Ваш возраст

2) Пол

3) Образование

4.Как Вы относитесь к выборам?

а) это очень важно

б) не считаю это важным

в) никак

5. Принимали ли вы участие в прошлых выборах?

а ) в выборах президента Р.Ф.?

б) в выборах Депутатов Государственной Думы ФСРФ

в) в выборах депутатов Думы ХМАО - Югры

6. Вы собираетесь голосовать на ближайших выборах?___________

а) что может побудить Вас пойти на выборы___________________________

б) что Вас привлекает в выборах_____________________________________

в) что изменится, если Вы пойдете на выборы__________________________

г) что хотите получить от выборов__________________________________

7. По какой причине Вы не участвуете в выборах?

- не верю в честность выборов

- не считаю, что мой голос что-то решает

- мне наплевать на выборы и политику вообще

- лень, неохота

- свой вариант________________________

8. Из каких источников Вы получаете информацию о политических партиях и их лидерах, об общей политической ситуации в стране?

(укажите какие)______________________________________________________________

9. Ежедневно ли Вы просматриваете газеты накануне выборов?

10. Принимали ли Вы участие в мероприятиях, связанных с повышением правовой культуры молодежи. Если да, то где и когда?

11. Знаете ли Вы о существовании региональных представительств молодежных общественных организаций?



Приложение № 2

2. Интересуетесь ли вы политикой и следите за предвыборной агитацией?

Да

Нет



Приложение № 3

3. Принимали ли вы участие в выборах президента РФ 04. 03. 2012г?

Да

Нет


Приложение № 4

Ваше отношение к выборам депутатов Государственной Думы РФ и депутатов

Думы ХМАО - Югры






Приложение № 5

Результат социологического опроса


«ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПРИВЛЕЧЬ МОЛОДЕЖЬ НА ВЫБОРЫ?»



Ответы респондентов


Дарить подарки, поощрять материально


Выполнять свои предвыборные обещания


Прививать чувство патриотизма и гражданского самосознания


Дать молодёжи уверенность в завтрашнем дне


Сделать выборы честными


Сделать выборы праздничными


Активно использовать интернет


Проводить эффективную молодёжную политику


Сделать выборы яркими и интересными


Приглашать официально


Давать дополнительный выходной


Выдвигать больше молодых кандидатов


Не принуждать к участию в выборах










3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!