Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение ‟Горловский колледж городского хозяйства”
Доклад на тему:
«Повышение качества учебно – воспитательного процесса через внедрение в практику работы современных образовательных технологий»
Выполнила:
Преподаватель дисциплины
«МИСТУ»
Савостина О. М.
Горловка, 2016
В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Отслеживание качества необходимо для сохранения образовательными учреждениями основных ценностей и идеалов образования: свободного поиска истины и бескорыстного распространения знаний.
Вопросом качества занимаются многие. В Европе создана комиссия по академической оценке качества образования, проходят конференции, в России состоялось 6 симпозиумов по квалиметрии человека и образования. Однако приходится признать, что, несмотря на это, концепция качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели, аспекты качества, ставится вопрос о критериях.
Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только студенты, но и преподаватели как участники образовательного процесса.
Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации образования ДНР
В качестве условий достижения "нового современного качества среднего профессионального образования" определены:
введение в действие Государственных образовательных стандартов ДНР и вариативного базисного учебного плана;
оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки студентов;
обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;
введение профильного обучения;
усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию обучающихся;
развитие дистанционного образования;
государственная поддержка колледжей;
создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;
создание государственной системы оценки качества образования и др.
Так что же такое "Хорошее качество образования"?
Для студентов хорошее качество образования связано, в первую очередь:
с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании колледжа студент без проблем может поступить в ВУЗ;
с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
с глубокими прочными знаниями по всем предметам.
Для родителей хорошее качество образования связано:
с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику колледжа найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
со знанием предметов, с хорошим оснащением колледжа, с профессионализмом педагогов;
с умением студентов применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.
Для учителей хорошее качество образования связано:
с умением подготовить выпускника колледжа в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой студента не только умственно, но и нравственно;
с умением студента самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
с колледжем, который учитывает индивидуальные особенности студента, способности и потребности обучающихся; где преподаватели придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
с профессиональной позицией и самоощущением преподавателя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.
В высказываниях студентов чаще звучат ближайшие жизненные задачи - получение профессионального образования, в высказываниях родителей - успешное профессиональное самоопределение обучающихся и достижение поставленных целей, в высказываниях преподавателей - гуманистические принципы воспитания, индивидуальный подход к детям, реализация творческого потенциала преподавателя.
Как же повысить качество образования?
Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:
образовательной программы;
потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
потенциала обучающихся;
средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);
образовательных технологий;
управления образовательными системами и процессами.
Мы остановимся на одном из путей повышения качества образования через использование инновационных технологий, а именно: технологии погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения - интерактивной доски.
Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности студента, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у студентов, преподаватель и сам должен обладать такой культурой.
Как стремительно меняется современный мир! Не успели преподаватели, студенты и их родители привыкнуть к новым информационным технологиям в образовании, как заговорили о технологиях информационно-коммуникационных. Пока разбирались в чём отличие, осваивали и определяли, как лучше использовать новые возможности, в колледже появились новые интерактивные технические средства, использование которых в обучении представляется существенным шагом вперёд.
Использование интерактивных досок в аудитории способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.
Однако важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные функции доски.
Работа с интерактивной доской предоставляет новые возможности, как педагогам, так и учащимся.
Возможности для преподавателей:
экономия драгоценного времени урока, которое педагог обычно тратит на наглядное объяснение материала;
позволяет преподавателям объяснять новый материал из любого места аудитории;
создает определенную гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;
позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил, а также упрощая проверку усвоенного материала,
позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
позволяет легко переходить от режима демонстрации к режиму записей на доске, сохраняя при этом и тот и другой материал, а также возможность повторного воспроизведения его в любой последовательности на занятии;
позволяет вновь использовать созданные материалы и делиться ими друг с другом;
возможности доски, как наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями анимации и мультипликации позволяют повысить интерес учащихся к рассматриваемому материалу;
использование интерактивной доски позволяет создать проблемную ситуацию и возможность разрешить её, выполняя виртуальные лабораторные опыты, мини-исследования;
вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Возможности для студентов:
предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков, коммуникативных навыков;
всё, что напишет, автоматически сохранится в памяти, так что спустя время письменные ответы можно будет найти в архиве и проверить, например, объективность выставления оценок;
появляется возможность работать более творчески (можно исправить или переделать любой элемент демонстрационного материала), возрастает уверенность в себе;
можно заранее или на уроке подготовить собственный материал.
Исследования показали, что работа с интерактивными досками действительно помогает в учёбе. Это хороший выбор для преподавателей, которые с помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения хотят заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала. Работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала обучающимися. Они признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в работе.
Что такое интерактивная доска?
Она представляет собой экран белого цвета, размером с обычную школьную доску, к которому подключается мультимедийный проектор и компьютер. В результате учебный материал высвечивается на интерактивной доске. Преподаватель работает с ним при помощи специальной указки - маркера. С интерактивными досками можно работать как в большой аудитории, так и в маленьких группах. Эти современные аудиовизуальные средства обучения помогают разнообразить занятие: преподаватель может читать лекцию, используя одновременно текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM и Интернет ресурсы.
Интерактивную доску можно использовать на многих занятиях:
обучение первокурсников может стать привлекательным и захватывающим. Интерактивная доска призвана вдохновить и призвать студентов к стремлению овладеть новыми знаниями по своей специальности. Высокое разрешение цветовых изображений на экране привлекательны для обучающихся, помогут преподавателю "оживить" урок. Представьте возможности: Материаловедение – диаграммы, схемы, графики с библиотекой фотографий образцов металлов и сплавов, разных материалов. Материаловедение становится отношением к повседневной жизни студентов. Грамотность - использование характеристик материалов для изготовления различных изделий.
Пример:
Посмотрите на слайд и скажите, что на нём изображено? (Сталь, чугун).
Составим схему сплавов СТАЛЬ, ЧУГУН. Поработаем со словами.
Чем похожи эти сплавы на основе железа и углерода? Чем отличаются? Преимущества и недостатки. Область применения этих сплавов?
Более подробно я остановлюсь на применении интерактивной доски на уроках материаловедения.
На уроках материаловедения интерактивную доску я использую с различными целями:
для оптимизации процесса обучения путем разнообразия видов урочной деятельности,
для обеспечения наглядности при изучении различных материалов, например, свойства материалов и сплавов,
для сокращения временных затрат при решении различных задач, (решение текстовых задач: схемы, рисунки, таблицы),
для интеграции со следующими дисциплинами: материаловедения и физики, материаловедения с информатикой (построение и исследование графиков, построение диаграмм)
Самый первый шаг в использовании интерактивной доски - применение обучающих программ, которые имеются в каждом колледже.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОТСУТСТВУЮТ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА?
Создавать мультимедийные презентации, ведь для их разработки достаточно базовых знаний компьютерного пользователя и они имеют ряд преимуществ: аккуратный выверенный текст, легко встраиваемые схемы, рисунки, фотографии, эффекты анимации. С применением интерактивной доски появляется дополнительная возможность - дописывать текст, дорисовывать схемы поверх слайдов презентации.
С помощью интерактивной доски я создаю не просто презентацию-сопровождение для занятия по материаловедению а интерактивную модель для демонстрации текстовых задач, решения уравнений и других ключевых тем. Применение интерактивных моделей и динамических FLASH - презентаций является одним из наиболее эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс.
Например:
на уроке материаловедения, посвящённом определению свойств разных сплавов можно увидеть лишь исходный и конечный результат. А на экране можно показать динамику изменения свойств сплава в зависимости от температуры кристаллизации, содержании компонентов, скорости охлаждения сплава.
возможности анимации позволили мне показать обучающимся при изучении темы «Композитные материалы» технологию изготовления: сырье, механизмы и устройства для производства композитов. Раньше я показывала схему печи или прокатного стана – что не давало полной картины происходящего. Не хватало в моих схемах одного, но самого главного – непосредственно процесса изготовления.
возможности анимации помогают при изучении последовательности технологических процессов, изготовлении изделий и подборе сплава с заданными свойствами.
Фрагменты занятий, на которых я использую анимационные слайды - яркие, привлекательные. Даже те, кто обычно не отличался высокой активностью на уроках, начали высказываться по поводу возможных шагов в решении задачи.
Пессимистам, которые скажут, что это будет слишком весело, хочу напомнить слова из известной песенки: ":учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".
Существенным препятствием на пути применения современных технологий в учебном процессе является:
низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Педагоги, закончившие вузы более 15 лет, практически не знакомы с компьютерами. Поэтому они либо вообще не используют новую технику в учебном процессе, либо используют эпизодически. Большая часть педагогов, прошедших компьютерные курсы, применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, а также для ведения всевозможной документации и отчетности.
отсутствие интерактивных досок в колледже;
на первых парах большие временные затраты при подготовке к занятию и жёсткая заданность урока в соответствии с содержанием презентации.
Но несмотря на это, всё выше сказанное подтверждает, что применение интерактивных досок способствует повышению качества образования путём применения современных технологий.