СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение качества подготовки специалистов среднего звена за счет внедрения инновационных технологий в учебный процесс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение инновационных технологий  для подготовки специалистов среднего звена. Методразработка может быть рекомендована для преподавателей спецдисциплин строительного направления

Просмотр содержимого документа
«Повышение качества подготовки специалистов среднего звена за счет внедрения инновационных технологий в учебный процесс»

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Государственное профессиональное образовательное учреждение ‟Горловский колледж городского хозяйства”





Доклад на тему:

«Повышение качества учебно – воспитательного процесса через внедрение в практику работы современных образовательных технологий»



Выполнила:

Преподаватель дисциплины

«МИСТУ»

Савостина О. М.


Горловка, 2016





В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Отслеживание качества необходимо для сохранения образовательными учреждениями основных ценностей и идеалов образования: свободного поиска истины и бескорыстного распространения знаний.

Вопросом качества занимаются многие. В Европе создана комиссия по академической оценке качества образования, проходят конференции, в России состоялось 6 симпозиумов по квалиметрии человека и образования. Однако приходится признать, что, несмотря на это, концепция качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели, аспекты качества, ставится вопрос о критериях.

Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только студенты, но и преподаватели как участники образовательного процесса.

Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации образования ДНР

В качестве условий достижения "нового современного качества среднего профессионального образования" определены:

  • введение в действие Государственных образовательных стандартов ДНР и вариативного базисного учебного плана;

  • оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки студентов;

  • обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;

  • использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;

  • введение профильного обучения;

  • усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию обучающихся;

  • развитие дистанционного образования;

  • государственная поддержка колледжей;

  • создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;

  • создание государственной системы оценки качества образования и др.



Так что же такое "Хорошее качество образования"?

Для студентов хорошее качество образования связано, в первую очередь:

  • с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании колледжа студент без проблем может поступить в ВУЗ;

  • с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;

  • с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;

  • с глубокими прочными знаниями по всем предметам.

Для родителей хорошее качество образования связано:

  • с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику колледжа найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;

  • со знанием предметов, с хорошим оснащением колледжа, с профессионализмом педагогов;

  • с умением студентов применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.

Для учителей хорошее качество образования связано:

  • с умением подготовить выпускника колледжа в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой студента не только умственно, но и нравственно;

  • с умением студента самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;

  • с колледжем, который учитывает индивидуальные особенности студента, способности и потребности обучающихся; где преподаватели придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;

  • с профессиональной позицией и самоощущением преподавателя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.

В высказываниях студентов чаще звучат ближайшие жизненные задачи - получение профессионального образования, в высказываниях родителей - успешное профессиональное самоопределение обучающихся и достижение поставленных целей, в высказываниях преподавателей - гуманистические принципы воспитания, индивидуальный подход к детям, реализация творческого потенциала преподавателя.





Как же повысить качество образования?

Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:

  • образовательной программы;

  • потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;

  • потенциала обучающихся;

  • средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);

  • образовательных технологий;

  • управления образовательными системами и процессами.

Мы остановимся на одном из путей повышения качества образования через использование инновационных технологий, а именно: технологии погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения - интерактивной доски.

Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности студента, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у студентов, преподаватель и сам должен обладать такой культурой.

Как стремительно меняется современный мир! Не успели преподаватели, студенты и их родители привыкнуть к новым информационным технологиям в образовании, как заговорили о технологиях информационно-коммуникационных. Пока разбирались в чём отличие, осваивали и определяли, как лучше использовать новые возможности, в колледже появились новые интерактивные технические средства, использование которых в обучении представляется существенным шагом вперёд.

Использование интерактивных досок в аудитории способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.

Однако важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные функции доски.

Работа с интерактивной доской предоставляет новые возможности, как педагогам, так и учащимся.



Возможности для преподавателей:

  •  экономия драгоценного времени урока, которое педагог обычно тратит на наглядное объяснение материала;

  • позволяет преподавателям объяснять новый материал из любого места аудитории;

  • создает определенную гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;

  • позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил, а также упрощая проверку усвоенного материала,

  • позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

  • позволяет легко переходить от режима демонстрации к режиму записей на доске, сохраняя при этом и тот и другой материал, а также возможность повторного воспроизведения его в любой последовательности на занятии;

  • позволяет вновь использовать созданные материалы и  делиться ими друг с другом;

  • возможности доски, как наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями анимации и мультипликации позволяют повысить интерес учащихся к рассматриваемому материалу;

  • использование интерактивной доски позволяет создать проблемную ситуацию и возможность разрешить её, выполняя виртуальные лабораторные опыты, мини-исследования;

  • вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Возможности для студентов:

  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков, коммуникативных навыков;

  • всё, что напишет, автоматически сохранится в памяти, так что спустя время письменные ответы можно будет найти в архиве и проверить, например, объективность выставления оценок;

  • появляется возможность работать более творчески (можно исправить или переделать любой элемент демонстрационного материала), возрастает уверенность в себе;

  • можно заранее или на уроке подготовить собственный материал.

Исследования показали, что работа с интерактивными досками действительно помогает в учёбе. Это хороший выбор для преподавателей, которые с помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения хотят заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала. Работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала обучающимися. Они признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в работе.

Что такое интерактивная доска?

Она представляет собой экран белого цвета, размером с обычную школьную доску, к которому подключается мультимедийный проектор и компьютер. В результате учебный материал высвечивается на интерактивной доске. Преподаватель работает с ним при помощи специальной указки - маркера. С интерактивными досками можно работать как в большой аудитории, так и в маленьких группах. Эти современные аудиовизуальные средства обучения помогают разнообразить занятие: преподаватель может читать лекцию, используя одновременно текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM и Интернет ресурсы.

Интерактивную доску можно использовать на многих занятиях:

обучение первокурсников может стать привлекательным и захватывающим. Интерактивная доска призвана вдохновить и призвать студентов к стремлению овладеть новыми знаниями по своей специальности. Высокое разрешение цветовых изображений на экране привлекательны для обучающихся, помогут преподавателю "оживить" урок. Представьте возможности: Материаловедение – диаграммы, схемы, графики с библиотекой фотографий образцов металлов и сплавов, разных материалов. Материаловедение становится отношением к повседневной жизни студентов. Грамотность - использование характеристик материалов для изготовления различных изделий.

Пример:

Посмотрите на слайд и скажите, что на нём изображено? (Сталь, чугун).

Составим схему сплавов СТАЛЬ, ЧУГУН. Поработаем со словами.

Чем похожи эти сплавы на основе железа и углерода? Чем отличаются? Преимущества и недостатки. Область применения этих сплавов?

Более подробно я остановлюсь на применении интерактивной доски на уроках материаловедения.

На уроках материаловедения интерактивную доску я использую с различными целями:

  • для оптимизации процесса обучения путем разнообразия видов урочной деятельности,

  • для обеспечения наглядности при изучении различных материалов, например, свойства материалов и сплавов,

  • для сокращения временных затрат при решении различных задач, (решение текстовых задач: схемы, рисунки, таблицы),

  • для интеграции со следующими дисциплинами: материаловедения и физики, материаловедения с информатикой (построение и исследование графиков, построение диаграмм)

Самый первый шаг в использовании интерактивной доски - применение обучающих программ, которые имеются в каждом колледже.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОТСУТСТВУЮТ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА?

Создавать мультимедийные презентации, ведь для их разработки достаточно базовых знаний компьютерного пользователя и они имеют ряд преимуществ: аккуратный выверенный текст, легко встраиваемые схемы, рисунки, фотографии, эффекты анимации. С применением интерактивной доски появляется дополнительная возможность - дописывать текст, дорисовывать схемы поверх слайдов презентации.

С помощью интерактивной доски я создаю не просто презентацию-сопровождение для занятия по материаловедению а интерактивную модель для демонстрации текстовых задач, решения уравнений и других ключевых тем. Применение интерактивных моделей и динамических FLASH - презентаций является одним из наиболее эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс.

Например:

  • на уроке материаловедения, посвящённом определению свойств разных сплавов можно увидеть лишь исходный и конечный результат. А на экране можно показать динамику изменения свойств сплава в зависимости от температуры кристаллизации, содержании компонентов, скорости охлаждения сплава.

  • возможности анимации позволили мне показать обучающимся при изучении темы «Композитные материалы» технологию изготовления: сырье, механизмы и устройства для производства композитов. Раньше я показывала схему печи или прокатного стана – что не давало полной картины происходящего. Не хватало в моих схемах одного, но самого главного – непосредственно процесса изготовления.

  • возможности анимации помогают при изучении последовательности технологических процессов, изготовлении изделий и подборе сплава с заданными свойствами.

Фрагменты занятий, на которых я использую анимационные слайды - яркие, привлекательные. Даже те, кто обычно не отличался высокой активностью на уроках, начали высказываться по поводу возможных шагов в решении задачи.

Пессимистам, которые скажут, что это будет слишком весело, хочу напомнить слова из известной песенки: ":учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".

Существенным препятствием на пути применения современных технологий в учебном процессе является:

  • низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Педагоги, закончившие вузы более 15 лет, практически не знакомы с компьютерами. Поэтому они либо вообще не используют новую технику в учебном процессе, либо используют эпизодически. Большая часть педагогов, прошедших компьютерные курсы, применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, а также для ведения всевозможной документации и отчетности.

  • отсутствие интерактивных досок в колледже;

  • на первых парах большие временные затраты при подготовке к занятию и жёсткая заданность урока в соответствии с содержанием презентации.

Но несмотря на это, всё выше сказанное подтверждает, что применение интерактивных досок способствует повышению качества образования путём применения современных технологий.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!