СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение результативности образовательного процесса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Повышение результативности образовательного процесса      Образование вне диалога превращается в искусственную мёртвую систему.                                                                                                                    Бахтин М.М.

1.    Обоснование проблемы.     Добиться соответствия уровня  развития ученика высоким требованиям образовательных стандартов – главная задача учителя. Сложность её решения связана с резким падением в современном обществе мотивации к обучению и наследованию традиционных культурных ценностей молодым поколением. Преодолеть  ситуацию возможно только совместными усилиями  общества, направленными на обеспечение полноценного образовательного процесса, неформальной и объективной самооценки результатов педагогической деятельности. 2.    Педагогический опыт.   Живое общение учителя и ученика, личностно-ориентированная педагогика, гибкость и соразмерность требований,  предъявляемых  к ученику,  создадут  условия для уверенного и радостного  движения обучающегося по пути знаний.     Методологически близкой мне как учителю словесности является задача приобщения ученика к социокультурному наследию прошлого  через  формирование духовной отзывчивости и неравнодушия.  Диалогическое расширение сознания через «вживание»  в  художественно осмысленную  культурную среду, формирует способность к пониманию исторической культурной традиции,  эмоциональному  и духовному её осмыслению и принятию.  Для вхождения человека в состояние уподобления, сопереживания  необходимо создавать соответствующую ситуацию, нужно это состояние подготовить.  Принцип освоения «вживания», куда входит метод поэтапных открытий, удачно использовался мной не только на уроках литературы, но и на уроках элективного курса «Основы православной культуры». Качество знаний учащихся  5 класса  – 78%,  6 класса – 85%. 3.    Предложения и рекомендации.  Думаю, что метод диалога, понимаемый как органическое «вживание»  в иную культурную традицию, приближает человека к постижению  самого себя,  родной этнической культуры.   Этот метод может  успешно применяться учителями гуманитарного профиля. Существующая система отчётности,  рейтинга  образовательных учреждений, аттестации педагогических работников нацелена на высокий результат образовательного процесса. Главным критерием результативности педагогической деятельности является качество знаний учащихся. При всей важности этого критерия в нём есть существенный минус: он не учитывает природные способности ученика, его  принципы  целеполагания. Не секрет, что в иерархии ценностей современных подростков статус образования катастрофически падает.   Возникает ситуация «ты не хочешь, но должен», выход из которой провоцирует снижение педагогом объективной требовательности к уровню знаний учащихся. Так складывается недопустимое противоречие между  педагогическим делопроизводством и катастрофичной реальностью, формально заявленным и объективным уровнем знаний ученика, создаёт на всех уровнях  иллюзию успешности.      Выход из сложившейся ситуации возможен только при условии коррекции всей образовательной системы, в которой должен стать весомым второй немаловажный  критерий  результативности образовательного процесса: динамика успеваемости учащегося. Считаю, что необходимо разработать и внедрить технологию отслеживания динамики успеваемости учащегося. Возможно, создать единый индивидуальный паспорт динамики успеваемости ученика на всех этапах школьного образования (с 1 по 11 классы). Данные указанной динамики могут складываться в процентном выражении из результатов независимого оценивания (ВПР) качества знаний, начиная с первых шагов ребёнка в школе. Процент динамики, роста уровня образования ученика сделать значимым  критерием  в оценке качества образовательной деятельности педагога. Думаю, что такая технология оценки результативности образовательного процесса позволит: •    учитывать  не только «точечное» качество знаний, но и  результат познавательной деятельности учащегося  целого образовательного периода; •    избавит от некорректного сопоставления ученика « с другими», создаст условия для сопоставления  каждого ученика «с самим собой»; •    свяжет  заинтересованность учителя в росте уровня образования ученика с объективной констатацией качества знаний; •    «обезопасит» учителя от неожиданных  контрольных и аттестационных «срезов»; •    создаст условия (что самое главное) для личной заинтересованности ученика в образовательном процессе.       Таким образом, результативность образовательной деятельности ученика может складываться из двух важнейших критериев: качества знаний ученика и  положительной  динамики  его успеваемости  за длительный период обучения.

 

Просмотр содержимого документа
«Повышение результативности образовательного процесса»

Повышение результативности образовательного процесса



Образование вне диалога превращается в искусственную мёртвую систему.

Только в диалоге человек приближается к пониманию самого себя.

Бахтин М.М.

  1. Обоснование проблемы. Добиться соответствия уровня развития ученика высоким требованиям образовательных стандартов – главная задача учителя. Сложность её решения связана с резким падением в современном обществе мотивации к обучению и наследованию традиционных культурных ценностей молодым поколением. Преодолеть ситуацию возможно только совместными усилиями школы, семьи и государства, направленными на обеспечение полноценного образовательного процесса, неформальной и объективной самооценки результатов педагогической деятельности.

  2. Педагогический опыт. Живое общение учителя и ученика, личностно-ориентированная педагогика, гибкость и соразмерность требований, предъявляемых к ученику, создадут условия для уверенного и радостного движения обучающегося по пути знаний. Методологически близкой мне как учителю словесности является задача приобщения ученика к социокультурному наследию прошлого через формирование духовной отзывчивости и неравнодушия. Диалогическое расширение сознания через «вживание» в художественно осмысленную культурную среду, формирует способность к пониманию исторической культурной традиции, эмоциональному и духовному её осмыслению и принятию. Для вхождения человека в состояние уподобления, сопереживания необходимо создавать соответствующую ситуацию, нужно это состояние подготовить. Принцип освоения «вживания», куда входит метод поэтапных открытий, удачно использовался мной не только на уроках литературы, но и на уроках элективного курса «Основы православной культуры». Качество знаний учащихся 5 класса – 78%, 6 класса – 85%.

  3. Предложения и рекомендации. Думаю, что метод диалога, понимаемый как органическое «вживание» в иную культурную традицию, приближает человека к постижению самого себя, родной этнической культуры. Этот метод может успешно применяться учителями гуманитарного профиля.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!