СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение статуса педагога в современной казахстанской школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Быть педагогом – это великое дело, к сожалению, среди учителей  мало тех, кто приходит к этой профессии по зову сердца. Ахмет Байтурсынов говорил: «Душа школы – это учитель. Каков учитель, такова и школа. То есть, если учитель образован, то и дети получат много знаний. И поэтому, школе нужен, в первую очередь, образованный, имеющий представление о педагогике и методике, хорошо подающий учебный материал учитель». Актуальность этих слов сегодня только усиливается.

Просмотр содержимого документа
«Повышение статуса педагога в современной казахстанской школе.»

Лопацкая А.С.

Костанайская обл.

Камыстинский р-он.

С. Адаевка.

Адаевская СШ.


Повышение статуса педагога в современной казахстанской школе.

Быть педагогом – это великое дело, к сожалению, среди учителей мало тех, кто приходит к этой профессии по зову сердца. Ахмет Байтурсынов говорил: «Душа школы – это учитель. Каков учитель, такова и школа. То есть, если учитель образован, то и дети получат много знаний. И поэтому, школе нужен, в первую очередь, образованный, имеющий представление о педагогике и методике, хорошо подающий учебный материал учитель». Актуальность этих слов сегодня только усиливается.

В Послании народу Казахстана Глава государства Н.А.Назарбаев подчеркнул о необходимости повышения качества педагогического состава. При этом Елбасы отметил важность создания в каждом регионе интегрированных центров повышения квалификации педагогов. Созданный в ноябре 2011 года Центр педагогического мастерства при АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» станет важным звеном преобразования данной системы. «Важно повышать качество педагогического состава. Надо усилить стандарты базового педагогического образования, требования к повышению квалификации преподавателей школ. В каждом регионе должны действовать интегрированные центры повышения квалификации педагогов», - заявил Глава государства в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана».

Одно из наиболее важных продвижений в вопросе повышения статуса педагога связано с начатым коренным преобразованием системы повышения квалификации учителей. В стране созданы принципиально новые базовые комплексы этой системы: Национальный центр повышения квалификации педагогов с интегрированными центрами в регионах, Центры педагогического мастерства при «Назарбаев Интеллектуальных школах». По результатам трехмесячной подготовки учителям, в дополнение к имеющимся категориям, будут присваиваться новые квалификационные уровни, которые станут основой дальнейшего повышения оплаты их труда. Для трансляции опыта «Назарбаев Интеллектуальных школ» в ноябре 2011 года создан Центр педагогического мастерства. Проект предусматривает организацию повышения квалификации учителей общеобразовательных школ по специальной обучающей программе, соответствующей лучшим международным практикам. В этом направлении партнерами являются эксперты Университета Кембридж.

Стоит отметить, что по итогам совместных исследований разработана трехуровневая Программа тренингов для педагогов общеобразовательных школ. Каждый уровень представляет собой единую обучающую программу, предусматривающую обучение в аудитории в течение 2 месяцев и дистанционно (онлайн) в течение 1 месяца. В будущем опыт, который педагоги получат в Центре педагогического мастерства, будет транслироваться для общеобразовательных школ страны.

Профессия педагога подразумевает большие творческие и психические нагрузки, требующие, прежде всего, поддержания высокого уровня профессионализма. Настоящий учитель во все века остается учителем. Требования и пожелания к учителям остаются всеобщими. Современный учитель должен владеть системой знаний о природе и человеке, воспитывать духовно-нравственные ценности, уметь строить инновационную образовательную среду, а также оценивать результаты образования на личностном, предметном и метапредметном уровнях. Помимо преподавания своего предмета, должен формировать взгляды, социальное мировоззрение, отношение обучающихся к жизни.

В связи с задачей становления нового интеллектуально-культурного типа личности, можно выделить определенные требования к учителю:

Во-первых, учитель должен быть профессионалом с высокой культурой:

1. Должен обладать высокой предметной и методической подготовкой и демонстрировать предметные знания, включая элементы передовых знаний в данной области, мастерство владения современными инновационными методиками, уметь так выстроить целевое поле учебной деятельности по своему предмету, чтобы посредством проблемно-поисковых методов способствовать не столько узнаванию и отражению, сколько осмыслению мира, что предполагает помимо простого присвоения дополнение знания в собственном измерении обучающегося, поскольку новый тип интеллектуальной личности, характеризуется активностью, самостоятельностью, способностью проявлять «интеллектуальную инициативу», принимать решения и оценивать моральное значение действий и выбора.

2. Должен обладать системными знаниями по истории народа и всеобщей истории, уметь дать правильную оценку событиям, провести анализ конкретной ситуации, объяснить учащимся предпосылки, причины и следствия исторических событий, раскрыть силу духа предков, которую они проявили в борьбе за независимость, описать их чаяния и надежды, высокие помыслы и плоды деятельности выдающихся представителей народа в целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свой народ.

3. Глубоко понимать народную ментальность, на конкретных примерах уметь анализировать свойственный казахскому народу тип мышления и формирования суждений и представлений, объяснять причины появления убеждений и представлений народа о зарождении человечества, связанных с космосом и галактикой и др.

4. Правильно анализировать состояние и тенденции развития языка и литературы в контексте мировых литературно-художественных и лингво-культурологических процессов, уметь определить наиболее значимые культурно-художественные достижения казахских авторов, их смыслы и духовные компоненты, знать творения, создающие позитивный имидж казахского народа для других народов.

5. Уметь пробудить чувство гордости за культурное наследие и культуру своего народа, иметь четкое представление о видах культур, знать древние и современные артефакты, обладающие духовной, эстетической или художественной ценностью.


Во-вторых, специфика формирования самосознания личности ученика сегодня предъявляет повышенные требования к личности самого учителя, его человеческим качествам. В условиях трансформации ценностей со стороны общества наблюдается рост ожиданий воспитательного эффекта от деятельности учителя, помимо преподавания своего предмета, он должен формировать взгляды, социальное мировоззрение, отношение детей к жизни. Чтобы быть для ученика не только учителем, но и старшим другом, которому можно доверять, делиться с ним сокровенными мыслями, нужно обладать богатым внутренним миром, быть добросердечным, гуманным человеком. Кроме того, время диктует необходимость использования современных технологий психолого-педагогического сопровождения учащихся со стороны учителя, например, через свою страничку на каком-либо ресурсе (в социальных сетях или сайте своего образовательного учреждения и т.п.), т.е. учитель должен быть высококвалифицированным пользователем компьютера.

В-третьих, повышаются требования, предъявляемые к профессиональной квалификации учителя, что обязывает его постоянно расширять базовые знания сведениями о новых научных открытиях в соответствующей сфере. Современный учитель должен строить инновационную образовательную среду, в первую очередь сам обладать интеллектуальными и креативными способностями, критическим мышлением, способностью ориентироваться в информационных потоках. На продуктивность профессиональной деятельности современного педагога влияет уровень его владения информационно-коммуникационными технологиями, а также фактор должного технического обеспечения учебного процесса, поскольку творческие успехи сегодня связываются с возможностью использовать достижения информатизации в учебно-воспитательном процессе.

В-четвертых, учитель должен быть разносторонне развитым человеком, обладающим лидерскими качествами, на которого хотели бы равняться учащиеся. На каждом уроке учитель должен демонстрировать знания, широкую эрудицию и компетентность не только по своему предмету, но и в любой сфере, с учетом межпредметных связей включать в учебный материал дополнительную информацию об интересных фактах, последних достижениях мировой науки, их роли в развитии цивилизации. Чтобы играть достойную роль в становлении социальной зрелости учеников, он должен хорошо ориентироваться во всех социальных процессах, которые окружают современного ученика, проявлять личную социальную активность в видах деятельности, не имеющих отношения к профессии, и личным примером способствовать воспитанию активной, образованной и нацеленной на успех личности.

В-пятых, нужно превратить школу во дворец знаний и культуры. Этот вопрос требует особенного внимания со стороны государственных и общественных институтов.

В-шестых, обучение и воспитание обучающихся, избравших путь учителя, должны отличаться спецификой подготовки социально значимых специалистов. Должны быть расширены возможности педагогического вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников, например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера. Необходимо совершенствование социально-воспитательного компонента учебного процесса, социокультурной среды, создание условий, необходимых для всестороннего развития личности будущего педагога.

Представляю вашему вниманию профессиограмму педагогов школы, на которую должен равняться каждый учитель современной казахстанской школы.

Профессиограмма педагогов школы

Функции (профессиональные действия)

педагога

Результаты

труда

педагога

Профессионально важные качества

педагога

Индивидуально-личностные

характеристики педагога

Образовательная

достижение высоких результатов в обучении учащихся, соответствующих новым стандартам и критериям качества образования

компетентный профессионал,

непосредственный организатор учебно-воспитательного процесса

компетентность, ответственность, коммуникабельность

целеустремленность

Воспитательная

Успешная

социализация личности обучающихся

умелый, внимательный наставник и помощник в развитии позитивной активности личности

толерантность, психологическая близость к учащимся, способность к нестандартным действиям

Развивающая

формирование конкурентоспособной личности

субъект формирования культуры и жизненных стратегий личности обучающихся

способность к рефлексивной деятельности, устойчивая направленность на самореализацию


Для того, чтобы повысить статус педагога в школе нужно совершенствоваться личные качества учителя. Они  должны постоянно совершенствоваться и обладать следующими качествами:

-  социальный оптимизм;

-  позитивная «Я – концепция»;

-  мотивация к педагогической деятельности;

-  ценностные ориентации, ценностное самоопределение педагога;

-  адекватная самооценка;

-  социальная толерантность;

-  эмоциональная устойчивость.

В совершенстве каждый учитель должен обладать профессиональными потребностями в образовании, направленными на развитие творческой личности:

-  профессиональные знания, овладение способами научного творчества, педагогического исследования, диагностической деятельности и эксперимента;

-  собственная концепция профессионального и личностного саморазвития;

-  способность к непрерывному образованию: вариативность в образовании;

- профессиональная ориентация на реализацию актуальных и перспективных, ожидаемых и прогнозируемых образовательных потребностей;

-  педагогическое мышление и рефлексия;

-  педагогическое целеполагание;

-  психолого-педагогическая культура.

Деятельность учителя заключается в непрерывном процессе обновления содержания образования, направленные на повышение качества образования.

И в завершении хотелось бы сказать, статус педагога – это не только статус носителя знаний, а еще и статус носителя культуры. Должен быть, если хотите, культ педагога, потому что мы все обязаны нашим учителям.

Учитель. Слово, которое в странах Востока пишут с большой буквы. Призвание, которое требует от человека всех его сил и способностей без остатка. Служение, которое не знает каникул и перемен. Мы выполняете особую гражданскую миссию - воспитываем молодое поколение Казахстана.
Наши знания и опыт, преемственность традиций и новаторство лежат в основе современной школы. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!