Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.
Цели урока: систематизировать знания учащихся о взрывопожароопасных объектах, познакомить их с возможными последствиям и аварий на взрывопожароопасных объектах и основными причинами их возникновения, проиллюстрировать это на конкретном примере.
Предметные результаты:
формироватьсовременнуюкультурубезопасностижизнедеятельностинаосновепониманиянеобходимостизащитыличности, общества и государства посредством осознания значимостибезопасного поведения при возникновении аварий на взрывопожароопасных объектах.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выдвигать предположения и доказыватьих; уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника и при использовании электронного приложения осваивать приёмы действий при возникновении аварий на взрывопожароопасных объектах; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения при возникновении аварий на взрывопожароопасных объектах.
Оборудование: Основы безопасности жизнедеятельности: электронный учебник /подред.А.Т.Смирнова. Мультимедийный проектор, презентация по теме урока.
Форма работы: групповая, фронтальная, работа в парах.
Учебные вопросы:
1. Взрывопожароопасные объекты.
2. Последствия аварий на взрывопожароопасных объектах.
3. Основные причины аварий на взрывопожароопасных объектах.
Ход урока:
1 этап. Организационный момент:
Приветствие. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки, активизировать внимание детей (рифмованное начало урока).
Я очень рад войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз пусть мы с вами почти не знакомы но, надеюсь, друг друга поймем пусть урок ОБЖ будет наш продуктивным с позитивным настроем начнем наш урок.
2 этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Слайд .
Учитель: Ребята, давайте определим тему нашего урока. Посмотрите, пожалуйста, на слайд и по рисункам догадайтесь, название темы урока.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: Записываем тему урока «Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия»
Цель урока: сформировать знания о взрывоопасных объектах, причины возникновения и последствиях взрывов на таких объектах
Учитель: Ребята давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. (Слайд)
«Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как ее преодолеть».
Как вы понимаете эпиграф нашего урока?
Учащиеся высказывают свои предположения.
3 этап: Первичное усвоение новых знаний
Рассказ учителя.
Современный мир наполнен чрезвычайными ситуациями. В 21веке бурное развитие техники и новых технологий привело к росту числа чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Самыми распространенными источниками возникновения ЧСТХ является пожары и взрывы, которые происходят на взрывопожароопасных объектах экономики.
Ребята что такое взрывопожароопасный объект?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Слайд .
Взрывопожароопасный объект – это предприятия, на которых производят, хранят, транспортируют взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву. Записывают в тетрадь определения.
Учитель: Возгорание приведет к пожару в следствие и к взрыву, а это уже авария, а на каких предприятиях чаще всего происходят авария со взрывами и пожарами, мы с вами сейчас и узнаем.
Посмотрите, пожалуйста, на слайды и постройтесь назвать предприятия, которые относятся к взрывопожароопасным объектам.
Слайды
Учитель: Значит к взрывопожароопасным объектам относятся:
-Предприятия химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности;
-Предприятия, производящие порох и взрывчатые вещества;
- Предприятия лесной и пищевой промышленности;
- Угольные шахты.
Учитель: Аварии, возникающие на взрывопожароопасных объектах, характеризуются возникновением взрывов и пожаров и представляют особую опасность для населения.
Ребята, давайте рассмотрим поражающие факторы пожара и взрыва.
Работа в группах. Время на выполнение минуты. Ребята смотрят рисунки и обсуждают в группе. После окончание времени высказывают свои версии.
Задание № 1Поражающие факторы пожара. Посмотрите рисунки, которые изображены на слайде и догадайтесь что это.
Ответы: высокая температура, отравляющие действие дыма, снижение видимости при задымлении (дым), падающие предметы конструкции.
Задание №2.Поражающие факторы взрыва. Посмотрите рисунки, который изображен на слайде и догадайтесь что это.
Ответы: воздушная ударная волна, большое количество осколков, из летающих обломков зданий, загрязнение воздуха продуктами горения.
Учитель: Значит, к поражающим факторам пожара и взрыва относятся:
Учитель: Ребята попробуйте назвать разрушительные последствия поражающих факторов для здоровья человека, и для окружающей среды.
Примерные ответы учащихся:
- отравление человека продуктами горения
- ожоги различной степени
- травмирование и гибель людей
- загрязнение окружающей среды
- гибель растений, животных.
Учитель: Значит, последствиями поражающих факторов пожара и взрыва являются:
Учитель: Ребята, попробуйте назвать основными причины пожаров и взрывов на взрывопожароопасных объектах.
Примерные ответы учащихся.
Неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, умышленный поджог, курение, неисправное электрооборудование, неумелое обращение с электроприборами, самовоспламенение или самовозгорание веществ и материалов.
Учитель: Значит основными причинами пожаров и взрывов на взрывопожароопасных объектах являтся:
4 этап: Первичная проверка понимания (работа в парах)
Учитель: Ребята, перед вами примеры аварий на взрывопожароопасных объектах. Вам, необходимо прочитав текст ответить на следующие вопросы:
5 этап: Закрепление материала. (взаимопроверка)
Учитель: Ребята, перед вами тесты с вопросами для взаимопроверки. Нужно ответить на вопросы теста, потом поменяться и проверить ответы друг друга, видя правильные ответы на экране презентации.
6 этап. Домашнее задание.
Базовый уровень: прочитать параграф
Повышенный уровень:
1. Прочитать параграф
2. Из различных информационных источников (газеты, журналы, радио, ТВ) подберите несколько характерных примеров возникновения чрезвычайных ситуаций из-за аварии на взрывопожароопасном объекте в регионе вашего проживания. Выпишите причины их возникновения.
7 этап. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ребята, что вы сегодня узнали на уроке? Что было интересного?