СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Позитивные и негативные моменты в авторитарном, демократическом и либеральном стилях общения в обучении детей

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Квалификационная работа на курсах повышения квалификации, 2019 год.

Просмотр содержимого документа
«Позитивные и негативные моменты в авторитарном, демократическом и либеральном стилях общения в обучении детей»

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области (ГОУ ВО) Государственный социально-гуманитарный институт (ГСГУ)













Позитивные и негативные моменты в авторитарном, демократическом и либеральном стилях общения.









Выполнил: Лапшин О.Н слушатель курсов ПДП 1-19



















городской округ Коломна, 2019 год

Содержание



Введение………………………………………………………………………3

Основная часть………………………………………………………………..4

1. Стили общения в повседневной жизни. Краткая характеристика……................................................................................4

2. Влияние стилей общения в межличностной коммуникации: положительные и отрицательные стороны…………………………..7

Заключение……………………………………………………………………10

Список использованной литературы………………………………………...11



Введение.

Общение – одна из ценностных категорий, сопровождающих человека и его взаимодействие с социумом на протяжении всей жизни. В процессе общения мы узнаем новую или актуализируем уже имеющуюся у нас или наших собеседников информацию, которой можем распоряжаться, извлекая для себя определенные преимущества. Являясь сложно организованной категорией, общение, при всей его видимой и понятной нам простоте, зачастую позволяет получить не только нужную нам в повседневной жизни информацию, но и понять, в том числе настроение, мотивы и в конечном счете те или иные поступки людей. Таким образом, общение способно выразить и отношение человека к субъектам, в роли которых могут выступать как различные предметы, так и явления, и сами собеседники. Изучение общения, как одного из ключевых, с точки зрения значимости, элементов, характеризующих социум, позволило выделить в нем уровни, в конечном счете, составляющие качественную характеристику самого процесса, на основе которых стало возможным говорить об определенных стилях общения, их положительных и отрицательных аспектах. Актуальность темы: развитие непроизводственной сферы, с одной стороны и традиционные общественные услуги, такие как образование, медицинское обслуживание, с другой стороны, на современном этапе развития все чаще зависят от межличностного и командного взаимодействия. Для достижения поставленных целей индивидууму необходимо понимать не только профессиональную специфику, но и этику общения в разных коллективах и с разными лидерами. Цель работы: рассмотреть понятие «стили общения» с точки зрения их влияния на личность и психологический климат в коллективе, включая образовательные учреждения. Задачи работы: 1. охарактеризовать положительные и отрицательные стороны каждого из стилей общения 2. проанализировать возможность их использования в контексте образовательного учреждения и повседневном бытовом общении Теоретической основой практико-значимой работы: выступают работы А.Н. Лутошкина и А. А. Бодалева. Практическая значимость: возможность использовать материалы работы в различных ситуациях классного руководства.





1. Стили общения в повседневной жизни. Краткая характеристика.

Являясь исключительно многогранным процессом, общение предполагает не только передачу информации от одного субъекта к другому, но и несет в себе определенный ценностный смысл. В общем смысле стиль – это приемы, способы, методы, какой-либо работы, деятельности, манеры поведения. Среди коннотаций общения важную роль играет понятие «стиль общения», характерное для каждого человека и зависящее от определенных обстоятельств, среди которых можно выделить два основных критерия: а) особенности развития личности и ее мировоззрение; б) влияние общественных институтов на индивидуума и детерминизм его взглядов с пространственно-временной точки зрения [6, с.304]. В своей работе, мы будем рассматривать понятие «стиль общения» с точки зрения его влияния на отношение к людям, способы решения проблем и его личность. Авторитарный стиль общения: основными особенностями данного стиля являются доминирующая роль одного человека, единолично принимающего все решения, строгая иерархичность, преобладание ограничений и запретов, как на групповом, так и на личном уровнях взаимоотношений. У авторитарного лидера нет никаких формальных требований или отношения к своим подчиненным. За субъективными оценками, которыми часто пользуются в авторитарном стиле общения могут скрываться, с одной стороны попытка замаскировать собственную неуверенность, «не упасть в грязь лицом» и чрезмерная гиперответственность за происходящее, с другой, выражающаяся в стремлении любой ценой сохранить текущее положение [1, с.62-63]. Влияние авторитарного стиля общения на личность можно оценивать по-разному: в большинстве случаев подобный паттерн поведения лидера приводит к возникновению напряженности в коллективе, личность и ее заслуги нивелируются ради командных достижений, что приводит к усилению таких качеств, как безответственность, ригидность мышления и неспособность оперативно реагировать на изменения. Педагоги с авторитарным стилем руководства, демонстрирует ярко выраженную избирательность по отношению к детям, стереотипность и скудность представлений о них. Работа такого педагога с учащимися строго регламентирована и характеризуется подавлением всякой инициативы или собственного мнения [5, с.96]. За деловым подходом, который многие считают его преимуществом, скрывается не всегда понятные или объясняемые требования и правила, что только усугубляет напряженность в коллективе. Демократический стиль общения: считается одним из наиболее оптимальных, поскольку достигается личностью самого лидера, способного смотреть на возможные рабочие ситуации шире, не боящегося делегировать полномочия и ответственность другим членам коллектива. Такой руководитель открыт изменениям, его собственное мнение и мнение других участников могут ставиться под сомнение [4, с.46-47]. Реализация творческого потенциала каждого приводит к росту числа инициативных сотрудников, способных предлагать нестандартные варианты решения рядовых задач. Отсутствие менторства приводит к тому, что дисциплина перерастает в самодисциплину, а общая эффективность работы каждого и команды в целом растет. Педагоги, предпочитающие демократический стиль характеризуются широким контактом с обучающимися, выражающимся в проявлении доверия и уважения к детям, оказании разнообразной помощи в учебной и внеучебной деятельности, разъяснение вводимых правил поведения, требований, оценок. Личностный подход к детям у таких педагогов преобладает над деловым; для них типично стремление дать исчерпывающие ответы на детские вопросы, учесть индивидуальные особенности воспитуемых, отсутствие предпочтений одних детей над другими, стереотипность в оценках детей и их поведения [3, с.274]. Либеральный стиль общения: является полной противоположностью авторитарному стилю. Роль лидера в таком коллективе снижается по двум причинам: 1. коллектив является дискретным по своей сути (каждый индивидуум считает себя превосходящим своего коллегу) 2. роль лидера исключительно мала по причине его самоустранения. Стоит заметить, что несмотря на свои характеристики либеральный стиль общения не является безусловным табу в современном обществе. Если задача, поставленная перед коллективом, требует лишь кратковременное объединение усилий на определенный период или она является новой, экспериментальной задачей с не до конца продуманной системой регламентов, то здесь либеральный стиль может оказаться в разы более эффективным, чем какой-либо другой. Для человека такой стиль общения может показаться достаточным в том случае если у него сформированы базовые навыки самомотивации, в противном случае продуктивной деятельности не будет. В школах либеральный стиль общения встречается не часто. В имеющейся в отечественном образовании системе требований учитель, не вмешивающийся в жизнь классного коллектива, рассматривающий вопросы формально и легко подчиняющийся другим часто противоречивым мнениям практически не жизнеспособен, за исключением может быть некоторых экспериментальных образовательных площадок, где основной упор делается не на личность педагога. Мы рассмотрели основные особенности каждого из трех основных стилей руководства. Несмотря на наличие в каждой из них системы требований и достаточно четких границ, необходимо понимать, что ни один из стилей общения не может существовать в чистом виде без взаимодействия с другими стилями, а поскольку в каждом из них есть свои собственные плюсы и минусы, то стоит внимательно с ними ознакомиться прежде чем использовать тот или иной тип общения в практической деятельности.



2. Влияние стилей общения в межличностной коммуникации: положительные и отрицательные стороны.

Нагляднее всего позитивные и негативные моменты разных стилей общения представить в таблице, где в первой колонке будет сам стиль общения, а во втором и третьем столбцах его ключевые достоинства и недостатки.

Таблица 1

«Основные преимущества и недостатки стилей общения» [1].

Название стиля

Положительное

Отрицательное

Авторитарный

  • Внимание к контролю;
  • Наличие лидера, берущего на себя ответственность;
  • Система планирования и выполнения задач в соответствии с поставленными сроками.
  • Формальность отношений, но не требований;

  • Ярко выраженный разрыв в системе «лидер-подчиненные»;

  • Отсутствие коллегиального обсуждения проблем.

Демократический

  • Наличие равноправного диалога между участниками

  • Открытость изменениям

  • Удовлетворенность собственной деятельностью большинства участников

  • Поощрение инициативности

  • Коллегиальное принятие решений

  • Благоприятный психологический климат

  • Значительно сниженные контрольные критерии, в сравнении с авторитарным стилем;

  • Принятие важных решений может затягиваться из-за наличия разногласий между участниками;

Либеральный

  • Свобода творчества

  • Подходит для временных или экспериментальных задач с нестандартным подходом

  • Самостоятельность и развитие мотивации

  • Отсутствие контроля и руководства

Понятие «стили общения» сегодня на наш взгляд выходит за пределы небольших групп, которыми оперирует психология, поскольку сам процесс общения является всеобъемлющим по своей сути, объединяя различные слои населения в единую социальную общность – государство [2, с.129]. Проанализировав таблицу, мы видим, что наибольшее количество преимуществ набирается у демократического и либерального стиля руководства. Однако если либеральный стиль общения редко выходит за пределы личных отношений и малых групп, то демократический стиль выступает своего рода лакмусовой бумажкой, определяющей уровень развития общества. С этой точки зрения российскому обществу, определенно есть над чем стоит поработать и чему стоит поучиться. Анализируя положительные и отрицательные стороны разных стилей общения стоит упомянуть о школьной системе образования. Созданная в современном виде (к нему относится большинство школ России) в советское время, включая имевшиеся в дореволюционное время учебные заведения российская школа впитала в себя преобладавшую тогда авторитарную традицию. И хотя в последние годы ситуация понемногу выправляется в сторону демократического стиля общения на выходе из школы мы получаем образный портрет выпускника, как человека: а) задавленного избыточной (особенно в последние годы) системой контроля б) личность, начинающую осознавать наличие у нее гражданских прав и свобод, которая со временем нивелируется, вплоть до полной безынициативности [2]. В этом контексте демократический стиль общения во всей системе образования видится более перспективным, чем какой-либо другой. В своей деятельности, в качестве классного руководителя 7 класса я стараюсь использовать, в зависимости от ситуации, демократический стиль общения, в частности такие составляющие его компоненты, как открытость изменениям, учет индивидуальных особенностей обучающихся, оказании разнообразной помощи в учебной и внеучебной деятельности, разъяснение вводимых правил поведения, требований, оценок.



Заключение

Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Люди общаются, чтобы улучшить и поддержать представление о себе, построить взаимоотношения, выполнить социальные обязательства, обменяться информацией или повлиять на других. Специфика общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов.
У каждого человека свой, характерный только для него, стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнёра и характера деятельности, но в то же время сохраняет свои сущностные черты, уникальность личности. При этом стиль отражает специфику взаимоотношений между людьми, которые, в свою очередь, выражают многообразную, но в то же время неповторимую сущность личностей, включённых в общение. В своей работе мы рассмотрели основные стили общения – авторитарный, демократический и либеральный, их преимущества и недостатки применимо к различным ситуациям, таким как личные взаимоотношения, командная работа, система образования. Необходимо понимать, что воспитание настоящей личности невозможно без сочетания разнообразных педагогических методов, в том числе и разных стилей общения.



Список использованной литературы.

  1. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т. - Ярославль, 2008. - 80 с.

  2. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 2011. - 272 с.

  3. Диагностика стилей педагогического общения / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. - 2009. - C. 273-275.

  4. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М.: Педагогика, 2011. - 110 с.

  5. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. - М., 2012. - 127 с.

  6. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М., 2015 г. – 366 с.

Ресурсы сети Интернет:

  1. Психологическая библиотека. URL: https://bookap.info/edu/avtorov_pedagogicheskaya_psihologiya_hrestomatiya/gl19.shtm (дата обращения: 18.12.2019)

  2. Учебно-методический кабинет. URL: https://ped-kopilka.ru/pedagogika/stili-pedagogicheskogo-obschenija.html (дата обращения: 20.12.2019)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!