СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Позиция взрослого - исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Развитие индивидуальности ребёнка – не  «запрограммированность», а содействие развитию личности)

Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.

Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

 

Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.

 

Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

принцип дистанции, позиции при взаимодействии

принцип активности, самостоятельности, творчества

принцип стабильности, динамичности

принцип комплексирования и гибкого зонирования

принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого 

 

Просмотр содержимого документа
«Позиция взрослого - исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества»


КГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 10» ГУ « ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ЖИТИКАРИНСКОГО РАЙОНА» МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МИНИ-ЦЕНТРА И КПП





Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Воспитатель КПП: Жармухаметова С.А.




Февраль 2015 учебный год



Непременным условием успешного развития ребенка является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Педагог должен создать среду, окружающую детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:

Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»

Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности

Это предполагает решение следующих задач:

Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру

Радости существования (психологическое здоровье)

Формирование начал личности (базис личностной культуры)

Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)

Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.

Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.


Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.


Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

принцип дистанции, позиции при взаимодействии

принцип активности, самостоятельности, творчества

принцип стабильности, динамичности

принцип комплексирования и гибкого зонирования

принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого

принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

принцип открытости – закрытости

принцип учёта половых и возрастных различий детей.


Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.


Принцип дистанции, позиции при взаимодействии


Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта.


Часто этому препятствуют принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребёнок: воспитатель находится в позиции «сверху» даже физически, а ребёнок – «снизу», т. е. взрослый «диктует» свою волю, управляет, командует ребёнком. При этом контакт между ними вряд ли возможен.


В то же время задушевное общение ребёнка и взрослого, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Здесь важно иметь разновысокую мебель, ставить её в виде подпоры, чтобы видеть глаза ребёнка.


Кроме того, важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребёнком, и с группой в целом. Но при этом важно помнить, что одни дети лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие на более «длиной». Причём, это зависит ещё и от разных причин.


В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.


Принцип активности


Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.


По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.


Пример:

На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов.

Одна из стен – «стена творчества» - предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.

Другие стенки могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.


В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т. д. , всего, что может выполнять функцию психотерапии, успокоить детей (например, перед сном). Этот дизайн можно использовать как активный фон в играх или как дополнение.


Принцип стабильностидинамичности развивающей среды


В проекте пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.


Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. п.



Принцип комплексирования и гибкого зонирования


Вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности – динамичности».


Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.


Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.


Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными лёгкими перегородками. Определённые возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проёмов, перегородок.


Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.


Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.


Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (движений, музыки, графики, красок, поэзии, символов и т. д. ).


Принцип сочетания привычки и неординарных элементов в эстетической организации среды.


Постижение детьми категории эстетического начинается с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полу абстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, американской.


Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров.


Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.


Принцип открытости – закрытости


Может быть представлен в нескольких аспектах.

Это открытость природе. Создание комнат природы из зелёных зон в группах.

Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. Элементы культуры должны носить не оформленный характер, а органически входить в дизайн интерьера.


С одной стороны открытость системы даёт возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. А с другой стороны, организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней.

Это открытость обществу. Особым правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители.

Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». В помещении детского сад развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте.


Принцип учёта половых и возрастных различий детей.


Построение среды с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.


Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны дли них по содержанию (головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки и т. п. ) Они должны быть равноценны пособиям для мальчиков. Аналогичные требования и к построению развивающей среды для мальчиков.


Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!