ПОЗНАНИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ, ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ
№ п/п | Раздел занятия | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь |
1 | Ознакомление с предметным окружением | «Транспорт» | Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.) |
2 | Ознакомление с социальным миром | «Папа, мама, я – семья» | Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес к собственному имени. |
3 | Ознакомление с миром природы | «Овощи с огорода» | Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления о выращивании овощных культур. Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка». |
4 | Познавательно-исследовательская деятельность | «Мебель» | Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т. д.); группировать предметы по признакам. |
Октябрь |
1 | Ознакомление с предметным окружением | «Одежда» | Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина); группировать предметы по признакам. |
2 | Ознакомление с социальным миром | «Кто в домике живет?» | Учить детей запоминать имена товарищей, обращать внимание на черты их характера, особенности поведения. |
3 | Ознакомление с миром природы | «Меняем воду в аквариуме» | Расширять знания детей о декоративных рыбках. Дать элементарные представления об уходе за декоративными рыбками. Формировать доброе отношение к окружающему миру. |
4 | Познавательно-исследовательская деятельность | «Чудесный мешочек» | Дать детям понятие о том, что одни предметы деланы руками человека, другие предметы созданы природой. |
Ноябрь |
1 | Ознакомление с предметным окружением | «Помогите Незнайке» | Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира. |
2 | Ознакомление с социальным миром | «Варвара-краса, длинная коса» | Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке. Формировать уважение к матери. |
3 | Ознакомление с миром природы | «В гостях у бабушки» | Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным. |
4 | Познавательно-исследовательская деятельность | «Теремок» | Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности. |
Декабрь |
1 | Ознакомление с предметным окружением | «Наш зайчонок заболел» | Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить горчичники. Формировать уважение к маме. |
2 | Ознакомление с социальным миром | «Хорошо у нас в детском саду» | Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения. |
3 | Ознакомление с миром природы | «Подкормим птиц зимой» | Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах. |
4 | Познавательно-исследовательская деятельность | «Найди предметы рукотворного мира» | Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного мира и рукотворного мира. |
Январь |
1 | Ознакомление с предметным окружением | «Радио» | Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы: материал, назначение, составные части, принадлежность к природному или рукотворному миру), определять обобщающее слово для группы предметов. |
2 | Ознакомление с социальным миром | «Приключение в комнате» | Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, вытирает пыль, стирает и гладит белье). |
3 | Ознакомление с миром природы | «В январе, в январе, много снега во дворе» | Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас. |
4 | Познавательно-исследовательская деятельность | «Деревянный брусочек» | Знакомить детей с некоторыми свойствами дерева; учить выделять признаки дерева. |
Февраль |
1 | Ознакомление с предметным окружением | «Вот так мама, золотая прямо!» | Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их деловые качества; формировать уважение к маме и бабушке, желание рассказывать о них. |
2 | Ознакомление с социальным миром | «Мой родной город» | Учить детей называть родное село. Дать элементарные представления о родном селе. Подвести детей к пониманию того, что в селе много улиц. |
3 | Ознакомление с миром природы | «У меня живет котенок» | Продолжать знакомить детей с домашними животными. Формировать умение правильно обращаться с животными. Развивать желание наблюдать за котенком. Учить делиться полученными впечатлениями. |
4 | Познавательно-исследовательская деятельность | «Смешной рисунок» | Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности. |
Март |
1 | Ознакомление с предметным окружением | «Золотая мама» | Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой ее поверхности. Расширять представления о предметах одежды. |
2 | Ознакомление с социальным миром | «Что мы делаем в детском саду» | Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – воспитателей, учить называть воспитателей по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы». Воспитывать уважение к воспитателю, к его труду. |
3 | Ознакомление с миром природы | «Уход за комнатным растением» | Расширять представления детей о комнатных растениях (о кливии). Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними. |
4 | Познавательно-исследовательская деятельность | «Как мы с Фунтиком возили песок» | Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз и людей – он шофер в своем доме. |
Апрель |
1 | Ознакомление с предметным окружением | «Тарелочка из глины» | Знакомить детей со свойствами глины, со структурой ее поверхности. |
2 | Ознакомление с социальным миром | Няня моет посуду» | Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя и к его труду. |
3 | Ознакомление с миром природы | «Прогулка по весеннему лесу» | Знакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях и животных. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. |
4 | Познавательно-исследовательская деятельность | «Что лучше бумага или ткань?» | Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет, и способом использования предметом. |
Май |
1 | Ознакомление с предметным окружением | «Подарок для медвежонка» | Закреплять знания детей о свойствах различных материалов, структуре их поверхности. Совершенствовать умения детей различать материалы, производить с ними разнообразные действия. |
2 | Ознакомление с социальным миром | «Подарок для крокодила Гены» | Познакомить детей с трудом повара, показать важность положительного отношения взрослого к своей работе. Воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых. |
3 | Ознакомление с миром природы | «Экологическая тропа» | Расширять знания о растениях, формировать бережное отношение к ним. Дать представления о посадке деревьев. Формировать трудовые навыки. |
4 | Познавательно-исследовательская деятельность | «Опиши предмет» | Совершенствовать умения детей вычленять существенные признаки предмета, устанавливать элементарные причинно-следственные связи между предметами. |
Знать предметы ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением. Вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования.
Овладеть способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет – не тонет, рвется – не рвется). Группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда – одежда) хорошо знакомые предметы. Знать свойства предметов (твердость, мягкость, прочность) материала (дерево, бумага, глина, ткань). Знать, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т.п.), другие созданы природой камень, шишки). Понимать, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т.д.).
Называть основные объекты сельской инфраструктуры: дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская. Знать название села, в котором живут. Знать некоторые профессии (воспитатель, пом. воспитателя, врач, продавец, повар, строитель).
Знать и называть некоторые растения, животных и их детенышей.
Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.
Проявлять бережное отношение к природе.
Уметь обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Уметь выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности.