СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познание мира 3 класс Урок № 5 Тема: Органы дыхания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Знать значение легких для жизнедеятельности человека.

Задачи:

1.Перечислят органы дыхания и их месторасположение в теле человека. Опишут и объяснят процесс дыхания. В группах разработают правила защиты органов дыхания.

2. Перечислят  органы дыхания и назовут их основную функцию.  Установят взаимосвязь между состоянием окружающей среды и  здоровьем.  В группах обсудят проблему и предложат пути её решения.

Просмотр содержимого документа
«Познание мира 3 класс Урок № 5 Тема: Органы дыхания»

Тема: Органы дыхания


Цель. Знать значение легких для жизнедеятельности человека.


Задачи:

1.Перечислят органы дыхания и их месторасположение в теле человека. Опишут и объяснят процесс дыхания. В группах разработают правила защиты органов
дыхания.

2. Перечислят органы дыхания и назовут их основную функцию. Установят взаимосвязь между состоянием окружающей среды и здоровьем. В группах обсудят проблему и предложат пути её решения.



Ход урока

  1. Психологический настрой.

  2. Работа в Дневнике наблюдений.

Стр.5 №6

3. Проверка домашнего задания.

Пересказ текста. Важно выявить личное отношение ученика к значению кровеносной системы, способах оказания первой медицинской помощи при различных кровотечениях. Учащиеся могут в парах продемонстрировать свое умение накладывать повязки при различных кровотечениях.


4.Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
Вопросы:

  1. Вспомните и назовите условия, необходимые для жизни человека.

  2. Вспомните, сколько времени человек может прожить без воздуха, без воды, без пищи.

Условия записать на доске. Обсуждение записи, подведение итогов.

Задания в тестовой форме.

1. Главный орган кровообращения

а) печень б) легкие в) мозг г) сердце


2. Самые мелкие кровеносные сосуды

а) капилляры б) вены в) артерии г)аорта

3.Сосуды, несущие кровь от сердца

а) капилляры б) артерии в) мышцы г) аорты


4. Кровь поступает в сердце по

а) мышцам б) скелету в) венам г) артериям


5. Работа над новым материалом.

1. С о о б щ е н и е темы и задач урока.

– Мы сегодня будем говорить о самом важном для человека. А о чём, вы сами догадаетесь.

Попробуйте на некоторое время задержать дыхание. Вы сразу почувствуете, что вам необходимо глубоко вдохнуть. Это взбунтовались ваши клетки, которые кричат нам: «Помогите! Мы погибаем без кислорода».

– Какое время человек может обходиться без воздуха? (Несколько секунд.)

– Интересно, что японские ныряльщики за жемчугом на глубине 30 метров задерживают дыхание до 4 минут. Рекорд под водой в спокойном состоянии 5 минут 24 секунды.

Особенности дыхания животных таковы: бобры могут обходиться без воздуха 30 мин, а киты – до 1 часа.

Итак, сегодня мы будем говорить о дыхании и изучать органы дыхания.

2. П р а к т и к а п о д р у к о в о д с т в о м у ч и т е л я.

– Вспомните, какой состав имеет воздух. (Кислород, углекислый газ, азот.)

– Какой газ необходим человеку для дыхания? (Кислород.)

– Измерим гибким метром грудную клетку при выдохе и вдохе. Что заметили?

1) Самостоятельное чтение текста, с. 27-28 (1-й и 2-й абзацы).

1 остановка после 1 абзаца.

Вопросы.

  1. После того как человек вздохнул, куда поступает воздух?

  2. Как кислород из легких распространяется по всему телу?

  3. Что содержится в выдыхаемом воздухе?

Чтение 2 абзаца. Остановка.

Вопросы.

1.Перечислите органы, с помощью которых происходит дыхание?

2) Отгадайте загадку.

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос.)

– Для чего нам нужен нос? (Высказывания детей.)

– Наш нос хоть и маленький, но состоит из 14 костей.

3) Работа с учебником.

– Прочитайте текст, с.28 (до конца).

– Какие функции выполняет наш нос? (Согревает воздух, это сторожевой пост, увлажняет воздух.)

Вопросы.

  1. Что происходит с воздухом в носовой полости?

  2. Как ты думаешь, важно ли заботиться о чистоте носовых ходов? Знаешь ли ты как надо ухаживать за носом?

  3. Подумай, может ли грязный воздух или душное помещение нарушить работу целого организма?

Рассматривание рисунка и выполнение практической работы.


– Сделайте вывод и обоснуйте, чем правильно дышать: носом или ртом?

– Учёные проделали такой опыт. Под большой колпак, куда поступал воздух, поместили кролика. Как обычно, кролик дышал носом, и, хотя в воздухе были болезнетворные бактерии, он не заболел. Под другой такой же колпак посадили второго кролика, но в нос ему вставили стеклянные трубочки, при дыхании воздух в дыхательное горло поступал через трубочки и не соприкасался со слизистой оболочкой носа. Кролик вскоре заболел.

– Почему так произошло?

Ф у н к ц и и н о с а:

1. Защитная.

2. Согревает воздух.

3. Увлажнение воздуха.

4. Защита от попадания в организм вредных веществ.

5. Обонятельная функция.

– Прокомментируйте эти функции. Что это доказывает? (Как важно дышать носом и беречь свой нос.)

– Покажите на таблице путь воздуха. По каким органам он проходит?

– На что похожи трахея и бронхи, из чего они состоят?

– Что помогает удалять грязь из организма. (Откашливание.)

– На что похожи лёгкие? Из чего они состоят?

– Какой процесс происходит в лёгких?

  1. Работа по учебнику.

Чтение текста с остановками.

Чтение 1 абзаца. Остановка.

Вопросы.

1. Почему в душном помещении начинает болеть голова?

2. Что нужно сделать, если у тебя болит голова от нехватки кислорода?

Чтение 2 абзаца (до гигиены органов дыхания)

Вопросы.

1. Как ты думаешь, почему особенно во сне необходим приток свежего воздуха?

2. Как ты думаешь, что нужно сделать , чтобы сон был крепкий и здоровый?

Чтение правил гигиены органов дыхания. Обсуждение каждого пункта. Вопросы, стимулирующие аргументированные ответы: почему, почему ты так думаешь, докажи, приведи пример, ты уверен и т.д.

Рассматривание рисунка. Нахождение предметов, приносящих вред дыхательной системе. Обсуждение.

Беседа о вреде курения.

Отгадывание загадок. Отгадки: солнце, вода, воздух.

III. Итог урока.

Р е ф л е к с и я д е я т е л ь н о с т и.

– Если бы вас попросили рассказать маленьким детям об органах дыхания, что бы вы им рассказали? (Выслушиваются ответы.)

Работа в группах. Задание: обсудить и разработать правила защиты органов дыхания. Время на работу 3-4 минуты. Учащиеся сами в группе могут выбрать форму, в которой они представят задание- это могут быть рисунки, схемы, текстовые записи правил. Презентация групповой работы.


Домашнее задание. Прочитать текст, ответить на вопросы.













ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Гортань – имеет вид воронки. Во время проглатывания пищи вход в гортань закрывается надгортанником (хрящом). Между хрящами имеются слизистые складки – голосовые связки.

Ф у н к ц и и г о р т а н и:

џ проведение воздуха в трахею;

џ орган звукообразования.

Трахея – имеет вид трубки длиной 9–11 см. Стенки состоят из хрящевых колец, соединенных связками. Трахея разветвляется на два бронха, которые входят в правое и левое лёгкое.

Легкие. В лёгких бронхи ветвятся, образуя «бронхиальное дерево», на конечных бронхиальных веточках которого находятся мельчайшие лёгочные пузырьки – альвеолы, заполненные воздухом. Стенки альвеол выстланы эпителием и очень густой сетью капилляров. Через их стенки происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкие. Лёгкие заполняют всю грудную полость, за исключением места, занятого сердцем. В каждом лёгком 300–350 миллионов лёгочных пузырьков. Их общая поверхность превышает 100 м2, что в 50 раз больше поверхности тела.

Что такое запах. Запахи в жизни человека играют не такую большую роль, как, скажем, в жизни разных зверей. Для зверей запах – это вопрос жизни и смерти. Хищники по запаху следов находят добычу, а добыча, почуяв запах хищников, стремится спрятаться или убежать. Пчёлы по запаху находят цветы. Кто-то стремится пахнуть поменьше. Например, разные кошки – большие и маленькие. И огромные страшные тигры, и маленькие камышовые коты много времени проводят за умыванием, чтобы пахло от них как можно меньше, чтобы легче было охотиться, чтобы никого не вспугнуть своим запахом. А кто-то, наоборот, старается пахнуть побольше. Запах может быть и пугающим знаком, и просто вежливым сообщением: «Здесь живу я».

Для людей запахи тоже важны. Многие люди занимаются созданием приятных ароматов (для духов, например, или мыла). А другие люди занимаются уничтожением неприятных запахов. Если бы не пахли цветы и травки, наш мир стал бы гораздо скучнее, правда?

Что такое запах, понять совсем не сложно, если знать, что всё на свете состоит из атомов и молекул. Запах – это просто сообщение, которое приходит из носа, когда в него попадают особые виды молекул. Молекулы чистого воздуха в нос попадают постоянно, потому что мы дышим, но запаха не делают. Запах создают другие, необычные молекулы, которые по разным причинам могут оказаться в воздухе и проникнуть в нос.

Когда, например, в духовке пекутся пироги, от этих пирогов могут отрываться некоторые молекулы. Отколовшись от пирожка, они оказываются в воздухе, где молекул тоже полным полно. Молекулы воздуха и молекулы из пирожка начинают толкать друг друга. Толкаются они как попало, и точный путь молекулы от духовки до твоего носа проследить очень трудно. А если ты находишься не на кухне, а в другой комнате, то и времени уйдёт на это немало. Но когда эти молекулы попадут в твой нос, из носа в мозг пойдёт специальное сообщение, и ты поймёшь, что на кухне пекутся пирожки. Правда, если у тебя сильный насморк и приходится дышать ртом, то запахов ты не почувствуешь. Сообщения о запахах может посылать только нос.

Понятно, почему горячие пирожки пахнут сильнее? В горячих пирожках молекулы движутся быстрее, поэтому им легче выскочить в воздух. Отличие собачьего носа от человечьего состоит только в том, что собачьему носу нужно гораздо, гораздо меньше молекул, чтобы понять, чем именно пахнет.

Антонина Лукьянова. Главы из книги «Физика для малышей».

Задания в тестовой форме.

1.Главный орган кровообращения

а) печень б) легкие в) мозг г) сердце


2.Самые мелкие кровеносные сосуды

а) капилляры б) вены в) артерии г)аорта

3.Сосуды, несущие кровь от сердца

а) капилляры б) артерии в) мышцы г) аорты


4.Кровь поступает в сердце по

а) мышцам б) скелету в) венам г) артериям



Задания в тестовой форме.

1.Главный орган кровообращения

а) печень б) легкие в) мозг г) сердце


2.Самые мелкие кровеносные сосуды

а) капилляры б) вены в) артерии г)аорта

3.Сосуды, несущие кровь от сердца

а) капилляры б) артерии в) мышцы г) аорты


4.Кровь поступает в сердце по

а) мышцам б) скелету в) венам г) артериям


Задания в тестовой форме.

1.Главный орган кровообращения

а) печень б) легкие в) мозг г) сердце


2.Самые мелкие кровеносные сосуды

а) капилляры б) вены в) артерии г)аорта

3.Сосуды, несущие кровь от сердца

а) капилляры б) артерии в) мышцы г) аорты


4.Кровь поступает в сердце по

а) мышцам б) скелету в) венам г) артериям


Задания в тестовой форме.

1.Главный орган кровообращения

а) печень б) легкие в) мозг г) сердце


2.Самые мелкие кровеносные сосуды

а) капилляры б) вены в) артерии г)аорта

3.Сосуды, несущие кровь от сердца

а) капилляры б) артерии в) мышцы г) аорты


4.Кровь поступает в сердце по

а) мышцам б) скелету в) венам г) артериям



Скачать

© 2017 976 9

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!