СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Познавательная деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Познавательная деятельность " презентация поможет при повторении и подготовке основных тем кодификатора по ЕГЭ, включает в себя подтемы: истина и ее критерии, научное познание и его особенности, социальное познание и его особенности. 

Просмотр содержимого документа
«" Познавательная деятельность"»

Познавательная  деятельность

Познавательная деятельность

1. Познание как деятельность   Познание – это процесс творческой деятельности людей с целью нахождения истины. Познание – это духовная деятельность , направленная на приобретение и развитие знания. Познание – активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности.

1. Познание как деятельность

  • Познание это процесс творческой деятельности людей с целью нахождения истины.
  • Познание это духовная деятельность , направленная на приобретение и развитие знания.
  • Познание активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности.

. Знание – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека; научные сведения.  Виды знаний: знание об объектах  (Что такое автомобиль? Что такое алгоритм?). знания о действии  (как поджарить бифштекс, сшить костюм и т.д.) знание о свойстве , использовании объекта (зачем стоматологу бормашина, ученому компьютер и т.д.)

.

Знание – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека; научные сведения.

Виды знаний:

  • знание об объектах (Что такое автомобиль? Что такое алгоритм?).
  • знания о действии (как поджарить бифштекс, сшить костюм и т.д.)
  • знание о свойстве , использовании объекта (зачем стоматологу бормашина, ученому компьютер и т.д.)

Ответы на этот вопрос даёт: Оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимо лишь время и средства. Агностицизм  - течение, сторонники которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность получения человеком достоверных знаний о мире. Скептицизм — мы познаём реальный мир, но в силу несовершенства чувств постоянно вводим себя в заблуждение. 

Ответы на этот вопрос даёт:

  • Оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимо лишь время и средства.
  • Агностицизм - течение, сторонники которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность получения человеком достоверных знаний о мире.
  • Скептицизм — мы познаём реальный мир, но в силу несовершенства чувств постоянно вводим себя в заблуждение. 

Конвенционализм — учение о том, что существующие научные теории являются соглашениями между учеными.  Гносеолония  – учение о познании.
  • Конвенционализм — учение о том, что существующие научные теории являются соглашениями между учеными.

  • Гносеолония учение о познании.

Формы познания   Чувственное Иррацио-нальное живое созерцание предметов с помощью органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).  Рациональ-ное интуиция, мистические «озарения», творчество и др. когда при помощи мышления человек получает представле-ние о вещах, их свойствах.

Формы познания

Чувственное

Иррацио-нальное

живое созерцание предметов с помощью органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).

Рациональ-ное

интуиция, мистические «озарения», творчество и др.

когда при помощи мышления человек получает представле-ние о вещах, их свойствах.

Чувственное познание Ощущение Восприятие отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредст-венно воздействую-щих на органы чувств. Представление когда у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредст-венно воздействую-щие на органы чувств предметы и их свойства. чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Чувственное познание

Ощущение

Восприятие

отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредст-венно воздействую-щих на органы чувств.

Представление

когда у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредст-венно воздействую-щие на органы чувств предметы и их свойства.

чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Рациональное познание Понятие Суждение форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.  Умозаключе-ние форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.  получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

Рациональное познание

Понятие

Суждение

форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

Умозаключе-ние

форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

П о в т о р и м: Познание  – активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности.  Две стороны познания Пути приобретения знаний Стихийный Организованный Объект познания Субъект познания С П О С О Б Ы П О З Н А Н И Я Чувственное познание (с помощью пяти основных чувств) Эмпирический Ощущения Восприятие Представление Рационалистический  Рациональное познание (с помощью мышления, разума) Суждение Понятие Умозаключение

П о в т о р и м:

Познание – активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности.

Две стороны познания

Пути приобретения знаний

Стихийный

Организованный

Объект познания

Субъект познания

С П О С О Б Ы П О З Н А Н И Я

Чувственное познание

(с помощью пяти основных чувств)

Эмпирический

Ощущения

Восприятие

Представление

Рационалистический

Рациональное познание

(с помощью мышления, разума)

Суждение

Понятие

Умозаключение

  Иррациональное познание .  Интуиция – это вспышка проницательности, источник появления которой невозможно точно объяснить.

Иррациональное познание .

Интуиция это вспышка проницательности, источник появления которой невозможно точно объяснить.

Философы – спорят о месте чувственного и рационального познания Эмпирики - признают чувственный опыт источником знаний. Рационалисты - считают разум основой познания.

Философы – спорят о месте чувственного и рационального познания

  • Эмпирики - признают чувственный опыт источником знаний.
  • Рационалисты - считают разум основой познания.
Виды познания мира

Виды познания мира

Не научное познание

Мифологическое мышление

Миф не сказка, а образ мысли, объясняющий реальную жизнь.

Мифология- основной способ понимания мира на ранних стадиях общественного развития.

Мифология объясняет природную и социальную действительность деятельностью сверхъестественных сил.

Создание мира, космизм, превращение бесформенного состояния в космос, умирание и воскрешение, грядущая гибель, конец свете, рассказы о богах и героях- рассказ об идеалах.

Обыденное познание ( жизненная практика, народная мудрость, здравый смысл)

Он складывадся под влиянием различных форм деятельности.

обыденное познание : в основе опыт повседневной жизни или жизненная практика

Это результат коллективного опыта, накопленного несколькими поколениями людей.

Дают элементарные сведения о природе, о самих людях, условиях жизни, об общении, социальных связях и др.

Знания прочны, но разрозненны, скорее это набор сведений.

Здравый смысл : помогает ориентироваться в окружающей реальности.

Верно указывает направление и способ деятельности.

противостоит выдуманным схемам и штампам.

Но есть и минусы : не поднимается лдо уровня научного объяснения реальности.

Не проникает в сущность явлений, дает поверхностное суждение

Создает иллюзию абсолютной правлы и истины.

Паранаука Обозначение гипотез и представлений, объяснение которых не имеет строго научного обоснования. Художественное ( по средством искусства) Дает эмоциональное и яркое представление об облике героев прошлого, их чувствах, мыслях, поведении, помогает ощутить дух времени.

Паранаука

Обозначение гипотез и представлений, объяснение которых не имеет строго научного обоснования.

Художественное ( по средством искусства)

Дает эмоциональное и яркое представление об облике героев прошлого, их чувствах, мыслях, поведении, помогает ощутить дух времени.

Истина и ее критерии.   Цель познания – в достижении истины, в правильном, достоверном знании об окружающей действительности.

Истина и ее критерии.

Цель познания – в достижении истины, в правильном, достоверном знании об окружающей действительности.

  Понятие истины Проблема истины - это проблема соответствия (адекватности) знаний человека внешнему миру. Истина есть совпадение человеческой мысли с окружающей действительностью.

Понятие истины

  • Проблема истины - это проблема соответствия (адекватности) знаний человека внешнему миру.
  • Истина есть совпадение человеческой мысли с окружающей действительностью.

Истина  Истина - соответствие знания о реальности самой этой реальности (так называемая «объективная истина»).  В науке В морали   Истина = правда ? Правда – это истина в отношениях между людьми

Истина

  • Истина - соответствие знания о реальности самой этой реальности (так называемая «объективная истина»).

В науке В морали

Истина = правда

?

Правда – это истина в отношениях между людьми

Истина

Истина

Заблуждение - это форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании человека (незнание, выдаваемое за знание). Ложь – несоответствие наших мыслей действительности.
  • Заблуждение - это форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании человека (незнание, выдаваемое за знание).
  • Ложь – несоответствие наших мыслей действительности.

Критерии истины.  Ощущения Разум Результат соглашения Практика, опыт - главный критерий __________________________ Пока положение, высказанное в виде теории, концепции, умозаключения, не проверят на опыте, не претворят в практике, в жизни – это лишь гипотеза (предположение).

Критерии истины.

  • Ощущения
  • Разум
  • Результат соглашения
  • Практика, опыт - главный критерий

__________________________

  • Пока положение, высказанное в виде теории, концепции, умозаключения, не проверят на опыте, не претворят в практике, в жизни – это лишь гипотеза (предположение).

П о в т о р и м : Цель познания – в достижении истины. Истина - это адекватное отражение предметов и явлений действительности . Практика, опыт - главный критерий истины.

П о в т о р и м :

  • Цель познания в достижении истины.
  • Истина - это адекватное отражение предметов и явлений действительности .
  • Практика, опыт - главный критерий истины.

Научное познание

Научное познание

Задача научного познания Раскрыть внутреннюю природу, сущность предметов и явлений, законы их функционирования и развития

Задача научного познания

  • Раскрыть внутреннюю природу, сущность предметов и явлений, законы их функционирования и развития
Особенности научного познания   Наука  – это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны и основанные на данных научных исследований. Научное познание  – это вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания

  • Наука – это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны и основанные на данных научных исследований.
  • Научное познаниеэто вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Уровни научного познания

Уровни научного познания

Метод  (путь исследования) понимается как  орудие, средство познания . Моделирование  — воспроизведение характеристик некоторого объек­та на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Абстракция  (от лат. abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мыс­ленном отвлечении от ряда свойств предметов и отноше­ний между ними и выделении какого-либо свойства или от­ношения. Формализация  (лат. forma — вид, образ) — уточнение со­держания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяю­щими выявлять и фиксировать существенные и закономер­ные стороны рассматриваемых объектов. Математизация  — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объ­ектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

Метод  (путь исследования) понимается как  орудие, средство познания .

Моделирование  — воспроизведение характеристик некоторого объек­та на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.

Абстракция  (от лат. abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мыс­ленном отвлечении от ряда свойств предметов и отноше­ний между ними и выделении какого-либо свойства или от­ношения.

Формализация  (лат. forma — вид, образ) — уточнение со­держания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяю­щими выявлять и фиксировать существенные и закономер­ные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация  — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объ­ектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

Принципы научного познания Принцип причинности- установление причинно- следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями. Принцип истинности- то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается Принцип относительности – любое научное знание относительное, т.к. ограниченно возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться в развитием науки, техники и человеческого разума.

Принципы научного познания

  • Принцип причинности- установление причинно- следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
  • Принцип истинности- то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается
  • Принцип относительности – любое научное знание относительное, т.к. ограниченно возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться в развитием науки, техники и человеческого разума.
Схема научного познания

Схема научного познания

 К  социальным  наукам принято относить социологию, психологию, социальную психологию, экономику, политологию и антропологию.   К ним примыкает группа родственных наук, которые относят к гуманитарным: философия, язык, искусствознание, литературоведение.   Социальные науки оперируют количественными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные - качественными (описательно-оценочными).  В чем различаются знания социальные и гуманитарные?

К социальным наукам принято относить социологию, психологию, социальную психологию, экономику, политологию и антропологию.

К ним примыкает группа родственных наук, которые относят к гуманитарным: философия, язык, искусствознание, литературоведение.

Социальные науки оперируют количественными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные - качественными (описательно-оценочными).

В чем различаются знания социальные и гуманитарные?

Социальное познание Социальное познание- это познание обществом самого себя с помощью социальных явлений.

Социальное познание

  • Социальное познание- это познание обществом самого себя с помощью социальных явлений.

Общественные науки

Группа социальных наук

Группа социальных наук

Группа социальных наук

Группа социальных наук

Группа социальных наук

Группа социальных наук

Филолсофс-кие науки

Педагогические науки

Культурология

Социологические науки

Исторические науки

Филологические науки

Социальные науки

Социальные науки

Социальные науки

Социальные науки

Социальные науки

Социальные науки

Психологические науки

Предмет изучения

Литературоведение, языкознание, журналистика и др.

Предмет изучения

Предмет изучения

Общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания и т. д.

Юридические науки

История философии, логика, этика, эстетика и др.

Экономичес кие науки

Предмет изучения

Политические науки

Теория и история культуры, музыковедение и др.

Отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и др.

Предмет изучения

Теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и т. д.

Предмет изучения

Культурология - одна из молодых научных дисциплин, формирующихся на стыке многих наук. Она синтезирует знания о культуре, накопленные человечеством, в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике развития культуры как таковой

Анализируют индивидуально-личностные процессы, соотношение физиологических, психических и социально-психологических особенностей, свойственных человеку определенного возраста

История – наука о прошлом человечества, способ его систематизации и классификации. Она является базисом гуманитарного образования, его первоосновой.

Этнография – наука о происхождении, составе, расселении, этнических и национальных отношениях народов.

Данные науки изучают язык. Язык - совокупность знаков, используемых членами общества для коммуникации, а также в рамках вторичных моделирующих систем (художественной литературе, поэзии, текстах и т. д.)

Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества. Философия выполняет познавательную функцию в обществознании. Этика - теория морали, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей. Мораль и нравственность играют большую роль в мотивации поведения человека, его представлениях о благородстве, честности, смелости. Эстетика — учение о развитии искусства и художественного творчества, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других областях культуры

Социология исследует отношения между основными социальными группами современного общества, мотивы и закономерности поведения людей

Теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и т. д.

Теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии и пр

Экономическая теория, экономика и управление на-родным хозяйст-вом, бухгалтерс-кий учет, статистика и т.д.

Общая психология, психология личности, социальная и политическая психология и др.

Политология изучает политическую систему общества, выявляет связи партий и общественных организаций с государственными институтами управления. Развитие политологии характеризует степень зрелости гражданского общества

Правоведение фиксирует и разъясняет го- . сударственные нормы, права и обязанности граждан, вытекающие из основного закона страны - Конституции, и вырабатывает на этой основе законодательную базу o6 щества

Социальная психология - пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии. Она исследует поведение человека, его чувства и мотивацию в групповой ситуации. Она изучает социальную базу формирования личности. Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентации и установок

Экономика устанавливает характер закономерностей, действующих в сфере производства и рынка, регулирующих меру и формы распределения труда и его результатов.

Общественные науки — комплекс дисциплин, объектом исследования которых является общество

Социальные науки

Гуманитарные науки

Оперируют

Количественными

(математико-статистическими) методами

  • Количественными (математико-статистическими) методами

Качественными

(описательно-оценочными)

методами

  • Качественными (описательно-оценочными) методами

39

Группа социальных наук Исторические науки Социальные науки Предмет изучения Отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и др. Экономичес кие науки История – наука о прошлом человечества, способ его систематизации и классификации. Она является базисом гуманитарного образования, его первоосновой. Этнография – наука о происхождении, составе, расселении, этнических и национальных отношениях народов. Экономическая теория, экономика и управление на-родным хозяйст-вом, бухгалтерс-кий учет, статистика и т.д. Экономика устанавливает характер закономерностей, действующих в сфере производства и рынка, регулирующих меру и формы распределения труда и его результатов.

Группа социальных наук

Исторические науки

Социальные науки

Предмет изучения

Отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и др.

Экономичес кие науки

История – наука о прошлом человечества, способ его систематизации и классификации. Она является базисом гуманитарного образования, его первоосновой.

Этнография – наука о происхождении, составе, расселении, этнических и национальных отношениях народов.

Экономическая теория, экономика и управление на-родным хозяйст-вом, бухгалтерс-кий учет, статистика и т.д.

Экономика устанавливает характер закономерностей, действующих в сфере производства и рынка, регулирующих меру и формы распределения труда и его результатов.

Группа социальных наук Филолсофс-кие науки Социальные науки  Предмет изучения  История философии, логика, этика, эстетика и др. Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества. Философия выполняет познавательную функцию в обществознании. Этика - теория морали, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей. Мораль и нравственность играют большую роль в мотивации поведения человека, его представлениях о благородстве, честности, смелости. Эстетика — учение о развитии искусства и художественного творчества, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других областях культуры

Группа социальных наук

Филолсофс-кие науки

Социальные науки

Предмет изучения

История философии, логика, этика, эстетика и др.

Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества. Философия выполняет познавательную функцию в обществознании. Этика - теория морали, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей. Мораль и нравственность играют большую роль в мотивации поведения человека, его представлениях о благородстве, честности, смелости. Эстетика — учение о развитии искусства и художественного творчества, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других областях культуры

Группа социальных наук  Филологические науки Социальные науки  Предмет изучения  Литературоведение, языкознание, журналистика и др. Юридические науки Данные науки изучают язык. Язык - совокупность знаков, используемых членами общества для коммуникации, а также в рамках вторичных моделирующих систем (художественной литературе, поэзии, текстах и т. д.) Теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и т. д. Правоведение фиксирует и разъясняет го- . сударственные нормы, права и обязанности граждан, вытекающие из основного закона страны - Конституции, и вырабатывает на этой основе законодательную базу o6 щества

Группа социальных наук

Филологические науки

Социальные науки

Предмет изучения

Литературоведение, языкознание, журналистика и др.

Юридические науки

Данные науки изучают язык. Язык - совокупность знаков, используемых членами общества для коммуникации, а также в рамках вторичных моделирующих систем (художественной литературе, поэзии, текстах и т. д.)

Теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и т. д.

Правоведение фиксирует и разъясняет го- . сударственные нормы, права и обязанности граждан, вытекающие из основного закона страны - Конституции, и вырабатывает на этой основе законодательную базу o6 щества

Группа социальных наук Педагогические науки Социальные науки  Предмет изучения  Общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания и т. д. Психологические науки Анализируют индивидуально-личностные процессы, соотношение физиологических, психических и социально-психологических особенностей, свойственных человеку определенного возраста Общая психология, психология личности, социальная и политическая психология и др. Социальная психология - пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии. Она исследует поведение человека, его чувства и мотивацию в групповой ситуации. Она изучает социальную базу формирования личности. Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентации и установок

Группа социальных наук

Педагогические науки

Социальные науки

Предмет изучения

Общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания и т. д.

Психологические науки

Анализируют индивидуально-личностные процессы, соотношение физиологических, психических и социально-психологических особенностей, свойственных человеку определенного возраста

Общая психология, психология личности, социальная и политическая психология и др.

Социальная психология - пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии. Она исследует поведение человека, его чувства и мотивацию в групповой ситуации. Она изучает социальную базу формирования личности. Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентации и установок

Группа социальных наук Социологические науки Социальные науки  Предмет изучения  Теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и т. д. Политические науки Социология исследует отношения между основными социальными группами современного общества, мотивы и закономерности поведения людей Теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии и пр Политология изучает политическую систему общества, выявляет связи партий и общественных организаций с государственными институтами управления. Развитие политологии характеризует степень зрелости гражданского общества

Группа социальных наук

Социологические науки

Социальные науки

Предмет изучения

Теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и т. д.

Политические науки

Социология исследует отношения между основными социальными группами современного общества, мотивы и закономерности поведения людей

Теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии и пр

Политология изучает политическую систему общества, выявляет связи партий и общественных организаций с государственными институтами управления. Развитие политологии характеризует степень зрелости гражданского общества

Группа социальных наук Культурология Социальные науки Предмет изучения Теория и история культуры, музыковедение и др. Культурология - одна из молодых научных дисциплин, формирующихся на стыке многих наук. Она синтезирует знания о культуре, накопленные человечеством, в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике развития культуры как таковой

Группа социальных наук

Культурология

Социальные науки

Предмет изучения

Теория и история культуры, музыковедение и др.

Культурология - одна из молодых научных дисциплин, формирующихся на стыке многих наук. Она синтезирует знания о культуре, накопленные человечеством, в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике развития культуры как таковой

Социальные науки, их классификация

Социальные науки — форма духовной деятельности людей, направления на производство знаний об обществе.

Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология.

Важнейшие социальные науки

  • Социология  (гр. societas — общество и гр. logos — уче­ние, слово)
  • Наука о закономерностях раз­вития и функционирования со­циальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных
  • Философия  (гр. phileo — люблю и sophia — мудрость. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания
  • История- Наука, изучающая прошлое человеческого общества
  • Культурология  (лат. cultu-га — возделывание, обрабатывание и гр. logos — уче­ние, слово)
  • Комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю сово­купность знаний о культуре
  • Политология  (гр. polity — права гражданства, полити­ческий порядок и logos — учение,слово)
  • Наука, объектом изучения ко­торой является многообразие политической жизни (инсти­туты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдель­ных обществ, так и мирового сообщества в целом
  • Правоведение- Наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты пра­воприменительной деятельности
  • Экономика  (от гр. oikos — домашнее хозяйство и поmos — правило)
  • Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют посто­янно растущие потребности
  • Эстетика  (гр. aisthetikos — чувствующий, чувственный)
  • Наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по  законам красоты
  • Этика  (гр. ethos — привычка, обычай)
  • Одна из древнейших теоретиче­ских дисциплин, объектом изу­чения которой является  мораль
Социология  Социология  —  социальная наука, изучающая формы совместной жизни людей. Истоки социологии:  Наука « социальная физика » ( Огюст Конт ),  отношение к социальным фактам как вещам ( Эмиль Дюркгейм ). Эмиль Дюркгейм ( 1858- 1917 ) Огюст Конт (1798-1857 )

Социология

Социология — социальная наука, изучающая формы совместной жизни людей.

Истоки социологии:

Наука « социальная физика » ( Огюст Конт ),

отношение к социальным фактам как вещам ( Эмиль Дюркгейм ).

Эмиль Дюркгейм ( 1858- 1917 )

Огюст Конт (1798-1857 )

Особенности социального познания 1.  Субъект и объект познания совпадают . 2. Получаемое социальное  знание всегда связано с инте­ресами  индивидов- субъектов  познания. 3.  Социальное знание всегда нагружено оценкой , это цен­ностное знание. естествознание — «истины разума», обще­ствознание — «истины сердца». 4.  Сложность объекта познания  — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии . Поэтому установление социальных закономерностей затруднено. 5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин. 6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.

Особенности социального познания

  • 1.  Субъект и объект познания совпадают .
  • 2. Получаемое социальное  знание всегда связано с инте­ресами  индивидов- субъектов  познания.
  • 3.  Социальное знание всегда нагружено оценкой , это цен­ностное знание. естествознание — «истины разума», обще­ствознание — «истины сердца».
  • 4.  Сложность объекта познания  — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии . Поэтому установление социальных закономерностей затруднено.
  • 5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
  • 6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.
Принципы социального познания Описать и понять социальные явления позволяет правильный подход к ним. Это означает, что социальное познание должно опираться на следующие  принципы : — рассматривать социальную действительность в развитии; — изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости; — выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях.  ! Только тогда социальный факт может стать научным фактом Интерпретация  социального факта — это сложная процедура его истолкования, обобщения, объяснения.

Принципы социального познания

  • Описать и понять социальные явления позволяет правильный подход к ним. Это означает, что социальное познание должно опираться на следующие  принципы :

— рассматривать социальную действительность в развитии;

— изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;

— выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях.

! Только тогда социальный факт может стать научным фактом

  • Интерпретация  социального факта — это сложная процедура его истолкования, обобщения, объяснения.
Частнонаучные методы социологии Естественные науки и их методы авторитетны и успешны, но пригодны ли они для изучения общества?!

Частнонаучные методы социологии

Естественные науки и их методы авторитетны и успешны, но пригодны ли они для изучения общества?!

Значение социального знания

Значение социального знания


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!