Познавательная деятельность
1. Познание как деятельность
- Познание – это процесс творческой деятельности людей с целью нахождения истины.
- Познание – это духовная деятельность , направленная на приобретение и развитие знания.
- Познание – активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности.
.
Знание – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека; научные сведения.
Виды знаний:
- знание об объектах (Что такое автомобиль? Что такое алгоритм?).
- знания о действии (как поджарить бифштекс, сшить костюм и т.д.)
- знание о свойстве , использовании объекта (зачем стоматологу бормашина, ученому компьютер и т.д.)
Ответы на этот вопрос даёт:
- Оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимо лишь время и средства.
- Агностицизм - течение, сторонники которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность получения человеком достоверных знаний о мире.
- Скептицизм — мы познаём реальный мир, но в силу несовершенства чувств постоянно вводим себя в заблуждение.
- Конвенционализм — учение о том, что существующие научные теории являются соглашениями между учеными.
- Гносеолония – учение о познании.
Формы познания
Чувственное
Иррацио-нальное
живое созерцание предметов с помощью органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).
Рациональ-ное
интуиция, мистические «озарения», творчество и др.
когда при помощи мышления человек получает представле-ние о вещах, их свойствах.
Чувственное познание
Ощущение
Восприятие
отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредст-венно воздействую-щих на органы чувств.
Представление
когда у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредст-венно воздействую-щие на органы чувств предметы и их свойства.
чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.
Рациональное познание
Понятие
Суждение
форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.
Умозаключе-ние
форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.
получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.
П о в т о р и м:
Познание – активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности.
Две стороны познания
Пути приобретения знаний
Стихийный
Организованный
Объект познания
Субъект познания
С П О С О Б Ы П О З Н А Н И Я
Чувственное познание
(с помощью пяти основных чувств)
Эмпирический
Ощущения
Восприятие
Представление
Рационалистический
Рациональное познание
(с помощью мышления, разума)
Суждение
Понятие
Умозаключение
Иррациональное познание .
Интуиция – это вспышка проницательности, источник появления которой невозможно точно объяснить.
Философы – спорят о месте чувственного и рационального познания
- Эмпирики - признают чувственный опыт источником знаний.
- Рационалисты - считают разум основой познания.
Виды познания мира
Не научное познание
Мифологическое мышление
Миф не сказка, а образ мысли, объясняющий реальную жизнь.
Мифология- основной способ понимания мира на ранних стадиях общественного развития.
Мифология объясняет природную и социальную действительность деятельностью сверхъестественных сил.
Создание мира, космизм, превращение бесформенного состояния в космос, умирание и воскрешение, грядущая гибель, конец свете, рассказы о богах и героях- рассказ об идеалах.
Обыденное познание ( жизненная практика, народная мудрость, здравый смысл)
Он складывадся под влиянием различных форм деятельности.
обыденное познание : в основе опыт повседневной жизни или жизненная практика
Это результат коллективного опыта, накопленного несколькими поколениями людей.
Дают элементарные сведения о природе, о самих людях, условиях жизни, об общении, социальных связях и др.
Знания прочны, но разрозненны, скорее это набор сведений.
Здравый смысл : помогает ориентироваться в окружающей реальности.
Верно указывает направление и способ деятельности.
противостоит выдуманным схемам и штампам.
Но есть и минусы : не поднимается лдо уровня научного объяснения реальности.
Не проникает в сущность явлений, дает поверхностное суждение
Создает иллюзию абсолютной правлы и истины.
Паранаука
Обозначение гипотез и представлений, объяснение которых не имеет строго научного обоснования.
Художественное ( по средством искусства)
Дает эмоциональное и яркое представление об облике героев прошлого, их чувствах, мыслях, поведении, помогает ощутить дух времени.
Истина и ее критерии.
Цель познания – в достижении истины, в правильном, достоверном знании об окружающей действительности.
Понятие истины
- Проблема истины - это проблема соответствия (адекватности) знаний человека внешнему миру.
- Истина есть совпадение человеческой мысли с окружающей действительностью.
Истина
- Истина - соответствие знания о реальности самой этой реальности (так называемая «объективная истина»).
В науке В морали
Истина = правда
?
Правда – это истина в отношениях между людьми
Истина
- Заблуждение - это форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании человека (незнание, выдаваемое за знание).
- Ложь – несоответствие наших мыслей действительности.
Критерии истины.
- Ощущения
- Разум
- Результат соглашения
- Практика, опыт - главный критерий
__________________________
- Пока положение, высказанное в виде теории, концепции, умозаключения, не проверят на опыте, не претворят в практике, в жизни – это лишь гипотеза (предположение).
П о в т о р и м :
- Цель познания – в достижении истины.
- Истина - это адекватное отражение предметов и явлений действительности .
- Практика, опыт - главный критерий истины.
Научное познание
Задача научного познания
- Раскрыть внутреннюю природу, сущность предметов и явлений, законы их функционирования и развития
Особенности научного познания
- Наука – это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны и основанные на данных научных исследований.
- Научное познание – это вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.
Уровни научного познания
Метод (путь исследования) понимается как орудие, средство познания .
Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.
Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения.
Формализация (лат. forma — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.
Принципы научного познания
- Принцип причинности- установление причинно- следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
- Принцип истинности- то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается
- Принцип относительности – любое научное знание относительное, т.к. ограниченно возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться в развитием науки, техники и человеческого разума.
Схема научного познания
К социальным наукам принято относить социологию, психологию, социальную психологию, экономику, политологию и антропологию.
К ним примыкает группа родственных наук, которые относят к гуманитарным: философия, язык, искусствознание, литературоведение.
Социальные науки оперируют количественными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные - качественными (описательно-оценочными).
В чем различаются знания социальные и гуманитарные?
Социальное познание
- Социальное познание- это познание обществом самого себя с помощью социальных явлений.
Общественные науки
Группа социальных наук
Группа социальных наук
Группа социальных наук
Группа социальных наук
Группа социальных наук
Группа социальных наук
Филолсофс-кие науки
Педагогические науки
Культурология
Социологические науки
Исторические науки
Филологические науки
Социальные науки
Социальные науки
Социальные науки
Социальные науки
Социальные науки
Социальные науки
Психологические науки
Предмет изучения
Литературоведение, языкознание, журналистика и др.
Предмет изучения
Предмет изучения
Общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания и т. д.
Юридические науки
История философии, логика, этика, эстетика и др.
Экономичес кие науки
Предмет изучения
Политические науки
Теория и история культуры, музыковедение и др.
Отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и др.
Предмет изучения
Теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и т. д.
Предмет изучения
Культурология - одна из молодых научных дисциплин, формирующихся на стыке многих наук. Она синтезирует знания о культуре, накопленные человечеством, в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике развития культуры как таковой
Анализируют индивидуально-личностные процессы, соотношение физиологических, психических и социально-психологических особенностей, свойственных человеку определенного возраста
История – наука о прошлом человечества, способ его систематизации и классификации. Она является базисом гуманитарного образования, его первоосновой.
Этнография – наука о происхождении, составе, расселении, этнических и национальных отношениях народов.
Данные науки изучают язык. Язык - совокупность знаков, используемых членами общества для коммуникации, а также в рамках вторичных моделирующих систем (художественной литературе, поэзии, текстах и т. д.)
Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества. Философия выполняет познавательную функцию в обществознании. Этика - теория морали, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей. Мораль и нравственность играют большую роль в мотивации поведения человека, его представлениях о благородстве, честности, смелости. Эстетика — учение о развитии искусства и художественного творчества, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других областях культуры
Социология исследует отношения между основными социальными группами современного общества, мотивы и закономерности поведения людей
Теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и т. д.
Теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии и пр
Экономическая теория, экономика и управление на-родным хозяйст-вом, бухгалтерс-кий учет, статистика и т.д.
Общая психология, психология личности, социальная и политическая психология и др.
Политология изучает политическую систему общества, выявляет связи партий и общественных организаций с государственными институтами управления. Развитие политологии характеризует степень зрелости гражданского общества
Правоведение фиксирует и разъясняет го- . сударственные нормы, права и обязанности граждан, вытекающие из основного закона страны - Конституции, и вырабатывает на этой основе законодательную базу o6 щества
Социальная психология - пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии. Она исследует поведение человека, его чувства и мотивацию в групповой ситуации. Она изучает социальную базу формирования личности. Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентации и установок
Экономика устанавливает характер закономерностей, действующих в сфере производства и рынка, регулирующих меру и формы распределения труда и его результатов.
Общественные науки — комплекс дисциплин, объектом исследования которых является общество
Социальные науки
Гуманитарные науки
Оперируют
Количественными
(математико-статистическими) методами
- Количественными (математико-статистическими) методами
Качественными
(описательно-оценочными)
методами
- Качественными (описательно-оценочными) методами
39
Группа социальных наук
Исторические науки
Социальные науки
Предмет изучения
Отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и др.
Экономичес кие науки
История – наука о прошлом человечества, способ его систематизации и классификации. Она является базисом гуманитарного образования, его первоосновой.
Этнография – наука о происхождении, составе, расселении, этнических и национальных отношениях народов.
Экономическая теория, экономика и управление на-родным хозяйст-вом, бухгалтерс-кий учет, статистика и т.д.
Экономика устанавливает характер закономерностей, действующих в сфере производства и рынка, регулирующих меру и формы распределения труда и его результатов.
Группа социальных наук
Филолсофс-кие науки
Социальные науки
Предмет изучения
История философии, логика, этика, эстетика и др.
Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества. Философия выполняет познавательную функцию в обществознании. Этика - теория морали, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей. Мораль и нравственность играют большую роль в мотивации поведения человека, его представлениях о благородстве, честности, смелости. Эстетика — учение о развитии искусства и художественного творчества, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других областях культуры
Группа социальных наук
Филологические науки
Социальные науки
Предмет изучения
Литературоведение, языкознание, журналистика и др.
Юридические науки
Данные науки изучают язык. Язык - совокупность знаков, используемых членами общества для коммуникации, а также в рамках вторичных моделирующих систем (художественной литературе, поэзии, текстах и т. д.)
Теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и т. д.
Правоведение фиксирует и разъясняет го- . сударственные нормы, права и обязанности граждан, вытекающие из основного закона страны - Конституции, и вырабатывает на этой основе законодательную базу o6 щества
Группа социальных наук
Педагогические науки
Социальные науки
Предмет изучения
Общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания и т. д.
Психологические науки
Анализируют индивидуально-личностные процессы, соотношение физиологических, психических и социально-психологических особенностей, свойственных человеку определенного возраста
Общая психология, психология личности, социальная и политическая психология и др.
Социальная психология - пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии. Она исследует поведение человека, его чувства и мотивацию в групповой ситуации. Она изучает социальную базу формирования личности. Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентации и установок
Группа социальных наук
Социологические науки
Социальные науки
Предмет изучения
Теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и т. д.
Политические науки
Социология исследует отношения между основными социальными группами современного общества, мотивы и закономерности поведения людей
Теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии и пр
Политология изучает политическую систему общества, выявляет связи партий и общественных организаций с государственными институтами управления. Развитие политологии характеризует степень зрелости гражданского общества
Группа социальных наук
Культурология
Социальные науки
Предмет изучения
Теория и история культуры, музыковедение и др.
Культурология - одна из молодых научных дисциплин, формирующихся на стыке многих наук. Она синтезирует знания о культуре, накопленные человечеством, в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике развития культуры как таковой
Социальные науки, их классификация
Социальные науки — форма духовной деятельности людей, направления на производство знаний об обществе.
Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология.
Важнейшие социальные науки
- Социология (гр. societas — общество и гр. logos — учение, слово)
- Наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных
- Философия (гр. phileo — люблю и sophia — мудрость. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания
- История- Наука, изучающая прошлое человеческого общества
- Культурология (лат. cultu-га — возделывание, обрабатывание и гр. logos — учение, слово)
- Комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре
- Политология (гр. polity — права гражданства, политический порядок и logos — учение,слово)
- Наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом
- Правоведение- Наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности
- Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяйство и поmos — правило)
- Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности
- Эстетика (гр. aisthetikos — чувствующий, чувственный)
- Наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты
- Этика (гр. ethos — привычка, обычай)
- Одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль
Социология
Социология — социальная наука, изучающая формы совместной жизни людей.
Истоки социологии:
Наука « социальная физика » ( Огюст Конт ),
отношение к социальным фактам как вещам ( Эмиль Дюркгейм ).
Эмиль Дюркгейм ( 1858- 1917 )
Огюст Конт (1798-1857 )
Особенности социального познания
- 1. Субъект и объект познания совпадают .
- 2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов- субъектов познания.
- 3. Социальное знание всегда нагружено оценкой , это ценностное знание. естествознание — «истины разума», обществознание — «истины сердца».
- 4. Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии . Поэтому установление социальных закономерностей затруднено.
- 5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
- 6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.
Принципы социального познания
- Описать и понять социальные явления позволяет правильный подход к ним. Это означает, что социальное познание должно опираться на следующие принципы :
— рассматривать социальную действительность в развитии;
— изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;
— выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях.
! Только тогда социальный факт может стать научным фактом
- Интерпретация социального факта — это сложная процедура его истолкования, обобщения, объяснения.
Частнонаучные методы социологии
Естественные науки и их методы авторитетны и успешны, но пригодны ли они для изучения общества?!
Значение социального знания