СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно-исследовательская деятельность «Чудо-соль» (старший дошкольный возраст)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий мир ребенка не дает ему покоя. Малыш стремится поскорее всё узнать, потрогать, попробовать на зуб, сделать свое собственное открытие…  Надо искать необычное рядом. Оказывается, есть продукт, без которого нельзя обходиться человеку. Это соль …

Просмотр содержимого документа
«Познавательно-исследовательская деятельность «Чудо-соль» (старший дошкольный возраст)»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 98»

города Магнитогорска





Познавательно-исследовательская деятельность

«Чудо-соль»

(старший дошкольный возраст)
























Составила:

Соломкина Ирина Владимировна,

воспитатель высшей кв. категории





Магнитогорск, 2023 год

Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий. Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи: 

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Предварительная работа: беседа о соли.

Материал и оборудование: шкатулка с тремя видами  соли, подносы с солью для рисования, тарелка, ложка, два стакана с водой, два яйца, мультимедийная презентация «Как добывается соль».

Ход занятия:

  1. Организационный   момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Как вы думаете, что в ней? (дети предлагают открыть шкатулку и находят 3 мешочка с сыпучим веществом)

-  Интересно, что же в этих мешочках?

-  Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек.

-  А теперь понюхайте, пахнет?

Вывод - значит, там находится вещество без запаха.

    -  Какое это вещество на ощупь?

  -  Что же это может быть?  

- Ребята, вы любите разгадывать загадки? (воспитатель загадывает загадку)

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос:

  1. Актуализация знаний.

- Для чего нужна соль?

- Где люди используют соль?»

- Откуда она попадает в магазины?»

- Молодцы, как вы много знаете о соли!

  1. Получение новых знаний.

Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Люди научились добывать соль различными способами.

- А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?

- Я  нашла видеоинформацию о том, как добывают соль, и хочу с вами  ей поделиться. Готовы узнать новое и интересное? Садитесь поудобнее... Мы начинаем…. (презентация «Добыча соли, ее применение»).

- Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Поэтому люди придумали пословицы о соли:

 Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

         Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.

 Без соли, без хлеба – половина обеда.

    Без соли, без хлеба за стол не садятся.

- Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

- Как вы думаете, где можно использовать соль?

- В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

- Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). А еще соль полезна и животным.

- В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

- В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.

- На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дороги, тротуары. (От соли лед тает). Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

- Я вам предлагаю поиграть в игру «Соль полезна для того, чтобы …» (передавать мешочек с солью и проговаривать, для чего нам нужна соль) 

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных.

Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи.

- Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину.

3. Не толкать соседа во время работы.

4. Сначала посмотри, а потом повтори.

5. Выполнил и положи на место.

 И так внимание!

Основная часть:

Опыт № 1:  «Соль хрустит»

- Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт № 2: «Соль поглощает воду»

- Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Вывод: значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)

Опыт № 3: «Плавающее яйцо».

- Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

- Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

- Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

- А теперь возьмем другое яйцо и опустим его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Вывод: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.

Заключительная часть:

-  Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- Что вам показалось самым сложным?

- А что вам больше всего понравилось?

- Что было самым интересным?

- Работая с солью, мы очень сдружились, нам было невероятно интересно. Теперь мы знаем, что соль очень полезное ископаемое, к нему надо относиться бережно. Без соли прожить нельзя. Мы ещё многого не знаем о соли, но мы будем продолжать свое изучение дальше…. До новых встреч!






Литература:

1.Артюхова И.С., Иванова Л.А., Киктев С.М. «Наука для дошкольников», энциклопедия, 2017;

2.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!», «Детство-пресс», 2004;

3.Дыбина О. В. «Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для

дошкольников». - М., 2004;

4.интернет ресурсы: http://www.vredno-vsyo.ru/food/71-vred-soli.html

https://www.ja-zdorov.ru/blog/polza-abrikosovyx-kostochek-dlya-zdorovya/





5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!