Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 98»
города Магнитогорска
Познавательно-исследовательская деятельность
«Чудо-соль»
(старший дошкольный возраст)
Составила:
Соломкина Ирина Владимировна,
воспитатель высшей кв. категории
Магнитогорск, 2023 год
Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий. Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Предварительная работа: беседа о соли.
Материал и оборудование: шкатулка с тремя видами соли, подносы с солью для рисования, тарелка, ложка, два стакана с водой, два яйца, мультимедийная презентация «Как добывается соль».
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Как вы думаете, что в ней? (дети предлагают открыть шкатулку и находят 3 мешочка с сыпучим веществом)…
- Интересно, что же в этих мешочках?
- Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек.
- А теперь понюхайте, пахнет?
Вывод - значит, там находится вещество без запаха.
- Какое это вещество на ощупь?
- Что же это может быть?
- Ребята, вы любите разгадывать загадки? (воспитатель загадывает загадку)
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос:
Актуализация знаний.
- Для чего нужна соль?
- Где люди используют соль?»
- Откуда она попадает в магазины?»
- Молодцы, как вы много знаете о соли!
Получение новых знаний.
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Люди научились добывать соль различными способами.
- А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?
- Я нашла видеоинформацию о том, как добывают соль, и хочу с вами ей поделиться. Готовы узнать новое и интересное? Садитесь поудобнее... Мы начинаем…. (презентация «Добыча соли, ее применение»).
- Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Поэтому люди придумали пословицы о соли:
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без соли, без хлеба за стол не садятся.
- Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)
- Как вы думаете, где можно использовать соль?
- В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
- Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). А еще соль полезна и животным.
- В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.
- В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.
- На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дороги, тротуары. (От соли лед тает). Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
- Я вам предлагаю поиграть в игру «Соль полезна для того, чтобы …» (передавать мешочек с солью и проговаривать, для чего нам нужна соль)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8. Соль нужна для животных.
Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи.
- Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину.
3. Не толкать соседа во время работы.
4. Сначала посмотри, а потом повтори.
5. Выполнил и положи на место.
И так внимание!
Основная часть:
Опыт № 1: «Соль хрустит»
- Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт № 2: «Соль поглощает воду»
- Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Вывод: значит соль поглощает воду.
Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)
Опыт № 3: «Плавающее яйцо».
- Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
- Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
- Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
(Яйцо не тонет).
- А теперь возьмем другое яйцо и опустим его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Вывод: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.
Заключительная часть:
- Ребята, что нового вы сегодня узнали?
- Что вам показалось самым сложным?
- А что вам больше всего понравилось?
- Что было самым интересным?
- Работая с солью, мы очень сдружились, нам было невероятно интересно. Теперь мы знаем, что соль очень полезное ископаемое, к нему надо относиться бережно. Без соли прожить нельзя. Мы ещё многого не знаем о соли, но мы будем продолжать свое изучение дальше…. До новых встреч!
Литература:
1.Артюхова И.С., Иванова Л.А., Киктев С.М. «Наука для дошкольников», энциклопедия, 2017;
2.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!», «Детство-пресс», 2004;
3.Дыбина О. В. «Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников». - М., 2004;
4.интернет ресурсы: http://www.vredno-vsyo.ru/food/71-vred-soli.html
https://www.ja-zdorov.ru/blog/polza-abrikosovyx-kostochek-dlya-zdorovya/
5