Познавательно – исследовательский проект
«Березок русских хоровод»
(коллективная работа подготовительной группы «Радуга» для детей с нарушением зрения)
Руководитель работы: воспитатель - Драневская Майя Руслановна
Введение.
Мы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю.
Мы должны чтить её символы: герб, флаг, гимн и гордиться своей Родиной.
А ещё, Родина – это прекрасное дерево. Нет такого другого дерева, которое так горячо любят и воспевают в России. Белая березка – символ красоты русской природы, она прекрасна в любое время года. Актуальность исследования заключается в том, что работа над проектом способствует приобщению детей к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русского народа. Обогащает чувственный опыт ребёнка, его реальное представление об окружающем мире и вызывает желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране. Это позволяет научить детей видеть себя потомками и наследниками России.
На территории нашей школы расположен большой парк, где растет много берез. Мы каждый день, выходя на прогулку, встречаемся с ними и, по сути, мало что можем о них рассказать. Мы с ребятами решили, что береза может стать прекрасным объектом для изучения . Именно она может стать источником воздействия на чувства, познание, стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях дошкольников.
Наш проект по продолжительности долгосрочный. В ходе его реализации мы ответили на многие вопросы. Береза – это: символ России, объект любования, дом для насекомых и птиц, муза для художников, музыкантов и поэтов, материал для изготовления мебели и кухонной утвари, источник здоровья. Береза, как любое живое существо, может расти, развиваться, размножаться, быть здоровым и больным.
В этой коллективной работе мы представляем наш опыт работы по экспериментальной деятельности проекта «Березок русских хоровод».
Цель: расширить и закрепить представления детей о дереве как о представителе живого в мире природы, внешнем строении, жизненных функциях через проведение элементарных опытов и экспериментов на прогулке и центре экспериментирования в группе
Задачи:
- познакомить с березой, как символом России, национальным деревом;
- формировать представление о жизни растения, его развитии и связи с другими организмами;
- развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;
- воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.
Предварительная работа: просмотр презентаций «Береза – символ России», «Волшебный мир науки», знакомство с « приборами – помощниками», чтение художественных произведений о березе, наблюдение за жизненным циклом дерева в разные сезоны, использование схем: «Береза лечит», «Кора кормит»,
использование моделей предмета (ствол, крона, ветви, корни), игровые упражнения, импровизации, этюды : береза грустит, шумит, уснула.
Исследовательская часть.
Осень.
Опыт№1 « Белая береза».
Цель: продолжать знакомить детей с деревом, ставшим символом России.
Обратить внимание детей на ствол березы, определяют, в каком месте самое широкий ствол, в каком месте самый узкий. Дети обнимают дерево, пытаются вытащить дерево, но никак не получается. Если воткнуть веточку и попытаться выдернуть - это сделать легко.
Вывод: дерево стоит вертикально и крепко удерживается корнями в земле, поэтому береза не падает.
Исследование «Помощники дерева».
Цель: выяснить, кто и как помогает дереву добывать пищу.
Предложить детям понаблюдать перед дождем за тем, как ползают дождевые черви у ствола дерева.
Вывод: дождевые черви рыхлят землю, перерабатывают гниющую листву, значит оказывают помощь дереву, рыхлят почву, из которой дерево получает питание.
Зима.
Опыт № 2 «Защитные свойства снега для деревьев».
Цель: познакомить детей со свойствами снега. Помогает ли снег? Как помогает снег дереву? Его роль в жизни деревьев.
Измерение глубины снега. Поместить емкости с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег, зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за емкостями в течение прогулки и сделать вывод.
Вывод: Снежный покров защищает корни дерева и обитателей почвы от вымерзания.
Весна.
Опыт № 3«Зависимость роста деревьев от освещенности места обитания».
Цель: показать зависимость роста растений от освещенности растения.
Обратить внимание детей, что на деревьях, расположенных в хорошо прогреваемых и защищенных от ветра местах, листья и цветы распускаются раньше, чем на аналогичных, находящихся в тени.
Вывод: чем больше солнца, тем быстрее растет дерево и распускается листва на деревьях.
Опыт № 4 «Рассматривание бересты под лупой, чем дышит березка?».
Цель: рассмотреть с детьми и назвать внешние признаки коры березы.
Вывод: белый цвет коры – это бетулин. По всей бересте проходят темные горизонтальные полосы – это чечевички, через которые проходит кислород к дереву. Береста состоит из нескольких слоев – это опробковевшие клетки.
Результативность.
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна. Обработка материала по данной теме совместно с детьми, позволила организовать выставку «Четыре угодья», музыкально – литературный час «Русская красавица», экологический праздник «Родной край собирает друзей» и др. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке как живому объекту.
Выводы.
По итогам работы было отмечено:
- повышение уровня экологической культуры и укрепление сотрудничества детей и их родителей;
- развитие у детей познавательно - исследовательского интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям;
- развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Березок русских хоровод».
Приложение
Укрываем снегом корни деревьев
(приобщение к труду)
Разговор с березкой
(наблюдение)
Чем дышит береза?
(исследование)
От какого дерева лист?
(игровая деятельность)
Русская красавица
(музыкально – литературный час)
Выставка «Четыре угодья»