Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 98»
города Магнитогорска
Познавательно-исследовательский проект
для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
«Цветник на подоконнике»
Составила:
Соломкина Ирина Владимировна,
воспитатель высшей кв. категории
Магнитогорск, 2022 год
Никогда не надо слушать,
что говорят цветы.
Надо просто смотреть на них
и дышать их ароматом.
Антуан де Сент-Экзюпери
Актуальность
Жизнь человека связана с природой. Сложно, да и невозможно представить, что растений вдруг не стало в природе. Воздух, которым мы дышим, пища, которую едим, тесно связаны с растениями. Они дарят людям радость общения с природой, помогают увидеть ее красоту. Во время ухода за растениями мы, не замечая того, как становимся добрее.
Дошкольный возраст – это самый благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо решать задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. В данном возрасте у детей единство знаний и переживаний, которые позволяют формировать у них основу ответственного отношения к природе. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию, тем лучше будет результат. В современном мире, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Большинство детей большую часть времени проводит за современными гаджетами (компьютерами, планшетами, телефонами) и редко общается с природой. Дети ломают ветви деревьев, рвут цветы и бросают их на землю, видя, как взрослые поступают точно также и делают вывод, что так можно делать, и в этом нет ничего плохого.
Дети самостоятельно не могут объяснить многие явления природы, а потому это обязанность взрослых. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка. Взрослые могут научить наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Когда ребенок научится понимать состояние растений, то он будет сочувствовать и ухаживать. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры, используя для этого «огород на подоконнике».
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Все прочно и надолго усваивается, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Цель
Создать условия для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности, и привлечения к практической деятельности по созданию цветника на подоконнике.
Задачи
- Обогатить и расширить представлений детей о цветах.
- Познакомить со способами выращивания.
- Развивать интерес к развитию и росту цветов.
- Продолжать активизировать словарь детей.
- Развивать связную речь через составление описательных рассказов о цветах.
- Воспитывать любознательность и наблюдательность.
Вид проекта
Познавательно-исследовательский, долгосрочный, групповой.
Участники проекта
Воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников, администрация ДОУ
Продукт проекта
Рассада цветов для клумбы.
Сроки реализации
03.04.2022-31.05.2022
Этапы проекта:
I этап. Подготовительный 03.04.22 - 09.04.22
II этап. Основной 10.04.22 - 28.05.22
III этап. Итоговый 29.05.22 - 31.05.22
Прогнозируемый результат:
1. Сформированность представлений о цветах.
2.Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.
3. Вовлечение в творческую и экспериментальную деятельность.
4. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Этапы | Мероприятия | Цель этапов проекта | Срок | Ответственные за проведение |
I | - Беседа с родителями об участии в проекте «Цветник на подоконнике» -Подбор художественной литературы - Подбор дидактических игр -Приобретение ящиков, семян, грунта - Подборка иллюстративного материала -Подбор музыкальных произведений | Создание условий для реализации проекта, исходя из поставленных задач | 03.04.22-09.04.22 | Воспитатели, администрация ДОУ, родители |
II | -НОД Тема «Всё начинается с семечка» -Беседы «Цветы – краса земли», «Живые обитатели почвы» - Опытно-экспериментальная деятельность: рассматривание через увеличительное стекло семян -Практическая деятельность-посев семян цветов в грунт - Оформление блокнотов наблюдений -Чтение художественной литературы В. Катаев «Цветик-семицветик»; Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки»; Е. Трутнева «Колокольчик» и др. -Дидактические игры «Парочки», «Найди по описанию», «Сложи цветок», «Цветочный магазин» и др. - Труд в уголке природы (полив рассады, рассматривание всходов, зарисовка наблюдений в блокноты, рыхление почвы при необходимости) - Чтение пословиц, поговорок о земледелии; отгадывание загадок и составление загадок детьми - Фиксирование наблюдений за ростом цветов в блокноты наблюдений - Слушание музыки: В. Моцарт “Цветы”, П.И. Чайковский “Цикл времена года”- “Вальс цветов” - Художественное творчество: рисование «Наш цветник на подоконнике» - Совместный труд: деятельность воспитателя с детьми-пикировка растений | Обобщение знаний о способах ухода за растениями; вовлечение в опытно-экспериментальную деятельность; развитие связной монологической речи; развитие трудовых умений | 10.04.22-28.05.22 | Воспитатели, родители группы |
III | -Итоговая беседа «Цветник переселяется на клумбу детского сада». -Совместная трудовая деятельность: пересадка цветов и уход за ними на прогулке (прополка сорняков, рыхление почвы, полив) | Развитие умения анализировать, обобщать, соотносить результаты личных наблюдений, использование приобретенных знаний и умений в жизни; воспитание ответственности к порученному делу. | 29.05-31.05.17 г. | Воспитатели |
Вывод:
1. Дети познакомились с цветами: нивяник (ромашка), петунья, герань, пион, увидели многообразие посевного материала.
2. У детей сформировался интерес к опытно- исследовательской деятельности по выращиванию рассады цветов для клумбы в комнатных условиях.
3. Дети стали бережнее относиться к растительному миру, более уважительно относиться к труду.
Таким образом, реализация проектной деятельности явилось необходимым условием для формирования правильного представления о многообразии садовых растений посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Список литературы
1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 159с.
2.Дыбина О.В., Рахманова М.П. Неизведанное рядом. Творческий центр. Сфера. Москва. 2001 – 76 – 78с.
3.Дыбина О.В.Ребенок в мир поиска. Творческий центр Москва 2007.- 60с.
4.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
5.Зубкова Е.М. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет – М.,2007
6.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 56с.
7.Николаева С.Н. Юный эколог Москва Мозаика – Синтез 2010. – с.3 – 156с.
8.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников – М., 2003
9.Чарова Ю. О природе М.: Эгмонт Россия Лтд., 2001. – 48с.- Серия («Библиотека Вини – Пуха»).