МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН – УДЭ»
«Узоры родного края»
познавательно-развлекательная программа
возрастная категория 11 – 14 лет
Абдрафикова Татьяна Викторовна, методист
высшая квалификационная категория
Методическая разработка сценария
Аннотация.
Сегодня приобщение детей к национальной культуре является не только велением времени, но и возрождением духовности через знания фольклора, этнографии, литературного и музыкального наследия родного края. Важность патриотического воспитания трудно переоценить, так как речь идет о таких категориях, как воспитание в подрастающем поколении высоких духовных качеств, чувства своей причастности к родному народу, формирование устойчивого интереса к его истории и культуре, материальным и духовным ценностям.
Предлагаемый материал предназначен для педагогов дополнительного образования, педагогов организаторов, классных руководителей. Он может быть использован как составная часть праздника, посвященная Белому Месяцу, а может, является самостоятельным мероприятием в любое другое время.
Цель мероприятия: приобщить детей к национальной культуре родного края через игру.
Задачи:
Развитие познавательного интереса к бурятскому народному фольклору.
Знакомство с ритуалом «золголго», с понятием «хадак» и его значением.
Воспитание культуры общения
Создание дружеской атмосферы праздника.
Оборудование:
Проектор, ноутбук (компьютер), экран для проецирования.
Акустическое оборудование (микрофон, колонки)
Игровой реквизит (по сценарию)
Предварительная подготовка:
Подбор музыкального материала
Изготовление разноцветных жетонов в виде бурятских шапочек.
Введение (пролог)
До начала мероприятия на входе гостям раздаются разноцветные жетоны, в виде бурятских шапочек. Звучит музыка. На экран проецируется видеоролик о Бурятии.
Ведущий:
Друзья, мы приехать вас просим по-братски.
Далекий наш край посетите бурятский.
На карте найти его очень легко
И ехать до нас уж не так далеко.
Живем мы в краю, где в круженье метели
Гудят величавые сосны и ели.
Суровы отроги гранитных Саян,
В скалистых ущельях таится туман.
Наверно, друзья, вы немало слыхали
И песен и притчей о славном Байкале.
Седой Баргузин пошевеливал вал
И молодца в бочке спас древний Байкал.
На зорьке студеной поднимемся рано
И вместе помчимся купаться к аршану.
А кто закалится водой ледяной
До старости будет всегда молодой.
Под звуки трубы и под гром барабана
Покажем мы скачки вам в день Сурхарбана.
У всадников зорко прищуренный взгляд,
Они, словно, соколы в небо летят.
В Бурятию к нам приезжайте почаще.
Здесь много найдет друзей настоящих.
Для радостной встречи открыты сердца.
Уж если дружить, то дружить до конца. (Дамба Жалсараев)
Основная часть.
Ведущий:
Добрый день, Амармэндээ, уважаемые друзья. Мы приветствуем всех собравшихся в этом зале на познавательно-развлекательной программе «Узоры родного края». Ритуал приветствия у бурят имеет особое значение. Младший протягивает руки ладонями вверх, чтобы воспринять от старшего его опыт, знания и мастерство, а старший на протянутые к нему руки возлагает свои, ладонями вниз. Этот жест означает также и то, что младший по возрасту – всегда опора и поддержка старших. Этот приветственный жест называется «золголго» (на экране проецируется картинка этого жеста). Давайте, и мы с вами поприветствуем, друг друга, а для этого образуем два круга: внутренний и внешний. Под музыку внутренний круг будет двигаться по часовой стрелке, а внешний против часовой. Как только музыка останавливается, те, кто оказался напротив друг друга, выполняют приветственный жест, и говорят: «Амармэндээ».
(Звучит музыка, проводится игра-приветствие)
Ведущий:
Издревле, буряты были искусными мастерами. Всё нужное в хозяйстве они изготавливали своими руками и украшали орнаментом. Разнообразными узорами украшались одежда, внутреннее убранство юрты, снаряжение коня, орудия производства. Эти узоры играют важную роль и имеют значение оберега, талисмана и благопожелания. (На экран проецируется закрытый узор https://cloud.mail.ru/public/UqkG/aF7n6oMEo)
От ваших взоров скрыт один из бурятских узоров, который в конце программы вы увидите и узнаете, что он означает. А для этого вам необходимо выполнить игровые задания.
Символом гостеприимства, дружеского и радушного отношения является Хадак. Хадак – это шарфик или платок в форме длинного узкого прямоугольника. Этот уникальный презент можно преподнести в честь любого события, которое является важным в жизни буддиста. Бурятский хадак бывает пяти цветов. Каждый цвет имеет особый смысл:
Белый хадак (Сагаан хадак) — символ изначальной чистоты, чистых помыслов. Это цвет святости, благополучия.
Синий хадак (Хухэ хадак) обозначает Вечное синее небо. Он воплощение доброты, верности, бесконечности, расположения.
Жёлтый хадак (Шара хадак) — символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности.
Красный хадак (Улаан хадак) — символ домашнего очага. Красный – цвет власти и величия. Этому цвету приписываются и целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству.
Зелёный хадак (Ногоон хадак) — символ цветущей земли. Символ роста и процветания.
Мы приглашаем принять участие в игре «Цветик – пятицветик», тех, у кого шапочки белого цвета. Сейчас вы образуете круг, взяв в руки разноцветное полотнище. Один из вас будет находиться в центе круга, он и будет водящим.
Когда я говорю «улаан хадак», это означает, что те, кто держит красный цвет, меняются местами, а водящий должен успеть занять освободившееся место. Когда я говорю «шара хадак», меняются местами те, кто держит желтый цвет.
Фоном звучит веселая мелодия. Проводится игра
После игры открывается один фрагмент узора.
Ведущий:
Буряты любят и высоко ценят пословицы и поговорки, их меткость, мудрость и правдивость. Пословицы и поговорки учат честности, трудолюбию, доброте, почтительному отношению к старшим. И сейчас я буду называть вам бурятскую пословицу, а вы должны сказать аналогичную по смыслу русскую.
Бурятская: от хорошего друга липнет хорошее, от плохого плохое.
Русская: С кем поведешься, того и наберешься.
Бурятская: Находясь среди ворон, нужно каркать как они.
Русская: С волками жить – по-волчьи выть.
Бурятская: не увидев речки, не снимай обувь.
Русская: не зная броду, не суйся в воду.
Бурятская: Неторопливый конь раньше достигнет цели, чем резвый.
Русская: Тише едешь, дальше будешь.
Бурятская: Природа тянет волка в лес.
Русская: Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит.
Бурятская: Трусливому и черти померещатся.
Русская: у страха глаза велики.
Открываем следующий фрагмент узора
Ведущий:
Как гласит бурятская народная мудрость: “Не наделив человека крыльями – небо подарило ему лошадь”. Буряты не мыслили себя без коней. Конь для бурята – это друг, богатство, радость и гордость.
И сейчас, мы приглашаем принять участие в скачках, тех, у кого шапочки желтого цвета. Ваша задача: вставить ноги в стремена и преодолеть определенную дистанцию. Побеждает та команда, которая первой вернется к финишу.
(Игра проводится в форме эстафеты. В ней принимают участие 10 человек, из которых формируются две команды по 5 человек. Реквизит: столбоходы 2 пары, призмы 4 штуки).
Издавна любит бурятский народ
быстрых, как ветер коней.
Не зря говорится, тот к цели придет,
Скакун у кого резвей.
На старт! Внимание! Марш!
(Проводится игра «Наездники». Музыкальное оформление: Мэдэгма Доржиева «Песня табунщика»)
После игры открывается один фрагмент узора.
Ведущий:
Чтобы открыть следующий фрагмент нашего узора, необходимо разгадать бурятские народные загадки. И мы приглашаем в центр зала, участников, у которых шапочки синего цвета.
(В игре принимают участие 9 человек, которые образуют три команды по три человека. Каждой команде дается атласная лента длиной 1,5 – 2 метра).
Вам не просто надо разгадать загадку, а еще при помощи ленты построить определенную букву. Ну, например, загадка звучит так: сто одежек и все без застёжек. Что это? Правильно. Капуста. А вам необходимо построить третью букву этого слова. Это буква «П». Букву нужно построить в вертикальном положении, так, чтобы она читалась слева направо. Начали!
Загадки:
Белое одеяло степь покрывало? Постройте последнюю букву. (Г - Снег).
Без рук, без ног, а дверь открывает. Постройте третью букву слова. (Т – ветер).
Над дымником юрты полбулки хлеба? Постройте первую букву. (М - Месяц)
Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. Постройте первую букву (Р - река)
Лошадкой бегаю по небу, кружусь, летаю, вот, вот растаю. Постройте первую букву. (О - Облака).
Горшочек умён – семь дырочек в нём. Постройте третью букву слова. (Л - голова)
Шелковое полотнище не имеет предела. Постройте третью букву слова. (Б – Небо)
Открываем еще один фрагмент узора
Звучит песня: Лудупа Очиров «Бууза». Выходит Бууза.
Бууза:
Кто бууз не ел, тот не знает тогда:
Что буузы - вкуснейшая в мире еда!
Лучше супов, и котлеток, и гречки,
Лучше борща, что готовился в печке,
Лучше десерта: халвы и шербета,
Лучше тортов, пирогов и омлета,
Булок французских крутого замеса...
Лучше всех в мире деликатесов!
Буузы не только восточное блюдо-
Все его любят и рады, как чуду!
Буузы давно уж не просто еда -
Дружбы народной пример навсегда!
Ведущий:
Мы приглашаем выйти тех, у кого шапочки зеленого цвета. И наш следующий конкурс называется «Кто успел, тот и съел»
(Выходят 20 человек: формируются 2 команды по 10 человек. Игра проходит в форме эстафеты. Первый игрок передает мяч над головой, стоящему за ним игроку, а затем бежит в конец колонны и встречает свой же мяч. Затем он передает его между ног, стоящему впереди него игроку. Побеждает та команда, чей игрок вернется первый на вое место. Реквизит: два мягких мяча в форме бууз).
Открываем еще один фрагмент узора
Ведущий:
У бурят существуют своеобразный культ слова. Остроумные и талантливые рассказчики, которых называли улигершинами, пользовались особой популярностью. Лучшие из них специально ездили в соседние улусы, чтобы состязаться с местными мастерами слова. Цель следующего состязания написать на каждую букву слова УЛИГЕРШИН одно прилагательное, которое могло бы характеризовать этих удивительных людей. Например, буква У – умный. В этом конкурсе принимает участие, те, у кого шапочки красного цвета.
(В игре принимают участие две команды по 9 человек. На мольберте закреплен ватман с написанным на нем словом: улигершин. Слово написано в вертикальном положении. Каждая команда получает маркер. По сигналу ведущего команды приступают к выполнению задания. Игра проходит в форме эстафеты. Каждый игрок команды подбегает к мольберту и пишет только одно прилагательное на любую букву слова. Побеждает команда, которая первая выполнит задание). Второй вариант игры – это буриме. Необходимо сочинить четверостишье на заданную рифму.
Открываем еще один фрагмент узора
Ведущий:
Чтобы открыть последний фрагмент, нам нужно исполнить народный танец – ёхор. Давайте все вместе возьмемся за руки и образуем круг.
Ёхор, ёхор – аэйдон!
Ты ко мне приходишь вновь!
Ёхор – детство, отчий дом.
Ёхор – первая любовь.
Ёхор, ёхор – аэйдон!
Первозданность красоты.
Ёхор – дружества закон.
Наша юность, ёхор, ты! (Дамба Жалсараев)
Шаг в сторонку, шаг приставить и еще раз повторить.
Танец дружбы, танец Ёхор, рады будем разучить.
(Звучит «Шэнэёхор». Все танцуют)
Заключение.
Ведущий:
Вот и подошла к завершению наша программа. Вашим взорам открылся вот такой узор. Называется он «УЛЗЫ» — это древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Чего и вам всем желаем.
Светел да будет для всех живущих
Век сегодняшний, век грядущий.
Нету счастья прекраснее – в мире жить и в согласии.
Пусть малыш человеком становится.
Жеребенок – конем из сказания.
Наши помыслы да исполнятся,
И да сбудутся наши желания.
Список литературы.
Базаров Б.В., Голубчикова Ю.Н. «Историко-культурный атлас Бурятии», М – 2001 г.
Бардаханов С.С. Малые жанры бурятского фольклора. Пословицы, загадки, благопожелания. – Улан – Удэ: Бурятское книжное издательство, 1982. – 208с
Башкуев Г. Т. Стремена строф. Пять перевалов Дамбы Жалсараева. Жалсараев Д.З. Стихи разных лет. Иркутск: Изд-во «Время странствий». 2015 – 192 с.: ил.
http://mungen-tobsho.com/archives/361
9