ВВЕДЕНИЕ
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Некоторые особенности познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста:
Одновременное развитие познавательных процессов и речи. Это достигается через разнообразные виды деятельности: игровую, трудовую, учебно-познавательную, коммуникативную и другие. В процессе деятельности ребёнок должен активно выражать свои мысли, чувства, ощущения.
Важность овладения родным языком. Речь помогает ребёнку познавать окружающий мир, получать необходимые умения и навыки, овладевать опытом практической деятельности.
Развитие познавательной потребности. Она находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?».
Использование разных приёмов и технологий. Это словесные (рассказ, чтение, вопросы, беседы), наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов и другие), практические (упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность).
Важность тематических занятий. Они углубляют представления детей о предмете, событии, явлении, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнёром, группой, договариваться, слушать и слышать, делать выводы, высказывать общее мнение.
Кроме этого, современная образовательная политика ориентирована на исполнение федеральных государственных образовательных стандартов, требующих построения образовательного процесса на основе взаимодействия педагога с воспитанниками и их семьями, учитывающего интересы, потребности и возможности каждого ребенка и его семьи.
В связи с этим перед педагогами встают новые задачи, такие как: обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом запросов и интересов всех участников педагогического сообщества, и в первую очередь, детей и их родителей.
Актуальность данной проблемы определяется тем, что развития ребенка раннего возраста является познание окружающего мира, которое строится на основе образов восприятия. Восприятие предметов и явлений становится предпосылкой развития таких психических процессов как внимание, память, речь, мышление и воображение.
Полноценное развитие любого ребенка невозможно без развития речи. Исходя из обозначенной проблемы, опыта работы, теоретического обоснования о том, что возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, определены цель и задачи.
Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий для познавательно-речевого развития детей раннего возраста на основе интеграции традиционных и современных технологий формирования речи.
Задачи: -изучить, формы, методы и приемы работы, направленные на стимулирование речевого развития детей раннего возраста;
- обеспечить дидактическое сопровождение образовательного процесса, способствующего познавательно-речевому развитию воспитанников;
- повысить собственные профессиональные компетентности, в том числе в области речевого развития дошкольников;
- обеспечить педагогическую поддержку семьи и повышение педагогических знаний родителей в вопросах развития и образования детей раннего возраста.
Для успешной реализации целей и задач были определены приоритетные направления деятельности, которые легли в основу анализа внешних условий протекания педагогического процесса.
Это:
1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь воспитанник детского сада каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, материалах, из которых они сделаны, где, кем, и для чего они используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях.
3. Развитее любознательности. Любознательность - качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача педагога поддержать любознательность ребёнка. Стараться вовремя и доступно ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа.
4. Сенсорное воспитание. Так как для ребёнка познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможность познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильность, то есть умение различать и называть предметов.
5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие ребенка.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалог.
Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах. Эта деятельность позволила развить у детей мелкую моторику, обучить целенаправленным действиям, научиться различать основные цвета, фору, размеры предметов и стимулировала речевое развитие ребенка.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания. А решая умственную задачу в игре, дошкольник учится запоминать, воспроизводить предметы и явления по общим признакам.
Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её.
Для снятия эмоционального и двигательного напряжения использовала игры-забавы, подвижные игры-задания.
В заключение еще раз напомним о том, что ребенок не может овладеть этим самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в познавательно речевом развитии ребенка.
Список используемой литературы:
-
https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-poznavatelnorechevoe-razvitie-doshkolnikov-3014568.html
-
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/12/03/poznavatelno-rechevoe-razvitie-detey-rannego
-
https://vk.com/wall-55615958_340902
-
https://spravochnick.ru/pedagogika/poznavatelno-rechevoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta/