СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно - творческий проект "Пасха в семьях донских казаков" для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект поможет воспитателям познакомить детей с христианским праздником -"Пасхой". Содействует  формированию знаний о празднике  Светлой Пасхи,  его обычаях и особенностях  празднования в казачьих семьях  на Дону.

Просмотр содержимого документа
«Познавательно - творческий проект "Пасха в семьях донских казаков" для детей среднего и старшего дошкольного возраста»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Звездочка»
















Автор проекта: воспитатель

Науменко Наталия Владимировна



















2019 г



Проект

По количеству участников: групповой

По приоритету метода: познавательно-творческий;

По продолжительности: краткосрочный с15.04 по 26.04.2019г

Участники реализации проекта:

Воспитатели,

Музыкальный руководитель

Воспитанники средней группы;

Родители воспитанников

 

Цель: продолжать знакомить детей с христианскими праздниками казаков. Содействовать формированию знаний о празднике Светлой Пасхи, его обычаях и особенностях празднования в казачьих семьях на Дону

Задачи:

  • Прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства.


  • Знакомить детей в доступной форме с основным смыслом празднования православной Пасхи, используя народные игры, забавы, потешки, хороводы.


  • Развивать познавательную активность, любознательность детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Пасха».


  • Содействовать обогащению словарного запаса детей («Пасха», «Светлое Христово Воскресенье», «Благовест», «традиции», «обряды»).


  • Знакомить детей с особенностями православной музыки – звоном колоколов, звучанием церковного хора, классической музыки, праздничных пасхальных звонов.

  • Способствовать формированию личности ребёнка как носителя нравственных ценностей (гуманность, доброта, умение прощать, забота, преданность человеческим идеалам).


  • Вызвать у детей эмоционально – положительные отношения к народным праздничным традициям и обычаям.


  • Создать условия для реализации творческой деятельности.


  • Воспитывать чувство гордости, патриотизма, а также отношение к собственному народному искусству как к национальному достоянию.






Используемые методы:

- одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности);

- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, презентаций, видеофильмов);

- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснение);

- практический (раскраски, поделки, самостоятельное выполнение работы, использование различных инструментов и материалов для изображения);

- проблемно – мотивационный;

- наблюдение;

- творческая деятельность.

Ожидаемые результаты:

Удетей и родителей сформируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи;

познакомятся со стихами, картинами, посвященными Пасхе

дети научатся играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни.;

дети получат навыки в декоративно-прикладном искусстве.

Узнают ответ на главный вопрос «Что такое Пасха?».

Результаты проекта: 

Выставка творческих работ.

Развлечение «Как казаки празднуют Пасху»


Актуальность

С каждым годом традиционные праздники забываются, отходят на задний план. В некоторых семьях им не придается никакого значения. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети имеют недостаточное представление о том, как празднуют этот праздник в казачьих семьях, какие существуют обычаи и традиции празднования. О том, как и почему расписывают пасхальные яйца, в какие игры-забавы играли казачата. В современных условиях всё больше возрастает интерес к культуре и традициям казачества. Возрождение этнокультуры казачьего народа идет параллельно с повышением роли казачества в жизни общества и влияния казачества на становление мировоззрения молодого поколения. В процессе этого возрастает роль казачества в развитии национального самосознания общества, особенно в регионах России, где присутствует историческое расселение казаков.

Поэтому мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций. В преддверии православного праздника Пасха, мной было принято решение разработать и реализовать проект «Пасха в семье донских казаков»






Работа над проектом проходила в 3 этапа:

1 этап:

  • Выявление первоначальных знаний детей о празднике Пасхи.

  • Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

  • Информация родителей о предстоящей деятельности.

  • Подбор литературы о праздновании Пасхи на Дону, презентаций, иллюстраций, фотографий, плакатов, фольклор по данной теме

  • Создание развивающей среды, обновление и оформление полки красоты и избыточной информации

  • Подбор материала, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности.

  • Подбор материала для продуктивной деятельности.

2 этап: Практическая часть. Реализация осуществления проекта. Формирование различных знаний, умений и навыков.

  • Проведение мероприятий в группе.

  • Работа с родителями по заданной теме.

  • Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

  • Совместная деятельность.

  • 3 этап

  • Организация выставки  детских работ «Светлая Пасха»

  • Коллективное панно «Пасхальный кулич» 

  • Итоговое мероприятие. Развлечение «Как казаки празднуют Пасху»

Предварительная работа:

сбор литературы, информации и наглядности по теме;

работа с родителями по подготовке к проекту;

изготовление папки передвижки;

изготовление альбома «Пасха»;



Содержание проекта.

Речевое развитие

Посиделки «Как казаки куличи пекли, пасхи толкли и яйца красили. Особенности пасхального стола у казаков»

Цель: Приобщать детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям. Продолжать знакомить с праздником Пасхи, с традициями, обрядами, связанными с праздником.

Презентация «Как казаки на пасху гуляли»

Вызвать у детей желание соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков





Чтение художественной литературы

А.Н. Майков «Вербная неделя»

С. Есенин «Пасхальный Благовест»

Плещеев «Повсюду  благовест  гудит»

А. Фет; «Уж верба вся пушистая…»

К. Роше. «Христос воскрес!»

Загадки на тему «Пасха»

Познавательное развитие

Беседы с использованием презентаций.

Беседа «Православный праздник Пасха».

Цель: Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовно-нравственных традиций нашего народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней Пасхи. Учить приветствовать друг друга в пасхальные дни традиционным народным приветствием «Христос Воскрес!» и отвечать «Воистину Воскрес!». Формировать у детей понятия о милосердии, доброте.

Беседа «Обряды и обычаи казаков. Великая Пасха»

Цель: Содействовать ознакомлению детей с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников. Воспитывать уважение к национальным традициям празднования Пасхи, интерес к истории праздника, эстетические чувства.


Сказание. «Архитектура. Православный храм»

Цель. Дать детям знания об особенностях внешнего вида, символики (купол-небо и т. п.) , внутренних частях храма (притвор, собственно храм и т. д.) , о правилах поведения в храме.



Опыты с яйцом

Социально-коммуникативное развитие

Игровая деятельность.

Пасхальные игры: «Катание яиц», «Чье яйцо прокрутиться дольше?».

Хороводные игры: «Солнышко-ведрышко», «Ты по кругу пойди, себе друга найди», «Золотые ворота».

Игры драматизации: «Курочка ряба», «Цыпленок».

Сюжетно-ролевая игры: « Встреча гостей на Пасху».

Дидактические игры: «Собери яйцо», «Поставь по порядку», «Найди одинаковые»

«Пасхальные считалки»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд)

Рассматривание иллюстраций на тему «Пасхальные яйца крашенки и писанки» (презентация)

Раскрашивание «Пасхальные корзины»

Аппликация из крупы «Пасхальная корзинка»

Рисование восковыми мелками и акварелью «Яичко не простое, а расписное»

Коллективная аппликация из бумаги «Пасхальный кулич»

Ручной труд. Изготовление кулича из втулок и салфеток.

Лепка из пластилина «Пасхальные яички»

музыкально-художественная деятельность

Слушание: песнопений, Колокольного звона «Пасхальный благовест» .

Пение: Народные песни и хороводы.  

Работа с родителями:

Составление книги рецептов «Праздничный кулич и пасха».

Советы родителям: «Готовимся к пасхе и как провести выходные вместе с ребенком во время пасхи».

Изготовление совместно с детьми Пасхальных поделок.

Индивидуальная и групповая работа:

- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о Пасхе, вырезание картинок яиц, составление пасхальной композиции).
- собирание пазлов (тема  «Пасха»)
- рисование на крупе.
- индивидуальная работа по развитию речи  игра “ Доскажи словечко”





Итог:

Оформление коллективного панно «Пасхальный кулич».

Выставка рисунков детей «Светлая Пасха»

Выставка совместных работ детей с родителями на тему «Казачья Пасха»        

Спортивно- музыкальное развлечение «Как казаки празднуют Пасху»











































Приложение 1

Беседа «Великая Пасха»

(ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ КАЗАКОВ)

На Дону, как известно, лесов было мало. Может быть, поэтому казаки с особым чувством относились к одному дереву, которое украшало их улицу или переулок. О нем даже слагали песни. В одной из них были такие строчки:

Уж ты верба моя.

Листом кучерявая,

Ты не стой, не стой,

Ой, да верба моя,

Над речкою быстрой.

И в самом деле, трудно представить тогдашние полноводные степные реки без огромных вековых ив - стволы в три обхвата! - что видны издалека в любую погоду.

Их густые прутья-ветви отливали золотом. А когда обильно начинали сыпать снежинки, деревья, укрытые снегом доверху, становились похожими на белые курганы. Но едва приближал­ся февраль - еще трава не выглянула из-под снега, а вербы уже открывали свои крошечные, как бусинки, листочки; они сплетались в тонкую ткань и колыхались, как рыбацкие сети, что вы­весили у берега для просушки.

Впрочем, ивы были еще и своего рода природной точкой от­счета времени в казачьем быту. Когда люди расходились по до­мам в день Вербного воскресенья, отмечая вход Иисуса в Иеру­салим, и несли перед собой, как свечи, пушистые ивовые пру­тики, они знали: начинается преддверие Пасхи, дни великих за­бот и стараний.

Все ждали этот праздник, готовились к нему. Мужчины наво­дили порядок во дворах и конюшнях, вывозили навоз, готовили конскую упряжь и сельхозорудия для пахоты, чистили и мыли лошадей. Женщины торопились после зимы новым веником собрать паутину по углам и на потолке, нетерпеливо снимали занавески с окон и русской печи, стирали их, разводили известь или белую глину для побелки хат изнутри и снаружи. Спешили достать из сундуков одежду, выветрить ее, выгладить - так и мель­кали в умелых руках утюги, паровой да печной!

Портные и сапожники были нарасхват! Дома их уже не зас­танешь: с ножными швейными машинками, с сапожным инст­рументом кочевали они от одной улицы до другой, обшивая и обувая казачьи семьи от мала до велика.

Видя такое старание людей, не отставала и природа. Очнув­шись от зимней дремоты, она выбеливала сады цветом все гуще и гуще, шум прилетевших скворцов становился громче и громче.

Удары молота в кузне, звон плотницких топоров по дворам, гул церковных колоколов в будни и по воскресеньям убыстряли весен­ние дни, делали их короче.

В один из таких дней глава семьи отправлялся на мельницу и привозил домой мешок нулевки - специальной муки для Пасхи. Его бережно заносили в хату, окружали, развязывали, брали муку щепоткой, пробовали языком и выносили решение: «Надо толь­ко добавить простой муки, чтобы пасхи сверху не потрескались».

И вот уже довольная бабушка ставит опару, накрывает ее ту­лупом и тут же объявляет невесткам: «Завтра пасхи печем».

В день приготовления пасхи - Великую пятницу - детвору отправляли на целый день из хаты, мужчины находили себе ра­боту во дворе.

В комнатах воцарялось спокойствие: ни грубого слова, ни су­еты, тем более ссор. Если что и вспыхнет между невестками, бабушка тут же их усмиряла: «Прекратите! Грех ругаться на Пас­ху. Хлеб поставили в печь!»

С утра во всех уголках хаты, а особенно ближе к русской печи, пахло ванилью, сушеными фруктами, изюмом, вареньем.

Печь протапливали овечьими кизяками - до тех пор, пока угли не ложились мерцающим ковром по полу. Тогда только по нему разносили деревянными лопатами сырое тесто в формочках. Зак­рывали большой заслонкой. Все выходили из комнаты, и только бабушка изредка заходила и заглядывала в печь.

Девчонки в это время колотили в стаканах гоголь-моголь, что­бы украсить пасхи: размазывали его гусиным пером по верхуш­кам, а потом посыпали сверху крашеным пшеном. Когда гото­вый хлеб вынимали из печи, начинали готовить пироги, пи­рожки, красили яйца.

Вечером, когда вся семья была в сборе, бабушка вскидывала облачко марли и взорам присутствующих от­крывалось сокровище: большие и маленькие пасхи, напоминав­шие купола церквей, румяные пирожки и пироги с плетенками посередине.

Все домашние кланялись хлебу, крестились, благодарили Бога за щедрые дары. Затем обращали взоры к святому углу, где нахо­дилась икона Матери Божьей Кормилицы со снопом, и моли­лись ей.

Во все предпасхальные дни у икон горела лампада, стояла плащаничка - эмалированный поднос, на котором располага­лась пророщенная пшеница, а в центре миниатюрного зеленого поля - свеча и три красных яичка.

Впереди еще были всенощная служба в церкви, освящение куличей (пасхальных пирогов), разговенье на рассвете, празд­ничное гулянье, катанье на тачанках, груженые линейки бога­тых казаков, что щедро развозили по станице угощение бед­ным семьям: хлеб, сало, окорок, яйца.

Пасха - праздник для всех!



















Приложение 2

Казаки и Пасха

Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Этот праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с ангелами, и обложенные плотию вкупе с безплотными Силами возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном.

святитель Иоанн Златоуст

Христос воскрес, и ад Им побежден.
Христос воскрес, и мир Им искуплен.
Христос воскрес, и ангелы ликуют.
Христос воскрес, и люди торжествуют.
Христос воскрес, и рай открыт для нас.
Христос воскрес, и сила ада пала.
Христос воскрес, и стерто смерти жало.
Христос воскрес, и мир от муки спас.

Важную роль в жизни казачьего народа всегда играла христианская православная вера, в особенности соблюдение православных праздников, совершение таинств и обрядов. Одним из важных праздников для казаков всегда была Пасха. Празднование Пасхи продолжается сорок дней, и в течение этого времени казаки и казачки обращаются с пасхальным приветствием «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!», желая друг другу Божьего благословения и благоденствия.

Празднование Пасхи проходило по-разному в различных регионах нашего отечества. Казачий народ имел различные традиции и обряды празднования Пасхи, в зависимости от местности, а что-то заимствовал из других культур при дальних походах. На порядок празднования Пасхи также большое влияние оказывала и оказывает местная «коренная», станичная или хуторская, семейная передача родовых традиций, связанных с жизнью предков. Такие традиции считаются святыми и нерушимыми, а новые, «пришлые», обряды пасхальных торжеств ассимилировались с традициями предков.

Традиции празднования Пасхи у казаков многообразны, их все нет возможности описать, так как, к примеру, донские казаки праздновали пасхальные дни согласно традициям Верхнего и Нижнего Дона, кубанские казаки имели свои особенные черты, не говоря уже о запорожских казаках, близких к культуре украинского народа. В данной статье рассматриваются общие принципы и традиции казацкой среды.

Период подготовки к Пасхе символизировал время духовного и физического очищения. К концу Страстной седмицы хозяйки-казачки пекли куличи, красили яйца, готовили творожные «паски» (пасхи), пекли поросенка, наводили в «курене» порядок и чистоту. Яйца красили в цвета, имеющие особое символическое значение. Красный цвет символизировал кровь, огонь и солнце; голубой был символом воды и неба; зеленый обозначал весь растительный мир. Согласно представлениям предков, яйца были символом новой жизни, «паска» – деревом жизни, а поросенок – символом плодородия. В пасхальную ночь все отправлялись на всенощное бдение, а рано утром, после освящения куличей и яиц, обменивались ими и «христосовались». В пасхальные дни замечали природное ликование, когда солнце играло новыми красками. Поэтому после прохождения пути Великого поста и встречи радостных дней Светлой седмицы старались надеть всё новое и светлое.

С наступлением Пасхи дарили друг другу «писанки» – сделанные из сахара или натуральные расписанные яйца. Красивые куличи и сырные пасхи были на каждом праздничном столе. Следуя старым традициям, переданным предками, казаки везли готовые блюда к храму для освящения их батюшкой. Кто приходил с корзинами, а кто и привозил целыми возами. Обратим внимание, как об этом писал современник: «А вот пасхальный стол зажиточного казака, где хозяйки тщательно придерживаются родной старины, отличался изысканным разнообразием блюд: два, три, даже четыре огромных сладких кулича с отборной крупчатой муки на коровьем масле, яйцах, сахаре и меде; одна или две кислых пасхи; творожная пасха, ягненок с сливочного масла; пара запеченных поросят – один без начинки, другой – начиненный гречкой с печенью, в зубах у них хрен; двое запеченных ягнят – одно без начинки, второй начиненный миндалем, изюмом с рисом; бедро вудженины (буженина) и бедро вудженины под сеточкой из бумаги; брюхо (зельц); жареный кабан в натуральную его величину с глазами из маслин; лук зеленый; ростки салата зеленого; миска пшена, на нем в солонке соль-крымка; немалые куски душистого сала с прорезью; несколько видов колбас: кровянка, колбаса простая домашняя, колбаса по-барски, печеночная и другие; коровье масло; сыр; сметана; венки лука; всё это обложено крашеными в синюю, желтую, мраморную и больше в красную краску яйцами; эти яйца были как гусиные, так и куриные. Наряду с этими яствами, в штофах и кувшинах стояли несколько сор­тов водки и наливок; здесь были и хреновуха, перчакивка, и калгановка, и кардамонивка, и кусака, и сливянка, и малиновка, и рябиновка, терновка и медовуха».

После возвращения из церкви и освящения пасхальной пищи для «разговения» умывались водой, освященной красной «крашенкой». Умывание такой водой давало красоту и здоровье.

Для казаков Светлое Христово Воскресение почиталось самым радостным и главным праздником в году. В первый день Пасхи был семейный праздничный обед с пирогами и мясом. Праздновали Светлую Пасху согласно общерусской традиции, но вносили и черты своей казацкой жизни. Станицы и хутора гуляли всю Светлую седмицу, в течение которой было запрещено работать, т.к. в эти дни надо было не только гулять и веселиться, но и проводить время в кругу семьи. Молодежь частенько собиралась на свои посиделки. Такая традиция семейного торжества была особенной в казачьей среде.

На Пасху казаки устраивали различные увеселения и празднования. Пасха является в казачьей культуре самым ярким праздником весеннего цикла. Празднование Пасхи начиналось с Вербного воскресенья, которое посвящалось детям и считалось важным для молодого поколения, связывая весенний цикл природы с жизненным ростом и укреплением молодого поколения. На «Вербную» устраивались праздничные ярмарки и представления, совершались долгожданные покупки и обновки для детей. В некоторых станицах и хуторах одним из традиционных действий в Вербное воскресенье было благословение вербой. Такой ритуал заключался в том, что детей легко шлепали по лицу пучком цветущей вербы, приговаривая при этом: «Верба из-за моря, дай, верба, здоровья!» Считалось, что это имело для детей целительную силу.

Общественные гуляния не были стихийными. Праздничные увеселения организовывались с соблюдением половозрастного принципа, согласно которому каждая группа имела свои места для увеселения. К примеру, семейные мужчины собирались своими компаниями и праздновали по-своему, молодежь собиралась подальше от старших, чаще на краю хутора или станицы, и устраивала свои карагоды. Каждая станица и хутор имели свои традиции и обряды празднования Пасхи, что можно увидеть и в наше время пасхальных торжеств на Дону и Кубани, Тереке и Дальнем Востоке, в Сибири и центральной России.

Особенно важным в праздник Пасхи считалось общение с предками. Казаки относятся к предкам с особым уважением и глубоким почтением. В разных регионах казаки в пасхальные дни почитали «родителей» по-разному, но одно является общим для всех – это слова «Христос воскресе!» на могиле предков. Во многих регионах среди казаков считалось, что в субботу перед Пасхой предки приходят к своим потомкам в гости и присутствуют до «проводов», которые совершались через неделю: во вторник, на «Радоницу», или в понедельник перед ней. В этот день в разных казачьих поселениях совершали поминальные тризны, шли на кладбище, раздавали «на помин» еду и сладости, провожая души усопших родичей со словами «Христос воскресе!».

Пасхальные традиции и обряды были, есть и будут всегда наследием наших предков и ярким примером богатства культуры казачьего народа, проявляющейся не только в различных праздничных мероприятиях и «культурно-познавательных» событиях, а в первую очередь в духе казачьего рода, преданиях и хранимых традициях, передаваемых из поколения в поколение.

Христос воскресе!
Воистину воскресе!







Приложение 3

НОД «Донской народный фольклор – пословицы, поговорки, песни».

Цели и задачи: Продолжать знакомить детей с поговорками и пословицами, учить понимать их смысл. Дать детям понятие о народном фольклоре. Содействовать приобщению их к народной культуре.

Материалы: фонограммы казачьих песен, народных мелодий, подкова.

Ход занятия:

Воспитатель: Дорогие мои ребята, вот о чем я хотела бы вам сегодня рассказать. Слышали ли вы, как разговаривали друг с другом казаки в старину? Совсем не так, как мы с вами сейчас.

Разговорная казачья речь – ценный и интересный элемент народной культуры. Она соединила в себе два языка: русский и украинский. Многие казаки без труда переходили в разговоре с одного языка на другой. На вопрос, на каком языке говорят казаки, на русском или на украинском, многие отвечали: «На нашем, на казачьем». По-украински «говорить» – «балакать». Вот и стали донской говор из-за большого количества украинских слов называть «донской балачкой».

Еще в речи казаков часто употреблялись пословицы и поговорки. Я всегда обращала внимание на то, как они приходились к месту. У пословиц и поговорок, встречающихся на Дону, есть свои особенности. Наш край заселяли казаки запорожские, кубанские, крестьяне из разных уголков России. У всех у них были свои пословицы и поговорки. Среди пословиц и поговорок донских казаков есть немало русских, но произносятся они по-разному. Есть и такие, которые одинаковые по смыслу, но разные по звучанию. Какие пословицы и поговорки вы знаете?

Дети: Счастье и труд рядом живут.

Не вырастишь овоща – не сваришь борща.

Кто ленится, тот не ценится.

Не сиди, сложа руки, не будет и скуки.

Люди пашут, а он руками машет.

Воспитатель: Пословицы, ребята, это короткие наставления, они учат нас тому, что не надо делать, высмеивают тех, кто неправильно живет, не хочет работать, обманывает. Поговорка – это образное выражение. Вот, например:

«На седьмом небе от счастья», означает «очень, очень рад». Или «пристал как банный лист» – назойливый, надоедливый человек. «В каждую дырку затычка» – навязчивый, любопытный человек. А вы назовете мне поговорки?

Дети: Атаманом артель крепка.

В тесноте, да не в обиде.

Как батько сказал, так и будет.

Какой палец не порежь, всё больно.

За добро добром платят.

Волков бояться – в лес не ходить.

Воспитатель: За пословицами и поговорками, связанными с казачеством, мы видим решительного, волевого, смелого, отважного казака, который живет по законам отцов и дедов. Это воин с головы до ног. Ребята, а чем казак силен и крепок?

Дети: Казак силен и крепок дружбой с конём.

Верный конь казака никогда не подведет.

Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

Конь казаку – лучший друг.

Со счастьем – на коне, без счастья – под конём.

Казак без седла, что черкес без кинжала.

Воспитатель: А кроме коня, были у казака товарищи?

Дети: Да, казаки были надежными и верными товарищами друг другу. Если у кого-то случится беда, другие казаки сразу придут на помощь.

Воспитатель: А поговорки про это есть?

Дети: Честный правды не боится.

Человек без друзей, как дерево без корней.

Доброе братство – дороже всякого богатства.

Атамана из плохого казака не получится.

Где казак, там и слава.

Встречай хлебом-солью, а провожай добрым словом.

Воспитатель: Как много вы знаете, молодцы. Пословицы и поговорки делают нашу речь меткой, придают ей особую яркость. В пословицах и поговорках отражается жизнь наших отцов, дедов и прадедов.

А теперь, ребята, немного разомнемся, поиграем в игру «Передай подкову»

Дети строятся по кругу, звучит музыка, под музыку дети передают друг другу подкову. У кого в руках окажется подкова, когда музыка остановится, тот танцует, или читает стихотворение. Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: А теперь поговорим немного о песнях. Издавна казачий Дон славился своими песнями. В них отражалась жизнь казаков в походах, на сборах, песня помогала выражать радость, грусть, тоску по дому, воспевать смелость, отвагу. Любимыми были песни о красоте донского края. Песни казаков отличались особой мелодичностью, разнообразием. Не только казаки пели и сочиняли песни. В станицах и хуторах народ сам создавал, придумывал стихи, мелодии. Очень часто создавались частушки, песни, связанные с обрядами, праздниками или обычаями донского народа.

Например, на Масленицу обычно «водили козу». Кого-нибудь из взрослых или детей наряжали козой и водили по домам с песней «Ох, ты козушка, ох, ты матушка». На Троицу «водили кукушку» – одну девушку украшали цветами, другую наряжали в мужскую одежду, ряженые плясали на улице, а остальные пели песню «Ой, Дунюшка, любушка». Накануне Рождества ходили по дворам и пели колядки, за что получали подарки. Особенно много и охотно пели на свадьбах. Любимыми песнями были «По Дону гуляет казак молодой», «Распрягайте, хлопцы, коней», «Ой вы сени, мои сени». (По ходу рассказа включаются отрывки фонограмм песен). Вы послушали отрывки из казачьих песен в исполнении казачьего хора. Правда, очень красиво звучит? А когда донские казачата поют песни, по какому поводу?

Дети: на Новый год дети ходили по домам, разбрасывали зерно – посевали, пели песни.

Воспитатель: Что выражали эти песни?

Дети: Эти песни выражали радость от того, что был собран хороший урожай, много фруктов, овощей, надежду на новый богатый урожай пшеницы, пожелания здоровья и счастья хозяевам дома.

Воспитатель: Молодцы, правильно рассказали. Любовь казаков к песням можно объяснить традицией их предков, запорожских и кубанских казаков, которые переселились на Дону, сделали его своей новой Родиной. Рожденные народом песни отражают стремление человека жить в мире, добре, согласии друг с другом, любви. Давайте и мы вместе споем.

Исполняется песня «Казачий Дон».
































Приложение 5

Развлечение «Как казаки празднуют Пасху»

Ведущая: С Пасхой Вас, гостечки дорогие! Со Светлым Христовым Воскресением! С праздником да весельем, а колокола на Пасху звонят, душа радуется!

Под колокольный звон (фонограмма) входят дети в воротца из расписных платков.

Ведущая: Все в горницу приглашаются: и барышни – вертушки, и матрешки – хохотушки, и казаки служивые, и дедуси ворчливые, а пуще всех зовем ребятишек, девчушек да мальчишек!

Дети: Будем петь да плясать, старину вспоминать.

Стихотворение С.Есенина «Пасхальный Благовест»:


1 ребенок: Колокол дремавший разбудил поля.

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам.

Звонко раздается голос по лесам.

2 ребенок: Скрылась за рекою белая луна

Звонко побежала резвая волна

Тихая долина отгоняет сон,

Где-то за дорогой замирает звон.

Ведущая с веточками вербы в руках: В древние времена существовало поверье, что расцветающее дерево может дать здоровье, силу, красоту всем, деревом, считается верба. Ведь цвести она начинает раньше других деревьев.

Наш зал украшен веточками вербы, потому что недавно был праздник – Вербное воскресенье. В этот день люди идут с веточками вербы, что бы освятить их в храме. В этот день ваши прабабушки запекали пушистые почки освященной вербы в хлебцы и угощали всех. Любил народ это светлый праздник – Вербное воскресенье. Был такой обычай в старину веточками вербы выгоняли скот на первый выпас, сметать вербным пучком паутину в куренях и сараях, мести пол. Этим как бы изгоняли нечисть из дома, болезни и неудачи. Маленьких детишек стегали веточкой вербы, чтобы они росли здоровыми, да приговаривали при этом «как вербочка растет, так и ты расти» А тех кто постарше, стегали посильнее, при этом говорили:

1 ребенок: Верба хлест, бьет до слез,

Верба синя, бьет не сильно

Верба красна, бьет напрасно!

2 ребенок: Верба бела, бьет за дело,

Верба хлест, бьет до слез.

Не я бью, верба бьет,

Верба хлест, бьет до слез.

Игра «Вербочка»

Дети встают в круг, идут по кругу. Водящий ходит за кругом в противоположную сторон и приговаривает:

С вербой, с вербой я иду за тобой

Коснусь вербой, беги за мной.

Водящий слегка ударяет по спине того кто оказался рядом. Круг останавливается и водящий и тот, кого коснулись, бегут в разные стороны, навстречу друг другу. Кто быстрее обежит круг и встанет на свободное место, становится игроком, а кто не успел водящим.

Ведущая: Вслед за Вербным Воскресеньем, приходит - Светлое Христово Воскресенье. Светлое Христово Воскресение - называемое Пасхой, считается самым главным праздником.

1 ребенок: Из страны далекой ласточки летят,

Весело щебечут: «Люди пробудитесь к вам весна идет!

А с весной и Пасха радость нам несет!»

2 ребенок: Колокольный звон воскресный достигает до небес

Вторя тысячам признаньям, говорим: «Христос Воскрес».

3 ребенок: Прославляют праздник люди

На селе и в городах

Сколько радости на лицах,

Сколько нежности в глазах!

4 ребенок: Даже матушка природа

Дарит нам подарок свой,

День овеянный любовью

И весенней теплотой.

5 ребенок: Веселитесь люди «Наш Христос Воскрес!»

Есть спасенье людям и надежда есть!

Ведущая: Существует поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались увидеть это мгновенье. Ранним утром выходили смотреть – как солнышко играет, если небо ясное, значит, будет хороший урожай.

Игра «Солнышко – ведрышко»:

выбирается водящий – солнце, остальные дети образуют круг, дети поют:

Гори солнце ярче,

Лето будет жарче

А зима теплее

А весна милее.

На первые две строчки, дети идут по кругу, на последние две поворачиваются лицом друг к другу, кланяются. Поворачиваются к «солнцу» и все подходят к нему близко. «Солнце» говорит – «Горячо!» и догоняет детей. До кого «солнце» дотронулось – выбывает из игры, или становится «солнцем».

1 ребенок: На Руси обрядов много, а сегодня праздник Бога

Пасха – Бога воскресенье, второй день его рожденья.

2 ребенок: Повсюду благовест гудит, из всех церквей народ валит

И заря глядит с небес – Христос Воскрес! Христос Воскрес!

3 ребенок: С полей уж снят покров снегов,

И руки рвутся из оков

И зеленеет ближний лес.

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

4 ребенок: Вот просыпается земля

И одеваются поля.

Весна идет полна чудес

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Ведущая: Как и все православные праздники, Пасха богата обрядами и обычаями. В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, что бы у них родилось столько внуков, сколько волос на голове. Умывались водой, в которую окунали золото да серебро да красное яйцо, в надежде разбогатеть.

Колокола в этот день звонят особенно торжественно, называется этот звон – Пасхальный Благовест.

1 ребенок: Разливается в округе перезвон колоколов

Он летит до поднебесья, до плывущих облаков.

Воздух радостью напоен, солнцем ярким теплотой,

И какой-то очень хрупкой, очень нежной чистотой.

В светлой маленькой церквушке я всем сердцем помолюсь

Воскресение Христово прославляет нынче Русь.

Ведущая: Принято на Пасху христосоваться: обмениваться крашенными яичками, трижды целоваться приговаривая: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!» Этому обычаю уже много лет. Христос дал нам жизнь, а яйцо символ новой жизни, светлой, чистой, символ надежды. Освященному в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожаров

помощь людям и скоту от болезней.

1 ребенок: День светлой Пасхи наступил

Христово Воскресение!

И славит праздник наш народ

И верит он в спасение.

2 ребенок: Разрисовал вчера мой друг

Пасхальные яички,

И я подарок дорогой

Несу своей сестричке.

3 ребенок: А дома верба, куличи, да радостные лица

И перед образом Христа лампадочка светится.

Ведущая: Наши предки придумали пословицы и поговорки в которых есть упоминание о яйце: «Дорого яичко ко Христову дню»- о своевременной услуге; «Дай яичко да еще и облупленное» - о ленивом человеке; «Хоть черненькая курица, да белые яички несет» - о суровом на вид человеке, но с доброй душой; «Дай дураку яичко – что покатил, то и разбил» - говорят о неловком увальне. А назовите сказку, в которой разыгрываются страсти вокруг яйца?

Дети: Курочка Ряба!

Инсценировка по сказке «Курочка ряба»

Ведущая: На пригорке виден дом

Бабка с дедом в доме том.

У них курица живет,

Яйца каждый день несет.

Было так… Яйцо на днях

Снесла курица в сенях

То яичко не простое,

Честно слово, золотое.

Дед: Пойду-ка, я к курочке посмотрю, не снесла ли она яичко. Ну-ка, курочка, ответь, есть яичко, или нет?

Курочка: Ко-ко-ко, дедушка, снесла, как раз к празднику успела.

Дед: Умница, Рябушка, спасибо тебе! Баба, иди сюда скорее, посмотри, какое яичко курочка наша снесла.

Баба: Вот так яичко! Такой красоты вовек не видала. Золотое, расписное!

( кладет яйцо на стол, любуется)

Ведущая: Бабка песенки поет,

Дед медок от счастья пьет.

Но яичко золотое

Было прочное такое

Баба била, била, била

Но яичко не разбила,

Взялся дедка за яйцо

Да как стукнет о крыльцо!

И яичко покатилось,

Но разбиться не разбилось.

Баба: Ладно, дед, пускай лежит, у меня мука закончилась. Бери ведерко пойдем в амбар, принесем муки, я куличей напеку к празднику.

Дед с бабой уходят.

Ведущая: Ушли дед с бабой, а в это время мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Заходят дед с бабой, подходят к столу и видят на полу разбитое яйцо.

Бабка: Остались мы на праздник без яичка. (садятся и плачут)

Ведущая: Плачет дед и плачет баба, к ним бежит скорее Ряба.

Курочка: Вы не плачьте, баба, дед

Я снесу вам на обед

Но яичко не златое,

А обычное – простое.

Курочка садится опять на гнездо.

Ведущая: Давайте станцуем для стариков, что бы они не плакали.

Танец «Кадриль»

Баба: Спасибо вам, ребятки, порадовали стариков. Только все равно яичко жалко, очень красивое было.

Входит курочка несет лукошко пасхальных яичек.

Курочка: Не плачьте, не грустите, сюда посмотрите, сколько я вам яичек принесла. Вот их целая корзина, не волшебных, золотых, а красивых расписных. Угостим гостей на славу, ребятишкам на забаву.

Ведущая: Да, наши предки забавлялись, катали крашенные яйца по земле. Считалось, что это способствует плодородию. Давайте и мы поиграем в игру.

Игра « Кто быстрее прокатит яйцо»

Атрибуты 2 деревянных яйца, писанки, две деревянные палочки, две арки из строительного модуля. Двое играющих по команде, должны закатить яйца, при помощи палок в арки, победит тот, кто быстрее.

Ведущая: Давайте еще в одну игру поиграем.

Игра «ПЕТУШОК»

Все дети сидят. Ведущий выбирает одного игрока, который становится спиной ко всем. Из сидящих детей выбирается «петушок», который после слов ведущего кричит «Ку-ка-кре-ку!» Выбранный ребенок угадывает, чей он слышал голос. Слова ведущего: « Утром кто бесов гоняет,

Песни звонко распевает,

Казаку кто спать мешает?»

Ведущая: Дед с бабой развеселились, а про куличи – то забыли?

Баба: Ой, забыла, совсем забыла, они у меня готовенькие!

(заходит в избушку и выносит поднос с куличами и пасхой)

В расписной избушке я живу

Всех гостей в избушку приглашу

Наварила, напекла куличей и киселя.

Вы хозяюшку потешьте, моих куличиков поешьте.

Баба и дед всех угощают.

1 ребенок: Ликуйте люди, радуйтесь!

Воскрес Иисус Христос!

Не будет скорби, траура

Не нужно горьких слез.

2 ребенок: Во и имя человечества

Свой трудный путь избрав

Восстал он из небытия,

Собою смерть поправ.

3 ребенок: И в день великой радости.

Под звон колоколов,

Сойти на землю грешную

Христос опять готов.

Ведущая: Хвалите Господа с небес

И пойте непрестанно!

Исполнен мир его чудес

И славы несказанной!

Хвалите Господа с небес

И славьте, человеки:

Воскрес Христос! Христос Воскрес!

И смерть поправ во веки!

Всех поздравляю с Великим праздником Пасхи Христовой!

Желаю вам крепкого здоровья, счастья, благополучия!

Милости просим отведать праздничное угощение.



































Приложение 4

В ожидании Светлого праздника (Пасха)

 























Самый главный христианский праздник – Воскресение Христово, Пасха, Светлое Воскресение Христово...

Пасха – светлый и торжественный праздник, был и остается самым любимым и почитаемым у донских казаков. Предшествовал этому дню строгий и продолжительный – 7-недельный Великий пост. Все недели поста имели названия, за исключением первых трех, которые именуются безымянными. Четвертая неделя называется крестопоклонная, пятая – похвальная. Шестая неделя – вербная и последняя, седьмая – страстная.

Весь этот период времени считался временем духовного и физического очищения. Великий пост предопределял строжайшие ограничения на пищу. Запрещалось кушать «скоромную» пищу, т. е. мясную, молочную и даже рыбную. Лишь на Благовещение, большой праздник, отмечаемый церковью 7 апреля, разрешалось употреблять в пищу рыбные блюда.

Особенно строгой была первая и последняя недели поста. В эти дни нельзя было использовать для приготовления блюд даже растительное масло. К вареной картошке хозяйки подавали соленые помидоры, огурцы, капусту. Каши варили на воде, а борщи или супы не заправляли никакими «заправками». Такие ограничения в пище, соблюдали и казаки, находящиеся вдали от дома, на службе, и даже прибывавшие в госпиталях на лечении.

Особая строгость касалась всевозможных увеселительных мероприятий, гуляний, хождению по гостям, родители детей не пускали на улицу играть.

С наступлением поста, хозяйки снимали с окон и дверей, красивые, нарядные занавесы, скатерти со столов, покрывала с кроватей и тюлевые занавески с подушек. Все это перестирывалось, крахмалилось, выглаживалось и убиралось в комоды, до страстной недели. Взамен вешали и застилали простыми, темных тонов, занавесами и скатертями.

А пока длился пост, и в поле и в огороде никто не работал, женщины прибирали в куренях и летних кухнях. Белили мелом стены, мыли окна и двери, стены домов, если они были крашенные, или мазали «глинкой» в коричневый цвет или «синькой» - в синий. Низы и завалинки куреней обмазывали глиной и белили известкой. Мужчины приводили в порядок после зимы базы, сараи, крыльца домов, поправляли плетни. Начало полевых работ часто приходилось на четвертую неделю поста, именуемую «крестопоклонная». Название неделя получила от того, что с испеченными из теста крестами, выезжали в поля, обходили границы наделов, читая молитвы и прося Божией помощи и хороших урожаев.

Так, в работе и заботах проходили дни и недели. Подходил к завершению Великий пост. Последняя, страстная неделя была для христиан особо почитаемая, время подготовки к главному празднику. Последние семь дней верующие люди вспоминают Страсти Христовы, последние дни жизни Спасителя, его страдания, распятие и смерть на кресте, погребение, схождение в ад и Воскресение из царства мертвых. Но это - время и последних приготовлений к торжеству.

Самый важный день недели – четверг, получивший название «чистый». Еще до восхода солнца, мать вставала в четыре часа утра, купала всех детей – говорили «пока ворон своих детей не скупал надо успеть». После детей купались все остальные члены семьи. Этот ритуал, считалось, обеспечивал всем здоровье в течение года. После купания хозяйка мыла полы, застилала чистые дорожки, вешала занавесы на окна и двери, покрывала скатертями столы и комоды. Дом преображался, сверкая чистотой, и некоторые старые люди говорили: «Ангелы летают».

Но самое главное, в «чистый четверг» хозяйки пекли куличи и красили яйца в луковой шелухе. Куличи на Дону называли «пасочки». Это был ритуальный сдобный хлеб, испеченный в специальных круглых высоких металлических формах. Опару на молоке для теста ставили с ночи, а рано утром добавляли яйца, сахар, из жиров, смалец или домашнее сливочное масло, изюм. Тесто «укручивали» несколько раз, давая ему подняться 2-3 раза. И только потом начинали выпекать. Испеченные куличи укрывали полотенцем. После остывания, верх покрывали белой глазурью – белок, взбитый с сахарной пудрой, и посыпали крашеным пшеном. Самую высокую и ровную пасху несли на освящение в храм. Куличей пекли много, чтобы хватило на всю неделю и, конечно, чтобы угостить родителей, крестных.

И вот наступал канун праздника. Вечером, в субботу, верующие, семьями, в нарядных, новых одеждах, собирались на службу в храме. Священнослужители, в черных одеяниях проводили богослужение до 11 часов вечера. После чего, плащаницу уносили в алтарь, а все присутствующие, во главе со священниками, совершали шествие три раза вокруг собора, поднимались на паперть. Священник три раза касался закрытых дверей собора крестом, при этом громко говоря: «Христос Воскресе» Верующие единым хором отвечали: «Воистину Воскресе». С этого момента священнослужители облачаются в белые одеяния,  начинается торжественное праздничное пасхальное богослужение, продолжавшееся до рассвета. Служба заканчивалась освящением куличей, яиц и сала. Этой обрядовой едой и разговлялись всей семьей, придя с праздничного богослужения.

Пасха была самым любимым праздником у казаков. С утра, в каждом курене, хозяйки накрывали столы, ломившиеся, от угощения. Начиналось хождение по гостям: родители, взрослые дети, кумовья, соседи. Обязательно на праздничном столе стояли мясные блюда и «маринад». «Маринад», к пасхи, готовили в «чистый» четверг. Для этого блюда брали крупную рыбу, пожирней и чтобы меньше костей было, нарезали порционными кусочками, обжаривали до румяной корочки. Отдельно обжаривали много лука, пастернака, моркови. В кастрюлю улаживали слоями, чередуя рыбу с овощами, заливали остывшим кисло-сладким маринадом и тушили на «краю печки» пять часов, чтобы, как говорят казачки, «все косточки перепрели».

Куличей пекли много, чтобы хватило своей семье на всю неделю и конечно, чтобы угостить родителей, крестных.

На первый день Пасхи было принято детям ходить к родителям и крестным  и поздравлять их с праздником. Шли, как правило, с пасочкой и крашеными яйцами.

На Пасху устраивали гулянья. Молодежь водила хороводы, девушки катались на качелях, дети катали крашеные яйца. Всю пасхальную неделю, любой желающий мог подняться на колокольню-звонницу и звонить в колокола. Никаких ограничений во времени не было. Звонить в колокола - это тоже было любимым развлечением детей и молодежи.  
На Пасху было принято христосоваться. Сорок дней, до праздника Вознесения Господня, встречаясь на улице, казаки не здоровались, а приветствовали друг друга словами: «Христос Воскресе!», в ответ, слыша – «Воистину Воскресе!». 

В конце XIX-начале ХХ вв., в России стало традицией, отправлять в поздравление на Пасху, пасхальные открытки, родным и знакомым, с кем не можешь лично похристосоваться. Несколько таких открыток хранятся в Старочеркасском музее-заповеднике. Все они с красочными рисунками. Основная тематика открыток – пасхальные яйца, храмы,  куличи, цветы, цыплята. С 1980-х годов пасхальные открытки массово начинают печататься региональными и крупными издательствами «Планета», «Искусство».

После пасхальной недели следовала «родительская» неделя, время, когда в казачьих семьях поминали всех покойных родственников. Особым днем считался вторник, называемый Радонницей. Все жители станицы собирались на кладбище, и после совершения поминальной службы, расходились по могилам своих сородичей. На каждой могиле оставляли «поминание»: конфеты, печенья и крашеное яйцо. Но прежде, чем положить яйцо на могильный камень, на нем три раза прочерчивали буквы «ХВ» Очень радовались, когда «поминанье» забирали дети, поскольку считалось, что дети – это ангельские души и их слова «царствие небесное», сразу доходило до Бога. Казаки никогда не скупились делать добро, всегда помогая вдовам  и сиротам.

Проходят годы и многое, что было свято и непоколебимо для наших предков, уходит в небытие.  Но даже в годы советской власти, когда в стране проводилась политика атеизма, закрывались церкви, в домах ст. Старочеркасской казачки пекли куличи и красили яйца, сохраняя традиции предков. Благодаря местным жителям ст. Старочеркасской, нашим старожилам, помнящим обычаи и бережно их сохраняющим, теперь мы, их дети и внуки, печем пасочки и красим яйца. Празднуем этот светлый праздник в кругу своей семьи, а на родительский день идем на кладбище, на могилы покойных родственников.


Соловейкин Г.В., старший научный сотрудник 
научно-фондового отдела Старочеркасского музея-заповедника.

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!