СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно-творческий проект "Покрова на Дону"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект знакомит детей с христианским праздником казаков  «Покров Пресвятой Богородицы». Рассказывает  о  приметах этого дня,  его традициях, обычаях и особенностях  празднования в казачьих семьях  на Дону

Просмотр содержимого документа
«Познавательно-творческий проект "Покрова на Дону"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Звездочка»
















Автор проекта: воспитатель

Науменко Наталия Владимировна




















2019 г





Проект

По количеству участников: групповой

По приоритету метода: познавательно-творческий;

По продолжительности: краткосрочный с30.09 по 14.10.2019г

Участники реализации проекта:

Воспитатели,

Музыкальный руководитель

Воспитанники старшей группы;

Родители воспитанников


Цель: продолжать знакомить детей с христианскими праздниками казаков. Содействовать формированию знаний о празднике «Покров Пресвятой Богородицы», о приметах этого дня, его традициях, обычаях и особенностях празднования в казачьих семьях на Дону

Задачи:

  • Стимулировать интерес к духовному богатству русской земли, мировой культуре, прививать уважение и любовь к обычаям наших предков, к народному фольклору и народным праздникам.

  • Знакомить детей в доступной форме с основным смыслом празднования православной Покрова, используя народные игры, забавы, потешки, хороводы.

  • Содействовать развитию познавательной активности, любознательности, творческого мышления детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Покров».

  • Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования

  • Знакомить детей с особенностями православной музыки – звоном колоколов, звучанием церковного хора, классической музыки, праздничных звонов.

  • Способствовать формированию личности ребёнка как носителя нравственных ценностей (гуманность, доброта, умение прощать, забота, преданность человеческим идеалам).

  • Вызвать у детей эмоционально – положительные отношения к казачьим праздничным традициям и обычаям.


  • Создать условия для реализации творческой деятельности.

  • Воспитывать чувство гордости, патриотизма, а также отношение к собственному народному искусству как к национальному достоянию.

Используемые методы:

- одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности);

- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, презентаций, видеофильмов);

- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснение);

- практический (раскраски, поделки, самостоятельное выполнение работы, использование различных инструментов и материалов для изображения);

- проблемно – мотивационный;

- наблюдение;

- творческая деятельность.

Ожидаемые результаты:

У детей и родителей сформируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Участники проекта получат возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого праздника.

Познакомятся со стихами, картинами, иконами, посвященными данному празднику.

Дети научатся играть в народные игры, проводимые в период празднования;

получат навыки в декоративно-прикладном искусстве.

Узнают ответ на главный вопрос «Почему Покров Пресвятой Богородицы казачий праздник?».

Результаты проекта: 

Выставка творческих работ «Что нам осень принесла»

Праздник «Покровские посиделки»


Актуальность

С каждым годом традиционные праздники забываются, отходят на задний план. В некоторых семьях им не придается никакого значения. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Дети имеют недостаточное представление о том, как празднуют «Покров Пресвятой Богородицы» в казачьих семьях, какие существуют обычаи и традиции празднования. О том, что в этом празднике переплелись народные и православные корни.

В преддверии этого православного праздника, мной было принято решение разработать и реализовать проект «Покрова на Дону»

Работа над проектом проходила в 3 этапа:

1 этап:

  • Выявление первоначальных знаний детей о празднике Покров Пресвятой Богородицы.

  • Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

  • Информация родителей о предстоящей деятельности.

  • Подбор литературы о праздновании Покрова на Дону, презентаций, иллюстраций, фотографий, плакатов, фольклор по данной теме

  • Создание развивающей среды, обновление и оформление полки красоты и избыточной информации

  • Подбор материала, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности.

  • Подбор материала для продуктивной деятельности.

2 этап: Практическая часть. Реализация осуществления проекта. Формирование различных знаний, умений и навыков.

  • Проведение мероприятий в группе.

  • Работа с родителями по заданной теме.

  • Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

  • Совместная деятельность.

  • 3 этап

  • Организация выставки  совместных работ детей и родителей «Что нам осень принесла»

  • Коллективное панно «Покров –поворот к зиме» 

  • Итоговое мероприятие. Развлечение «Покровские посиделки»

Предварительная работа:

сбор литературы, информации и наглядности по теме;

работа с родителями по подготовке к проекту;

изготовление папки передвижки для родителей «Праздник Покров Пресвятой Богородицы»;







Содержание проекта.

Речевое развитие

Сказание «Пресвятая Богородица – покровительница и защитница».

Цель: Приобщать детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям. Познакомить детей с основными событиями, произошедшими в земной жизни Богородицы: о ее родителях, рождении, детстве.

Познакомить с иконами «Покрова» и «Казанской Божьей Матери».

Продолжать знакомить с праздником Покров Пресвятой Богородицы, с традициями, обрядами, народными приметами и поговорками , связанными с праздником, совершенствовать умения детей их объяснять.


Презентация «История праздника Покрова Пресвятой Богородицы»

Познакомить детей с историей возникновения праздника.

Беседы «Домашние добрые дела». «Я старался быть добрым». «История праздника Покрова», «Для чего нужны платки?»

Обсуждение пословиц, поговорок и народных примет.

Заучивание наизусть стихов о празднике

Чтение художественной литературы

Чтение народной легенды о празднике Покрова;

Разгадывание загадок

Чтение фольклорных произведений (потешки, заклички, пословицы, поговорки, сказки, считалки).

Познавательное развитие

НОД «Знакомство с иконой Покров Пресвятой Богородицы»

Беседы с использованием презентаций.

Беседа «Православный праздник Покров».

Цель: продолжить знакомство детей с православными праздниками, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовно-нравственных традиций казачества и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных мероприятий к Покрову дню. Формировать у детей понятия о милосердии, доброте.

Рассматривание фотографий «Покровских» храмов

Сказание «Покрывает все Покровом Богородица сама».

Посиделки «Приметы, связанные с праздником Покров»





Социально-коммуникативное развитие

Игровая деятельность.

Казачьи игры: «Плетень», «Платок казачки подними», «Шашку бери!»

Хороводные игры: «Шарф-покров», «Золотые ворота»

дид/игра «Добрые слова»

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд)

Рассматривание иллюстраций на тему «Покров Пресвятой Богородицы»

Лепка «Что нам осень подарила»

Аппликация «Ковер из листочков», «Осенний ковер», «Платок для мамы» Коллективное панно «Покров –поворот к зиме» 

Рисование «Осень на опушке краски разводила», «Цветы на салфетках»

Музыкально-художественная деятельность

Слушание: песнопений, Колокольного звона .

Пение: Песня «Осень на дворе», казачьи песни «Как за Доном, за рекой», «Эх, донские казаки», частушки «Пришёл батюшка Покров».

Танец «Я на печке молотила»

Оркестр народных инструментов «Казачий перепляс»

Работа с родителями:

Папка –передвижка «Праздник Покров Пресвятой Богородицы»;

Консультация для родителей  «Покров Пресвятой Богородицы»

Изготовление совместно с детьми поделок на тему «Что нам осень принесла»

Индивидуальная и групповая работа:

- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок об осени, симметричное вырезание осенних листьев, составление композиции «Осенний ковёр»).
- индивидуальная работа по развитию речи  игра «Доскажи словечко»

Итог:

Оформление коллективного панно «Покров –поворот к зиме» 

Выставка рисунков детей «Разноцветная Осень»

Выставка совместных работ детей с родителями на тему «Что нам осень принесла»        

музыкальное развлечение «Покровские посиделки»







Приложение 1


Конспект НОД по познавательно-речевому развитию

Образовательная область: познавательно-речевое

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Знакомство с иконой Покров Пресвятой Богородицы»

Цель: Воспитание у детей желания видеть в людях хорошее.

Программное содержание

Познакомить детей с иконой Покрова как одной из икон Богородицы.

Содействовать развитию связной речи, умения подбирать прилагательные. Воспитывать интерес к православной культуре, эмоциональную отзывчивость.


Словарная работа: колокола, служба, Дева Мария, Богородица, Божественный сын, город Константинополь, молитва о помощи, храм, покроет, Покрова Пресвятой Богородицы, Облупа.


Предварительная работа: дид/игра «Добрые слова», рассматривание репродукций икон, беседа о добрых поступках и делах, Игра Шарф-Покров.


Материалы: Икона Покрова Пресвятой Богородицы, диск с записью колокольного звона, цветок состоящий из разрезанных разноцветных бумажных лепестков и серединка цветка.


Ход НОД

1.Организационный момент: звон колоколов (включить запись на диске).

Воспитатель: Дети, вы узнали, что это за звук? Где они звонят?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, колокола звонят в храме, они нам говорят о том, что начинается служба или сообщают о каком-то празднике.

А сейчас колокола приглашают нас на интересную экскурсию.

(На магнитной доске вывешивается икона Покрова Пресвятой Богородицы.)

Воспитатель показывает икону и рассказывает детям.

«Дева Мария была самой-самой доброй, терпеливой на всей земле. Она всегда была со своим сыном, помогала ему и всем людям. А сейчас Богородица находится на небе со своим сыном Иисусом. По своей доброте и любви к людям она всегда молится за нас перед своим Божественным сыном. Просит, чтобы мы не болели, были послушными, хорошими.

Воспитатель: А теперь я хочу вам рассказать одну историю:

Однажды злые враги со всех сторон окружили древний город Константинополь и хотели захватить его. Жители сражались до последних сил за свой город, но враги не отступали. Тогда они обратились к Богу с молитвой о помощи.

-А где надо молиться Богу? Ответы детей.


Воспитатель: Верно, вот они и собрались в храме, со слезами молились всю ночь. Рано утром человек по имени Андрей увидел над своей головой Деву Марию с Ангелами.

Богородица раскрыла свой покров над молящимися (головной платок похожий на платок). Это означало, что она покроет и защитит город от врагов.

Воспитатель: В этот же день жители увидели, что враг отступил от города. Люди были очень рады и благодарили Богородицу. В память об этом событии был установлен праздник и написана икона Покрова Пресвятой Богородицы.

Он отмечается 14 октября и сейчас защищает всех, кто просит ее о помощи.

Воспитатель. Послушайте стихотворение.

Осень землю покрывает

Пестрым праздничным ковром

Так природа поздравляет

Нас с Великим Покровом.

Всех в огромном жизни море

Богородица согреет и простит.

Страждущих всегда утешит в горе,

И Покровом драгоценным защитит.

Я вам предлагаю поиграть в игру « Шарф-Покров».

Воспитатель. Когда вы услышите веселую музыку, хлопайте в ладоши (звучит веселая музыка). А если звучит грустная музыка поднимите руки попросите «Шарф – покров помоги». (ведущая раскрывает большой шарф и проносит его над ребятами.)

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Добрые слова».

Детям раздаются разноцветные бумажные лепестки, серединка цветка остается у воспитателя. Им предлагается придумать доброе, вежливое, ласковое слово, которое они хотели бы подарить Богородице за ее безграничную доброту. Отдавая свой лепесток, они называют слова вслух. Воспитатель прикрепляет их к серединке, получается красивый цветок добра.

- Посмотрите, ребята на ваших глазах расцвел цветок добра. Если мы с вами будем добрыми, то вокруг нас весь мир будет добрым и красивым как этот цветок.

Воспитатель: - О каком православном празднике вы узнали сегодня?

-Какие еще праздники вы знаете?

-Можно ли назвать чудом спасение города Константинополя?

Приложение 2



ПОКРОВ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ - КАЗАЧИЙ ПРАЗДНИК. ПОЧЕМУ?


Под Покров Божией Матери издревле казаки ввергали себя в своей нелегкой жизни. Надежда на покровительство Матери Бога Живого, упование на ее скорое заступление помогала преодолевать все страдания военного казачьего народа. Со времен "Азовского сидения" казаки особенно чтят праздник Покрова.
Казачий поэт Николай Туроверов писал:
И на ранней заре, средь тумана,
Как молитва звучали слова:
За Христа, за святого Ивана,
За казачий престол Покрова…
За свободу родную, как ветер,
За простую степную любовь,
И за всех православных на свете,
И за свой прародительский кров."
АЗОВСКОЕ СИДЕНИЕ ИЛИ ПОЧЕМУ КАЗАКИ ОТМЕЧАЮТ СВОЙ ПРАЗДНИК НА ПОКРОВ

Мало теперь кто знает, откуда пошла традиция на православный праздник Покрова Божьей Матери отмечать Войсковой праздник Донского и Кубанского казачьих войск. Связана эта традиция с так называемым Азовским сидением 1637-1641 годов, с подвигом казаков, отстоявших город Азов от турецкого нашествия.
Во время владения Азовом, зазнавшиеся турки обратили в мечети и разрушили православные храмы, усилили набеги на казачьи городки и русские окраины.
Положение русских пленников, а особенно казаков стало невыносимым: их продавали в рабство, изнуряли тяжкими работами, приковывали на каторгах к веслам и били бичами. Зная все это, донские казаки решили вырвать из рук мусульман свою древнюю столицу.
На помощь к ним пришли запорожцы. Запорожцы поклялись стать заодно с донцами против неверных, выбрали походных атаманов и двинулись к Азову «судовой и конной ратью».
В то время Азов был практически неприступен: 4-х тысячный гарнизон, 200 больших, средних, и малых орудий, много тысяч снарядов, проведены валы, рвы, укреплены бастионы. Первым делом подошедшие казаки окопались вокруг города.
Наблюдая за усилиями казаков, турки смеялись над ними. Ночью были взорваны подкопы, затряслись азовские твердыни, часть крепостных стен взлетела на воздух, городские стены и улицы сделались полем сражения. После отчаянной трехдневной обороны турки были перебиты. Около 5 лет казаки владели Азовом, устьями Дона и Азовским морем. Но мстительные турки, перед которыми дрожала вся Европа, готовились жестоко отомстить казакам.
Постоянный гарнизон крепости состоял из 1400 человек. Но когда на Дону узнали о движении к Азову огромной турецкой армии, со всех сторон потянулось пополнение. К началу осады в крепость собралось около 5000 воинов. С ними осталось 800 жен, не уступавших в доблести своим мужьям. В гарнизоне Азова оказались и запорожцы.
Часть из них брала город и осела в нем на жительство. Да и вообще в те годы, на Дон непрерывно прибывали казаки с Днепра, которых принимали здесь как братьев единых по имени, по крови, по быту.
Против защитников Азова турецкий султан двинул лучшие полки своей регулярной армии: 40 тысяч янычар,6 тысяч наемного иноземного корпуса, через море на судах было переброшено до 100 тысяч войска и рабочих. По суше подходили татарская и горская конницы. В распоряжении турецкого войска находилось 850 пушек с огромным количеством боеприпасов. На море стали на рейд до 300 кораблей.
Батареи открыли ураганный огонь. Однако последовавший за этим жестокий приступ встретил твердое сопротивление и был отбит. Турки потеряли не меньше десяти тысяч воинов.
После первой неудачи турки повели регулярную осаду. Вдоль крепостных стен рабочие стали сыпать высокие валы, с которых пушки забрасывали крепость «огненными ядрами», а в то же время переменные группы свежих войск почти ежедневно лезли на стены, изматывая силы бессменных защитников города. Казаки не имели времени ни для сна, ни для отдыха. Жены и даже дети помогали мужьям и отцам. Они ухаживали за ранеными, готовили пищу, подносили воду и боеприпасы, а иногда лили на головы штурмующих турок кипяток и горящую смолу. Казаки отбивали приступ за приступом, взрывали на минах целые колонны неприятеля. Но и сами несли жестокие потери.
Турки вообще не имели понятия о силах гарнизона, потому, что случайных пленников невозможно было заставить говорить никакими пытками.
Двадцать неудачных атак принесли туркам большие потери.
Продолжая их можно было совсем остаться без армии. Тогда неприятель решил добить полуразрушенную крепость при помощи подкопов, но 17 минных галерей были обнаружены и своевременно взорваны казаками.
Подходила осень, начинались дожди и холода, стали распространяться болезни. Турецкая армия таяла изо дня в день, а с нею и надежда овладеть городом. В рядах войск началось разложение, татарская конница отказалась идти в пешие наступления, усугублялись нелады между старшими начальниками. Командующий турецкой армией попробовал купить Азов. Но казаки « на их бусурманские прелести не покусилися и им всем отказали».
Однако тяжело было защитникам Азова. Живыми оставалось не больше трех тысяч воинов. Кончались боеприпасы и продовольствие. Тело от утомления отказывалось служить, хотя дух бойцов не был сломлен. Не смерть была страшна, а плен.
Казаки были готовы на всякую попытку, чтобы пробиться или умереть в бою. Приняли предложение атамана Осипа Петрова ударить на турецкий лагерь и биться до последнего.
В ночь на 14 октября, под праздник Покрова Божьей Матери, казаки, отслужили молебен, молясь всю ночь, испрашивая у Пресвятой Богородицы заступничества. Поклялись лечь костьми, но города не сдавать. Попрощались друг с другом по-братски, обнялись, перецеловались и решили наутро сделать последнюю попытку победить или умереть всем до единого человека.
Под утро страшные, опаленные, со сверкающими нечеловеческим огнем глазами, они двинулись на врагов. Но к удивлению своему не нашли ни одной живой души.
Только где-то у моря раздавался глухой шум отступающих турецких войск.
С тех пор повелось у казаков считать, что заступилась за них Богородица, и отмечают они свой войсковой праздник в день Покрова Божьей Матери.
На Покров 14 октября совершается всемирное поминовение у казаков, поскольку традиционно на Покров казаки справляли память всех усопших казаков и молились, чтобы Матерь Божия приняла их под свой Покров.

Источник http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/73482/azovskoe-sidenie-ili-pochemu-kazaki-otmechayut-svoy-prazdnik-na-pokrov/



















Приложение 3


Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область «Познание»

Тема: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы».

«Пресвятая Богородица – покровительница и защитница».

Программные задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с основными событиями, произошедшими в земной жизни Богородицы: о ее родителях, рождении, детстве.

Познакомить с важными событиями в жизни Марии, связанными с рождением Сына Божьего, и Богородичными праздниками на Руси: «Благовещением» и «Рождеством Христовым».

Закрепить знания детей об осенних праздниках, напоминающих нам о Пресвятой Богородице: Покрова(14 октября), иконы Казанской Божьей Матери (4 ноября), «День Матери» (последнее ноябрьское воскресенье).

Рассказать о храме «Покрова Пресвятой Богородицы», находящемся в станице Ирклиевской.

Познакомить с иконами «Покрова» и «Казанской Божьей Матери».

Познакомить с народными приметами и поговорками, связанными с праздником, совершенствовать умения детей их объяснять.

Воспитательные: На примерах из жизни Пресвятой Богородицы учить детей понимать смысл основных благодетелей: послушания, смирения, любви. Показать детям необходимость доброго отношения друг к другу. Воспитывать в них необходимость не только добрых поступков, но и добрых мыслей, слов. Воспитывать у детей интерес к родной культуре и ее традициям, помочь детям осознать взаимосвязь между нравственными качествами и поступками, подвести к

выводу о взаимосвязи добрых мыслей и поступков, сформировать представление о важности благодарения как нравственном акте.

Воспитывать чувства любви и благодарности к мамам.

Развивающие: Развивать словарный запас, умение строить предложения, отвечать на вопросы, пересказывать, выражать свои мысли и чувства. Способствовать развитию памяти и воображения.

Новые слова, понятия:

Богородица, Рождество, благочестие, милосердие, смирение, распятие, праведность, скромность.

Наглядно-иллюстративный материал:

Иллюстрации икон Пресвятой Богородицы, иллюстрации икон праздников, посвященных Богородице, легкое покрывало из красивой ткани.

Предварительная и последующая работа:

Индивидуальное разучивание стихотворений о маме; объяснение понятия «икона»; рассматривание икон на слайдах; чтение рассказов для детей из детской Библии; прослушивание рассказов о жизни Пресвятой Богородицы на дисках.

Ход и содержание занятия:

  1. Организационный момент

Воспитатель: Расписала Осень золотом сады,

Нивы урожайные, спелые плоды.

Всюду бусы – ягоды зреют по лесам. Осень дарит праздники бесконечно нам.

Беседа воспитателя с детьми:

- Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (Ответы детей).

- Какие осенние праздники вы знаете? (Ответы детей).

И сегодня я расскажу вам о Пресвятой Богородице.

Нет у нас на Земле никого ближе и отзывчивее Богородицы. По Своему земному рождению всем Она как сестра, а Богу – Мать.

  1. Рассказ-беседа с детьми.

РОЖДЕНИЕ И БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

В городе Иерусалиме жили муж и жена, Иаким и Анна. Они были дальние, хотя и бедные потомки царя Давида, но были люди очень добрые и благочестивые.

У них не было детей, и они очень молились и просили, чтобы Гос­подь послал им хотя бы одного ребенка и обещали даже отдать этого ребенка на служение Богу при храме. (Рассматривание иконы «Рождество Пресвятой Богородицы»).

Господь услышал их молитву и исполнил усердную просьбу до­брых людей. И вот родилась долгожданная Дочь – плод многолетних молитв. И назвали ее Мария – что означает – Госпожа. На Православном языке день этот носит название «Рождество Пресвятой Богородицы » и празднуется 22 сентября. Скоро, однако, Иаким и Анна умерли, и бедная малютка осталась круг­лой сиротой.

Грустно деткам жить на свете без папы и мамы. Обидеть их может всякий, а защитить некому. Потому-то добрый Господь всегда особенно заботится о таких детях. Сиротку Марию Он также не оставил без своей помощи и покровительства. Родители при жизни поместили ее на воспитание при храме, а добрые люди помогали ей. Все свое детство провела Мария в этом месте. Усердная и кроткая, она всегда молилась Богу и была очень трудолюбива. Она не имела дорогих платьев и всегда была очень скромно одета. Но зато она была очень аккуратна и трудолюбива. Все невольно любили кроткую девочку и удивлялись, что она такая скромная и умная.

Когда Мария выросла, то священники той церкви, где она воспи­тывалась, отдали ее одному дальнему родственнику, богобоязненному старцу Иосифу, который по ремеслу был плотник. Мария поселилась в его доме. Но и там она вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Она не любила богато одеваться, не любила веселых и шумных гуляний. Любимыми ее занятиями были молитва, чтение священных книг и помощь бедным.

Господь увидел, что Мария и скромнее, и добрее всех девиц на свете; увидел, что она усерднее всех молится, а потому назначил ей быть матерью господа Иисуса Христа.

И вот в одно время, когда Мария читала святую книгу, вся ее бедная комнатка озарилась каким-то необыкновенным светом, как - будто в ней явилось само солнце. Мария взглянула и ужаснулась: пред ней на воздухе, с цветами в руках, стоял Божий ангел. (Рассматривание иллюстрации « Ангел Божий является Марии»)

Он сказал ей: - Радуйся, святая, добрая дева! Господь с тобою! Своею скромностью, своими усердными молитвами и любовью к Богу ты заслужила себе великую милость: на тебя сойдет Святой Дух и у тебя родится сын, и ты должна назвать его Иисус. Он будет велик, потому что Он Сын Божий, Спаситель мира. Кроткая дева Мария не ожидала такого счастья и такой высокой чести. Она боялась поверить словам ангела и думала: «Неужели я, такая бедная дева, достойна быть Матерью Бога Иисуса Христа?». Но потом, подумав, она скромно отвечала ангелу:

- Я раба Господня, пусть будет со мною, как хочет Господь Бог.
Ангел Божий тогда отлетел от нее на небо.

С этой минуты юная дева Мария стала знать, что от нее родится Сын Божий Иисус Христос. И этот день считается святым праздником и называется «Благовещенье Пресвятой Богородице».

Однажды праведный Иосиф и святая Мария из города Назарет, где они жили, отправились в город Вифлеем. Там в это время, по случаю народной переписи, собралось очень много людей, и все дома и даже самые маленькие хижинки уже были заняты.

Что тут делать? Иосиф и Мария шли пешком и утомились и хотели отдохнуть. Насилу могли они упросить одного доброго человека, чтобы дозволил им переночевать в пещере, куда в дурную погоду загоняли скот для ночлега.

В той стране, где это происходило, зимы не бывает, а потому скот и пастухи свободно проводят ночи в поле. Эта же ночь была особенно светлая и теплая, а потому вырытая в горе пещера, или по - нашему сарай, была свободна.

Хозяин позволил Иосифу и Марии переночевать в ней. И вот здесь - то в этой пещере на соломе и родился маленький Иисус Христос. Это произошло 7 января в зимнюю ночь. «Рождество Христово» - это самое главное событие в жизни Пресвятой Богородицы. ( Рассматривание иллюстраций «Рождество Христово», «Поклонение пастырей», «Сияющий Ангел сообщает радостную весть» ).

Посмотрите, дети, Иисус, Сын Божий, Который царствует над всем миром, у Которого в руках все богатства, теперь выглядит беднее всех самых бедных детей. И в самом деле, у вас, например, есть и теплая комнатка, и красивая постелька, и мягкие одеяльца, а у бедного дитяти Иисуса ничего этого нет.

Он родился в скотном загоне, и Пречистая Его Матерь принуждена была положить Его в яслях на соломе. Не правда ли, дети, вам жаль маленького Иисуса? Если жаль, если вы хотели бы поделиться с Ним и вашими одеяль­цами, и всем, чего у вас много, то всегда помните, что сказал Иисус Христос, когда он вырос. А Он говорил так:

- Кто одевает и кормит бедных, тот одевает и кормит Меня.
Вот почему, если вы хотите сделать что-либо приятное Иисусу Христу, то лучше всего помогайте бедным.

  1. Знакомство с осенними праздниками из жизни Пресвятой Богородицы и рассматривание икон «Казанской Божьей Матери» и «Покрова Пресвятой Богородицы»

Богородица была самой-самой доброй, кроткой и смиренной Девой на земле, поэтому Бог и родился от нее. Она всегда была со своим Сыном, во всем подражая Его делам, никогда не делая ничего напоказ. За эту скромность Бог никогда не оставлял Ее и, когда она умерла, воскресил и забрал к Себе на небо. По своей доброте и любви к людям она всегда мо­лится за нас перед своим Божественным сыном. И Он, как сын, всегда внимательно слушает ее молитвы и милует тех, за кого она заступается. И поэтому 14 октября отмечается еще один церков­ный праздник в честь Пресвятой Богородицы - Покрова Пресвятой Бо­городицы. Этот праздник как раз рассказывает про один из таких случаев. Пресвятая Дева молилась Сыну Своему, Иисусу Хрис­ту, о спасении города Константинополя. Потом сняла с головы Своей платок-покрывало и распростерла его над молящимися в храме. Словно укрыла, защитила их Своим покровом от страда­ний и бед. Покров сделался невидимым. Город чудом был спасен, враги отступили.

В нашей станице в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы построен храм «Покрова Пресвятой Богородицы». В храме есть много икон с изображением Пресвятой Богородицы. Богоматерь была смиренна сердцем, осмотрительна и благоразумна в словах. Правилом Её было – никого не оскорблять, не завидовать равным, почитать старших, всем благо желать. Она даже выражением лица ни разу не обидела Своих родителей. Не было у Неё ничего сурового во взгляде, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный, весь её внешний вид был выражением души, олицетворением чистоты. Это видно на иконе «Казанской Божьей Матери», празднование которой отмечают осенью 22 октября. Эта икона помогала воинам во время сражений. Этой иконой благословляли венчающихся, ее помещали над кроватками детей - «Заступница Усердница», «Защитница от всех зол» так называют Богородицу в молитве.

  1. Физкультурная минутка игра «Шарф покров , помоги»

Дети становятся в круг и, если звучит веселая музыка, хлопают в ладоши, танцуют. А если звучит грустная музыка поднимают руки и просят «Шарф – покров помоги». (воспитатель раскрывает большой шарф и проносит его над ребятами.).

  1. Закрепление значения и смысла народных примет и поговорок

Воспитатель. К этому дню убирали весь урожай. Поэтому для русского крестьянина праздник Покрова исстари был еще и праздником, который подводил итоги сельскохозяйственного года. В Покров крестьяне старались наблюдать за погодой, чтобы предсказать, какой будет зима:

- Ребята, какие народные приметы, связанные с этим праздником вы знаете? «Какой Покров — такова осень», «На Покров ветер с востока — к холодной зиме», «Если в Покров ветер с севера — к холодной зиме, а если дует с юга, то к теплой». ( Называют дети)

Воспитатель просит детей объяснить значение этих народных примет. Слушает и комменти­рует их ответы.

А еще Покров — конец хороводам, начало посиделок. Начинались свадьбы, поэтому в русском народе сложил о нем поговорки. Вспомните их.

«Придет Покров, покрой сверху землю и меня молоду», «Покров — натопи избу без дров».

Дети объясняют смысл и значение этих пого­ворок. (В первой говорится о том, как девушка мечтает, чтобы голову ее покрыли фатой, то есть чтобы она вышла замуж. Особенно педагог обращает внимание на вторую: в ней говорится, чтобы на свадьбу собралось так много гостей, что от их дыхания станет жарко, как в натопленной избе.)

































Приложение 4

Беседы с детьми

История праздника



Святой Андрей жил подаянием, по ночам молился за тех, кто гнал его днем. Однажды холодной зимой Андрей замерз в снегу, но не умер, а был восхищен в рай, где видел самого Господа и многих святых. Не увидел он только Пресвятой Богородицы, оказалось, что Она ушла на землю помогать людям. Вскоре святой был возвращен на землю и увидел Богородицу не на небе, а на земле. Было это так.

Город, где жил святой Андрей, окружили враги, и жители собрались в церквах, чтобы помолиться об избавлении города от врагов. Святой Андрей и его ученик Епифаний тоже были в храме. И вдруг святой, подняв голову, увидел Царицу Небесную. Она шла по воздуху, окруженная ангелами и святыми, а рядом с Ней шли апостол Иоанн Богослов и Креститель Господень Иоанн. Пресвятая Дева встала на колени и начала молиться, а потом Она сняла со своей головы покрывало и распростерла его над людьми, защищая их от врагов. Это чудо видели только святой Андрей и Епифаний, они рассказали о нём всем людям, и этот рассказ произвел сильное впечатление.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы православный мир неизменно отмечает 14 октября. Чудесное событие, заложенное в основу праздника, и по сей день дарует христианам надежду на помощь святых сил и укрепляет веру в бесконечное сострадание и милость Богоматери.

Этот праздник празднуется на Руси с XII века и относится нашей Церковью к числу великих. В честь этого праздника строилось множество храмов. Чудо русского средневекового зодчества – храм Покрова на Рву, больше известный как собор Василия Блаженного в Москве. Восемь башнеобразных храмов словно в хороводе окружили главный, центральный. Уже позднее к ним были сделаны пристройки, нарушившие композицию.

Существует много рассказов о том, как Богородица спасала людей. Может быть, кто-нибудь из вас знает такую историю? Во время войны решено было отправить детей на грузовиках подальше от фронта. Чтобы машины не попали под бомбежку, ехать решили ночью. Дорога шла по лесу, и в темноте одна машина сошла с дороги, стали ее искать, но так и не нашли, а поехали дальше полем. Вдруг перед «потерявшейся» машиной возникла женщина, Она молча стояла с раскинутыми руками. Шофер выскочил из кабины, но на дороге уже никого не было. Машины тронулись, но тут же Она появилась вновь, тогда шофер вышел из кабины и прошел немного вперед - там был обрыв. Так Божия Матерь спасла детей

















































Приложение 5

Приметы, связанные с праздником Покров

Покров – первая встреча с зимой! Вместе с этим праздником люди встречали зиму. Считалось, что до Покрова осень, а после – зимушка-зима. По Покрову судили о погоде:

- Если дуб и береза к Покрову потеряют все листья, то год будет легкий, а если не все, то быть суровой зиме.

- Откуда на Покров ветер дует, с той стороны, и придут первые морозы.

- Если на Покров падает снег, то и Дмитриеву дню (8 ноября) быть снежным, а вот если снега не будет, то и в день святой Екатерины (7 декабря) снег не выпадет.

- Если первый снег до Покрова выпадет, то зима не скоро наступит.

- Какова погода на Покров, такова и зима будет.

- На Руси с Покрова дня начинались свадьбы, а девушки в этот день ходили в церковь молиться, чтобы господь послал им хороших женихов. «Отлет журавлей на Покров – на раннюю и холодную зиму» .
























Приложение 6

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию

Образовательная область: художественно-эстетическое

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Ковер из листочков»

Цель: Систематизировать представления детей о признаках осени; развитие художественно-творческих способностей у детей.

Программное содержание

Образовательные задачи: совершенствовать умение компоновать детали аппликации используя схемы.

Развивающие: развивать чувство композиции; Развивать мелкую моторику рук, самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, зрительно-пространственную ориентировку, мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Словарная работа:

Предварительная работа: наблюдение за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.

Материалы: Цветной картон, листья от деревьев засушенные, клей, салфетки, клеёнка, букет из осенних листьев разных расцветок и форм, Картина «Золотая осень».

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение Татьяны Гусаровой, которое называется «Осень - швея» и расскажите про что оно.

Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,

Ей осень лоскутное шьет одеяло.

Листок аккуратно к листку пришивает,

Сосновой иголкой стежок подгоняет.

Листочки на выбор - любой пригодится.

Вот рядом с багровым лиловый ложится,

Хоть очень по вкусу швее золотистый,

Сгодится и бурый, и даже пятнистый.

Скрепляет их бережно нить паутины.

Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята! Я предлагаю рассмотреть картину - «Золотая осень».

Что изобразил художник? (Ответы детей)

Воспитатель: - Какую осень изобразил художник? (Ответы детей)

Воспитатель: - Какие краски выбрал художник для её изображения? (Ответы детей)

Воспитатель: - Во время листопада листья образуют на земле красивый ковер. Закройте на минуточку глаза ладонями и представьте себе осенний листопад. Представили? А теперь расскажите мне, как падают листья во время листопада? (Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня вы выполните аппликацию на тему «Ковер из осенних листочков».

Посмотрите, у вас на столах лежат разноцветные засушенные листья: желтые, зеленые, оранжевые.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, как я сделаю осенний ковер из листочков.

(Показ выполнения работы воспитателем). Вы можете по своему расположить листья на ковре. Можете пользоваться схемой.

Физкультминутка «Лети листок»

Осень в гости к нам пришла, (Дети берутся за руки и идут по кругу)

Дождь и ветер принесла.

Ветер дует, задувает, (Поднимают руки вверх и качают ими из стороны в

С веток листву сдувает. сторону)

Листья на ветру кружатся (разбегаются в разные стороны, кружатся и

приседают)

И под ноги нам ложатся.

Ну а мы гулять пойдем

И листочки соберем (опять собираются в кружок)

Дети выполняют аппликацию самостоятельно.

Воспитатель: - Посмотрите, дети, какой яркий ковёр из осенних листьев получился! Вы старались, работали аккуратно, дружно. Молодцы!

Воспитатель вместе с детьми рассматривает осенний ковер у каждого ребенка.







































Приложение 7


Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию

Образовательная область: художественно-эстетическое

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Осень на опушке краски разводила»

Цель: Закреплять и расширять представление о приметах осени, развитие художественно-творческих способностей у детей.

Программное содержание

Образовательные задачи: совершенствовать умение пользоваться тычком.

Развивающие: развивать чувство композиции, цветовосприятия.

Воспитательные: воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Словарная работа:

Предварительная работа: наблюдение за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.

Материалы: 

Ход НОД

Воспитатель читает стихотворение А. Кузнецовой «Времена года».

Придумала мать дочерям имена:

Вот — Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна — зеленеют поля,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло — все под солнцем цветет, ,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды —

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет земля.


Воспитатель: «Это стихотворение о временах года. А какое сейчас время года?

Сейчас ранняя или поздняя весна? (Ответы детей.)

Да, наступила осень. Она радует нас разноцветьем листьев, листопадом. Послушайте рассказ Б. Скребицкого «Осень»:

«Для своей работы Художница-осень взяла самые яркие краски и прежде всего отпра­вилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Березы и клены она покрасила лимонной желтизной. А листья осинок разукрасила буд­то спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный. Весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь. Стоит, густой листвой потряхивает. Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть». Так и обрядила старца.

Глядит — а неподалеку, на самом краю поляны густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили, им больше всего подходит тяжелый убор из золотой парчи.

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему, кого одела в жел­тый наряд, кого — в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разукрасишь. Пусть, какими были летом, такими и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще на­ряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе...»

Воспитатель: «А какого цвета листья вы видели?» (Желтые, красные, бурые, багря­ные, золотистые, желто-зеленые, пятнистые, оранжевые. При ответе детей уточняй­те, на каком дереве они видели листья названного цвета.)

Воспитатель предлагает нарисовать осенний лес. Деревья могут быть по-разному распо­ложены: полукругом, вдоль дороги, на горке, 1—2 дерева на переднем плане, а другие вда­ли. Стволы деревьев разные по толщине, высоте и цвету.

Дети рисуют на белом альбомном листе простым карандашом стволы и ветки деревьев. Тычками рисуют желтые, зеленые, оранжевые, красные листья. На земле (внизу альбомно­го листа) и около деревьев рисуют зеленым цветом широкими мазками траву.

Физкультурная минутка: «Мы осенние листочки».

Воспитатель

Дети

Мы — листочки, мы — листочки, Мы — осенние листочки.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул — полетели.

Стоят свободно, руки вверху.

Покачивание.

Разбегаются.

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок —

Мы присели все в кружок.

Бегают, кружатся.

Приседают на корточки.

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

Вновь разбегаются, помахивая руками.

Идут на место.

Дети после физкультурной минутки тычками рисуют листопад (листья облетают с деревь­ев и ложатся на землю), а потом мягкой кистью делают несколько легких мазков голубой кра­ской — фон около деревьев (ясная погода).

Дети закончили рисовать, работы лежат у них на столах. В это время вы можете задать вопрос: «Почему листья осенью опадают?» (Ответы детей.)

Воспитатель уточняет ответы детей: «Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листья укроют землю сплошным ковром и защитят деревья от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, со­хранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой (подстилкой) земля долго сохраняет влагу. Опавшие листья на земле — это не мусор. Они очень нужны почве и растениям, кото­рые на ней растут. В городе дворники убирают опавшую листву с асфальта, с дорожек, но ос­тавляют ее под деревьями».

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию

Образовательная область: художественно-эстетическое

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Что нам осень подарила»

Цель: Закреплять и расширять знания детей об овощах, развитие художественно-творческих способностей у детей.

Программное содержание

Образовательные задачи: учить передавать в лепке различия в форме и величине фруктов и овощей.

Развивающие: развивать любознательность, закрепить умение лепить овощи и фрукты, передавать их форму и характерные особенности.

Воспитательные: воспитывать умение выполнять общую работу.

Словарная работа:

Предварительная работа: Загадывание загадок, чтение поговорок, знакомство с поверьями; чтение Н. Сладкова «Осень на пороге», М. Пришвин «Последние грибы».

Материалы: Венок из листьев, корзинка, набор овощей и фруктов, пластилин, салфетки, стеки, дощечки.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, чем вам нравится осень? Почему? (Ответы детей). Посмотрите, какой венок я сплела из листиков. Этот венок не простой - тот, кто его надевает, становится волшебницей – Осенью. (Воспитатель надевает венок на голову)

По лесной дорожке

Осень к нам пришла

И с собой в корзинке

Подарки принесла.

Воспитатель-(Осень показывает корзинку. Корзинка накрыта)

Вот корзиночка стоит,

Очень странная на вид.

Догадайся поскорей.

Что в корзиночке моей?

Как вы думаете, что в корзинке? (Ответы детей).

Я помогу вам. Я загадаю загадки и вы узнаете, что лежит в корзинке (По ходу отгадывания загадок овощи и фрукты из корзинки выкладываются на поднос).

Ребята, что лежит на подносе? Как можно их назвать одним словом? (Ответы детей )

Когда собирают последний урожай?

В быту простой народ увязывает день Покрова Пресвятой Богородицы со снежным покровом земли, окончанием сельских работ, сбором последних плодов.

В начале октября еще постоят погожие денечки, и солнышко нет, нет да и разольет прощальное тепло. Золотая красота еще не растерялась, но зашелестела уже желтая метелица – листопад. Дни стали короче. Улетают птицы: клином – журавли, веревочкой – гуси, кучкой – скворцы. Поближе к деревням, городам переселяются вороны, галки, сороки. Пчел готовят к зиме: убирают улья, собирают мед. Последние плоды собраны, скотина уже загнана в стойло. В старину сегодняшний день величали Покровом. Называли его так потому, что в этот день как правило, выпадал первый легкий снег и покрывал землю. А когда праздник Покров приходил, люди веселились и отдыхали – они всю работу сделали и готовы к зиме – матушке, им она не страшна. Ведь урожай-то уже собран.

Дети, вылепите из пластилина овощи и фрукты, объединитесь по двое и складывайте каждый предмет на свои тарелочки. А чтобы не получилось, что у вас оказались одинаковые овощи и фрукты, вы должны сначала обсудить и договориться, кто какие плоды будет лепить.

Физминутка «Вершки-корешки»

Если плод растет на грядке, то кисти рук вверх (помидоры, огурцы и другие). Если плод растет в земле (редис, свекла), то кисти рук - вниз).

В процессе работы советую детям выбирать пластилин, близкий по цвету к определенным овощам и фруктам, использовать стеку для изображения мелких деталей, не забывать заглаживать поверхность плодов.

Заключительная часть. Расставить работы детей на один стол и рассмотреть их. Воспитатель снимает венок: «Вот я стала снова вашей воспитательницей. Вам понравились подарки осени? Щедра осень на подарки!

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию

Образовательная область: художественно-эстетическое

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Осенний ковер»

Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей.

Программное содержание

Образовательные задачи: Учить детей украшать узором из осенних ягод и листьев ковер прямоугольной формы, располагать части узора по углам и в середине прямоугольника, узор в центре составлять в соответствии с формой изделия (вытянутая), осознанно подбирать цвет для элементов узора, принимать во внимание и цвет ковра.

Развивающие: развивать умение вдвоем выполнять общую работу; закреплять приемы парного вырезывания.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Словарная работа: золотая осень, осенний ковер, ковер.

Предварительная работа: экскурсия в парк, рассматривание деревьев, листьев, платков, покрывал; беседа «Для чего нужны платки?».

Материалы: У воспитателя сюжетная картинка с изображением яркого осеннего пейзажа; прямоугольник из бархатной бумаги, части узора (листья, ягоды) и готовый узор для середины коврика, подклеенные с обратной стороны фланелью; полоска бумаги для показа приемов вырезывания листьев с острым кончиком, ножницы. У детей на двоих прямоугольный лист бумаги зеленого, коричневого, оранжевого или желтого цвета; набор полосок для листьев 3х20 см и для ягод 2х8 см разного цвета, среди которых одна-две не соответствуют по цвету осенней гамме (синие, серые, черные); ножницы, клей.

Ход НОД

 Повесить на доску картинку с изображением осеннего пейзажа и сказать детям, что так выглядел сад (лес, парк) в середине осени. Этот период осени называют «золотым». Почему? Подтвердить, что в это время в природе больше всего желтого, темно-желтого, коричневого, оранжевого и красного цветов.
   Убрать картину и сказать детям, что сегодня они станут украшать узором ковер. Ковер будет называться «осенним», и узор для него нужно составить из осенних листьев и ягод разных кустарников: оранжевой рябины, облепихи, темно-красной калины или красных ягод шиповника.
   – Какого цвета листья вы будете вырезать для осеннего ковра? (Оранжевые, желтые, коричневые, темно-желтые.) Прежде чем вы будете выбирать бумагу для листьев, посмотрите на цвет вашего ковра. Листья вырежете такого цвета, чтобы они были хорошо заметны на ковре.
   Предложить детям вспомнить, что нужно сделать, чтобы вырезать сразу несколько одинаковых частей. Таким приемом они уже пользовались, он называется парное вырезывание.

Показать, как сложить длинную полоску пополам и еще раз пополам. Получится небольшой прямоугольник. Из этого прямоугольника нужно вырезать лист с острым кончиком. Сначала вырезать одну сторону листа, сделав разрез по дуге до середины короткой стороны прямоугольника. Такой же разрез сделать и с другой стороны. Листок необходимо вырезать у самого края прямоугольника, чтобы он получился такой же величины. Из сложенной полоски получилось сразу четыре одинаковых листика.

Предложить рассказать, как вырезать из короткой полоски сразу четыре ягодки.

Затем дать разъяснения о размещении узора на прямоугольном коврике. У коврика четыре уголка, и каждый уголок надо украсить одинаково, так, как дети это делали в игре «Докончи узор на коврике». Поместить на доску прямоугольный лист бархатной бумаги и приложить в уголок два листика и одну или три ягодки.
 – Кто поможет мне так же украсить остальные уголки у коврика?
 Вызвать ребенка к доске.

 – Где еще можно украсить ковер? (Посередине.) Чтобы узор подходил для прямоугольного коврика, середину украсим вытянутым узором.
 Провести рукой по длине прямоугольника и приложить готовый узор в середине. Сказать детям, что они по двое будут делать один ковер. Один будет украшать уголки ковра, другой – его середину. Узор можно сделать и другим. Можно по-другому расположить ягоды, листья, использовать другие цвета бумаги.

Убрать образец. Спросить, с чего дети начнут работу (нужно договориться, кто какую часть ковра будет украшать, вырезать части узора, расположить их на ковре, а потом наклеить). Дать детям время договориться и распределить работу, потом спросить двух-трех человек, как они будут совместно выполнять работу.  – Кто уже договорился, приступайте к работе.  В процессе работы обращать внимание на подбор цвета для элементов узора, побуждать использовать разнообразную по цвету бумагу. Детям, быстрее других выполнившим задание, предложить украсить стороны коврика. Можно разрезать оставшуюся полоску вдоль, приклеить по сторонам прямоугольника или вырезать ягодки, листья.
   В конце занятия выставить на стенде детские работы, предложить внимательно посмотреть на них и сказать, все ли эти коврики можно назвать осенними. Вместе с детьми отложить ковры, где в узоре встречаются неподходящие по цвету элементы узора. Найти коврики многоцветные, с листьями и ягодами разного цвета.

Обратить внимание детей на композицию узоров («Покажите коврики, в которых уголки украшены одинаково, а посередине наклеен удлиненный узор»). Найти узоры, придуманные по-своему, поощрить ребенка за самостоятельность в составлении узора. Похвалить тех, которые сумели договориться об общей работе, действовали дружно, помогали друг другу.

Конспект НОД по познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию

Образовательная область: познавательно-речевое, художественно-эстетическое

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Цветы на салфетках»

Цель: Приобщение детей к истоками народной культуры.

Программное содержание

Образовательные задачи: Развитие умения выделять признаки ранней и поздней осени, сравнивать пейзаж ( «Золотая осень», «Октябрь»); Закрепить знания о празднике «Покров», историей возникновения, традициями и обычаями проведения; Знакомство с традицией изготовления Павлопосадских шалей, как произведения искусства.

Развивающие: Способствовать развитию устойчивого интерес к декоративно-прикладному искусству русского народа; Способствовать развитию эмоционально-эстетических чувств, оценок, суждений; Развитие умения применять полученные знания о Павлопосадских шалях, создавать нарядные шали, украшенные орнаментом и растительным узором (рисование на ткани с использованием трафаретов); Развитие интереса к художественному слову (загадки, эпитеты, стихи).

Воспитательные: Воспитывать интерес к прошлому своего народа, желание продолжать соблюдать и сохранять русские традиции; Формирование аккуратности в выполнении работы (рисование на ткани с использованием трафаретов).

Словарная работа: ранняя, прекрасная, золотистая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая, солнечная, поздняя, скучная, унылая, пасмурная; Покров, покрывать, накрывать, покрывало, покрытие, покрышка; Павлопосадские шали, бахрома, город Павлопосад.

Предварительная работа: Наблюдение за осенними признаками природы на прогулке; Экскурсия в осенний парк; Рассматривание иллюстраций об осени, цветах. Заучивание стихотворений («Ходит осень по дорожке», «Мокрые деревья голые стоят…»). Слушание и исполнение песен («Лист календаря», «Разноцветная игра», «Осень наступила»)

Материалы: Мультимедийная презентация «Покров», Видеоаппаратура, Павлопосадские шали, Репродукции картин ( «Золотая осень», «Октябрь»). Квадраты из бумаги, краски, трафареты для украшения «шалей»

Ход НОД

Беседа об осени

- Дети, отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья

- Почему вы так думаете? (предложить объяснить свое мнение)

- Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Какие осенние признаки вы можете вспомнить и назвать? (Дни становятся короче, погода становится холоднее, все реже светит солнце, чаще идет дождь…)

- Осень делиться на два совершенно разных периода: раннюю и позднюю.

- Посмотрите на картины и скажите на какой картине изображена ранняя (поздняя) осень. Объясните почему вы так решили ( «Золотая осень», «Октябрь»)

- Как вы думаете, ранняя осень – какая? (Радостная, золотая, пышная, богатая, разноцветная, солнечная, щедрая урожаем)

- Поздняя осень – какая? (Грустная, неприглядная собой, скучная, унылая, поздняя, пасмурная, с тяжелыми тучами на небосводе…)

Народный праздник Покров

- Знаменита осень народным праздником «Покров». Вам знакомо слово «Покров»? Как вы думаете, что оно обозначает?

- Какие родственные слова вы знаете? (Покрывало, покрыть, накрывать, покрышка, крышка, кровля, крыть, покрытие…)

- Старые люди говорили: «Придет Покров, девке голову покроет». Что это значит? (ответы детей)

- Какие головные уборы носили женщины в старину? (Платок, косынку, шаль) В старину только молодые девушки могли ходить с непокрытой головой, у женщин голова должна быть всегда покрыта.

- Платок – это что такое? (Предложить рассмотреть и сделать вывод, что платок – головной убор квадратной формы; косынка – это половинка, то есть разрезанный по «косой» квадрат ткани; шаль – платок большого размера, часто с красивой бахрамой по краям)

- Ребята, посмотрите на изображение платка, косынки и шали.

- Как вы думаете, сохранился ли обычай покрывать голову сейчас? (В день свадьбы голова невесты покрыта фатой – свадебным покрывалом. В храм могут заходить женщины и даже девочки тоже с покрытой головой)

(Детям предлагается посмотреть на слайд и обратить внимание на покрытую голову невесты)

4. Игра «Облупа»

- Предлагаю вам поиграть с платком в русскую народную игру «Облупа».

(Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью. Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза)

Дети садятся на стулья.

- Посмотрите, какие красивые шали!

(Дети подходят к выставке платков. Предлагается посмотреть и потрогать шали. Девочки одевают на плечи шали)

- Эти шали делают в городе Павлопосад, поэтому они называются Павлопосадские. Изготавливаются они из тонкой шерсти. На шалях изображают цветы, а по краям бахрома.

- Шаль в старину одевали по праздникам. Шаль – это украшение женской одежды. Они бывают разные по размеру, по расцветке. Бахрома и кисти тоже разные.

Дети садятся на стулья.

- Отгадайте, какими цветами украшали шали?

(демонстрация иллюстраций с изображением цветов)

Вот чудесные цветы

Небывалой красоты

Яркие, пахучие

Ай, ай, ай! Колючие! (Роза)

Стоит в поле кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое

Что это такое? (Ромашка)

Не зовет на перемену

И обратно на урок,

Потому что это просто

Голубой лесной цветок (Колокольчик)

Нам запах свежести лесной

Приносит поздней весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной (Ландыш)

- Посмотрите на экран и вы увидите какие еще бывают разные по расцветке Павлопосадские шали и платки. Обратите внимание на фон платка, растительный орнамент. (Дети по очереди описывают понравившийся им платок)

Изготовление салфеток

- Ребята, сегодня мы будем украшать салфетки цветами. Для этого нам понадобятся трафареты и краски (Рисование цветов с помощью трафаретов на салфетках).

Дети садятся за столы, на которых приготовлены салфетки, трафареты и краски. Дети выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь.

- Ребята, а хотите немного поиграть в русскую народную игру «Арина».

Дети встают в круг.

Считалкой выбрать водящего. Играющие встают в круг, в середине – водящий (Арина). Ему завязывают глаза.

Все водят хоровод и поют:

Долгая Арина

Встань выше овина,

Рученьки сложи,

Чье имя скажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль каравая,

Вдоль по караваю.

Кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается его имя (наощупь). Чье имя отгадает, тот будет Ариной. Игра повторяется 2-3 раза.

Дети садятся на стулья.

Итог занятия

- Ребята, скажите о каком осеннем празднике, мы сегодня говорили? (Покров)

- А почему его так называли? (Потому что землю покрывает белый снег, как покрывало. Природа засыпает под покрывалом до весны)

- С чем мы сегодня еще познакомились на занятии? (С Павлопосадскими шалями и платками)























Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Звездочка»



С ценарий казачьего праздника в старшей дошкольной группе







Подготовила: воспитатель Науменко Н.В.

























2019

ст. Егорлыкская



Цель: Формирование духовно-нравственной культуры дошкольника на основе отечественных и православных традиций.

Задачи:

Обучающие:

— приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,

— формировать внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного театральным представлением,

Развивающие:

-познакомить с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, народной традиции обращения о заступничестве к Богородице.

— пополнить словарный запас детей словами: Покров, омофор.

-разучить песни, игры, хороводы

Воспитательные:

— воспитывать познавательный интерес к истории возникновения одного из главных православных праздников в году.

— воспитывать отзывчивость, доброту, милосердие, уважение к старшим.



















Ход праздника

Под музыку группы «Лазоревый цветок» дети в казачьих костюмах заходят в зал и становятся полукругом.

Ведущий: Здравствуйте люди добрые. Гости, дорогие!

Вам ли сегодня по домам сидеть,

Да в окно глядеть,

Грустить да печалиться!

Рада вас видеть у себя в гостях.

В нашем курене дома казачьего!

Здесь для вас гостей дорогих

Будет праздник большой,

Праздник радостный.

По православному «Покров» называется.

Будем веселиться, да радоваться.

Все работы в поле, да на огороде закончены, урожай собран.

Можно посидеть рядком, да поговорить ладком.

Себя показать, да на других посмотреть.


Ребёнок 1: Ушёл незаметно сентябрь

Поблёкла небесная синь,

За окнами бродит октябрь

Средь голых берёз и осин.


Ребёнок 2: Весёлый маляр наугад

Разбрызгал чудесные краски

И леса осенний наряд

Нас манит как добрая сказка.

Ребёнок 3

Расписала Осень золотом сады,

Нивы урожайные, спелые плоды.

Всюду бусы – ягоды зреют по лесам. Осень дарит праздники бесконечно нам.


Ребенок 4:   

Распахнула объятья осень

И согрела нас всех теплом

Для тебя, наша милая осень

Мы с ребятами песню поем.


Песня «Осенние дни»


Ведущая: Пришел к нам октябрь-батюшка. Принес с собой наш любимый праздник – Покров Богородицы. И мы сегодня на наших казачьих посиделках вспомним традиции донских казаков.

Выходят казачата.

Ребенок 5:    

Край родной, земля Донская

Для меня ты всех родней.

Живу я здесь и здесь родился

Тобой, любуясь, каждый день.


Ребенок 6: Вот так чудо-чудеса

Пожелтели все леса

Время сказочных даров

Будем праздновать Покров


Ребенок 7: Осень землю покрывает

Пёстрым праздничным ковром

Так природа поздравляет

Нас с великим Покровом.


Ребенок 8

От всего на свете злого

Лес и поле, и дома –

Покрывает все Покровом

Богородица сама.


Ребенок 9: Слякоть пусть и бездорожье,

Не грусти потупив взор.

Празднуют казаки

На Дону Покров.


Исполняется песня «Дождик». Дети садятся на стулья.

Ведущий: А что это за праздник Покров Пресвятой Богородицы? Давайте вспомним. Давным-давно это было. Молились как-то люди в церкви. И вдруг, озарилась она светом. Подняли люди головы к небу и увидели Божью Матерь. Сняла она со своей головы белый платок и махнула им, благословляя молящихся людей. Она как бы закрыла своим покровом от бед и несчастий.

И в это время пошел сильный снег, покрывший всю землю. И сделался тут переход от осени к зиме. С тех пор этот день стал почитаем на Руси, а в церкви так и называется – Покров.

Ребенок 10

Покров чудесный Богородицы Святой

Сияет в небе над моей Россией

Он предвещает встречу нам с мечтой

Дарует в жизни мужество и силу!

Ребенок 11

И он сверкает ярче солнечных лучей,

Даря любовь нам, веру и надежду,

Благословляя взрослых и детей,

Зимы раскинув белые одежды!

Ребенок 12

Над каждым домом, над родным двором

Парит небесной птицей белоснежной,

Ведь Богородица в молении своем

Нас охраняет истово и нежно!

Ведущий Осенью молодежь на вечеринки да на посиделки собиралась. Играми тешились и шутками отличались, танцами и частушками забавлялись.

А не спеть ли нам братцы частушки про Покров Батюшку.

Частушки.

Настал батюшка-Покров,

Настала нам гуляночка.

Скоро – скоро нам сыграет

Звонкая тальяночка.


Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть,

Неужели в этом доме

Половицы лопнут?


Гармонисту – за игру,

Ну, а мне – за пляску,

Гармонисту – калачей,

Мне – баранок связку!


Говорят, что я румянюсь,

Говорят, что я белюсь,

Я при всех в реке умоюсь –

А лицом не изменюсь


Вы судите, не судите,

Я осуды не боюсь,

Что хотите говорите,

На сударушке женюсь


Как по осени ломала

Красную калинушку,

Во полях снопы вязала

Надломила спинушку.


Осень в гости к нам пришла

И Покров нам принесла

С праздником всех поздравляем

И добра мы вам желаем!


Ведущий: Ой, любо, казачата ?! Любо!

Ведущий: А теперь отгадайте мою  загадку: Стоит Матрена, здорова, ядрена. Пасть открывает, что дают – глотает! (печка) В Покров-праздничек добрые хозяюшки начинают топить печи да приговаривать особые слова: Батюшка-Покров, Натопи нашу хату без дров!

Есть на Руси такая примета: «Если на Покров затопить печь березовыми дровами, то в доме всю зиму тепло будет». С Покрова – вечера становились длинными и холодными, люди начинали заниматься рукодельем да  ремеслами. А еще пели и играли в игры.

вас казачья ждёт игра,

Заплетать плетень пора.

Ну-ка, кто быстрей из вас

Заплетёт плетень сейчас.

Игра «Плетень»

Ведущий :

Есть таланты на Дону,

Говорю уверенно!

Раз народ еще поет-

Знать- не все потеряно.

Песня: «Как за доном за рекой».

Ведущий

Любо вы играли песню

А теперь для интересу

Будет новая игра,

В круг вставайте, детвора.

Игра Шарф-Покров.

Ведущий. Когда вы услышите веселую музыку, хлопайте в ладоши (звучит веселая музыка). А если звучит грустная музыка поднимите руки попросите «Шарф – покров помоги». (ведущая раскрывает большой шарф и проносит его над ребятами.).

Ведущий: На Покров пекли блины из новой муки! Конопатили избы, утепляли окна и говорили (вместе) «Батюшка Покров! Покрой нашу избу теплом, а хозяина добром! О чём ещё просили Покров сейчас нам расскажут ребята.

Ребенок 13:   

Этот добрый, светлый праздник радостно встречаем

И Покров великий праздник славим-величаем!

Ребенок 14:   

Просим  батюшка —  Покров

Защити наш дом и кров

От горести, ненастья,

от бедности, несчастья.

Ребенок 15:   

Просим батюшка —  Покров

Дай нам счастья, радости,

веселья, да сладости

Ведущий:

Всех, кто с нами пожелает

Веселиться и плясать,

В круг скорее приглашаем,

Выходите танцевать.

Танец: «Я на печке молотила».

Ребенок: А как соберутся девицы

Да казаки-молодцы, Так и песне место, Где песня льется, там легче живется.


Дети исполняют песню «Эх, донские казаки».



Ребенок: Как у нашего соседа

Весела была беседа.

Гуси в гусли, утки в дудки

Чайки в балалайки,

Две синицы-крошки

Заиграли в ложки,

Играют, играют, всех потешают.


Дети играют на музыкальных инструментах «Казачий перепляс».


Ведущая Славно посидели с вами мы, не заметили, как время пробежало, пора прощаться нам.


Ребенок 16: Мы живем в родной станице,

Сильной и богатой.

Хорошо живется здесь

Взрослым и ребятам.


Ребёнок 17: Очень любим мы трудиться,

Погутарить, поплясать,

И на празднике на нашем

Вам смогли все показать.


Дети исполняют песню «Осень на дворе».


Ведущая 2: Для вас сегодня мы и пели, и плясали!

На перекрестье жизненных дорог

Святой Покров и Осенины мы встречали!

Любви и счастья вам! И да хранит вас Бог!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!