СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно-творческий проект "Синичка-невеличка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

     Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно научить ребёнка понимать красоту живой природы, любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается любовь к родному краю.

     В ходе образовательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края, в частности о синицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Синичка-невеличка», который позволит расширить и углубить у детей знания о данной птице, послужит формированию бережного отношения к птицам через художественно-эстетическое развитие в процессе занятий лепкой.

     Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания ребёнка. Она благотворно влияет на его всесторонне развитие, способствует развитию восприятия, мышления, памяти. Лепка развивает чувство прекрасного, формирует эстетический вкус, развивает умение понимать прекрасное во всём его многообразии.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Познавательно-творческий проект "Синичка-невеличка"»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

«Увинский детский сад №7»





Познавательно-творческий проект

«

СИНИЧКА-НЕВЕЛИЧКА»



















Автор проекта

педагог: Радыгина Марина Саитовна

пос.Ува, 2019 г.

Актуальность

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно научить ребёнка понимать красоту живой природы, любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается любовь к родному краю.

В ходе образовательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края, в частности о синицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Синичка-невеличка», который позволит расширить и углубить у детей знания о данной птице, послужит формированию бережного отношения к птицам через художественно-эстетическое развитие в процессе занятий лепкой.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания ребёнка. Она благотворно влияет на его всесторонне развитие, способствует развитию восприятия, мышления, памяти. Лепка развивает чувство прекрасного, формирует эстетический вкус, развивает умение понимать прекрасное во всём его многообразии.













Паспорт проекта

Автор проекта

Воспитатель МДОУ «Увинский детский сад №7» - Марина Саитовна Радыгина.

Предмет проекта

Птицы родного края – синица.

Участники проекта

Воспитанники подготовительной группы (6 – 7 лет), родители, педагоги.

Вид проекта

Познавательно-творческий.

Назначение проекта

Формирование бережного отношения к родной природе – к птицам.

Принцип реализации проекта

Принцип интеграции, системности, доступности, учёта возрастных особенностей детей, личностного ориентирования, развивающего обучения, свободы выбора, взаимодействия с родителями.

Цель проекта

Формирование у дошкольников знаний о синицах через художественно-эстетическое развитие в процессе занятий лепкой.

Задачи проекта

Образовательные:

  • Расширить представления детей о синицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц;

  • Закрепить умения различными приёмами передавать строение и форму птиц;

  • Формировать желание детей при лепке в продуктивной деятельности использовать различный материал: пластилин, глина, солёное тесто.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей;

  • Совершенствовать умение и навыки работы с пластилином;

  • Развивать творческие способности, эстетический вкус, образное мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения;

  • Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

  • Воспитывать умение общаться со сверстниками, работать в коллективе.

Предполагаемые риски

  • Низкая заинтересованность участников проекта;

  • Низкое качество продукта проектной деятельности.


Ресурсы обеспечения проекта

Организационное обеспечение

Деятельность педагога и детей регулируется в соответствии c содержанием образовательной работы в ДОУ – программа «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, авторская программа И.А. Лыкова «Цветные ладошки», учебно-методическое пособие Н.В. Кущ, М.Ф. Мангушева «Знакомим детей с птицами родного края».

Информационное обеспечение

Ресурсы интернета, оформление папок-передвижек, изготовление буклетов по теме.

Материально-техническое обеспечение

Фотоаппаратура, компьютер, принтер цветной, пластилин, глина, солёное тесто, стеки, доски для лепки, бумажные салфетки, картон, ватман, демонстрационный материал.



Ожидаемые результаты

  • Расширение у детей знаний о синицах;

  • Формирование эмоционального отношения к миру природы родного края;

  • Расширение опыта знаний относительно мира вокруг – дети создают поделки, опираясь на собственные представления о предмете, а также на полученную в образовательном процессе дополнительную информацию по теме;

  • Овладение детьми необходимыми техническими навыками и приёмами лепки при работе с глиной, пластилином, солёным тестом.

Продукт проекта

Выставка работ воспитанников

Этап проекта и его содержание

Задачи

Образовательная деятельность в разных видах деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

I этап – подготовитель-ный (изучение и активизация опыта детей)

  • Выявить имеющиеся знания у детей о синицах;

  • Выяснить с детьми, что нового хотели бы узнать по теме;

  • Наметить план действий для получения новых знаний.

  • Используется «Модель трёх вопросов»

  • Что знаем? (выяснить, что дети уже знают по теме);

  • Что хотим узнать? (составление плана по теме проекта);

  • Как узнать? (поиск источников и средств получения новых знаний)

  • Использование художественного слова в процессе одевания, на прогулке, перед сном;

  • Ситуативные беседы «Как помочь птицам зимой?», «Зимующие птицы», «Виды синиц».

  • Рассматривание книг в книжном уголке.

  • Привлечение родителей к совместной деятельности по проекту;

  • Анкетирование «Эстетическое воспитание»;

  • Консультация «Проектная деятельность в ДОУ».

II этап – основной

(накопление познавательного содержания)

  • Накопление информации из разных источников;

  • Индивидуальное сопровождение родителей;

  • Содействие нравственному воспитанию детей;

  • Отработка техник и приёмов лепки.

  • Беседа «Синицы Удмуртии»,

«Чем питаются птицы?»;

  • Экскурсия в лес;

  • Театрализованное представление «Кафе Синичка» в РИМЦ «Восток»;

  • Составление рассказа «Синица» с использованием мнемотаблицы;

  • Домашние заготовки – рассказы «Синица большая», «Гаечка», «Московка», «Лазоревка обыкновенная»;

  • Знакомство с пословицами, поговорками и приметами о синицах;

  • Упражнения на отработку технических навыков лепки (шар, лепёшка, колбаска, жгут) и основных приёмов пластилиногра-фии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);

  • Презентация «Строение птицы».

  • Решение проблемной ситуации «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?»;

  • Наблюдение за синицами на прогулке;

  • Дидактические игры «Назови ласково», Узнай по голосу», «Угадай по описанию», «Чего не хватает?»;

  • Разучивание стихов о синице;

  • Чтение А.Пришвин «Гаечки», В.Бианки «Синичкин календарь»;

  • Чтение удмуртских народных сказок «Синица и старый воробей», «Синица и журавль», «Синица и ворона»;

  • Чтение стихотворений В.Витка «Синица», А.Быстров «День рожденье у синицы», И.Тургенев «Синица» и т.д;

  • Разгадывание загадок;

  • Подвижные игры «Птички, раз! Птички, два!», «Синички»;

  • Физкультминутки «Скачет шустрая синица», «Зимующие птицы»;

  • Пальчиковая гимнастика «Птичка».

  • Дидактическая игра «Разрезные картинки»;

  • Лабиринты «Помоги птичке добраться до гнезда», «Помоги синичке найти кормушку»;

  • Рассматривание иллюстраций и поделок из пластилина, теста, глины;

  • Раскраски «Синичка»;

  • Лепка птиц разными способами;

  • Рассматривание и чтение книг в книжном уголке;

  • Рассматривание тематических альбомов про птиц;

  • Игра на дыхание «Чья птичка дальше улетит?»

  • Консультация «12 ноября – Синичкин день»;

  • Консультация «Значение лепки в развитии ребёнка»;

  • Буклет «Виды лепки»;

  • Памятки «Что такое пластили-нография?»

  • Оформление тематических альбомов «Синицы Удмуртиии» - «Синица большая», «Гаечка», «Московка», «Лазоревка обыкновенная».

III этап –

основной (отражение полученного содержания в различных видах деятельности)

  • Включение родителей в совместную деятельность;

  • Обобщить полученные знания в ходе реализации проекта;

  • Развитие творческой личности ребёнка, творческого воображения;

  • Развитие ручной умелости у детей.

  • Лепка пластилиновыми шариками «Большая синица»;

  • Пластилиногра-фия «Московка на веточке ели»;

  • Лепка «Синица – лазоревка обыкновенная»;

  • Коллективная работа с использованием разных техник и приёмов лепки «Синицы на дереве».

  • Лепка из солёного теста «Угощение для птиц».


  • Лепка с использованием разных техник, приёмов и материалов.

  • Мастер-класс по лепке из глины совместно с детьми «Птицы Удмуртии – Сова».

IV этап – заключительный

(презентация готового продукта проекта)

  • Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности;

  • Развивать интерес к процессу и результатам работы.

  • Выставка работ воспитанников «Синичка-невеличка»






Формы совместной деятельности с детьми

Форма

Игровая

Коммуника-тивная

Трудовая

Познава-

тельно-исследо-вательская

Продуктив-ная

Музыкально-художествен-ная

Чтение

Беседа «Синицы Удмуртии»

Подвижная игра «Синички»

Словарная работа: синий сюртук, юркая, проворная, лазоревка, гаечка, московка.



Поисковая деятельность по установле-нию пищевых предпочтений у синиц.

Рассматривание иллюстраций

Слушание голосов птиц

Чтение произведе-ний, заучивание стихов, потешек.

Театрализованное представле-ние «Кафе Синичка»


Подвижные игры

Речевые игры



Угощение для птиц из солёного теста

Пение песен на птичьем языке

Чтение пословиц и поговорок

Наблюдение за синицами на прогулке

Словесные игры

Словарная работа: строение и формы птицы

Подготовка и развешива-ние кормушек на участке

Наблюдение за повадками и предпочте-ниями в корме синиц


Рисование рисунков на основе наблюдений

Музыкаль-ные подвижные игры

Разгадыва-ние загадок

Оформление тематичес-ких альбомов «Синицы Удмуртии»

Совместные игры с родителями

Составление рассказав (описание, повествова-ние)


Изготовле-ние альбомов

Поиск, изучение и отбор информации

Оформление альбомов

Музыкальное сопровожде-ние

Работа с энциклопе-диями

Коллектив-ная работа «Синицы на дереве»

Подвижные игры и физкультми-нутки

Составление рассказа

Подготовка материалов для работы

Определение техник и приёмов для коллектив-ной работы




Оформление работы «Синицы на дереве»

Слушание произведе-ний в аудиозаписи

Чтение сказок

Мастер-класс по лепке из глины «Птицы Удмуртии – Сова»

Совместные игры с родителями


Изготовле-ние сувенира

Изучение свойств глины

Раскрашива-ние готового сувенира

Музыкальное сопровожде-ние

Чтение стихов про глину

Оформление выставки «Синичка-невеличка»

Настольно-печатные игры «Чего не хватает?», «Разрезные картинки»

Составление описатель-ных рассказов



Оформление выставки

Музыкальное сопровожде-ние

Чтение стихов о синицах



Вывод

Проект «Синичка-невеличка» строился на основе любви к родному краю, живой природе – птицам, в частности к синицам, с применением игровых обучающих ситуаций, исследовательской деятельности. В ходе реализации проекта большое внимание уделялось региональной составляющей, художественно-эстетическому развитию. Работа над проектом способствовала развитию кругозора детей, интересу к ближайшему окружению, воспитанию любви, уважения и заботы о птицах. Проект позволил детям расширить знания о птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.

Реализация проекта способствовала формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей. Ребята с удовольствием использовали в работе разные рабочие материалы: пластилин, глину, солёное тесто, которые позволили ребятам получать интересные, уникальные работы.










ПРИЛОЖЕНИЕ






Приложение 1

Удмуртские народные сказки


«Синица и журавль»

Встретилась синица с журавлём и говорит:

- Какой же ты длинноногий и жилистый! Зимой в тёплые края улетаешь, весной снова сюда заявляешься. Такой большой, а совсем холода не выносишь. Не стыдно ли? Посмотри на меня – велика ли я по сравнению с тобой, однако самые лютые морозы мне не страшны.

- У меня ноги длинные – в воде стоять, клюв длинный – пищу из воды доставать, крылья сильные – за моря летать. Могу ля я здесь на зиму оставаться?


«Синица и ворона»

Однажды зимой ворона поймала синицу. Хотела было съесть, но подумала : «Не отпустить ли? Больно мала, пусть еще подрастёт, а то и на глоток не хватит».

- Сейчас холодно с тобой возиться, - сказала ворона синице.

А синица, взбодрившись на радостях, возразила ей:

- Да разве это холод? Вот во времена царя-гороха действительно, помню, мороз лютовал…

- А-а, так вот ты какая старая! Даже царя гороха помнишь. Значит, нечего и ждать, что вырастешь.

Только хотела ворона съесть синицу, но та улетела.


«Синица и старый воробей»

Жил да был в тёплом гнезде под самой крышей старый воробей. И ветры к нему не задували, и морозы его не доставали. Слетает воробей на двор, похватает крошек да зёрнышек – и сыт. Наестся – и спать.

Такому привольному житью старого воробья позавидовал снегирь. Стал он сетовать на собственную горькую учесть: «Мне вот, небось, в поле жить приходится. Холодный ветер насквозь пронизывает, а ты знай ищешь махонькие семена луговых трав. Устанешь за день, аж спина болит. И за весь-то день н наешься, а лишь червячка заморишь. А этот старый бездельник живёт, как сыр в масле катается. Да ещё, поди, надо мной посмеивается».

Злился, злился снегирь и решил прогнать старого воробья из тёплого гнезда. Вылетел он во двор и уселся на крышу перед самым гнездом.

- Убирайся! – говорит воробью. – Вон из гнезда, обжора. А не то глаза выклюю и перья по ветру развею.

Старый воробей взъерошился, но сидит не ворохнётся.

- Не слышу я, - притворился он. – На уши-то туговат стал. Сядь поближе, повтори погромче.

Снегирь подсел вплотную к гнезду, почти касается воробья красной грудкой.

- Убирайся, говорю, вон отсюда, старый!

Воробей прикрыл один глаз, вытянул шею да как клюнет снегиря острым клювом, у того искры из глаз посыпались.

Не помнит, как слетел оттуда. А старый воробей ему вслед:

- Ты сперва с моего ума нажил, тогда бы научился жить, как я.

Полетел снегирь прочь, не помня себя от гнева и обиды. Навстречу ему синица.

- На кого сердишься, снегирь уром? – спрашивает синица.

- На старого воробья, - отвечает снегирь – на кого еще можно сердиться. Живёт, не зная ни стужи, ни зноя. На всём готовом к тому же. Я хотел его выгнать, а он меня сам выставил вон.

- Я тоже зла на него, - призналась синица. – Не смог ты прогнать, пойду-ка я его выпровожу.

- Давай! Только смотри, чтобы у тебя искры из глаз не посыпались.

Вильнув хвостом, синица расправила крылья и прилетела прямо во двор воробья, села в сторонке. Снегирь – за ней, смотрит, что дальше будет.

- Пинь-пинь, вот и я, - громко пискнула синица. – Пинь-пинь, выходи вон!

Старый воробей растерялся от неожиданности, но сидит не шелохнётся.

- Я покажу тебе «вон», белого света не взвидишь.

-Пинь-пинь… Как вцепится оно в тебя острыми когтями! Пинь-пинь… Вмиг проглотит вместе с косточками.

- Не дотянется, лапы коротки, - неуверенно возразил воробей.

- Пинь-пинь… Огонь зажжёт, огнём достанет. Пинь-пинь…

Старый воробей испугался, не помнит, как с места сорвался.

Вот так синица стала жить на всём готовом припеваючи. Снегирь тоже был доволен. С тех пор они с синицей в дружбе живут.

Приложение 2

Синица большая

Наступает неприглядная скучная осень. Как только подойдут холодные и туманные дни, к человеческим жилищам из лесной глуши приближается чрезвычайно бойкая и всегда красивая весёлая синичка. Её звонкое, металлическо-громкое пение «пиньк-пиньк-пиньк-ци-ци-вю-цици-вю-тррр» как бы подбадривает пригорюнившуюся природу и говорит : «Да стоит ли горевать, зима ведь не на век, как-нибудь да проживём!»

Трудно сказать, есть ли на свете ещё какое-либо живое существо, которое было бы веселее, добрее, подвижнее и любопытнее нашей синички. Никогда не увидишь, чтобы она хотя бы секунду посидела на месте спокойно. Ей до всего есть дело; она всем интересуется; ей всё надо знать и осмотреть; ей повсюду надо сунуть свой нос. Вот точная характеристика всех синиц.

Все синицы – птицы чисто лесные. Жизнь их тесно связана с большими лесами, обширными парками и садами, а поэтому весной и летом они почти не попадаются на глаза человеку.

Большая синица – птица довольно красивая; спинка – красивого темновато-зелёного цвета; грудка и брюшко – ярко-жёлтые, с лёгким зеленоватым оттенком; верхняя часть головки и горлышко – чёрные с металлическим отливом; щёки – белые; от горлышка через всю грудь проходит широкая чёрная полоса. Ножки тёмно-голубоватого цвета; пальцы ножек снабжены очень острыми коготками. Плутоватые блестящие глазки довершают красоту этой неспокойной птички. Самочка окрашена так же, как и самчик, но чёрная полоска на груди у самочки много уже, чем у самчика, и до подхвостья не доходит, а заканчивается на брюшке…

Сельские хозяева давно приметили большую пользу, которую приносят синицы, а поэтому они стали на деревьях своих садов вывешивать для синиц особые птичьи домики, называемые синичницами, в которых синички охотно селятся…

С начала осени все виды синиц соединяются в стайки, к которым присоединяются родственные синицам корольки, пищухи и поползни. Случается, что такие смешанные стайки следуют за каким-нибудь дятлом; разбивая пни и сучья, дятел делает доступными для синиц зимующих там насекомых и личинок короедов и древоточцев…

Чем ближе к зиме – тем труднее становится добывать насекомых и их личинок.но и тут наши синички не падают духом. Не теряя своего весёлого настроения и отчеканивая своё громкое «пиньк-пиньк-тррр», она как бы говорит этим: «Ну что ж, на безрыбье и рак как рыба, нет насекомых, поедим и зёрнышек». В разгар зимы синичке не так страшны морозы, как снег и иней на ветках деревьев: они лишают птицу возможности добывать себе необходимое пропитание иногда по несколько дней подряд. Будьте в такие дни милосердны к синичкам! Проденьте на ниточку кусочек несолёного сала и повесьте его на сучок дерева или кустика в вашем саду. Таким образом, небольшим куском сала целая стая синиц прокормится пять-семь дней. К человеку синица относится сравнительно доверчиво, но всё же с некоторой подозрительностью, по-видимому, боясь какого-либо подвоха.

Из всех наших синиц большая синица – самая крупная, сильная, бойкая и задорная. В стайках синиц нередко можно наблюдать не только ссоры, но и ожесточённые потасовки.

Насколько она смела, дерзка и задорна по отношнию к маленьким птичкам, настолько она труслива перед более крупными птицами. К этой задире и забияке вполне применима поговорка: «Шкодлива, как кошка, а труслива, как заяц».

Все синицы – довольно плохие летуны. Полёт их порхающий и производится, по видимому, с некоторым усилием. Поэтому перелетать большие и открытые пространства синицы избегают, стараясь больше придерживаться опушек леса, кустарников, аллей и садов …

(Ф. Осапов)















Приложение 3

Стихи о синицах

Синичкин день

Кто вы, птички-невелички?

Ровно в полдень за окном,

Раз-зинь-зинькались синички,

Расцветили всё кругом.


Только солнышко пригрело,

Дружной стайкой собрались,

И летят за кормом смело –

Вон порхают вверх и вниз.


Приглашают всех подружек,

От неслыханных щедрот,

Отобедать у кормушек,

Что развесил им народ.


То-то будет праздник, право,

К вам в мороз, среди зимы,

Прилетят большой оравой,

Щебетуньи, свистуны.


Слышно будет за оградой:

«Зинь-зинь-зинь».

Да: «Тень-тень-тень».

Наслаждайтесь сей отрадой –

Песнь поёт Синичкин день!

Н. Лучинина



Синица

Ко мне прилетает синица.

И сразу расходится мгла.

Спасибо, весёлая птица,

Что море зарёй подожгла!


Как в детской доверчивой сказке,

Волна догоняет волну.

Рассвета багряные краски,

Тускнея, уходят ко дну.


Рассвет по-декабрьски короткий,

Как полдня высокого тень.

Люблю я задумчиво-кроткий

Работой наполненный день!


Хотя он недолго продлится,

А ночь мне покажется с год,

Я знаю, что снова синица

Зарёй это море зажжёт!

Л. Татьяничева


***

Захотела я синичек
На балконе покормить.
Папе говорю: — Для птичек
Домик надо смастерить.
Целый вечер папа с братом
Мастерили птичий дом.
Вот синички будут рады,
Прилетая на балкон.
Купим семечек. И сало
Папа будет прибивать.
Ведь зимою корма мало,
Надо птичкам помогать.
Прилетайте к нам, синички,
Ждёт вас угощенье.
А кормушка получилась
Просто загляденье!

Генералова Л.


***

За окном щебечет птичка —
Желтобокая синичка.
Голодно зимой бедняжке:
Ни травинки, ни букашки,
Хоть бы хлебушка ей крошку
Или зёрнышек немножко.
Я повешаю кормушку
И пшена насыплю кружку,
Буду ждать лесную гостью:
Прилетай скорее в гости!

Кацер Наталья



Про синиц

Вот вы говорите — синица,

Синицу любой назовет.

Но вам, друзья, и не снится,

Какой это пестрый народ:


Синица с хохлатой головкой

(Ее «гренадеркой» зовут),

Черная с ней «московка»

У гнездышка тут как тут.


«Пухляк» — у него привычка

В дудочку во весь дух!

«Лазоревка», дивная птичка,

Нежно-небесный пух.


Вглядитесь в их милые лица:

Различны они? Вот-вот.

А вы говорите: синица.

Синицу любой назовет.

И. Сельвинский


Синица

Слышу я: звенит синица

Средь желтеющих ветвей;

Здравствуй, маленькая птица,

Вестница осенних дней!


Хоть грозит он нам ненастьем,

Хоть зимы он нам пророк –

Дышит благодатным счастьем

Твой веселый голосок.


В песенке твоей приветной

Слух пленен ужели ж мой

Лишь природы безответной

Равнодушною игрой?


Иль беспечно распевает

И в тебе охота жить –

Та, что людям помогает

Смерть и жизнь переносить?

И. Тургенев


***

Вот — синица — эта птица
Не летит в чужие страны,
Ей и дома веселиться
Не мешает ветер странный.
Ей и вьюга не помеха,
И мороз, что так крепчает.
Для неё в мороз утеха
Клювом тонким барабанить
Постучит. — Вы не забыли?
Сколько можно к вам стучаться?
Кто сейчас живёт в квартире?
Мне лететь или дождаться?
Что ж, конечно же дождаться,
Сало вывесим скорее.
Зазвенела. Наклевалась.
Всё. Сыта. Теперь теплее.

Дементьева И.


***

К нам в окно стучится птичка –
Желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло,
Говорит: «У вас тепло…

А мне холодно. Обидно:
Зёрнышек нигде не видно.
Я прошу вас: вы немножко
Мне насыпьте хлебных крошек,

А ещё б немного сала
Мне бы в стужу не мешало…
С вами буду я дружить –
Обещайте лишь кормить.

Если вам не жалко крошек –
Созову моих подружек.
Вместе станем прилетать,
На окошке щебетать».


Богдан Светлана







Приложение 4

Пословицы и поговорки про синицу

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Не велика синичка, а тоже птичка.

Хвалилась синица, что море зажжёт.

Немного синичка из моря выпьет.

Мала синичка, да коготок востёр.

Не сули журавля в небе – дай синицу в руки.

Хоть тресни синица, а не быть журавлём.

Летала синица море зажигать, море не зажгла, а шуму наделала.

Не велика птица синица.

Синица в руках лучше соловья в лесу.


Приложение 5


Загадки про синицу

Жёлтенькая кофточка
Села на форточку.
"Пить! Пить! - просит пить
Может быть гнездо вам свить?
Чем я ей не удружил?
Сала мало положил!
И фьить!
(Синица)
В. Стручков

И зимой ей не сидится:
Над моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку... 
(Синица)

Любит семечки и сало,
Во дворе с утра летала
Эта маленькая птичка.
Отгадайте, кто? ...
(Синичка)
Н. Сергиянская

Как в лесу похолодает,
Птички в город прилетают.
Грудкой жёлтой всем знакомы,
Ищут сало на балконах.
Часто в окна к нам стучат,
И пронзительно свистят!
Всем известны эти птицы,
Называются …
(Синицы)
А. Ясноокий

Кто в окошко к нам стучит –
За еду благодарит?
Желтогрудая пичужка, 
Разноцветная игрушка.
Нас нисколько не боится
И на форточку садится
Очень миленькая птичка.
А зовут её ...
(Синичка)
Е. Груданов

Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало. 
(Синичка)

На кормушку возле нашей форточки
Села удивительная птица:
В чёрной шапочке и желтой кофточке.
Птица называется ... 
(Синица)

На кормушку к нам зимой
Прилетает птица
С жёлтой грудкой пуховой – 
Шустрая …
(Синица) 
На лету поймает мушку,
Не боится есть с кормушки.
Угадайте, что за птичка?
Желтогрудая?
(Синичка)
С. Бабинцев 

Небольшая и пёстрая птица,
Не боится зимой простудиться,
Угощение наше ей снится,
Прилетает к нам часто …
(Синица)  

Непоседа, озорница
Крутится, играется,
А потом, словно певица
Песней заливается.
Ярко-желтую жилетку
Носит эта птица.
И в скворечнике на ветке
Первый гость …
(Синица)
И. Захарова

Повесь кормушку на опушке - 
И быстро прилетят подружки,
Звонкоголосые красотки,
И посвистуньи и трещотки,
Лесные птахи-невелички,
Лимонногрудые ... 
(Синички)
О. Карелин  


По лесам, садам летаю,
Мушек, мошек собираю
И личинок, и жучков
Короедов, червячков,
А зимою на дорожке
Собираю часто крошки.
Я весёленькая птичка
И зовут меня …
(Синичка)
А. Чугунников

Прилетели, сели, 
Песенку пропели,
Две подружки, две сестрички,
По прозванию - ... 
(Синички) 

С грудкой желтой знаем птицу,
Называется …
(Синица)

С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется … 
(Синица)
Синяя косынка, темненькая спинка. 
Маленькая птичка, звать её ... 
(Синичка)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка 
И полоска шарфика. 
(Синичка)

Снег засыпал все тропинки.
Отдыхал я у осинки.
Вдруг на ветку села птичка,
В жёлтом платьице...
(Синичка)

Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня …
(Синичка)
  






Это маленькие ножки.
Их хозяйка любит крошки.
Яркая, как солнышко,
С желто-синим перышком.
Вам подсказка: это птичка.
А зовут ее …
(Синичка)
И. Счастнева

Я  зимой  люблю  кормушки,
Как  на ёлочках  игрушки,
Если  поклевать  хочу,
От одной к другой  лечу.
Желтогрудая  я  птичка,
И  зовут  меня …
(Синичка)
Е. Шушковская 




Приложение 6

Конспект ООД по пластилинографии «Московка на веточке ели»


Цель: расширение знаний о народном фольклоре, развитие умения выполнять пластилинографию.

Задачи:

- продолжать формировать представление детей о русском народном фольклоре;

- способствовать расширению словарного запаса слов;

- учить смешивать пластилин для получения нового оттенка;

- учить аккуратно наносить пластилин на изображение, не выходя за контур;

- способствовать развитию мелкой моторики рук, через выполнение мелких деталей.

- воспитывать интерес к русскому народному фольклору;

- воспитывать чувство эмпатии к птицам.

Наглядный материал:

- изображение синички, синички у кормушки;

- образец готовой поделки.

Методические приёмы: беседа-диалог, использование художественного слова (закличка, стихотворение), использование наглядного материала, практическая работа.

Ход занятия:

Воспитатель:

Синиченька – невеличенька

Прилетай ты к нам

Из чужих краёв.

Принеси ты нам

Зиму снежную, зиму темную.

Сениченька – сестриченька

Созывай снегирей

И лети к нам скорей.

Так 12 ноября люди, выходя на улицу, закликали синичку. Они пели закличку. Как вы думаете, что значит закличка, закликать?

Дети – звать.

Воспитатель – да, с помощью закличек в старину люди обращались к природе, просили о хорошем урожае, о доброй охоте. Закличка – это обращение в стихотворной форме к явлениям природы. Вот так например закликали дождь, звали его чтобы он пошёл быстрее и чтобы урожай был богатым.

Дождик лей, лей, лей,

Всю траву полей,

Дождик, дождик пуще,

Будет травка гуще.

А почему же закликали именно 12 ноября. Считали, что 12 ноября это Синичкин день, это был праздник, когда люди звали, закликали к себе синичек, встречали их. Как вы думаете, а когда люди закликали синичек, что они готовили к их прилёту? С чем встречали?

Дети – с кормушками.

Воспитатель – конечно, люди встречали их с кормушками, а какие угощения для синицы они готовили?

Дети – семечки, пшено, сало.

Воспитатель – Прилёт птиц извещал о наступлении зимы, что людям пора позаботиться об этих маленьких и полезных птичках.

Давайте рассмотрим синичку. Чем она отличается от других птичек? Что в ней особенного?

Дети – желтая грудка, синие с зелёным крылья, черная головушка с белыми щёчками.

Воспитатель – синичка яркая, красивая птичка, кажется будто она одела жёлтую кофточку и подвязалась черным галстуком. Одела на голову чёрную шапочку и набелила щёчки. А крылья её особенно красивы! В них и синие, и зелёные, и голубые перья. Хвостик у синички длинный, лапки маленькие, цепкие. Любой залюбуется синичкой, увидев её на дереве.

Резвые синички

Умненькие птички,

В галстучках на шейках,

В желтых телогрейках.

Темненькие спинки,

Лапки, как былинки.

Прыгают так ловко,

Столько в них сноровки!

Целый день щебечут,

Обещают встречу.

Стайками летают,

Что-то собирают.

Семечки, орехи

Им не для потехи.

Корм синичкам нужен,

И вода из лужи.

Давайте и мы с вами слепим эту удивительную маленькую красивую птичку. Выполним мы её в технике пластилинография.

Практическая работа.

Начнём с головы. Какой возьмём пластилин? Сколько нам нужно пластилина? Как будем приклеивать пластилин к картону?

Дети – возьмём небольшой кусочек чёрного пластилина, сплющим его в пальцах до лепёшки и разотрём аккуратно, не выходя за контур головы.

Воспитатель – теперь сделаем тоненькую колбаску и положим её по контуру грудки и животика.

Теперь какой мы берём пластилин для грудки?

Дети – жёлтый.

Воспитатель – да, отщипываем кусочек жёлтого, разминаем его, сплющиваем в лепёшку и растираем аккуратно пальцами на грудке.

Теперь давайте немного отдохнём.

Физминутка

В небесах такая синь, синь, синь -

Насмотреться невозможно.

За окном синички тинь-тинь-тинь.

Не спугни их, осторожно.

А когда наступят холода,

И закружат злые вьюги,

Покорми синичек. Мы всегда

Позаботимся о друге.

Ты насыпь в кормушку семена

И повесь кусочек сала,

Чтоб зимой синичка ни одна

В стужу бы не голодала.

Снова будет в небе синь, синь, синь,

Снег искрится так красиво.

За окном синички тинь-тинь-тинь

Говорят тебе "спасибо".

Воспитатель - Продолжаем делать синичку. Каким цветом закрасим спинку?

Дети – зелёным.

Воспитатель – А можем ли мы получить из пластилина другой цвет?

Дети – да, мы можем смешать пластилин.

Воспитатель – добавьте в зелёный немного белого и чёрного и смешайте. Теперь растираем получившийся цвет на спинке.

Хвостик голубой. Какие смешаем цвета?

Дети – берём синий и белый.

Воспитатель – верно, получаем голубой и делаем хвостик.

Теперь Будем делать крылья. Какой возьмём пластилин?

Дети – синий.

Воспитатель – напомните, что мы делаем прежде чем растирать пластилин по картону?

Дети – сплющиваем небольшой кусочек в лепёшку.

Воспитатель – молодцы, вы чётко запомнили последовательность выполнения. Крылья делаем чуть плотнее чем тело, придаём им больше объёма, чтобы они выделились и было видно, что они лежат сверху тела.

Добавляем белый на щёчку, маленькую полоску на крыло. Аккуратно вылепляем и прикладываем клювик, смешав жёлтую с капелькой чёрного.

И последняя деталь – глазик. Нам нужен серый, где его взять?

Дети – смешать чёрный и белый.

Воспитатель – смешиваем, делаем маленький шарик, прикладываем его на голову и слегка придавливаем, чтобы шарик сплющился в круг. Теперь сверху нужно сплющить чёрный маленький шарик и глазик готов.

А сейчас будем лепить веточку ели. С помощью какого приёма?

Дети – будем катать жгутики.

Посмотрите, какие красивые синички у вас получились (несколько работ вешается на доску).

Давайте вспомним с вами закличку для синичек.

Синиченька – невеличенька

Прилетай ты к нам

Из чужих краёв.

Принеси ты нам

Зиму снежную, зиму темную.

Синиченька – сестриченька

Созывай снегирей

И лети к нам скорей.

Осталось только наполнить кормушку любимыми синичкиными угощениями и они наверняка к вам прилетят. Спасибо вам ребята. На этом занятие окончено, убираем аккуратно свои рабочие места.


 


Приложение 7

Конспект ООД по лепке «Синица»

Цель:
формирование умения детей лепить синицу, передавая характерную форму, пропорцию тела и его частей, правильную посадку головы, положение хвоста, крыльев.
Задачи:
- Учить детей конструктивному способу лепки синицы из нескольких частей, различающихся по форме и размеру, используя дополнительный материал (бисер вместо глаз, семечко подсолнуха вместо клюва).
- Развивать у детей самостоятельность в поиске способов передачи движения вылепленной птицы (голова опущена вниз – синица клюёт, крылья приподняты вверх – птичка перелетает с места на место).
- Развивать чувство формы, способность к композиции, зрительное восприятие, согласованность движений рук, мелкую моторику.
- Воспитывать интерес к живой природе, желание помогать в холодное время года зимующим птицам.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке детского сада, в парке с родителями. Беседа о синицах, их пользе. Изготовление родителями и детьми кормушек для зимующих птиц. Рассматривание изображений разных синиц (большая синица, лазоревка, московка, буроголовая гаичка) в презентации. Чтение Р. Новикова «Поможем птицам», В. Гвоздев «Прилетайте к нам, синицы».
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: Иллюстрации «Синица», «Птицы на кормушке», схема поэтапной лепки синицы.
Раздаточный материал: Пластилин жёлтого и синего цвета, стеки, зубочистки для крепления лап, салфетки бумажные и матерчатые; крупа и семечки – корм для синичек в кормушку.
Оборудование: Проектор, мультимедийный экран, презентация Power Point, компьютер, магнитофон, аудиозапись со спокойной фоновой музыкой, кормушка, как основа для коллективной композиции.
Ход организованной образовательной деятельности:
Организационный момент:
Воспитатель включает презентацию (слайд №2) «Птицы на кормушке» и читает детям стихотворение Т. Лавровой:
Воспитатель:        

На берёзе возле дома
Кто-то тенькает знакомо.
У кормушки шум, веселье –
Там справляют новоселье.
Шустро зёрнышки клюёт,
Спать с утра нам не даёт
Голосистая певичка –
Желтопузая синичка.
Воспитатель: Помните, как на прогулке мы с вами наблюдали за птицами на кормушке?

Какие птицы прилетали в «птичью столовую»? (Воробьи, синицы)

Чем люди подкармливают птиц зимой? (семечками, крупой, хлебными крошками)

Чем ещё зимой любят синицы подкормиться на кормушке? (несолёным салом)

Мотивация:
Воспитатель: На улице морозно и малыши в такую погоду не ходят гулять и не видели синичек, которые прилетают к нашей кормушке подкрепиться. Посмотрите, какая красивая кормушка! Давайте, слепим синичек, чтобы малыши могли тоже полюбоваться этими красивыми птичками!
Объяснение этапов работы:
Воспитатель: Посмотрите на синицу (на магнитную доску прикрепить картинку с изображением) и давайте вспомним её внешний вид: маленькая, туловище округлое, голова тоже круглая и маленькая, крылья небольшие, хвост удлиненный, перья жёлтые, с чёрным и синим отливом, клюв короткий, глаза, как чёрные бусины.

Воспитатель: Сегодня мы будем лепить синицу из отдельных частей (на доску крепится схема лепки синицы конструктивным способом):

Берём небольшой комок жёлтого и синего пластилина, похожий на окраску перьев синиц (обратить внимание детей на изображение синиц).

Делим жёлтый комок на две равные части и одну часть делим пополам еще один раз, получилось 3 комка – один большой и два одинаковых, меньшего размера.

Из большого кома лепим туловище в форме овала и с одной его вытянутой стороны, оттягиваем хвост - сплющиваем пальцами, чтобы хвост получился похожий на лопатку для сковороды.

Осталось два одинаковых куска пластилина:

Из одного лепим голову и подставку для лапок: делим кусок пополам и катаем круглую голову, прикрепляя её к туловищу (показать место крепления), из оставшейся части пластилина, делаем лепёшку – подставку, ломаем пополам зубочистку и вставляем её в нижнюю часть туловища (лапки) для устойчивости поделки, закрепляем на подставке.
Из второго - лепим крылья: скатываем шар, сплющиваем, делим стекой пополам – получаем два одинаковых крыла, крепим крылья по бокам туловища.

Проверяем устойчивость поделки.

На передней части головы синицы лепим клюв и глазки. Синица готова лететь к кормушке!

Воспитатель: Посмотрите, что может моя синица!
В игровой форме показать передачу движения лепной фигурки: приподнять крылья - синица летит к кормушке, крылья опустить - садится на кормушку, опустить голову вниз - клюёт семена.
Воспитатель: Давайте с вами превратимся в маленьких синичек!
Динамическая пауза:

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
 
И с дорожки - на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.

(Прыжки на месте на двух ногах.)
 
(Прыжки вперёд – назад.)
(Повернуться вокруг себя.)
(Присесть на корточки.)
(Наклонить голову вперёд, достать грудь подбородком.)
(Встать, руки отвести назад, слегка прогнувшись вперёд.)

Повторение последовательности этапов работы:
(1-3 ребёнка повторяют способы выполнения работы.)
Воспитатель: Предлагаю начать работу.
Дети самостоятельно выполняют работу (включить тихую музыку).
Индивидуальная помощь педагога.
Анализ детских работ:

- завершённость,

- аккуратность,

- самостоятельность,

- передача движения синицы.

Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения Александровой «Птичья ёлка»:
Прилетают птичьи стаи
На кормушку в зимний сад,
И в саду, не умолкая,
Колокольчики звенят.
Воспитатель: Предлагаю вашим синичкам посетить птичью столовую, «покормить» их и познакомить малышей с синичками.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя