СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательные психические процессы, сопровождающие обучение экономике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательные психические процессы- это каналы нашего общения с миром. Любому из нас свойственно анализировать, обобщать, конкретизировать. Поступающая информация о предметах и явлениях претерпевает некоторые изменения, превращаясь в образ. Информация об окружающем мире, получаемая с помощью познавательных психических процессов, является результатом интеграции отдельных знаний. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию.

Просмотр содержимого документа
«Познавательные психические процессы, сопровождающие обучение экономике.»

Познавательные психические процессы, сопровождающие обучение экономике.

Познавательные психические процессы - это каналы нашего общения с миром. Любому из нас свойственно анализировать, обобщать, конкретизировать. Поступающая информация о предметах и явлениях претерпевает некоторые изменения, превращаясь в образ.

Информация об окружающем мире, получаемая с помощью познавательных психических процессов, является результатом интеграции отдельных знаний. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию.

Ощущение, восприятие и мышление - неразрывные части единого процесса отражения действительности.

Ощущение - это познавательный психический процесс, это отражение в сознании отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.)

Чувствительность - способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.

Восприятие - это познавательный психический процесс, это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Восприятие - не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Внимание – феномен, которые многие исследователи рассматривают особым образом, отличая его от других психических процессов.

Такая позиция может быть объяснена двумя причинами: во-первых, внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, а открывается как «направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности», т.е. оно рассматривается только как сторона или свойство этой деятельности, а во-вторых, «внимание не имеет своего отдельного продукта. Его результатом является улучшение любой деятельности» (П.Я. Гальперин).

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность познавательного психического процесса памяти.

Воображение относится к «универсальным» психическим процессам. Воображение – психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Мышление – познавательный психический процесс, наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

На занятиях экономики можно применять различные подходы. Обучение с помощью алгоритмов, то есть точное копирование действий преподавателя или материала учебника. Данный подход задействует репродуктивное (стандартное) мышление.

Например, решение задач с процентами. Даётся образец решения, пошаговая инструкция. Обучающийся пытается освоить материал на достаточно примитивном и доступном уровне.

Описательно-объяснительный тип обучения будет стимулировать наполовину самостоятельное осмысливание, стимулируя в процессе работы репродуктивно-вариативное мышление. На уроках экономики можно использовать интеллект - карты.

Это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части.

Интеллект - карты (ментальные карты) могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы. Их автором-изобретателем является Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и развитии интеллекта. Это эффективное средство в ситуации, где требуется набросать общее видение проблемы и поэтапно детализировать ее. С помощью карт можно составить семантические ядра, спроектировать карту сайта, провести исследование, генерировать идеи, подготовиться к презентациям, структурировать и понять сложную тему по экономике и т.д.

Мозг сначала фокусирует ключевые направления проекта. Это помогает расставить приоритеты. Наглядно видны все основные и вспомогательные этапы. Заметны противоречия и накладки. Легко дополнять материал, дорисовывая новые ветви.

Проблемно-поисковое обучение способствует преобразованию и усвоению учебного материала. Оно основано на самостоятельном синтезировании новых понятий из элементов имеющихся знаний обучающегося.

В данной ситуации задействуется самостоятельное творческое (продуктивное мышление). На уроках экономики наиболее эффективно будет работать метод проектов и составление кейсов.

Для формирования критического мышления на уроках экономики часто применяют технологию развития критического мышления, основной целью которой является научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию. Можно выделить несколько этапов деятельности учащихся.

Вспоминание ― восстановление в памяти фактов, представлений и понятий. На уроках экономики можно провести терминологические диктанты ― «узнай» экономический термин по определению. Определение: это цена выбора. Ответ: альтернативная стоимость.

Воспроизведение. Метод «пробуждения» вопросов. Пример – вопрос: что такое спрос? Ответ ученика: спрос ― платёжеспособное желание приобрести благо. Учитель рисует на доске график величины спроса. Это спрос? Ученик замечает ошибку, и исправляет: это график величины спроса. А к понятию спрос относится не цена , а другие факторы: сезон, мода, наличие покупателей на рынке и т.д. Таким образом, у ученика вырабатывается убеждение, что он самостоятельно нашел правильный ответ.

Обоснование – подведение частного случая под общий принцип или понятие. «Кластер» ― прием систематизации материала в виде схем и рисунков.

Реорганизация ― преобразование исходных условий задачи в новую проблемную ситуацию, позволяющую найти оригинальное решение (задачи с лишними или недостающими данными, прикладные и творческие задачи). Приём «Найди ошибку».

Осмысление – связывание вновь приобретенных знаний с усвоенным ранее или с личным опытом. Прием «инсерт». Работа с текстом учебника, в котором нужно сделать следующие пометки: «V» ― знаю; «-» ― противоречит моим первоначальным представлениям; «?» ― хочу узнать; «+» ― это для меня новое. Самостоятельно заполнить колонки маркировочной таблицы: «хочу узнать», «узнал новое» в соответствии со сделанными в тексте пометками.

Критическое мышление можно назвать аналитическим. С его помощью обучающийся приобретает способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты к различным ситуациям, вопросам и проблемам.

Цель хорошего преподавателя― в процессе обучения, на каждом уроке, стремиться меньше задавать стереотипных вопросов, направленных на воспроизведение материалов урока, больше времени уделять возникновению проблемных ситуаций, развивать умения обосновывать свои выводы и решения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!