СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательный спринт «Ох уж этот XVII век!» - внеурочное мероприятие на базе исторического парка «Россия – моя история»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой методические рекомендации по подготовке и проведению внеурочного мероприятия (игры) – познавательного спринта «Ох уж этот XVII век!» на базе исторического парка «Россия – моя история» и включает в себя: инструкцию по проведению, структуру и ход мероприятия, а также варианты заданий и маршрутный лист.

Данный материал также был представлен на Фестивале методических разработок по истории и культуре России, посвященному культурному наследию народов России, г. Тюмень, 25.05.2022 г.

Просмотр содержимого документа
«Познавательный спринт «Ох уж этот XVII век!» - внеурочное мероприятие на базе исторического парка «Россия – моя история»»

Методические рекомендации и материалы по подготовке и проведению

внеурочного мероприятия (игры) – познавательного спринта «Ох уж этот XVII век!» на базе исторического парка «Россия – моя история»


Предмет: История.

Класс: 7, 9.

Тема: История России в XVII в.

Источник: ресурсы «Исторического парка «Россия – Моя история».

Цели урока:

1) креативно повторить и обобщить, расширить знания по эпохе XVII века;

2) способствовать повышению познавательного интереса к истории Отечества;

3) продемонстрировать возможности и ресурсы «Исторического парка «Россия – Моя история» для подготовки к ВПР и/или ОГЭ по истории.

Задачи:

  • обучающие:

  • познакомить обучающихся с ресурсами «Исторического парка «Россия – Моя история» по эпохе XVII века;

  • продолжить формирование у обучающихся навыков групповой работы, способствовать умению анализировать и оценивать результаты совместной деятельности;

  • сформировать умение применять полученные знания при решении заданий ВПР и/или ОГЭ.

  • развивающие:

  • развивать умение находить нужную информацию, работать с новым материалом и выбирать главное, необходимое для работы;

  • развивать умение самостоятельно делать выводы;

  • мотивировать обучающихся на использование при подготовке к ВПР и/или ОГЭ ресурсов «Исторического парка «Россия – Моя история».

  • воспитательные:

  • выявить значение событий и исторических личностей XVII в. в русской истории, в том числе и на эмоционально-чувственном уровне;

  • воспитание чувства любви к Отечеству, его самобытной истории и многоликой культуре;

  • способствовать формированию у обучающихся чувства ответственности и навыков межличностной коммуникации при совместной работе в группе.

Тип занятия: повторение и обобщение.

Форма занятия: внеурочное мероприятие (игра).

Формы работы обучающихся: самостоятельная работа в группах (командах).

Необходимое техническое оборудование: ресурсы «Исторического парка «Россия – Моя история», «конверты» с заданиями познавательного спринта, листы прогресса команд.

Особенность:

Включена межпредметная интеграция – синтез фактов, понятий, принципов (история, литература, культура).





Инструкция по проведению познавательного спринта «Ох уж этот XVII век!»

Длительность мероприятия: ~ 60 минут.

Участники: команды обучающихся (6-7 человек); проводники-«секунданты», сопровождающие команды (обучающиеся старших классов или педагоги профиля «История, обществознание»), организатор.

Задачи организатора: Организатор начинает мероприятие со вступительных слов, представления проводников-«секундантов» каждой из команд, и объясняет правила игры для команд. Именно от организатора команды получают стартовое и финишное задания; он подводит итоги игры по листам прогресса (см. Приложение №), которые по ходу игры ведут проводники-«секунданты», выявляет вместе с проводниками победителей и завершает мероприятие.

Задачи проводников-«секундантов»: Проводники-«секунданты» выбираются накануне проведения мероприятия, знакомятся с правилами игры и со своими задачами: сопровождать команды, проверять правильность их ответов на предложенные задания; уточнять правила и принципы игры; в случае затруднений – предоставлять командам подсказки, основанные на наводящих вопросах и ассоциациях, обращать внимание команд на детали в содержании заданий. Прямые подсказки-наводки на следующую точку запрещены! Данные о времени прохождения и баллы, полученные за выполнение заданий, отмечаются в «листе прогресса» команды.

У каждого проводника-«секунданта» с собой находятся 3 «конверта» с заданиями точек маршрута, которые выдаются командам по завершении выполнения предыдущего задания и установления следующей точки маршрута при прохождении познавательного спринта.

Задачи команд: Обучающиеся разделяются на команды накануне мероприятия. В ходе познавательного спринта команды выполняют задания, зарабатывают баллы и устанавливают точки своего маршрута самостоятельно. Наводки на следующую тематическую точку маршрута находятся в самом задании (в стартовом задании, кроссворде – разминке, наводка на следующую тематическую точку маршрута в залах исторического парка находится в выделенном центральном поле кроссворда; во всех остальных случаях – в элементе задания, отмеченного символом (*), к которому команда может приступить, только в случае выполнения предыдущих элементов задания. Элементы заданий выполняются строго по порядку. При выполнении заданий тематических точек маршрута команды используют ресурсы исторического парка, при необходимости – обращаются за подсказками к своим проводникам – «секундантам». Победители игры устанавливаются организатором по сумме набранных баллов за задания каждой тематической точки.

Принципы подсчетов баллов, времени прохождения и влияние подсказок: в «конверте» с заданием для каждой тематической точки маршрута установлено время на выполнение задания и общее количество баллов с ранжировкой на каждый элемент задания. Если команда справляется с заданием точки ранее установленного времени и определяет следующую точку своего маршрута, то оставшееся время конвертируется в баллы (1 минута = 1 балл), и начисляется к баллам за выполнение задания. Если команда затрудняется дать ответ на тот или иной элемент задания, она может запросить подсказку у проводника-«секунданта», лимит: максимум 3 подсказки на каждое задание маршрута. За каждый правильный ответ на элемент задания при помощи подсказки проводник-«секундант» лишает команду одного балла за подобный ответ, вплоть до трех, если команда использует все три доступные подсказки, рассчитанные на задание (вычитает из суммарно набранных баллов за всё задание 3 балла, в подобной ситуации). Если команда не может установить в завершении выполнения задания следующую точку маршрута, либо не может справиться с заданием вовсе, проводник-«секундант» засчитывает баллы за те элементы задания, которые были выполнены (либо 0 баллов, если команда не выполнила ни один элемент задания), и отводит команду на следующую точку маршрута, где открывает необходимый «конверт», соответствующей тематике точки.

Структура и ход занятия:


Этапы

занятия

Деятельность

организатора /

проводников-«секундантов»

Деятельность

обучающихся

УУД

на этапах занятия

Желаемый результат

I этап.

Организация


Включить обучающихся в игровой процесс.

Определить состав команд.

Приветствие.


Вопросы: «Ребята, а кто из вас был в Историческом парке? Где именно вы были? Что делали там, что видели?».


Вступительное слово организатора, представление проводников-«секундантов».

Объяснение основных правил игры, целей, задач игры и роли проводников-«секундантов» в игровом процессе.


Оживление, проявление интереса. Высказывания, ответы на вопросы.


Внимательно выслушивают правила игры, задают уточняющие вопросы.

Коммуникативные - слушают организатора, выстраивают уточняющие вопросы по поводу правил игры.

Регулятивные- принимают и сохраняют игровую цель и поставленные задачи.

Максимальное включение обучающихся в игровой процесс, уяснение правил игры.

II этап.

Старт. Кроссворд-разминка


Разобрать на примере стартового задания правила и ход дальнейшей игры



В качестве первого задания организатор предлагает командам решить кроссворд, на котором наглядно демонстрируются правила игры и её принципы.


Проводники-«секунданты» задействованы уже на этом этапе, предоставляют, при необходимости, подсказки командам, ведут подсчет баллов.









Применяют свои знания курса истории России XVII в. для решения первого задания. При необходимости прибегают к подсказкам проводников-«секундантов»;

Организуют совместную работу в команде;

По результатам первого задания определяют вторую тематическую точку в своем маршруте.


Познавательные- анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Фиксируют решения задачи в установленной форме, определяют выделенные связи и отношения.


Коммуникативные - осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают и оценивают точки зрения на решение задания другими участниками собственной команды.

Регулятивные - исследуют условия игровой задачи, обсуждают предметные способы решения. Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют игровую цель и задачу.


Уметь вести дискуссию;

Уметь анализировать;

Уметь доказывать и отстаивать свою позицию;

Уметь ставить цели и планировать свою учебную деятельность.

III этап.

Погружение в повторение и обобщение.


Основной маршрут познавательного спринта.


На данном этапе проводники-«секунданты» следуют за командами обучающихся, предоставляя задания в «конвертах» при достижении необходимой тематической точки в маршруте, оказывают необходимую поддержку, при соответствующем запросе – дают подсказки для выполнения заданий, ведут подсчет баллов, фиксируют данные в листы прогресса команд.

Команды обучающихся следуют по самостоятельно установленному маршруту познавательного спринта, от одной тематической точки к другой в сопровождении и при поддержке своих проводников-«секундантов» и выполняют задания каждой из трех тематических точек с привлечением материалов залов исторического парка.


По завершении маршрута команды обращаются к организатору, для каждой из команд начинается финал.


Познавательные- выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.


Коммуникативные - рефлексия своих действий, умение достигать компромисс и приходить к согласию в затруднительных ситуациях.


Регулятивные- осуществляют пошаговый контроль по результату.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Продолжать формировать и развивать навыки работы в группе, навыков высказывать свое мнение и защищать его.

Приучать быть способным участвовать в диалоге, сотрудничать с другими.

IV этап.

Финал.

«Авторский финиш».

Этап оценки и рефлексии


Выявление, как обучающиеся повторили о обобщили ранее изученный материал, и как оценивают свою деятельность и деятельность товарищей.

Организатор для каждой из команд предоставляет финальное задание. За его выполнение выставляются баллы, подводится результат для каждой из команд. Определяются победители.


Обучающимся предложены вопросы:

- Давайте вспомним цели и задачи игры, удалось ли нам достичь их?

- Что было трудно и удалось ли преодолеть эти трудности?

- Как вы оцениваете подобный формат занятий?


Заключительное слово организатора и «особое мнение» проводников.













Команды обучающихся отвечают на предложенные вопросы.












Познавательные- выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

Коммуникативные - рефлексия своих действий.

Регулятивные- осуществляют пошаговый контроль по результату

Осознание обучающимися своей совместной учебной деятельности, самооценка результатов.

Уметь

систематизировать знания;

Соотносить цели с результатом;

Формировать собственную оценку деятельности путем самоанализа собственной и анализа коллективной работы в команде.





Приложение 1

Вариант заданий для команды 1


Первая точка. Старт. Кроссворд-разминка: 7 минут, 12 баллов за полностью выполненное задание (по два балла за каждый правильный ответ):




4
















5







2

3



1



































































    1. Король Речи Посполитой, в 1609 г. объявивший войну Русскому царству.

    2. Пограничный русский город-крепость, ставший первой целью польского вторжения в 1609-1610 гг.

    3. Подмосковное село, в 1608 г. ставшее своеобразной второй столицей Русского царства – с самозванным царем, приказами, и даже собственным патриархом!

    4. Это имя получил отец будущего первого царя из династии Романовых – боярин Федор Никитич, подвергнутый опале во времена царствования Бориса Годунова и насильно постриженный в монахи.

    5. Фамилия известного шведского полководца, возглавлявшего наемные войска, соратника русского воеводы Михаила Васильевича Скопина-Шуйского. Именно его отряды, после смерти М.В. Скопина-Шуйского, стали захватывать города Русского Севера, включая Великий Новгород в 1611 г.



Вторая точка: Смута: текст: 7 минут, 8 баллов, по два балла за задания 1) и 2) и четыре балла за задание 3) *:

Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.

«В день св. Михаила канцлер и Перемышльский подступили под крепость, остерегаясь, чтобы им не подвергнуться какой-нибудь опасности; гетман с теми ротами, которые находились при нём, тоже на другой день явился под ____________. Его величество король, дождавшись роты воеводы Брацлавского и некоторых других, на третий день потом прибыл в лагерь, через неделю, две или три пришло ещё несколько других рот.

Сперва мы посылали письма, желая склонить защитников к сдаче крепости; но это было напрасно, потому что ____________, тамошний воевода, не хотел входить с нами в переговоры и совещания. Это была правда, что не мало бояр и стрельцов вышло с князем Яковом Борятинским к войску Скопина и что Борятинский с боярами присоединился к войску Скопина, под Торжком. Но несмотря на то, в ______________ осталось также не малое число стрельцов и бояр».


  1. Укажите название города, дважды пропущенное в отрывке.

  2. Укажите имя воеводы, командовавшего обороной установленного вами города, в этот период.

  3. * Укажите события, в ходе которых установленный вами город был возвращен в состав Русского царства. Для этого вспомните основные события внешней политики Русского царства второй половины XVII в.



Третья точка. Русско-польские внешнеполитические отношения. Соотношение: 6 минут, 10 баллов, по два балла за каждое правильное соотношение и 4 балла за (*) (по 2 балла за каждый правильно названный элемент):


Соотнесите историческую личность и событие:


  1. Богдан Хмельницкий А) Русско-польская война 1609-1618 гг.

  2. Сигизмунд III Б) Переяславская рада

  3. Владислав IV В) Поляновский мир


(*) Сразу после военной компании, завершившейся заключением Поляновского мира (назовите год его подписания), в Московском кремле появляется одно из самых ярких архитектурных сооружений эпохи. Его вы можете видеть на иллюстрации:


















Данное сооружение примечательно ещё и тем, что мы с вами знаем по именам его авторов. Назовите данное архитектурное сооружение.



Четвертая точка. Памятники культуры: 6 минут. 10 балла: по два балла за каждый правильно названный памятник архитектуры (задание 1); два балла за установление авторства (задание 2) и 4 балл за задание 3) * (по два балла за каждый правильно названный элемент)


  1. Назовите памятники культуры, появившиеся в XVII в.

  2. Какой из представленных памятников культуры был создан по заказу ярославских купцов Скрипиных?

  3. Во время создания этого памятника культуры в Москве было очень неспокойно. Начались народные волнения, причиной которых послужили злоупотребления высших должностных лиц и введение налога на один из ключевых товаров, без которого не обойтись ни боярину, ни крестьянину, ни горожанину. Назовите дату этих событий и их название.


















Пятая точка. «Авторский финиш»: 6 минут. 4 балла, по одному за каждый правильный ответ:

Перед вами – иллюстрации, на которых изображен наш современник – актер театра и кино, воплотивший одни из самых ярких образов эпохи XVII в.:



















  1. Назовите имя этого актера;

  2. Назовите хотя бы одно произведение и его автора, героев которых исполняет изображенный на иллюстрациях актер;

  3. Каким историческим событиям посвящены образы, воплощенные актером, и эти произведения?



Приложение 2

Вариант заданий для команды 2.


Первая точка. Старт. Кроссворд-разминка: 7 минут, 12 баллов за полностью выполненное задание (по два балла за каждый правильный ответ):






4

5

6

1

2







3




























































































    1. Обиходное название старшего православного священника. Именно им являлся один из лидеров крупнейшего религиозного движения в Русском царстве, начавшегося в 1666-1667 гг.

    2. Название массовых самосожжений православных верующих, охвативших Россию в XVII и XVII вв.

    3. Название противников церковных реформ, проходивших в 1653-1667 гг.

    4. Патриарх Московский и всея Руси, возглавивший проходившую в 1653-1655 гг. церковную реформу.

    5. Принятое в средневековом православии сложение пальцев правой руки для совершения крестного знамени. Имеет символический смысл, отражающий двойственную – человеческую и божественную – природу Иисуса Христа.

    6. Это имя получил отец будущего первого царя из династии Романовых – боярин Федор Никитич, подвергнутый опале во времена царствования Бориса Годунова и насильно постриженный в монахи. Удивительный был его жизненный путь – от «тушинского патриарха», через польский плен и до патриарха Московского и вся Руси и соправителя собственного сына!



Вторая точка: Раскол: текст: 7 минут, 8 баллов, по два балла за задания 1) и 2) и четыре балла за задание 3) *:


… О царю ___________! Покажу ли ти путь к покаянию и исправлению твоему? Ей, тебе истинну говорю, - время покаятися. Ты ведь, __________, русак, а не грек. Говори своим природным языком; не унижай ево и в церкви, и дому, и в пословицах. Как нас Христос научил, так и подобает говорить… Еретиков ______ токмо любишь, а нас, православных християн, мучишь, правду о церкве Божий глаголющих ти. Перестань-ко ты нас мучить тово! Возьми еретиков тех, погубивших душу твою, и пережги их, скверных собак…


  1. Назовите монарха, имя которого пропущено в тексте дважды;

  2. Кого автор данного источника называет еретиками? Восполните пропуск.

  3. *Отец и дедушка монарха, чье имя пропущено в тексте дважды – личности в истории XVII в. очень известные…как и он сам, впрочем. Вокруг воцарения отца этого монарха даже сложилась легенда о подвиге одного крестьянина, погубившего отряд убийц, выслеживавших его. А как звали этого кандидата на русский престол? В ходе каких событий произошло его воцарение?




Третья точка. Смута. Карта: 6 минут, 10 баллов, по два за каждый правильный ответ в 1) и 2), и 2 балла за 3) *:

























  1. Назовите лидера восстания, территории которого указаны на карте, а также правителя Русского царства, в период которого это восстание случилось;

  2. Обозначьте на карте столицу Русского царства и город Смоленск;

  3. *Это событие – одно из первых череде трагичных событий, происходивших на всем протяжении XVII в. Именно ввиду них эта эпоха носит соответствующее название. Какое?




Четвертая точка. Народные восстания. Соотношение: Соотношение: 6 минут,10 баллов, по два балла за каждое правильное соотношение и четыре балла за (*) (по 2 балла за каждый правильно названный элемент):


Соотнесите историческую личность и событие:


  1. Борис Морозов А) Новгородское восстание 1650 г.

  2. И.А. Хованский Б) Поход за «зипунами»

  3. Степан Разин В) Соляной бунт


(*) И всё-таки, давайте выясним: если восстание Ивана Болотникова было «одним из первых» таких событий, то какое было первым? Назовите правителя Русского государства, правившего в это время.




Пятая точка. «Авторский финиш». 6 минут. 4 балла, по одному баллу за каждый правильный ответ:

Перед вами – иллюстрации, на которых изображен явно не наш современник – деятель музыкального и киноискусства, воплотивший одни из самых ярких образов эпохи XVII в.:




















  1. Назовите имя этого деятеля искусства;

  2. Назовите хотя бы одно произведение и его автора, героев которых исполняет изображенный на иллюстрациях деятель искусства;

  3. Каким историческим событиям посвящены образы, воплощенные деятелем искусства, и эти произведения?



Приложение 3

Лист прогресса команды:

Точка

Максимальный балл

задания

Набранный балл

за задание

Штрафные баллы за подсказки

(«-1» вплоть до «-3»)

Бонусные баллы за быстрое выполнение

задания

Установленное время на выполнение

задания

Время,

затраченное

командой на

выполнение

задания

1-ая: Старт







2-ая







3-ая







4-ая







5-ая:

«Авторский финиш»








Итоговые баллы (набранные баллы за задания – штрафные баллы + бонусные баллы):





Суммарное время = 32 минуты

Время команды = ________





Петков Иван Георгиев,

учитель истории и обществознания,

МАОУ СОШ №30

12


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!