Создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о позвоночных животных: земноводных, рыб и пресмыкающихся (общие признаки) каждого класса животных.
Задачи:
Образовательные:
- сравнить классы животных по внешнему виду, строению скелета, органам дыхания, способу размножения, среде обитания.
Развивающие:
-способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру; развивать навыки образного и логического мышления, речи, умение самостоятельно сравнивать, анализировать, делать выводы, наблюдать, работать с дополнительными источниками информации.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в группе, любовь к родной природе.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности
| - К какому уроку вы приготовились? - Что на этом уроке мы делаем? - Подойдёт ли это стихотворение к предмету «окружающий мир». | Отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Нацеливает на прочтение стихотворения (на доске) - Почему? - Что обозначает слово «Фауна»? - С представителями, какого класса вы уже знакомы? - Каких животных мы можем отнести к классу беспозвоночным? Демонстрирует ЭОР на интерактивной доске. (Иллюстрации беспозвоночных и позвоночных) Вызывает учащихся к доске для выполнения заданий ЭОР - Какое необыкновенное разнообразие животных. - Нет ли среди них «лишних»? - Какое название можем дать этому классу? - Почему у нас такие разные мнения? - О ком будем говорить сегодня на уроке? | - Да Высказывают свои предположения. Работают с ЭОР на интерактивной доске: распределяют животных по классам. Высказывают свои предположения. | Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке окружающего мира. |
3. Постановка учебной задачи.
| - Что мы не знаем? - Открой те учебники на стр. 69 и найдите название классу животных этой группы. | | Коммуникативные: умение связно формулировать свои мысли в устной форме. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | - Итак, название 1-го класса позвоночных животных назовёте сами, отгадав загадку: Живу я в реках, океанах Покрыта чешуёй. Известна во всех странах, А вы знакомы со мной? Рассмотреть внешний вид рыб на примере окуня (слайд 1) Ответив на вопросы, заполните таблицу в рабочих тетрадях. - Где обитают рыбы? -Рыбы могут жить без воды? Почему? -При помощи чего рыбы дышат? - Чем покрыто тело рыб? - Как размножаются рыбы? - Что является основой рыб? - Какое значение имеет скелет для рыб? - Какой вывод вы можете сделать? - Да, рыбы – позвоночные животные. Нацеливает на работу: - Нам предстоит знакомство со 2 классом позвоночных животных, к которым относятся: лягушки, жабы, тритоны. - Вы бы хотели узнать больше об этих животных? - Как можно получить новую информацию? Организует групповую работу со справочным материалом по заданию: 1группа – внешний вид и строение животных, 2 группа – жизнь и обитание, 3 группа – размножение. - Работать будем группами. Каждый станет исследователем в составе своей группы. Назовите правила работы в группе: |
Рыба. Отвечают на вопросы, заполняя графы в таблице «Рыбы» Высказывают свои предположения. - Да. - Можно спросить у того, кто знает. - Найти информацию в учебнике. - Найти информацию в интернете (энциклопедии, …) 1- уметь слушать и понимать других. 2- не перебивать товарища. 3- дать возможность высказать своё мнение каждому участнику группы. Работа в группах со справочным материалом энциклопедиями. Составляют рассказ о земноводных по заданию. | Познавательные: анализ объекта с целью выделения общего признака, построение речевого высказывания. Коммуникативные:умение слушать товарища, дополнять ответ не перебивая других. Познавательные: умение выявлять сущность, на основе анализа объектов делать выводы; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя доступные источники информации. Личностные: умения определять и высказывать общие, простые правила для всех людей. |
5. Реализация построенного проекта | Слушание детских сообщений с показом иллюстраций. (слайд 2) - Как может называться этот класс позвоночных животных, если его представителям для жизни необходима и вода, и суша? -Земноводных также называют амфибиями. Почему? Физминутка. На болоте жабы жили. И друг с другом так дружили. Прыгали они по кочкам, Спали вместе тёмной ночкой. А проснувшись поутру, Начинали вновь игру. Сесть и встать, И два прыжка. Вместе весело всегда. | Каждая группа выступает со своим сообщением по теме. Высказывают свои предположения. Высказывают свои предположения. Выполняют физкультминутку под руководством подготовленного ученика.
| Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, работать в группе; формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, слушать собеседника. Познавательные: анализ объекта с целью выделения общего признака, построение речевого высказывания. |
6. Первичное закрепление и проговаривание | Давайте обобщим информацию о земноводных и заполним таблицу в рабочей тетради. Организует работу в парах. | Высказывают свои предположения. Заполняют таблицу «Земноводные» в парах. | Коммуникативные:умение формулировать свои мысли, слушать партнёра, дополнять ответ (если необходимо) Познавательные: анализ объекта. |
7.Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону. | Третий класс этих животных – «пресмыкающиеся». Просмотр презентации «Секреты природы» (о крокодилах, черепахах и ящерицах) 4-5 минут. - Самостоятельно заполните таблицу «Пресмыкающиеся». - Проверьте, всё ли верно вы заполнили? (слайд 3) | Просмотр презентации. Заполнение таблицы. Проверяют, при необходимости исправляют свои ошибки. | Познавательные: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц. Познавательные: анализ объекта. Регулятивные: сравнение способа и результата. |
8.Рефлексия деятельности | Подводит итоги урока: - С какими животными вы познакомились? -Что нового узнали сегодня на уроке? - Какие группы позвоночных животных вам известны? -Какие цели мы ставили на уроке? - Как, по вашему мнению, добились мы поставленных целей?
А сейчас каждый сам попробует оценить свою работу сегодня на уроке. Перед вами водоем с кувшинками. Если вы усвоили хорошо материал, то возьмите белый лепесток кувшинки, если остались вопросы, и вам, что- то непонятно, то возьмите желтый лепесток, если новый материал усвоен вами плохо, то возьмите оранжевый лепесток. -Спасибо всем за работу.
Домашнее задание (на выбор): -сообщение об одном из представителей классов позвоночного животного. | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения. Выходят поочерёдно к доске, украшая импровизированный водоём. Записывают домашнее задание. | Регулятивные: умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личную рефлексию. Коммуникативные: умение строить речевое высказывание, формировать умение объяснять свой выбор, умение слушать собеседника. |
Перечень используемых на данном уроке ЭОР |
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
Презентация «Развитие и размножение животных» | Мультимедийная презентация | Мультимедиа | http://pedsovet.su/load |
Презентация «Секреты природы» | Мультимедийная презентация | Мультимедиа | http://school-collection.edu.ru/ |