Практическая работа №1
ТЕМА: Выбор рационального пути завоза товаров от поставщика-изготовителя в дилерскую оптово-розничную сеть
Цель: выбрать и рассчитать эффективность оптимального варианта товародвижения и вида транспорта для завоза товаров из Санкт-Петербурга в Тверь, Москву и Владимир исходя из необходимости сокращения путей товародвижения, эффективного использования видов транспорта с целью сокращения транспортных и других расходов.
Условия и исходные данные
Производственное объединение, расположенное в Санкт- Петербурге, ежегодно поставляет по железной дороге 500 т продукции в ящичной и контейнерной упаковке фирме- дистрибьютору в Москве. Товар поступает на арендуемый железнодорожный распределительный склад фирмы площадью 120 м².
С распределительного склада груз небольшими партиями доставляется автомобильным транспортом во Владимир и Тверь для снабжения дилерской оптово-розничной сети. Объем каждой поставляемой партии груза составляет в среднем 200 т. На рисунке 1.1 представлена существующая схема товародвижения продукции (базовый вариант).
Рисунок 1.1 – Базовый вариант товародвижения:
направление движения грузового потока по железной дороге;
автомобильной дороге (п/п – порожний пробег);
производственное объединение – производитель продукции;
склад дистрибьюторской фирмы;
склад дилерской оптово-розничной сети
На ней с использованием условных обозначений показаны основные направления движения грузов по железной и автомобильной дорогам, местоположение производственного объединения- производителя продукции, дистрибьюторской фирмы и распределительных складов дилерской оптово-розничной сети, обозначено расстояние между объектами.
Действующая схема товародвижения продукции руководством производственного объединения признана нерациональной по ряду причин. Наиболее важные причины указаны ниже.
Продукция при доведении ее от предприятия-изготовителя до конечного потребителя проходит через несколько складов. Наличие многозвенной складской формы в существующей схеме товародвижения не позволяет обеспечить высокую эффективность данного процесса.
Порожний пробег автомобильного транспорта при доставке продукции из Москвы во Владимир и Тверь, а также встречная перевозка на участке Тверь – Москва способствуют значительному росту транспортных расходов.
Менеджерами коммерческой службы предприятия были предложены два варианта рационализации действующей схемы.
По варианту 1 часть продукции из Санкт-Петербурга доставляется железнодорожным транспортом в Тверь. Объем партии составляет 200 т. Оставшаяся часть (300 т) также железнодорожным транспортом перевозится на распределительный склад дистрибьюторской фирмы в Москве. Оттуда автомобильным транспортом груз доставляется во Владимир (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 – Вариант 1 (условные обозначения см. на Рисунок 1.2 – Вариант 1
(условные обозначения см. на рисунке 1.1)
По варианту 2 продукция со склада производственного предприятия Санкт-Петербурга железнодорожным транспортом доставляется в Тверь (200 т) и Владимир (300 т) (рисунок 1.3).
Рисунок 1.3 – Вариант 2 (условные обозначения см. на рисунке 1.1)
В процессе практического занятия необходимо провести анализ действующей схемы товародвижения и представленных вариантов ее рационализации, выявить наиболее выгодную схему и определить ее экономическую эффективность.
Исходные данные для выполнения задания приведены в таблице 1.
Методические указания
Первый этап. Проанализируйте действующую схему процесса товародвижения из Санкт-Петербурга в Тверь, Москву и Владимир. На основании проведенного анализа четко выделите недостатки, имеющиеся в базовой схеме.
Второй этап. Проанализируйте предложенные варианты рационализации функционирующей схемы товародвижения, отметьте их преимущества и недостатки по сравнению с базовым вариантом.
Результаты анализа рекомендуется оформить в виде таблицы 1.
Таблица 1 – Исходные данные
Показатель | Единица измерения | Значение показателя |
1 | 2 | 3 |
1.Тариф на перевозку 1т груза железнодорожным транспортом, контейнер 27т Санкт-Петербург-Москва | руб./т | 1134 |
2. Удельный тариф на перевозку грузов автомобильным транспортом (км) | руб./т | 3,0* |
3. Тариф на ручные погрузочно-разгрузочные работы в Москве | руб./т | 600** |
4. Тариф на механизированные погрузочно-разгрузочные работы в Москве | руб./т | 332** |
5. Уровень механизации складских работ | % | 40 |
6. Стоимость использования 1 м2 грузовой площади распределительного склада в Москве | руб./год | 6000 |
Примечание. Порожний пробег рассчитывается исходя из 50%-й стоимости загруженного автомобильного транспорта.
Тариф на механизированные и ручные погрузочно-разгрузочные работы в Твери и Владимире ниже на 20%.
Таблица 2 – Базовый вариант
Вариант | Недостаток | Преимущество |
Базовый вариант | | |
Вариант 1 | | |
Вариант 2 | | |
Третий этап. Рассчитайте на основе данных таблицы 1 совокупные расходы, возникающие при доставке продукции от предприятия-изготовителя до конечного потребителя, по действующей и предлагаемым схемам товародвижения в следующей последовательности:
Стоимость доставки грузов железнодорожным транс портом из Санкт-Петербурга до Москвы.
Отдельно стоимость погрузочно-разгрузочных работ на складе при получении продукции в Москве и отправлении ее в дилерскую оптово-розничную сеть Владимира и Твери, при этом примите во внимание значение уровня механизации складских работ.
Стоимость автомобильной доставки груза до Владимира и Твери с учетом обратного порожнего пробега транспорта.
Стоимость погрузочно-разгрузочных работ при поступлении грузов на склады во Владимир и Тверь, принимая во внимание разницу в стоимости данной операции в Москве и других городах региона.
Стоимость арендной платы за пользование железнодорожным распределительным складом площадью 120 м2 в Москве.
Результаты проведенных расчетов по базовому и предложенным вариантам товародвижения рекомендуется оформить в виде таблиц 3-5.
Таблица 3 – Базовый вариант
Расход | Расчет | Результат |
Стоимость доставки грузов по железной дороге из Санкт-Петербурга до Москвы | | |
Стоимость разгрузки на складе в Москве (при получении): а) ручной б) механизированной | | |
Стоимость погрузки на складе в Москве при транспортировке: а) во Владимир б) Тверь | | |
Стоимость автомобильной доставки груза с учетом порожнего пробега транспорта до складов: а) во Владимире б) Твери | | |
Стоимость разгрузки груза при получении на складе: а) во Владимире б) Твери | | |
Стоимость аренды склада в Москве | | |
Всего расходов | | |
Таблица 4 – Вариант 1
Расход | Расчет | Результат |
Стоимость доставки грузов по железной дороге из Санкт-Петербурга до Твери | | |
Стоимость ручной разгрузки на складе в Твери с учетом 20%-й скидки | | |
Стоимость доставки грузов железнодорожным транспортом из Санкт-Петербурга до Москвы | | |
Стоимость разгрузки на складе в Москве: а) механической б) ручной в) всего | | |
Стоимость загрузки на складе в Москве: а) механической б) ручной в) всего | | |
Стоимость автомобильной доставки груза до Владимира (порожний пробег транспорта – 50% от полной стоимости) | | |
Стоимость разгрузки груза на складе во Владимире с учетом 20%-й скидки | | |
Аренда склада в Москве | | |
Всего расходов | | |
Таблица 5 – Вариант 2
Расход | Расчет | Ответ |
Стоимость доставки грузов железнодорожным транспортом из Санкт-Петербурга: а) до Владимира б) Твери | | |
Стоимость ручных погрузочно-разгрузочных работ на складе с учетом 20%-й скидки: а) во Владимире б) Твери | | |
Всего расходов | | |
Четвертый этап. Рассчитайте экономическую эффективность процесса товародвижения по действующему (базовому) и предлагаемым вариантам, выражающуюся в сумме уменьшения совокупных расходов, связанных с организацией товародвижения (с учетом устранения нерациональной встречной перевозки, а также замены автомобильной доставки груза на железнодорожную). По окончании работы сформулируйте вывод.