Упаковка продуктов глазами химика
Шмакотина Алёна Ивановна
Россия, Забайкальский край, город Чита, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 25" 9В класс
Практическая часть
Из–за многообразия упаковочных материалов и пока не больших знаний и практических умений по химии, было решено выбрать только образцы тех упаковочных материалов, которые чаще других используются для пищевых продуктов, например, для упаковки хлеба и хлебобулочных изделий – целлофановый пакет, бумажный пакет и фольга.
Методика проведения исследования
Мною был использован метод лабораторного эксперимента и метод наблюдения. Все опыты проводились в кабинете химии "МБОУ СОШ №25".
Предварительный этап.
Выбранные образцы проверены на чистоту, отсутствие пятен, крошек. В опыте №1 в образцы упаковок, выбранные для исследования, был помещён кусок хлеба. В опыте №2 каждый образец упаковки был нарезан на несколько кусочков (примерно 2x2 см). Число кусочков было определено по количеству растворов, в которые эти образцы помещались.
Опыт №1.
Цель опыта: сравнить сохранность магазинного хлеба в упаковках из трёх материалов – полиэтилена, фольги и бумаги.
Ход эксперимента: в три выбранные упаковочные материалы были помещены кусочки хлеба одинаковой массы и одного срока выпечки. Упакованные куски хлеба были размещены в разные условия: 1 – в прохладном месте (подоконник лаборатории кабинета химии (t ≈ 1-5оС); 2 – в стандартных условиях помещения (t ≈ 18-20оС). Наблюдения велись ежедневно, на протяжении 5 дней, с фиксированием изменений.
Опыт №2.
Цель эксперимента: сравнить реакцию трёх видов упаковочных материалов на различные растворители
Ход эксперимента: По одному кусочку каждой упаковки размером примерно 2x2 см, были помещены в разные стаканы. Число кусочков было определено по количеству растворов, в которые эти образцы помещались: в кислоту (уксусную), в спирт, в раствор щёлочи, в раствор подсолённой воды (имитация морской воды), в простую воду(контрольная проба).
Все растворы с концентрациями ≈ 5%. В течение пяти дней за ними наблюдали, фиксировали изменения.
Опыт №3.
Цель эксперимента: выяснить отношение разных упаковочных материалов в температуре пламени спиртовки (горючесть упаковок).
Ход эксперимента: полоски упаковочных материалов длиной 15 см., шириной 2 см, сложили в 4 раза. Поместили их в пробиркодержатель (приспособление для безопасного нагревания пробирок и другого оборудования), зафиксировали и внесли в пламя горящей спиртовки. После воспламенения, осторожно затушили. Отметили тип пламени, вид продукта горения, запах.
Заключение.
Мы не сможем обойтись без упаковочных материалов. Но надо понимать, что использование упаковки должно нам создавать условия комфорта и безопасности. Поэтому всем важно знать:
пластиковая тара для кисломолочных продуктов должна изготавливаться из материала, не чувствительного к растворам кислот низкой концентрации;
только жиростойкие материалы могут быть допущены к производству колбасной оболочки;
многие напитки обладают заметной химической активностью, а значит, крышки для них нужно изготавливать из химически инертных материалов;
овощи и фрукты часто упаковывают в различные полимерные пленки (при этом необходимо понимать, что в этих продуктах содержатся самые разные химические соединения, которые могут вступать во взаимодействие с упаковочным материалом, а сами продукты не «дышат», меняется их химический состав);
полимеры для упаковки хлеба должны быть термоустойчивы, поскольку хлеб зачастую упаковывают еще теплым, и «дышащими», чтобы не создавать среду для роста плесени.
Список литературы
1. Архангельская Ксения, Статья «История упаковки», сайт http://ref.unipack.ru/109/
2. Иванова Татьяна, Розанцев Эдуард "Активная" упаковка: реальность и перспектива ХХI века, материал с сайта http://www.calculate.ru/book/sposobi_upakovki/aktivnaya_upakovka_realjnostj_i_perspektiva_hhi_veka/
3. Прокурова Н.И., Поливанов И.И. , редактор: Александрова Л.И. Упаковка (Учеб.пособие) электронный вариант
Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС // abc.vvsu.ru
4. Проблемы городских отходов: Реферат по экологии
ecologyearth.ru/.../referat-po-ekologii-problemy-gorodskikh-otkhodov?...
5. Торговля и общественное питание: Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли пищевыми продуктами. Выпуск 8 (59).
6. Коулз Ричард«Упаковка пищевых продуктов», Научные технологии, 2008.
7. Школьников М.В. «Новые требования к упаковке пищевых продуктов» Москва 2004.
8. Электронная энциклопедия Википедия. Переработка отходов
http://ru.wikipedia.org/wiki
9. Статья «Чехи спорят, какую воду им пить: из-под крана или из пластиковых бутылок»
http://www.radio.cz/ru/rubrika/tema/chexi-sporyat-kakuyu-vodu-im-pit-iz-pod-krana-ili-iz-plastikovyx-butylok
10. Статья «Вода в бутылках опасна для здоровья»
http://digest.subscribe.ru/health/preventive/n1202118006.html
Приложение I
Фотографии популярных упаковок с различными компонентами в составе пластмасс
рис.1
Упаковки с полиэтилентерефталатом
рис.2Упаковки с полиэтиленом
высокой плотности
рис.3
Упаковки с поливинилхлоридом
рис.4Упаковки с полиэтиленом
низкой плотности
рис.5
Упаковки с полипропиленом
рис.6
Упаковки с полистиролом
Приложение II
Фото-отчёт и результаты опыта №1:
Начало опыта. Кусочки хлеба, которые лежали в лаборантской.
Начало опыта. Кусочки хлеба, которые лежали на подоконнике.
Конец опыта. Хлеб, который лежал в лаборантской.
Хлеб, который лежал в фольге заплесневел, в бумаге высох, а в целлофановом пакете начал плесневеть.
Конец опыта. Хлеб который лежал на подоконнике.
Хлеб, лежавший в фольге немного покрылся льдом, в целлофановом пакете сильно покрылся льдом. Хлеб находившийся в бумаге - высох.
Приложение III
Фото-отчёт и результаты опыта №2:
Начало опыта. Слева направо находится: вода, вода+соль, уксусная кислота, щелочь и спирт.
Окончание опыта. Никаких изменений не произошло, только в щелочи фольга разложилась.
Приложение IV
Фото-отчёт и результаты опыта:
Особенности горения | полиэтилен | фольга | бумага |
1.лёгкость поджигания (температура воспламенения) | легко, температура не высокая | с трудом, температура выше,чем у бумаги и полиэтилена | легко, температура не высокая |
2. Тип пламени | чуть горит | нету | яркое пламя |
3. наличие копоти | есть | есть | нет |
4. интенсивность запаха | есть специфический запах | Запаха нет | есть специфический запах |
5. продукт горения | оплавился, почернел, деформировался от температуры в комок, в горячем виде тянется | оплавилась, деформировалась от температуры. | почернела, обуглилась, образовался пепел |