СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая направленность на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая направленность на уроках географии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»













Практическая направленность географии

(из опыта работы

учителя географии Косиловой О.В.)
















Преобразования в жизни современного общества связаны с особым периодом его развития – эпохой информатизации и глобализации.

Возрастающий быстрыми темпами объём информации, появление новых технологий в науке и на производстве, увеличение роли всемирных экономических, политических, социокультурных и других форм отношений проникают во все сферы деятельности, в том числе в географическую науку.

Жизненные ориентиры предопределяют её развитие, масштабность и тщательность географических исследований, своевременность использования данных, особенно в решении современных глобальных проблем.

Наряду с формированием системы прочных знаний у учащихся в настоящее время становится важным оказать помощь в овладении определёнными

комплектами умений и способов действий. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными. Одна из важнейших – формировать у школьников знания и умения(познавательные, практические) применять географические знания в повседневной жизни, т.е. реализовать на практике

компетентностный подход. Одним из путей достижения перспектив является усиление практической направленности школьной географии.

Практическая направленность школьной географии – это не только

педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и, в свою очередь, ёмкое понятие, включающее овладение умениями и применение географических знаний и умений в повседневной жизни.

Принцип обучения географии





Овладение умениями

-ориентироваться на местности;

-использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных геграфических данных;

-применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Применение географических знаний и умений

-для сохранения окружающей среды и социально ответственного поведения в ней;

-адаптации к условиям проживания на определённой территории;

-самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Резюмируя, можно сделать вывод: практическая направленность – одно из приоритетных направлений современного базового географического образования, при котором становление ученика уже в школьные годы должно происходить в качестве активного субъекта процесса познания. При этом важно, чтобы реализация практической направленности школьной

географии осуществлялась в единстве современных требований и опыта. Её усиление направлено не только на усвоение системы изучаемых

географических знаний и увеличение прочности формируемых умений

учащихся, но и на повышение качества географического образования, и на увеличение его роли в формировании способностей учащихся

организовывать свой познания до творчески самостоятельной деятельности. А это возможно при условии, если в общем комплексе всех видов учебной деятельности именно практическим работам придать большую весомость. В реальной практической деятельности это возможно осуществить двумя путями:

-чётко формулировать задания для практических работ, выделять основную линию решаемых задач. Здесь необходимо усиление внимания к

практической работе как форме организации учения школьников со стороны учителя, целенаправленной и систематической работы по соблюдению требований к подготовке и содержанию практических работ, на которые ориентирует стандарт по географии;

-внедрение особых методик и подходов в урочной и внеурочной

деятельности, исходя из специфики изучаемого материала. Например, организация и проведение наблюдений, полевых практик, маршрутных съемок, работа на географической площадке, разработка и реализация учебных проектов.

Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированны на формирование умений:

-выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

-находить и анализировать в разных источниках географическую информацию (для изучения объектов, явлений, территорий, их

обеспеченность ресурсами, хозяйственный потенциал, экологические проблемы);

-приводить примеры географических объектов, явлений и

процессов(использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиям окружающей среды; влияние среды на формирование культуры народов; районы специализации, центры производства различной продукции, основных коммуникаций, их узлов; разноуровневые связи России, крупных регионов и стран мира);

-составлять географическую характеристику территорий на основе различных источников географической информации;

-определять на местности, плане, карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

-применять приборы и инструменты для определения количественных и

качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;

-выяснять различные зависимости.

Выполнение практических работ на географическом материале

способствует развитию общеучебных умений по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения. Высказывать

собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах.

Вторая задача – обеспечение формирования специфических умений (применять теоретические знания на практике).

В-третьих, система практических работ, располагает большими

возможностями для более полного ознакомления и овладения школьниками методами географической науки (традиционные – картографический,

описательный, сравнительно-географический; новые и новейшие –

статистический, аэрокосмические, моделирование, прогнозирование, геоинформационные, геоэкологический мониторинг; методы полевых исследований).

Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретённые знания и умения в

практической деятельности и повседневной жизни. Например:

  • для ориентирования на местности и проведения съёмок;

  • определения поясного времени;

  • проведения наблюдений за объектами, процессами, явлениями, их

изменениями в результате природного и антропогенного воздействия; оценки последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности.

Практические работы по географии весьма разнообразны по содержанию, по используемым для их выполнения источникам географической

информации. По уровню самостоятельности школьников, по форме фиксации результатов. Это разнообразие определяется, прежде всего, особенностями содержания изучаемого материала, используемыми

источниками географической информации, уровнем предшествующей подготовки школьников.

Типология практических работ по географии:



По источникам используемой географической информации

-карта

-текст

-профиль

-диаграмма

-картина, рисунок

-схема, таблица

-аэрокосмические снимки

-компьютер


По содержанию

-определение

географического положения объекта, расстояний, географических координат и др.

-характеристика компонента природы, ПТК, отрасли хозяйства.

-оценки природных ресурсов территории, условий жизни и деятельности человека.

-объяснение


По уровню самостоятельности

-работа в классе под руководством учителя.

-работа в группе.

-работа в классе с использованием инструктивных карточек, памяток, приёмов.

-самостоятельная работа.


закономерностей, влияния природы на хозяйственную деятельнгость человека.

-прогнозирование последствий.



По форме фиксации результатов

-в тетради в виде схемы, таблицы, описания.

-на контурной карте.

-подготовка реферата, заполнение полевого дневника, во время экскурсии.

-построение плана местности.


По степени обученности учащихся

-обучающие

-тренировочные.

-итоговые.


По форме организации деятельности учащихся

-индивидуальная работа

дома, в классе или местности.

-групповая работа в классе.

При организации процесса познания важно обращать внимание на особенности, мотивы обучения и интересы отдельного ученика. Для

достижения лучших результатов по усилению практической направленности на уроках географии необходимо выполнять следующие рекомендации:

  1. продумывать цели каждой работы, осуществлять отбор содержания, форм организации учебной деятельности школьников, планировать результаты обучения.

Рассмотрим фрагмент планирования «Начальный курс географии. 6 класс, раздел 1. Изображения земной поверхности, тема 1. План

местности. (табл.1.)

  1. поддерживать постоянный контакт с учителями-предметниками.

Который позволяет учитывать не только общую подготовку учащихся, но и создавать преемственность образования, реализовывать

межпредметные связи в обучении. Например, наблюдения за погодой, за растительным миром, организуемые учителем географии

совместно с учителем биологии, способствуют лучшему пониманию зависимости живого организма от среды. Координирующая работа с учителями математики позволяет оптимизировать учебный процесс при формировании системы картографо-топографических знаний,

умений и навыков и дальнейшем их использовании в жизненных ситуациях.

  1. при планировании учитывать фактор времени и место практической работы по отношению к соответствующему теоретическому материалу.

Работу по определению особенностей местных объектов гидросферы в 6 классе вполне можно начать проводить до изучения темы «Гидросфера», так как учащимся большая часть понятий и действия измерительного

характера уже знакомы из курса «Природоведение4. организация работы учащихся должна быть с чётко заданной целью, сформулированной на

языке действий учащихся.

Например, научиться анализировать климатические диаграммы. Овладевать картографическим методом исследования, научиться находить сведения об особенностях природных зон материка в атласе. 5.сообщать или ставить перед учащимися проблему о практическом значении данной работы и применении умений и навыков в науке и практике. Например, при выполнении практических работ в теме

«Внутренние воды и водные ресурсы» о значении вычисления уклона и падения, годового стока реки в курсе «География России, 8-9 классы» для развития гидроэнегетического хозяйства рассказывает учитель, а при оценке возможностей использования и прогнозирования состояния рек

учащимся предлагается ответить на вопрос «Какими возможностями для развития хозяйства обладают реки нашей местности?»

  1. предварительно конкретизировать содержание работы, определить конкретную территорию, объём заданий.

  2. осуществлять подбор оборудования, пособий, литературы и других источников знаний должен не только учитель, но и учащиеся

самостоятельно.

  1. использовать методические указания, рекомендации, карточки для учащихся с целью создания ориентировочной основы действий.

  2. усвоение каждой системы географических знаний должно

осуществляться в комплексе работ «обучающие – тренировочные – итоговые – творческие», которые должны быть взаимосвязаны и

усложняться от одного курса к другому (табл. 2). К выполнению итоговых практических работ, рассчитанных на применение новых знаний и

умений, целесообразно приступать только после того, как учащиеся овладеют необходимыми приемами, последовательностью действий, работой с картой, диаграммой, статистической таблицей, которые важно сформировать при выполнении работ обучающего и тренировочного характера. После выполнения итоговой практической работы всеми

учащимися может быть проведена одна или несколько самостоятельных работ творческого характера, позволяющих применить знания и опыт учащихся в новой учебной ситуации. При выполнении самостоятельных работ они сами отбирают необходимые источники, последовательность выполнения и форму обобщения новых для них результатов.

  1. использовать игровые элементы, творческие задания, оригинальные

способы фиксации результатов работы (по желанию школьников0 с целью активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Так, например, в курсе «География материков и океанов. 7 класс»

практическую работу по составлению описания путешествия по одной из стран Северной Америки целесообразно провести в форме ролевой игры между «туристическими агентствами», которые разрабатывают интересные маршруты путешествий, проводят их презентации.

  1. использовать возможности урочной и внеурочной форм организации обучения географии.

Например, работа по составлению карты хозяйственных связей

предприятия в курсе «География России. 8-9 классы» является итогом экскурсии на местное предприятие.

  1. создать благоприятный эмоциональный фон, ситуацию успеха», атмосферу творческого сотрудничества (предлагать различные пути достижения намеченной цели).

  2. включать школьников в групповые формы учебной проектной деятельности.

Например, при выполнении практических работ в курсе «География

России. 8-9 классы» по моделированию вариантов нового районирования России, оценке природных условий и ресурсов своей местности и прогнозированию изменений в результате хозяйственной деятельности человека.

  1. с целью становления субъективности учащихся к процессу реализации практической направленности использовать современные технологии и подходы обучения.

Например, в рамках адаптации технологии дифференцированного обучения учащиеся делятся на условные типологические группы, для

которых создаются разноуровневые программы, учебно методические комплексы. А также методики диагностики результатов обучения.

Предлагаю пример практической работы в начальном курсе географии 6 класса в разделе «Строение Земли», в теме «Гидросфера». Задания

условно поделены по трём уровням сложности:

  • уровень «А» - изложение в готовом виде (для слабых учащихся);

  • уровень «Б» - репродуктивный (для средних учащихся);

  • уровень «В» - проблемно – творческий (для сильных учащихся). Содержание стандарта является ориентиром для всех учащихся,

дифференцируются задания по степени сложности. Объёму, методам и приёмам выполнения. Причём важно отслеживать эффективность реализации технологии дифференцированного обучения, которая

заключается в положительной диагностике результатов обучения, в постепенном переходе учащихся из более слабого уровня в более сложный уровень.




Название практической работы


Определение по картам географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте


Уровень сложности


Уровень «А»


Уровень «Б»


Уровень «В»




Используя карты атласа, вставить в текст

«Географическое положение Берингова моря», пропущенные слова, подходящие по смыслу из

предложенных в скобках.

По предложенному плану и картам атласа составить описания географического положения Берингова и

Чёрного морей. Сведения оформить в таблице.

Сделать вывод, провести сравнительную характеристику.

Используя различные источники знаний, подумать и указать, какие из перечисленных пунктов подойдут для описания

географического положения Берингова моря по картам атласа. Выбранные пункты расположить в логической последовательности – это и будет план. По данному плану предложить ваш вариант сравнительной характеристики Берингова и Чёрного морей.



  1. проводить постоянную диагностику и своевременную коррекцию

результатов обучения. Необходимо сформулировать критерии и показатели, отражающие уровень сформированности знаний и умений учащихся, их

адаптивность к практике и решению новых жизненных задач.

Например, при выполнении практической работы «Анализ климатических диаграмм; оценивание климатических условий на материке для жизни

населения» (тема Африка) в курсе «География материков и океанов. 7 класс» сведения об особенностях климата ареала расселения африканского народа будут важными показателями и критериями, характеризующими уровень

сформированности умений правильного подбора и применения учебной литературы и других источников знаний в учебном процессе; уровень

сформированности умений устанавливать причину возникновения явления и вытекающие из нее причинно – следственные связи. Сведения об оценке

климатических условий, сравнение их с климатическими условиями своей местности, прогнозирование основных видов хозяйственной деятельности

африканских народов это критерии и показатели наличия познавательного интереса; сформированности приёмов познавательной деятельности;

сформированности умений применять приобретённые знания и умения в повседневной жизни.

  1. все программные (итоговые) практические работы должны быть оценены и выставлены в журнал (не более 3-4 в учебную четверть). Отличные

результаты за обучающие, тренировочные и творческие работы по желанию ученика следует выставлять в журнал. После проведения комплекса

практических работ рекомендуется организовать выставку лучших образцов выполнения работ, чтобы учащиеся имели возможность видеть

нетрадиционные творческие решения поставленных задач.

  1. важно помнить, что процесс формирования географических знаний и умений – очень длительный и кропотливый, требующий постоянной

тренировки, отработки, совершенствования и расширения не только от темы к теме, от раздела к разделу, но и от класса к классу.

При изучении курса «География России. 8-9 классы» важно вновь обращаться к определению географических координат, абсолютных высот и

глубин, составлению описания географического положения объектов, измерению расстояний по карте России.

  1. в зависимости от цели практической работы следует рассматривать роль и функции учителя. Если в процессе обучающей работы учитель чаще всего учебный процесс организует со всем классом, в процессе тренировочной работы – занимается индивидуально с теми учащимися, которые ещё слабо усвоили практические навыки работы с источниками географических знаний (или предлагает в виде домашнего задания), то итоговые практические работы целесообразно проводить на более высоком уровне

самостоятельности.

Непосредственное наблюдение и анализ деятельности учащихся во время практической работы позволяет определить тех, кто нуждается в

дополнительном времени на обучение необходимым умениям, вычленить наиболее трудно усваиваемые ими умения, выявить глубину непонимания изучаемых теоретических понятий. Также важно помнить, что учитель –это, прежде всего помощник и консультант.

Таким образом, практическая направленность школьной географии – это многофункциональная и многоаспектная методическая категория. Она проявляется не только в формировании географических знаний и умений, опыта деятельности, но и в развитии познавательной и интеллектуальной

сферы учащихся.

Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного

общества.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!