СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая психология и арт-терапия

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метафорические ассоциативные карты как метод арт-терапии. Метафорические ассоциативные карты (МАК) – инновационное направление в психологии, относящееся к проективной методике. Психологи, которые используют в работе ассоциативные карты, подтверждают положительный эффект от их использования. Польза метода заключается в том, что карты эффективны как для самостоятельного применения, так и для развития творческих способностей.

Просмотр содержимого документа
«Практическая психология и арт-терапия»

Метафорические ассоциативные карты как метод арт - терапии Выполнила: педагог – психолог Порческо В.Ю. МБОУ СОШ №1 ЗАТО Озерный

Метафорические ассоциативные карты как метод арт - терапии

  • Выполнила: педагог – психолог Порческо В.Ю.
  • МБОУ СОШ №1
  • ЗАТО Озерный
Метафорические ассоциативные карты (МАК) Метафорические ассоциативные карты (МАК) – инновационное направление в психологии, относящееся к проективной методике. Психологи, которые используют в работе ассоциативные карты, подтверждают положительный эффект от их использования. Польза метода заключается в том, что карты эффективны как для самостоятельного применения, так и для развития творческих способностей. Карты – психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы людей, приглашение к рассказу, вымышленному или реальному, не важно. Важно, что этот рассказ о человеке, важно научиться этот рассказ слышать. У МАК довольно занимательная история возникновения. Изначально они задумывались, как некий способ приобщить простых смертных к искусству, но затем обнаружилось, что с ними можно играть. А позже выяснилось, что игры эти приносят килограммы пользы. Так что очень быстро МАК стали полноценным терапевтическим инструментом.

Метафорические ассоциативные карты (МАК)

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – инновационное направление в психологии, относящееся к проективной методике. Психологи, которые используют в работе ассоциативные карты, подтверждают положительный эффект от их использования. Польза метода заключается в том, что карты эффективны как для самостоятельного применения, так и для развития творческих способностей.

Карты – психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы людей, приглашение к рассказу, вымышленному или реальному, не важно. Важно, что этот рассказ о человеке, важно научиться этот рассказ слышать.

У МАК довольно занимательная история возникновения. Изначально они задумывались, как некий способ приобщить простых смертных к искусству, но затем обнаружилось, что с ними можно играть. А позже выяснилось, что игры эти приносят килограммы пользы. Так что очень быстро МАК стали полноценным терапевтическим инструментом.

Метафорические ассоциативные карты (МАК) Виды метафорических карт: Метафорические карты бывают разные, поскольку на значение каждой колоды влияет тематика. МАК могут посвящаться конкретной теме или быть универсальными. МАК, пользующиеся популярностью у психологов: «Персона» – карты с изображениями лиц, отражающих различные эмоции и состояния; «OH» - демонстрируют насколько по-разному мы все воспринимаем мир и самих себя; «Танду» – ассоциативные карты для осмысления взаимосвязей в паре; «Экко» – раскрывают творческий потенциал; «Коуп» – способствуют работе с душевными травмами; «Сага» – развивают творческие способности; «Морена» – помогают в видении ресурса; «Она» – колода для женщин. И это лишь небольшая часть из огромного количества различных видов колод, существующих на сегодняшний день.

Метафорические ассоциативные карты (МАК)

Виды метафорических карт:

  • Метафорические карты бывают разные, поскольку на значение каждой колоды влияет тематика. МАК могут посвящаться конкретной теме или быть универсальными. МАК, пользующиеся популярностью у психологов:
  • «Персона» – карты с изображениями лиц, отражающих различные эмоции и состояния;
  • «OH» - демонстрируют насколько по-разному мы все воспринимаем мир и самих себя;
  • «Танду» – ассоциативные карты для осмысления взаимосвязей в паре;
  • «Экко» – раскрывают творческий потенциал;
  • «Коуп» – способствуют работе с душевными травмами;
  • «Сага» – развивают творческие способности;
  • «Морена» – помогают в видении ресурса;
  • «Она» – колода для женщин.
  • И это лишь небольшая часть из огромного количества различных видов колод, существующих на сегодняшний день.
Метафорические ассоциативные карты (МАК)

Метафорические ассоциативные карты (МАК)

Как выбирать МАК? Цели. Предпочтения и вкусы психолога. Интуиция и чувства

Как выбирать МАК?

Цели.

Предпочтения и вкусы психолога.

Интуиция и чувства

    Метафорические ассоциативные карты обладают следующими достоинствами:   МАК могут использоваться во всех культурах, для всех возрастов. МАК помогают нам реализовать диалог между внутренним и внешним. МАК могут использоваться при толковании сновидений.   МАК – это трамплин для нашей фантазии.   МАК создают безопасную и комфортную обстановку для доверительных отношений.   МАК помогают убрать защитные барьеры психики.   МАК создают людям условия для саморазвития и самопознания.

Метафорические ассоциативные карты обладают следующими достоинствами:

МАК могут использоваться во всех культурах, для всех возрастов.

МАК помогают нам реализовать диалог между внутренним и внешним.

МАК могут использоваться при толковании сновидений.

МАК – это трамплин для нашей фантазии.

МАК создают безопасную и комфортную обстановку для доверительных отношений.

МАК помогают убрать защитные барьеры психики.

МАК создают людям условия для саморазвития и самопознания.

Метафорические ассоциативные карты (МАК) Преимущество МАК как инструмент психологической работы. Форма карт привычна человеку, внешний вид притягивает взгляд, привлекает детей, действует успокаивающе на тревожных детей, помогает сосредоточиться невнимательным и создаёт общее детско – взрослое пространство для игры. Карты снимают механизм защиты, так как в представлении многих людей картинки вещь детская и безопасная. Рассматривая картинку человек не говорит напрямую о себе, а обращается к визуальным образам, просто описывая то, что видит, он перестаёт защищаться.

Метафорические ассоциативные карты (МАК)

Преимущество МАК как инструмент психологической работы.

Форма карт привычна человеку, внешний вид притягивает взгляд, привлекает детей, действует успокаивающе на тревожных детей, помогает сосредоточиться невнимательным и создаёт общее детско – взрослое пространство для игры.

Карты снимают механизм защиты, так как в представлении многих людей картинки вещь детская и безопасная. Рассматривая картинку человек не говорит напрямую о себе, а обращается к визуальным образам, просто описывая то, что видит, он перестаёт защищаться.

Метафорические ассоциативные карты (МАК) Ещё одно преимущество МАК Тема которая занимает ребёнка внутри себя – на уровне интереса или потребности – в интересной форме лежит у него перед глазами во внешнем мире, и ярко выделяется на фоне остального. Ребёнок имеющий проблемы в отношений в классе и высокий уровень школьной тревожности выберет картинку с сюжетом напрямую связанным с собственными трудностями. МАК позволяют отлично дополнить, любую из психологических техник и значительно повысить результативность работы.

Метафорические ассоциативные карты (МАК)

  • Ещё одно преимущество МАК
  • Тема которая занимает ребёнка внутри себя – на уровне интереса или потребности – в интересной форме лежит у него перед глазами во внешнем мире, и ярко выделяется на фоне остального. Ребёнок имеющий проблемы в отношений в классе и высокий уровень школьной тревожности выберет картинку с сюжетом напрямую связанным с собственными трудностями.
  • МАК позволяют отлично дополнить, любую из психологических техник и значительно повысить результативность работы.

Обзор МАК по работе с психосоматическими симптомами Научная основа, на которой развивались и развиваются до сих пор психосоматические исследования, была заложена Зигмундом Фрейдом, создавшим конверсионную модель, согласно которой ущемляемые эмоции порождают конверсионные симптомы.   Одним из основателей психосоматики считается Франц Александер. В 1950-х годах он предположил, что «психосоматическое заболевание – это физиологическое выражение хронического или периодически повторяющегося эмоционального напряжения, представляющее собой проявление глубоко личностного конфликта и различной степени его подавления и вытеснения».  В гештальт-терапии психосоматический симптом рассматривается, в том числе как «не-переживание» (например, какого-то чувства, которое запрещено переживать). Это «не-переживание» создает хроническое напряжение низкой интенсивности, ведущее к появлению приступов болезни.

Обзор МАК по работе с психосоматическими симптомами

  • Научная основа, на которой развивались и развиваются до сих пор психосоматические исследования, была заложена Зигмундом Фрейдом, создавшим конверсионную модель, согласно которой ущемляемые эмоции порождают конверсионные симптомы.
  •   Одним из основателей психосоматики считается Франц Александер. В 1950-х годах он предположил, что «психосоматическое заболевание – это физиологическое выражение хронического или периодически повторяющегося эмоционального напряжения, представляющее собой проявление глубоко личностного конфликта и различной степени его подавления и вытеснения».
  • В гештальт-терапии психосоматический симптом рассматривается, в том числе как «не-переживание» (например, какого-то чувства, которое запрещено переживать). Это «не-переживание» создает хроническое напряжение низкой интенсивности, ведущее к появлению приступов болезни.
Обзор МАК по работе с психосоматическими симптомами Американский психотерапевт Александр Лоуэн в своих работах неоднократно говорит о том, что «сознание и тело оказывают друг на друга взаимное влияние».  «Мысли вызывают эмоциональные реакции, на которые в итоге реагирует тело… Чувства – это не полёт фантазии. Они относятся к реальным телесным процессам… Эмоция, реактивно не выраженная и глубоко спрятанная, постепенно разрушает тело», – пишет Александр Лоуэн. В работе с психосоматическим симптомом важно рассматривать человека целостно, с учетом взаимосвязей между телесными ощущениями, чувствами, мыслями, социальными взаимоотношениями. Метафорические ассоциативные карты, как и любые другие проективные методики, не являются лекарством от болезней. Однако они помогают начать диалог о чувствах, о телесных ощущениях, более четко сформулировать актуальное состояние клиента, отреагировать его, найти внутренние и внешние ресурсы для его коррекции.

Обзор МАК по работе с психосоматическими симптомами

  • Американский психотерапевт Александр Лоуэн в своих работах неоднократно говорит о том, что «сознание и тело оказывают друг на друга взаимное влияние».
  • «Мысли вызывают эмоциональные реакции, на которые в итоге реагирует тело… Чувства – это не полёт фантазии. Они относятся к реальным телесным процессам… Эмоция, реактивно не выраженная и глубоко спрятанная, постепенно разрушает тело», – пишет Александр Лоуэн.
  • В работе с психосоматическим симптомом важно рассматривать человека целостно, с учетом взаимосвязей между телесными ощущениями, чувствами, мыслями, социальными взаимоотношениями. Метафорические ассоциативные карты, как и любые другие проективные методики, не являются лекарством от болезней. Однако они помогают начать диалог о чувствах, о телесных ощущениях, более четко сформулировать актуальное состояние клиента, отреагировать его, найти внутренние и внешние ресурсы для его коррекции.
зачем применять метафорические ассоциативные карты? Метафорические ассоциативные карты полезно применять, когда что-то тревожит или беспокоит, но трудно сформулировать и понять причину беспокойства. В такой ситуации МАК помогут заглянуть внутрь себя и найти ответ. Метафорические ассоциативные карты могут помочь взаимопониманию между людьми особенно в случаях, когда трудно обсудить какую-то проблему. МАК помогают выразить мысли, сформулировать их и конкретизировать сообщение, нуждающееся в передаче. Помимо облегчения словесного выражения эмоций, карта, как посредник между эмоциональными мирами двух людей, сама несет в себе некий эмоциональный заряд, и может быть воспринята как послание даже без словесного сопровождения. 6

зачем применять метафорические ассоциативные карты?

  • Метафорические ассоциативные карты полезно применять, когда что-то тревожит или беспокоит, но трудно сформулировать и понять причину беспокойства. В такой ситуации МАК помогут заглянуть внутрь себя и найти ответ.
  • Метафорические ассоциативные карты могут помочь взаимопониманию между людьми особенно в случаях, когда трудно обсудить какую-то проблему. МАК помогают выразить мысли, сформулировать их и конкретизировать сообщение, нуждающееся в передаче. Помимо облегчения словесного выражения эмоций, карта, как посредник между эмоциональными мирами двух людей, сама несет в себе некий эмоциональный заряд, и может быть воспринята как послание даже без словесного сопровождения.

6

зачем применять метафорические ассоциативные карты? Метафорические ассоциативные карты – это инструмент профессионального психолога, психотерапевта применяемый в диагностике, коррекции и развитии способностей. Они экономят массу времени при диагностике и выявлении проблемы ребёнка. Метафорические ассоциативные карты — это один из инструментов развития интуиции, творческих способностей, открытия своих талантов. С их помощью мы, взрослые, снова можем научиться мыслить образами, картинками.

зачем применять метафорические ассоциативные карты?

  • Метафорические ассоциативные карты – это инструмент профессионального психолога, психотерапевта применяемый в диагностике, коррекции и развитии способностей. Они экономят массу времени при диагностике и выявлении проблемы ребёнка.
  • Метафорические ассоциативные карты — это один из инструментов развития интуиции, творческих способностей, открытия своих талантов. С их помощью мы, взрослые, снова можем научиться мыслить образами, картинками.
Прежде чем ребёнок приходит к психологу и начинает работать с МАК, то психолог мысленно формирует запрос. Способы работы и упражнения с МАК могут отличаться с каждой конкретной колодой, но существует 2 основные методики: Открытая стратегия. Ребёнок располагает колоду вверх изображениями. Психолог спрашивает, а клиент выбирает карты, отражающие его настоящее состояние. Этот метод безопасный и полностью контролируемый: он вызывает расслабленное состояние и снижение тревожности. Закрытая стратегия: выбор карт вслепую. Эта техника выбора основана на глубинной работе и клиент ее интуитивно воспринимает как послание свыше. Это придает стратегии интригу и привлекательность, но такая методика способна повысить тревожность. Закрытую стратегию лучше применять после открытой стратегии. Как работать с метафорическими картами?

Прежде чем ребёнок приходит к психологу и начинает работать с МАК, то психолог мысленно формирует запрос. Способы работы и упражнения с МАК могут отличаться с каждой конкретной колодой, но существует 2 основные методики:

Открытая стратегия. Ребёнок располагает колоду вверх изображениями. Психолог спрашивает, а клиент выбирает карты, отражающие его настоящее состояние. Этот метод безопасный и полностью контролируемый: он вызывает расслабленное состояние и снижение тревожности.

Закрытая стратегия: выбор карт вслепую. Эта техника выбора основана на глубинной работе и клиент ее интуитивно воспринимает как послание свыше. Это придает стратегии интригу и привлекательность, но такая методика способна повысить тревожность. Закрытую стратегию лучше применять после открытой стратегии.

Как работать с метафорическими картами?

Работа С МАК Работа с картами может проходить в двух вариантах: Диссоциированном – когда я на карту смотрю.  Ассоциированном – когда я этим становлюсь.  Когда мы работаем с чем-то тяжелым, сложным, неприятным – мы начинаем с диссоциированного состояния, для начала нам надо на это просто посмотреть.  А когда нам надо взять какой-то ресурс или изведать нашу тень (т.е. то на что мы избегаем смотреть) – мы можем перевести клиента в ассоциированное состояние, чтобы он этим становился. 

Работа С МАК

  • Работа с картами может проходить в двух вариантах:
  • Диссоциированном – когда я на карту смотрю.
  • Ассоциированном – когда я этим становлюсь.
  • Когда мы работаем с чем-то тяжелым, сложным, неприятным – мы начинаем с диссоциированного состояния, для начала нам надо на это просто посмотреть.
  • А когда нам надо взять какой-то ресурс или изведать нашу тень (т.е. то на что мы избегаем смотреть) – мы можем перевести клиента в ассоциированное состояние, чтобы он этим становился. 
механизм работы с картами Сам механизм работы с картами – это проекция. Что такое проекция? Проекция – это когда мы чему-то снаружи присваиваем свойства того, что у меня внутри. И именно за счет этой проективности карты позволяют увидеть внутренний мир человека.   Карты очень быстро проявляют актуальность. О чем бы человек не говорил – он все равно будет говорить о том, что для него в настоящим момент является самым актуальным. И это то, на что в классической психотерапии тратиться очень много времени – на формирование первичного запроса, т.к. то с чем к нам клиент приходит, это совсем не то, с чем он на самом деле пришел.

механизм работы с картами

  • Сам механизм работы с картами – это проекция. Что такое проекция?
  • Проекция – это когда мы чему-то снаружи присваиваем свойства того, что у меня внутри. И именно за счет этой проективности карты позволяют увидеть внутренний мир человека. 
  • Карты очень быстро проявляют актуальность. О чем бы человек не говорил – он все равно будет говорить о том, что для него в настоящим момент является самым актуальным. И это то, на что в классической психотерапии тратиться очень много времени – на формирование первичного запроса, т.к. то с чем к нам клиент приходит, это совсем не то, с чем он на самом деле пришел.
Механизм работы с картами. Карты предоставляют нам возможность увидеть наглядную картину любых межличностных отношений, или взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности.  Являясь зрительной метафорой, карты открывают человеку нетри­виальную перспективу для анализа своей жизни, при этом стано­вятся доступными такие процессы восприятия, которые протека­ют за пределами сознания; терапевтические карты помогают вывести на поверхность глубин­ные переживания и тем самым способствуют самопознанию; они задействуют в первую очередь иррациональную часть лич­ности и активизируют правое полушарие мозга; 

Механизм работы с картами.

  • Карты предоставляют нам возможность увидеть наглядную картину любых межличностных отношений, или взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности. 
  • Являясь зрительной метафорой, карты открывают человеку нетри­виальную перспективу для анализа своей жизни, при этом стано­вятся доступными такие процессы восприятия, которые протека­ют за пределами сознания; терапевтические карты помогают вывести на поверхность глубин­ные переживания и тем самым способствуют самопознанию; они задействуют в первую очередь иррациональную часть лич­ности и активизируют правое полушарие мозга; 
ОТРАЖЕНИЕ ДИНАМИКИ ВНУТРЕНИХ ПРОЦЕССОВ. Карты как любая проективная методика замечательным образом отражают динамику внутренних процессов. В психологии сравнительно мало методов отражающих динамику того, что с клиентом происходит. У нас есть или наблюдение за человеком, невербалика или его самоотчет. А здесь происходит некоторое таинство. Человек смотрит на карту в начале терапии, потом мы что-то с ним поделали, он снова смотрит на карту и видит там что-то другое. 

ОТРАЖЕНИЕ ДИНАМИКИ ВНУТРЕНИХ ПРОЦЕССОВ.

  • Карты как любая проективная методика замечательным образом отражают динамику внутренних процессов.
  • В психологии сравнительно мало методов отражающих динамику того, что с клиентом происходит. У нас есть или наблюдение за человеком, невербалика или его самоотчет. А здесь происходит некоторое таинство. Человек смотрит на карту в начале терапии, потом мы что-то с ним поделали, он снова смотрит на карту и видит там что-то другое. 
МАК и психотравма. Использование карт для обращения к психотравмирующей ситуации через метафору, позволяет создает безопасный контекст для поиска и моделирования решения. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса. 

МАК и психотравма.

  • Использование карт для обращения к психотравмирующей ситуации через метафору, позволяет создает безопасный контекст для поиска и моделирования решения. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса. 
Благодарю!!!
  • Благодарю!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя