Урок №2
Тема: Практическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Правила обращения с химическим оборудованием».
Цель: изучить правила техники безопасности при работе в химическом кабинете; изучить на практике правила обращения с лабораторным оборудованием; развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности; воспитывать дисциплинированность и аккуратность; научиться применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту.
Ход урока.
I Организация класса.
II Постановка цели.
- Сегодня мы с вами проведем особенный, обычный при изучении химии, но новый для вас урок – это практическая работа. Вы должны изучить правила техники безопасности при работе в химическом кабинете, и научиться пользоваться химическим оборудованием.
Записываем тему и цель практической работы.
Практическая работа №1
Тема: Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Правила обращения с химическим оборудованием.
Цель: изучить правила техники безопасности при работе в химическом кабинете; изучить на практике правила обращения с лабораторным оборудованием; овладевать умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент.
Ход урока.
III Основная часть урока (теоретическая).
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
- Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете изложены на стенде, обратите внимание. (Ученики вслух по очереди зачитывают правила, обращаем особое внимание на те правила, которые необходимо соблюдать во время проведения каждой практической работы и конкретно данной.)
- Каждый раз при проведении практической работы вы должны повторять эти правила, знать и неукоснительно их соблюдать.
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Не трогайте вещества, посуду и не приступайте к работе без разрешения учителя.
Запрещается! Запрещается брать вещества руками и пробовать на вкус.
При выяснении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу, так как вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
Не наливайте и не перемешивайте реактивы вблизи лица. При нагревании нужно направлять отверстие пробирки или колбы в сторону от себя и соседей.
Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества.
При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ. Вещества берите только шпателем или ложечкой и в тех количествах, которые указаны в описании работы; если таких указаний нет, то объемы веществ не должны пре-вышать 1 смᶟ.
Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если случайно кислота попадет на руки или одежду, то немедленно смойте ее большим количеством воды.
При разбавлении кислот водой всегда помните следующее правило: кислоты следует медленно тонкой струйкой при перемешивании наливать в воду, а не наоборот.
Всегда пользуйтесь только чистой лабораторной посудой.
Остатки вещества не высыпайте и не выливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.
Горячую посуду по внешнему виду невозможно отличить от холодной. Прежде, чем взять посуду рукой, убедитесь, что она остыла. В случае термического ожога нужно охладить обожженную поверхность (холодной водой, льдом из холодильника) и обработать противоожоговой мазью или аэрозолем; если ожог сильный – обратитесь к врачу.
Не бросайте в раковину фильтровальную бумагу, вату, стекла от разбитой посуды.
Перед работой с опасными химическими реактивами (щелочами, кислотами и др.) составьте план эксперимента, наденьте защитный щиток или очки.
При работе со спиртовкой и электронагревательными приборами соблюдайте следующие правила:
Пользуясь спиртовкой, нельзя ее зажигать то другой спиртовки, ибо может пролиться спирт и возникнет пожар.
Чтобы погасить пламя спиртовки, ее следует закрыть колпачком.
Перед включением электронагревателя в сеть проверьте, не повреждена ли изоляция электрического провода нагревателя.
Если при включении электронагревателя в сеть не происходит нагревание, сообщите об этом учителю.
При работе с электронагревателем не допускайте загрязнения спирали накаливания.
После окончания работы обязательно отключите электронагреватель от сети.
2. Инструктаж по проведению работы.
- Перед вами лежит инструкция по проведению практической работы.
1. С каким лабораторным оборудованием вы будете сегодня работать?
2. Для чего предназначен лабораторный штатив? Как он устроен?
3. Как нужно закреплять пробирку в штативе? Какие правила безопасности нужно соблюдать в данном случае?
4. Как устанавливается на штатив химический стакан, фарфоровая чашка?
Инструкция по проведению практической работы № 1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием.»
Приемы обращения с лабораторным штативом.
Устройство лабораторного штатива показано на рисунке. Штатив служит для закрепления приборов при выполнении опытов.
Рис. Лабораторный штатив.
Штатив состоит:
Подставка 3. Муфта 5. Кольцо
Стержень 4. Лапка
Найдите эти части.
Задание 1. Закрепите пробирку в лапке штатива и, после проверки учителем правильности выполнения задания, выньте ее.
Инструктаж:
При закреплении в штативе пробирка должна быть зажата в лапке так, чтобы она не выпадала и вместе с тем чтобы ее можно было передвигать. Крепко зажатая пробирка может лопнуть. Пробирку зажимают не на середине, а около отверстия. Для того чтобы вынуть пробирку из штатива, нужно ослабить винт.
Задание 2. Поместите на кольцо штатива стакан, а затем фарфоровую чашку.
Инструктаж:
При закреплении на штативе стакана его ставят на специальную сетку, помещенную на кольцо штатива.
Фарфоровую чашку помещают на кольцо без сетки.
Задание 3. Составьте отчет о проделанной работе по плану:
1. Что делал?
2. Что наблюдал?
3. Выводы.
Сделайте рисунок лабораторного штатива. Введите обозначения.
V Основная часть урока (практическая).
Выполнение работы по инструкции.
VI Составление отчета о проведении практической работы.
VII Итог урока. Сегодня вы изучили правила техники безопасности при работе в химическом кабинете, научились применять некоторые из них на практике. Научились пользоваться лабораторным штативом. Приятно отметить, что все добросовестно отнеслись к работе. Все справились с поставленными задачами. Я предварительно отметила и оценила практическую часть работы. Окончательную оценку вы узнаете после проверки ваших отчетов.
V Сообщение домашнего задания: выучите правила техники безопасности при работе в химическом кабинете по опорному конспекту.