СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа №10 ИССЛЕДОВАНИЕ МИКРООРГАНИЗМОВ В ОКРАШЕННОМ СОСТОЯНИИ. ОКРАСКА ПО ГРАМУ.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №10 ИССЛЕДОВАНИЕ МИКРООРГАНИЗМОВ В ОКРАШЕННОМ СОСТОЯНИИ. ОКРАСКА ПО ГРАМУ.»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №10

ИССЛЕДОВАНИЕ МИКРООРГАНИЗМОВ В ОКРАШЕННОМ СОСТОЯНИИ


Цель занятия. Проведение окрашивания микроорганизмов сложным способом.

Студент должен знать

1.Простые и сложные методы окраски бактерий.

Студент должен уметь

1. Приготовить мазок-препарат, окрашенный сложным способом по Граму.

2. Провести микроскопию в светлом поле.

3. Провести дезинфекцию и утилизацию.


Материалы и оборудование. Микроскоп с конденсорами светлого поля. Предметные стекла, спиртовка, спички, красители (генциановый фиолетовый, водный раствор фуксина (разведение 1/10), люголь, спирт этиловый 96 %, штатив, бактериальная петля, пинцет, промывалка с водой или колба с водой и пипеткой, фильтровальная бумага, зубочистки.


Сложные методы окраски предусматривают последовательное использование нескольких красителей различного химического состава, что позволяет выявить определенные структуры бактериальной клетки.

Все бактерии по отношению к окраске по Граму делятся на грамположительные – темно-фиолетового цвета и грамотрицательные – красного (рис.1).

Рисунок 1 – Окраска по Граму. Фиолетовые стафилококки и красные вибрионы


Способность окрашиваться в тот или другой цвет зависит от их химического состава. У грамположительных бактерий в клеточной стенке отсутствуют ароматические и серосодержащие аминокислоты, отмечается низкое содержание липидов, а у грамотрицательных, напротив, эти вещества содержатся в большом количестве. В результате образуется прочный химический комплекс с белком, генциан фиолетовым и йодом, который не разрушается при кратковременном действии спирта. У грамотрицательного такого комплекса не образуется. Они легко обесцвечиваются под действием спирта.

Успех окраски зависит от ряда причин и прежде всего от правильности обработки спиртом. При длительном его воздействии краска может быть вымыта и из грамположительных бактерий. В таком случае в ходе дополнительной окраски фуксином они примут красный цвет. Слишком кратковременное действие спирта не позволит выявить грамотрицательные бактерии.


Задание 1

Заполните таблицу 1

Таблица 1 – Методика окраски мазков по Граму

Этап

Время

Условия

Рисунок

1.




2.





Задание 2

1.Подготовить рабочее место к работе.

2.Приготовить мазок препарата зубного налета:

  • небольшое количество зубного налета снять острым концом спички или зубочистки (материал берут из межзубных промежутков или у шейки зуба);

  • растереть на обезжиренном предметном стекле круг диаметром около 1 см (растирают посуху). Затем пипеткой или бактериальной петлей внести каплю воды постепенно готовя однородную взвесь и равномерно распределяя ее по поверхности стекла;

  • мазок высушить на воздухе и зафиксировать - предметное стекло (мазком вверх) держа пинцетом троекратно проводят через пламя горелки (стекло не должно быть холодным или сильно горячим).

Окраска по Граму

Окраску необходимо проводить в следующей последовательности:

  • окрасить мазок первым красителем генциановым фиолетовым, аккуратно используя пинцет, положить на мазок фильтровальную бумагу смоченную красителем (или положить сухую окрашенную фильтровальную бумагу смочив ее дистиллированной водой методом конверта). Время окрашивания 2 минуты;

  • бумагу удалить, избыток краски слить в лоток, не промывая для закрепления красителя на препарат нанести пипеткой несколько капель раствора Люголя на 1 минуту (до почернения);

  • раствор Люголя слить, не промывая водой, на препарат нанести несколько капель 96% спирта, на 30 секунд, осторожно покачивая стекло, обесцвечивание проводить до отхождения фиолетовых капель – струи краски;

  • тщательно смыть спирт водой;

  • мазок окрасить водным фуксином (2 минуты);

  • промыть водой и высушить кусочками фильтровальной бумаги (поверхность мазка осторожно промокнуть, остальную часть стекла можно протереть)

3.Провести микроскопию приготовленного микропрепарата с конденсором светлого поля (конденсор поднят). Описать и зарисовать микропрепараты (формы бактерий, взаимное расположение по отношению друг к другу при делении).

4.Провести дезинфекцию рабочего места и утилизацию микропрепарата. Провести дезинфекцию рук.




Приложение 1

Реактивы для окраски по Граму


1.Карболовый генцианвиолет

генцианвиолета 1 г

кислоты карболовой 2 г

спирта 96 % 10 мл

воды дистиллированной 100 мл

Растереть в ступке генцианвиолет с карболовой кислотой, добавить в начале спирт, а потом воду. Раствор выдержать сутки, профильтровать и использовать для окраски.

2.Раствор Люголя

калия йодистого 2 г

йода кристаллического 1 г

воды дистиллированной 300 мл.

В небольшом объеме дистиллированной воды растворить йодистый калий, а затем кристаллический йод, после этого довести объем до 300 мл.

3. Спирт 96 %.

4. Водный фуксин Пфейффера.

Фуксин готовят в виде концентрированного раствора Циля. Раствор обладает большой стойкостью при хранении. Его применяют при сложных методах окраски (окраска спор, кислотоустойчивых бактерий). Для простого окрашивания используют фуксин Пфейффера (фуксин Циля, разведенный в 10 раз дистиллированной воды). Он нестоек, и готовят его для работы на один день.

Карболовый фуксин Циля готовят следующим образом: фуксина основного 1 г, спирта 96 % 10 мл, кислоты карболовой кристаллической 5 г, воды дистиллированной 100 мл, растереть в ступке фуксин с карболовой кислотой, спирт добавлять постепенно, а затем небольшими порциями влить дистиллированную воду.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс