Практическая работа.
а) Мне нужны два помощника.
— Возьмем круглый предмет и обведем его мелом на доске, а вы у себя в тетради обведите модели кругов. На доске и у вас в тетрадях получится окружность.
— Что такое окружность? (Замкнутая линия. Все точки окружности одинаково удалены от ее центра.)
— Возьмем нитку, обмотаем ее вокруг нашего стакана (цилиндра, подставки для карандашей, ручки), а потом распрямим нить.
— Длина нити будет приближенно равна длине нарисованной окружности.
— Проверим. Обмотайте нить по нарисованной в тетради окружности. Попросите помощи у товарища.
Измерьте, чему равна длина вашей окружности.
— Как это сделать? (Измерить длину нити.)
б) Начертите с помощью циркуля окружность.
— Центр окружности обозначим точкой О.
— Дайте определение окружности. (Все точки находятся на одинаковом расстоянии от центра окружности.)
— Выберите любую точку на окружности. Обозначим ее А.
— Как называется отрезок ОА? (Радиус.)
— Постройте еще одну окружность.
— Проведите отрезок, проходящий через центр окружности.
— Как он называется? (Диаметр.)
— Чему равен диаметр? (Он в 2 раза больше радиуса.)
— Диаметр в переводе с греческого слова означает «поперечник». У древнегреческих математиков слово употреблялось и в значении «диагональ».
— С помощью нити измерьте длину окружности.
— Измерьте длину диаметра.
(Записать на доске несколько вариантов измерений.)
3. Работа над новой темой.
— Какой вывод можно сделать? (Длина окружности прямо пропорциональна длине ее диаметра.)
— Найдите отношение длины окружности к длине ее диаметра. (Можно воспользоваться микрокалькулятором.)
— Какое число у вас получилось? (Бесконечная десятичная дробь.)
(Записать на доске ответы детей.)
— Округлите ее до тысячных, до сотых, до десятых, до единиц.
— Что интересного заметили? (Хотя окружности были построены у всех разные, отношения длины окружности к диаметру получились примерно одинаковые.)
— Какой вывод можно сделать? (Отношение длины окружности к длине ее диаметра является одним тем же числом.)
По ходу объяснения записывать на доске и в тетрадь.
— Это число обозначают греческой буквой ж.
— Подсчеты показали, что с точностью до десятитысячных π ≈ 3,1416.
— Запоминание величины π (3,1416) связывают с предложением «Что я знаю о круге», где количество букв в каждом слове равно соответствующей цифре числа п.
— Округлите это значение до сотых: 3,1416.
— Читают: «Пи приближенно равно трем целым четырнадцати сотым».
— Примерно такую же точность дает значение π ≈ 22/7.
— В старших классах вы узнаете, как проводились такие расчеты. Число 22/7 носит имя великого математика: называется оно «число Архимеда».
— Обозначим длину окружности буквой С, а длину диаметра буквой d.
— Вспомним, как мы находили π. π = С · d.
— Выразим из этой формулы С: С = πd.
— Так как d = 2r, то по-другому можно записать формулу длины окружности: С = 2πr.
Записи в тетради: