СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа № 4-Социальная роль и стратификация (Занятие 2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа №  4 по Обществознанию "Социальная роль и стратификация" для 1 курса СПО

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа № 4-Социальная роль и стратификация (Занятие 2)»

5


Раздел 3.Социальные отношения

Тема 3.1. Социальная роль и стратификация (Занятие 2)

Практическая работа № 4

Социальная стратификация


Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники; пользоваться учебной литературой, обобщать имеющиеся знания

Учебные задачи: научиться называть критерии и принципы социальной стратификации; давать характеристику  стратификации с использованием понятийного аппарата урока; научиться различать виды социальной мобильности; научиться определять  особенности социальной стратификации и социальной мобильности в  западных и российском обществах.

Предметные результаты: сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию; владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук; сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Задачи практической работы

1. Повторить материал по теме «Социальная роль и стратификация».

2. Выполнить все этапы практических заданий.


Слайд 1

Преподаватель приветствует курсантов (орг.момент)

Слайд 2

Актуализация полученных знаний.

Слайд 3-10


1. Социальное неравенство выражается в…

1) изменении социального статуса человека

2) разном доступе к социальным благам

3) многообразии социальных норм

4) особенностях поведения людей


2. Примером вертикальной социальной мобильности является

1) переезд человека на новое место жительства

2) получение титула баронета мелкопоместным дворянином

3) получение рабочим водительских прав

4) переход банковского служащего на ту же должность в другой банк


3. Социальная стратификация представляет собой

1) социальное различие, неравенство в положении людей

2) результат взаимодействия внутри общественной группы

3) любые изменения в статусе личности

4) освоение индивидом социальных норм


4. Что значит понятие “страта”?
1) расслоение общества
2) большую группу людей, отличающуюся по их положению в социальной структуре
3) процесс дифференциации общества
4) все перечисленное выше


5. Важнейший критерий социальной стратификации по мнению М. Вебера:
1) уровень доходов
2) социальный престиж
3) политическое положение – обладание властью
4) все перечисленные выше


6. Определите достигаемые статусы:
1) профессор
2) глава католической церкви
3) президент
4) украинец
5) муж
6) космонавт
7) женщина
8) негр
9) член ЛДПР

10) герцог


7. Маргиналы это:
1) социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми
общностями;

2) опустившиеся на социальное “дно” выходцы из разных классов;
3) представители малооплачиваемых слоев населения;
4) разорившиеся предприниматели.


8. Какое понятие отражает перемещение людей из одной социальной группы в другую?
1)социальная мобильность
3) социальная адаптация
2) социальная стратификация
4) социальная стабильность


Слайд 11

После проведения тестового задания, курсантам предлагается поменяться листочками с соседом по парте и провести, вместе с преподавателем, работу над ошибками и, согласно предложенным критериям, оценить выполнение теста. (Слайд 12-28)

Слайд 29

Преподаватель объявляет о начале практической работы по теме «Социальная стратификация». Определяет цели практического занятия.

Слайд 30

Цель занятия:

  1. на основе ранее полученных знаний решить ряд познавательных (проблемных) задач;

  2. продолжить обучение курсантов применять имеющиеся у них знания и умения в конкретной учебной ситуации;

  3. формировать навыки творческо-поисковой деятельности.


Слайд 31

Этап 1 – работа в тетради.

На слайдах будут появляться вопросы, ответ на которые вы должны записать в тетради.

Слайд 32-36

1.  Каковы мотивы, заставляющие людей стремиться повысить свой социальный статус? Только ли материальные стимулы двигают нами?

2. Как вы понимаете понятия социального неравенства и социальной справедливости? Могут ли в обществе одновременно сосуществовать социальное неравенство и социальная справедливость?

3. Почему в современном обществе невозможно понять, какое социальное положение занимает человек, только по экономическому критерию? Зачем необходимо знать другие параметры — доступ к власти, образование, место жительства?

4. Что такое «социальное дно»? Как и почему там оказываются люди? Должны ли общество и государство оказывать им помощь?

5. Согласно Р. Мертону, у бедности есть позитивные и негативные функции. Позитивные представлены в левой части таблицы. Правую часть таблицы заполните сами.

Таблица 1

Типология социальных функций бедности


Тип функций

Социальные функции бедности


Позитивные

Негативные

Экономические

– наличие людей, готовых выполнять грязную работу;

– бедные дают работу тем, кто ими занимается (социальным работникам);

– бедные покупают старые вещи, с просроченным сроком реализации


Социальные

– создают свои культуру (блюз, рок, поэзия гетто);

– занимают нишу: кто-то должен быть внизу, гарантируя статус тем, кто не беден;

– дают возможность богатым заниматься благотворительностью


Политические

– наличие людей, готовых участвовать в выборных компаниях



Слайд 37

Этап 2 – Дискуссия «Преодоление неравенства». (15 минут)

Группа делится на три подгруппы (по рядам):

– сторонники элитарных теорий, считающие, что есть люди и группы, которые по своей природе лучше, талантливее других, и что социальное равенство невозможно в силу природных отличий между людьми;

– сторонники эгалитарных теорий, придерживающиеся мнения, что необходимо стремится к преодолению социального неравенства и максимальному приближению к равенству для всех людей;

– сторонники меритократических теорий, утверждающие, что неравенство есть результат

а) собственных усилий людей (приложенные усилия и степень реализации способности),

б) условий, которые создает общество.

Общество должно помогать «достойным» бедным (стараются, но не могут подняться в силу объективных причин — например, государство не обеспечивает хорошими школами села) и не должно помогать «недостойным» бедным (тем, которые не работают, пьют, ленятся и т. п.).


Группам дается время на обсуждение и поиск аргументов в пользу своей теории. Затем выступают представители от каждой группы, а «оппоненты» могут задавать вопросы в соответствии со «своей» точкой зрения.


Слайд 38

Физминутка. (5 мин.)


Слайд 39

Этап 3 – «Социальный проект по борьбе с бедностью в г. Троицке».

Игра проводится по принципу «мозгового штурма». Группа делится на команды по 4–5 человек. В 1-ом раунде задача участников — придумать как можно больше социальных мероприятий по борьбе с бедностью (на этом этапе нет обсуждения, записываются все предложения). Во 2-ом раунде участники отбирают 4–5 наиболее удачных, на их взгляд, предложений. На третьем каждая группа выносит на общее обсуждение свои предложения. Проходит совместная дискуссия. В результате необходимо выбрать пять наиболее удачных идей от всей группы.


В конце занятия педагог подводит общий итог практической работы группы. Собирает тетради для проверки.

Слайд 40

Сообщает тему домашнего задания ( составить кроссворд по материалам пройденной темы).

Слайд 41



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!