11 класс Биология
Практическая работа 8.
Изучение и описание экосистем своей местности.
Цель работы: описать экосистему как сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания.
Ход работы:
-
Дайте общее описание выбранной экосистемы, указав её тип: естественная (лес хвойный (еловый, сосновый), лес смешанный, степь, кустарники (ивняк), болото травянистое и т. д.) или искусственная (агробиоценоз − поле, огород, сад, пастбище и т. д., экосистема населённого пункта − парки, скверы и т. д.).
2. Определите условия окружающей среды экосистемы на момент выполнения работы: температуру, наличие осадков, туман, ветер и т.д.
3. Определите видовой состав растений (необходимо назвать 8 - 10 примеров растений:
а) древесные виды, из них выделяются доминирующие;
б) травянистые виды, из них выделяются доминирующие.
4. Определите пространственную структуру сообщества: укажите число надземных ярусов, определите виды растений, входящие в различные ярусы.
5. Изучите животный мир сообщества. Определите беспозвоночных и позвоночных животных, обитающих в этой экосистеме (необходимо назвать 8 - 10 примеров).
6. Приведите примеры влияния растений на животных и животных на растения. Данные внесите в таблицу.
Виды взаимоотношений | Организмы, вступающие во взаимоотношения |
симбиоз | |
микориза | |
паразитизм | |
хищничество | |
конкуренция | |
7. Составьте примерные схемы пищевых цепей в сообществе.
8. По результатам работы сделайте выводы о состоянии окружающей среды в микрорайоне школы.