Практическая работа №9.
Описание по плану горной системы и равнины суши.
Работа выполняется в парах.
Цель: формирование умения составлять описание географического объекта, используя только физическую карту
Оборудование: атлас стр. 24-25.
Задания:
1. Пользуясь типовым планом, составьте описание любой горной системы по вашему выбору:
Горные системы:
- Кордильеры
- Анды
- Гималаи
- Урал
- Кавказ
План описания горной системы:
1) Название горной системы.
2) Географическое положение (на каком материке находится, в какой его части?)
3) Направление горных хребтов ( по сторонам горизонта)
4) Протяженность в километрах (определяется при помощи градусной сетки)
5) Преобладающие высоты
6) Наибольшая высота (название, значение высоты в метрах)
2. Пользуясь типовым планом, составьте описание любой равнины по вашему выбору:
Равнины:
- Амазонская низменность
- Восточно-Европейская равнина
- Западно -Сибирская равнина
- Среднесибирское плоскогорье
План описания равнины:
1. Название равнины.
2. Географическое положение (на каком материке, в какой его части?)
3. Наибольшая протяженность с севера на юг и с запада на восток (определяется по масштабу).
4. Преобладающие высоты.
5. Уклон равнины.
Критерии оценки:
5 – работа выполнена полностью, правильно;
4 – работа выполнена полностью, допущены незначительные погрешности в определении расстояний и высот;
3- работа выполнена полностью, допущены 3 – 4 существенные ошибки в определении расстояний, высот;
2 – работа выполнена полностью, но при этом ученик неверно определяет расстояния, высоты объектов, ошибается при определении сторон горизонта, или работа выполнена на 50% и менее, или работа не представлена на проверку.
Практическая работа. Описание по карте гор и равнин по плану.
Технологическая карта урока по географии в 5 классе с учетом требований ФГОС.
Стекленёва С.Ю.
Учитель географии высшей категории
МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Саратовской области»
Предмет: география
Класс: 5
Базовый учебник: «География.5-6 классы», авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина М. Просвещение, 2014 г.
Цель урока: сформировать понятие горы, выяснить. Как различаются горы по высоте, размерам, сформировать представление об условиях жизни и хозяйственной деятельности людей в горах.
Задачи: Обучающая: раскрыть содержание понятий горы».
Развивающая: выявить черты сходства и различия рельефа Земли.
Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.
7. Планируемые результаты:
Личностные: понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы, корректно отстаивать свою позицию, вести диалог на основе взаимного уважения.
Метапредметные: планировать учебную деятельность при изучении темы, аргументировать свою точку зрения, владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Владеть элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Предметные: называть и показывать формы рельефа, по координатам находить горы и вершины гор.
8. Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
9. Тип урока: открытие новых знаний.
10. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.
11. Образовательные технологии: технология диалога, объяснительно-иллюстративная, здоровьесберегающие технологии, технология исследовательской деятельности, игровая технология.
12. Техническое оборудование: атласы, учебник, физическая карта полушарий, электронные ресурсы, космические снимки.
Структура и ход урока.
№ | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаы |
1 | Организационно - мотивационный этап урока Организационный этап. | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. «Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Я желаю вам, ребята, Все работы выполнять И, желательно на пять». | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Активно включаться в общение. Положительно относятся к учению. | Осознают познавательную деятельность. | Использовать устную речь для аргументированного ответа |
2 | Определение темы и задач урока | Организует деятельность по изучению названий разделов параграфа и формулировку на их основе задачи. Что такое рельеф? Каковы основные формы рельефа? Что такое равнина? Почему равнины густо заселены? | Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока | Формирование навыков коммуникативной компетентности. Готовность к самообразованию. Поиск и выделение необходимой информации. | Формулирование темы и цели урока. Формирование умений работы с текстом учебника и слайдами из презентации. | Ставить учебные задачи, выбирать наиболее эффективные способы их решении. Уметь работать с различными источниками информации, |
3 | Актуализация знаний | Создание проблемной ситуации – Учитель ведет опрос учащихся по ранее изученному материалу (параграф 20). Опрос проходит в следующий форме: работа , на карточках, ; фронтальный опрос учащихся в виде онлайн-теста в презентации. С какой оболочкой Земли мы с вами познакомились? (Литосфера) -Что изучает литосфера? - Что такое рельеф? (совокупность неровностей земной поверхности.) - С какой формой рельефа мы познакомились на предыдущем уроке? А) Работа по теме «Вулканы». Карточка №1. 1.Дать определение, что такое вулкан? 2. Используя схему на слайде рассказать о строении вулкана. 3. Перечислить виды вулканов (по возможности привести примеры). *Дополнительные вопросы -Ребята, а какой из вулканов был потухшим, а потом стал действующим?(Везувий) -Где находится Везувий? ( находится на берегу Неаполитанского залива(40°49′ с.ш., 14°25′ в.д.) -В России есть потухшие вулканы? - Где расположен Эльбрус? (на Кавказе) Карточка №2 Определить географические координаты вулканов и показать их на карте (по возможности указать на каком материке расположен объект). (ответы для учителя) -влк. Этна- 380сш.170вд. -влк.Камерун-40сш.150вд. -влк. Руис – 30сш. 790зд. -влк. Орисаба -170сш.970зд. -влк. Гекла -650сш.240зд. | Учащиеся рассуждают Учащиеся отвечают на заданные вопросы и выполняют задания Участвуют в обсуждении | Формирование навыков коммуникативной компетентности. Готовность к самообразованию. Поиск и выделение необходимой информации. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. | | Уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать Делать выводы, умозаключения. Получать информацию в результате смыслового прочтения текста. |
4 | Изучение нового материала | 1 . Беседа с элементами самостоятельной деятельности(по группам) с использованием учебника. Ребята, раздав кроссворд и собрав ключевое слово, мы с вами разгадали тему нашего урока – Горы . 1.Беседа по теме горы. (Работа над отрывком стихотворения). - Ребята, а как вы понимаете, что такое горы? Горы - одни из самых удивительных форм рельефа на нашей планете. Как много красивых строк написано про них. Сегодня я вам хочу представить отрывок стихотворения одного из монгольских поэтов, который так передал через свои строки всю красоту гор. «Седая голова планеты древней нашей, Колонна, на которую оперся небосвод, В тебе - источник рек, ты - каменная чаша, Ты - великан, что облака пасет. Горда твоя вершина, непреклонна, Над нею только синева и тишь, Твои столпы - крутых отрогов склоны. Ты ни пред кем колен не преклонишь.» - Ребята, какие слова отражают тему нашего урока? -Почему горы-источники рек? 3. Составить «Синквэйн» по теме - Горы 2. Работа с учебником. (Параграф 25 ) - Ребята, мы так много узнали о горах! А теперь давайте с вами посмотрим, что же нам сообщает учебник по данной теме. - Что такое горы? Горы - это обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами и имеющие перепады высот более 200 м. -Ребята , а теперь мы с вами познакомимся со строением гор. 3.) Строение гор. - Каждая гора имеет: А)Вершину – верхняя часть горы. Острая вершина –Пик. Б) Склон . В) Подошву. 4) Горы по высоте. - В зависимости от абсолютной (максимальной) высоты выделяют следующие типы гор: А) Высокие (более 2000 м) Гималаи – самые высокие горы мира. Здесь находится высочайшая вершина –Эверест. Практикум. «Определение гор на карте». Атлас -Найдите горы на карте и определите высоту. Самые высокие горы в России – Кавказские. Самая высокая вершина –Эльбрус. -Найдите эти горы на карте и прочитайте высоту Эльбруса. - Ребята вспомните, чем является Эльбрус? (потухшим вулканом). Б) Средние (от 1000-2000м) В) низкие (до 1000м) | Учащиеся внимательно слушают учителя, записывают тему в тетрадь. | Готовность к самообразованию и саморазвитию Формирование умений давать аргументированный ответ Формирование навыков коммуникативной компетентности Умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Формирование умений самостоятельной работы. | Применение умений и знаний при выполнении учебных и познавательных задач. Уметь описывать уникальные особенности рельефа. | Работать в группах по решению общей задачи. Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности. Аргументирование своего ответа. |
5 | Физминутка | «Игра «Да-Нет». Если «да» - ученики хлопают в ладоши, а если «нет» - топают. | Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по новой теме. (К) | Формирование здорового образа жизни. | | Технически правильно выполнять двигательные действия. |
6 7 | Практикум Закрепление. | Предлагает выполнить задание используя карты в учебнике «Характеристика географического положения гор». План 1.Название, высота. 2.Географическое положение: - на каком материке расположены. -направление; - протяженность; (масштаб) - положение по отношению к другим объектам. Задание: Составить характеристику ГП Уральских гор. Уральские горы: Высота- Евразия. С-Ю. 2500 Км Восточно-Европейская равнина-Западно-Сибирская равнина. С какой формой рельефа мы познакомились сегодня? - Что такое горы? - Чем отличаются горы от холмов? - Какие горы различают по высоте? - Самые высокие горы на суше ? -Самая высокая вершина в мире? - Самая высокая вершина в России? -Самые протяженные горы на Земле? - Какие горы по происхождению вам известны? - Молодцы! | Выполняют практикум , демонстрируя знания (П) Обмениваются полученной информацией (П) | Саморегуляция, самооценивание. | Построение речевого высказывания в устной форме. | Использование устной речи для аргументированного ответа. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. |
8 | Рефлексия | Подводит итог урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Способствует адекватной оценке правильности результатов действия. | Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения Ребята оценивают свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Они по цепочке говорят о значимых для них ценностях урока: Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... Мне захотелось... Меня воодушевило... | Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. | | |
9 | Домашнее задание | Комментирует домашнее задание 1. Усвоить содержание текста учебника §25. 2. Определить географические координаты гор: - г. Кавказ - г. Мак-Кинли -г. Карпаты -г. Альпы -г. Тибет | Записывают домашнее задание | Мотивация на выполнение домашнего задания, саморегуляция. | Использовать умения и знания при выполнении задании. | Использовать разнообразные источники информации. |
Практическая работа №9.
Описание по плану горной системы и равнины суши.
Работа выполняется в парах.
Цель: формирование умения составлять описание географического объекта, используя только физическую карту
Оборудование: атлас стр. 24-25.
Задания:
1. Пользуясь типовым планом, составьте описание любой горной системы по вашему выбору:
Горные системы:
- Кордильеры
- Анды
- Гималаи
- Урал
- Кавказ
Алгоритм описания географического положения гор.
План | Действия, соответствующие пунктам плана |
1.Название и высота. | Назвать и найти горы на карте; определить к каким горам они относятся по высоте; найти самую высокую вершину гор; определить её высоту и географические координаты. |
2.Географическое положение: | |
А) на материке; | На каком материке и в какой его части находятся горы, между какими меридианами и параллелями. |
Б) направление и протяжённость; | В каком направлении протянулись горы и на сколько километров (приблизительно). |
В) относительно других объектов. | Как расположены горы относительно соседних равнин, морей, рек, озер и др. |
Равнины:
- Амазонская низменность
- Восточно-Европейская равнина
- Западно -Сибирская равнина
- Среднесибирское плоскогорье
Алгоритм
описания географического положения гор.
План | Действия, соответствующие пунктам плана |
1.Название, вид равнины по абсолютной высоте. | Назвать и найти равнину на карте; определить к каким равнинам она относится по высоте. |
2.Географическое положение: | |
А) на материке; | На каком материке и в какой его части находится равнины, между какими меридианами и параллелями. |
Б) направление и протяжённость; | В каком направлении протянулась равнины и на сколько километров (приблизительно). |
В) относительно других объектов. | Как расположена равнина относительно соседних равнин, морей, рек, озер и др. |