ПР №1
Практическая работа Inkscape: начало работы в графическом редакторе
Цель занятия: познакомить обучающихся с назначением и основными объектами программы Inkscape.
Время на выполнение работы: 2 ч.
Оборудование, технические средства и инструменты:
-
компьютеры с ОС MS Windows;
-
графический редактор Inkscape;
-
проектор;
-
экран (интерактивная доска);
Теоретический материал
Inkscape – это векторный редактор, многофункциональный инструмент для создания и работы с художественной и технической графикой.
Чаще всего Inkscape используется для:
-
высококачественной печати и создания плакатов, визиток, логотипов;
-
создания технических иллюстраций;
-
веб-графики (например, прорисовка баннеров, пиктограмм для приложений и кнопок сайтов), также используется в графике для игр.
Основной формат векторной графики Inkscape — это масштабируемая векторная графика (SVG); однако можно импортировать и экспортировать множество других форматов.
Inkscape может отображать примитивные векторные фигуры (например, прямоугольники, эллипсы, полигоны, дуги, спирали, звезды и 3D-поля) и текст. Эти объекты могут быть заполнены сплошными цветами, узорами, радиальными или линейными цветовыми градиентами, а их границы могут быть сглажены, как с регулируемой прозрачностью.
Также поддерживается встраивание и дополнительная трассировка растровой графики, что позволяет редактору создавать векторную графику из фотографий и других растровых источников.
Созданные фигуры можно дополнительно манипулировать с помощью преобразований, таких как:
-
перемещение;
-
поворот;
-
масштабирование;
-
перекосы.
Плюсы:
-
Бесплатный и полнофункциональный редактор.
-
Кроссплатформенный.
-
Утилита обладает удобными средствами для обработки.
-
Программа обладает горячими клавишами.
-
Оснащена собственным движком рендеринга.
-
Приложение поддерживается операционными системами Windows и Linux.
Минусы:
-
Высокое потребление системных ресурсов, что замедляет работу центральный процессор.
-
Также могут появляться проблемы во время импорта файлов.
Ход практической работы:
Задание 1. Создание прямоугольников и эллипсов
Инструмент создания прямоугольников.
П
иктограмму инструмента находим слева на панели инструментов (отмечен красным маркером)
Для создания прямоугольника достаточно выбрать инструмент Рисовать прямоугольники и квадраты и, при нажатой левой кнопке мыши, растянуть фигуру до нужного размера. Если необходимо создать квадрат, то прямоугольник следует растягивать с нажатой клавишей CTRL.
Размер прямоугольника всегда можно изменить. Сразу после создания прямоугольник имеет маркеры двух видов: в виде квадрата, для изменения размеров, и в виде круга, для скругления углов прямоугольника.
«Зацепившись» за маркер левой кнопкой мыши можно изменять характеристики прямоугольника.
Если выбрать инструмент Выделять и трансформировать объекты,
то получим возможность масштабировать прямоугольник
При повторном нажатии мышкой на фигуре мы получим возможность вращать прямоугольник
Центр поворота будет находится в центре фигуры (об этом «говорит» крестик в центре)
Если при вращении удерживать shift, то центр поворота будет находится в противоположном углу по отношению к тому маркеру за который мы вращаем фигуру
Маркеры, находящиеся посредине сторон прямоугольника, позволяют деформировать прямоугольник, сдвигая его вдоль сторон.
На панели настроек находятся инструменты для поворота на 90 градусов по и против часовой стрелки, а так же вертикальное и горизонтальное отражение. Попробуйте повернуть прямоугольник.
Задание 2. Инструмент создания кругов и эллипсов.
Инструмент рисования кругов и эллипсов находится чуть ниже:
Работа с ним не отличается от создания прямоугольников: выбираем инструмент и растягиваем до нужного размера. Точно также можно масштабировать
поворачивать и сдвигать круг
Сразу после создания круга есть возможность превратить его в дугу или сектор. Для этого необходимо, удерживая левую кнопку мыши, потянуть за круглый маркер. Если при этом вывести курсор мыши за границу круга, то будет нарисован сектор
Если внести курсор во внутреннюю часть круга, то получим дугу
Задание 3. Спирали, звезды и многоугольники
В
се инструменты расположены по соседству
Звезды и многоугольники Выбираем инструмент рисовать звезды и многоугольники и растягиваем до нужного размера. Выбор рисуемой фигуры находится на панели настроек. Можно выбрать рисование многоугольников или звезд.
В данном случае мы рисуем звезду с пятью лучами.
Д
обавим, например, пару лучей. Для этого в поле ввода количества углов введем 7. Если выбрать инструмент Редактирование узлов и рычагов,
то после создания звезды станут доступны маркеры управления формой звезды
Маркеры позволяют управлять длиной лучей и закручиванием
Как и для любой фигуры есть возможность масштабировать, вращать и сдвигать звезды. Число лучей можно менять в любой момент.
Если на панели выбора рисуемой фигуры переключиться на многоугольники, то из звезды будет создан многоугольник.
Так же, как и любую фигуру звезды и многоугольники можно масштабировать, вращать, сдвигать.
Спирали Инструмент рисование спирали имеет несколько настроек: число витков, нелинейность и внутренний радиус.
У этой спирали изменен внутренний радиус (маркер ближе к центру спирали)
У этой спирали изменена нелинейность
Задание 4. «Рисовать кривые Безье и прямые линии»
Находим слева на панели инструментов (рис. ниже)
Выбираем мышкой данный инструмент и сверху, на панели свойств инструмента, мы увидим настройки (рис. ниже).
Доступны четыре режима работы инструмента:
-
Рисовать кривую Безье
-
Рисовать кривую Спиро
-
Рисовать последовательность прямых отрезков (под любым углом)
-
Рисовать последовательность прямых отрезков (отрезки или вертикальные или горизонтальные)
Два последних инструмента позволяют рисовать отрезки прямых линий: в режиме 3 рисуются отрезки в произвольном направлении, а в режиме 4 только в горизонтальном и вертикальном направлении.
Режимы работы
Первые два режима самые интересные.
Итак, первый режим Рисовать кривую Безье.
Выбираем наш инструмент, далее выбираем режим 1 и выполняем следующие действия:
-
кликаем мышкой в произвольном месте документа. Это будет начальная точка кривой;
-
перемещаем указатель в конечную точку и, нажав левую кнопку мыши, перемещаем мышь, изменяя кривизну линии. После того как придали кривой нужную форму отпускаем кнопку. Мы получили первый сегмент кривой.
-
Продолжаем выполнять п. 1-2 для создания нужного количества сегментов.
-
Если мы вернулись в начальную точку, то после нажатия кнопки мыши кривая будет создана, если мы завершаем кривую в произвольной точке, то необходимо сделать двойной клик левой кнопкой мыши.
Получилась вот такая кривая (рис. ниже)
Чтобы получить доступ к редактированию узлов кривой выбираем инструмент «Редактировать узлы контура или рычаги узла» (рис. ниже):
После этого кликаем по нашей кривой и наблюдаем следующую картину:
!!! Пояснение
Цифрами 1 и 2 обозначены узлы, из узлов выходят рычаги данного узла.
«Зацепившись» мышкой за конец рычага, мы получаем возможность изменять кривизну сегмента: делается это изменением положения рычага и изменением его длины.
Если в процессе работы с кривой зажать Shift, то мы получим острый угол с вершиной в текущем узле. Если зажать Ctrl, то касательная к кривой будет поворачиваться с шагом ровно в 15 градусов. Ну и их совместное нажатие приводит к обои эффектам, указанным выше.
Задание 5. Заливка и обводка контура
Д
ля примера, давайте нарисуем окружность с заливкой красным и обводкой синим цветом:
-
Для этого воспользуйтесь инструментом Рисовать круги, эллипсы и дуги.
-
Нажмите мышкой в любом месте документа и растяните окружность произвольного радиуса. Для этого просто перемещайте мышь, удерживая левую кнопку.
-
Для настройки цвета и стиля заливки будем использовать панель Заливка и обводка. Если панель не отображается, необходимо ее включить, нажав Shift+Ctrl+F.
-
Настроим окружность.
-
В закладке Обводка укажите синий цвет. Способ заливки контура- сплошной цвет. Способ формирования цвета можете выбрать любой из доступных- RGB, HSL, CMYK, Круг, CMS.
В качестве режима выбора цвета выбран режим Цветовой круг. Помимо выбора цвета ниже присутствуют «ползунки» настройки непрозрачности и размытия.
Заливка контура Давайте посмотрим какие возможности по заливке контура нам доступны.
В панели присутствуют следующие варианты заливки контура:
-
Нет заливки
-
Сплошная заливка
-
Линейный градиент
-
Радиальный градиент
-
Текстура
-
Образец
С режимом 1 все понятно: заливка отсутствует. Область внутри контура не имеет цвета и полностью прозрачна.
Режим 2 это заливка сплошным цветом: выбираем на круге цвет и настраиваем, если нужно, непрозрачность.
Режим 3 отвечает за линейный градиент- плавный переход от одного цвета к другому. По умолчанию, после выбора режима левый цвет установлен в цвет предыдущей сплошной заливки (у нас красный), правый цвет тоже красный, но непрозрачность равна 0.
Для настройки градиента используют инструмент Создавать и править градиенты.
После выбора инструмента на объекте появляется отрезок с маркерами на концах, каждый из которых отвечает за свой цвет.
Двигая каждый маркер и выбирая цвет, можно редактировать градиент.
При необходимости можно добавить еще несколько опорных точек для цвета. На отрезке появятся маркеры управления цветом.
Точка добавляется двойным щелчком мыши на отрезке.
Для каждого цвета отдельно настраивается прозрачность.
С радиальной заливкой все аналогично: выбор цвета, добавление опорных точек, настройка прозрачности.
Заливка цветом происходит от центра, который можно перемещать. Два рычага позволяют изменять форму градиента от окружности до эллипса.
Удаление опорных точек происходит выбором точки и нажатием клавиши delete.
Режим 5 позволяет заполнить внутреннюю область черно-белой текстурой. Текстуры выбираются из списка.
Режим 6 позволяет использовать образцы цвета заливки, которые пользователь планирует задействовать в работе. После сохранения файла с работой образцы так же сохраняются.
Как задать обводку контура Нарисуйте линию с помощью инструмента Кривые Безье.
Рассмотрим только настройки самой обводки в закладке Стиль обводки. Панель настроек стиля ниже
-
Управление толщиной линии
-
Настройка формы соединения сегментов
-
Угол в месте соединения сегментов
-
Настройка концов линии
-
Тип линии
-
Маркеры начала середины и конца линии
Ниже проведена линия, концы которой выбраны Квадратные
Еще ниже пример линии проведенной пунктиром, толщиной 6 пх, начальный маркер — круг, конечный — стрелка. Стиль проведения линии выбирается в открывающемся списке (5), а вид маркера в трех списках ниже (6).