СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа к разделу 2.2 «Страна: патриотизм» Классный час в 5 классе. Тема: «День народного единства. Саратовская область – уникальный регион Российской Федерации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час в 5 классе на тему "День народного единства. Саратовская область - уникальный регион Российской Федерации"

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа к разделу 2.2 «Страна: патриотизм» Классный час в 5 классе. Тема: «День народного единства. Саратовская область – уникальный регион Российской Федерации»»

Практическая работа к разделу 2.2 «Страна: патриотизм»


1. Изучить представленные и размещенные на федеральном информационном ресурсе комплекты методических материалов к занятиям «Разговоры о важном» (далее – федеральные занятия).

2. Выбрать федеральное занятие, раскрывающее ценность патриотизма.

3. Разработать региональный компонент к федеральному занятию, дополнив его содержание примерами из истории, литературы, науки, традиций вашего субъекта Российской Федерации.

4. Проверит свою работу по представленным критериям. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесите с таблицей интерпретации результатов.


Практическая часть.


  1. Изучить представленные и размещенные на федеральном информационном ресурсе комплекты методических материалов к занятиям «Разговоры о важном» (далее – федеральные занятия).


Внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Одна из основных ценностей: патриотизм — любовь к Родине.

Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качества гражданина. Любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой Родине. Патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.

Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии в соответствии с содержанием раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.

В сфере патриотического воспитания занятия в рамках программы «Разговоры о важном» направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных результатов: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, техно- логиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и при- родному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.


  1. Выбрать федеральное занятие, раскрывающее ценность патриотизма.

«День народного единства». 5–7 классы: «Мы — одна страна».


3. Разработать региональный компонент к федеральному занятию, дополнив его содержание примерами из истории, литературы, науки, традиций вашего субъекта Российской Федерации.


Классный час в 5 классе.

Тема: «День народного единства. Саратовская область – уникальный регион Российской Федерации»


Цель:

  • формировать чувство гражданственности и патриотизма;

  • формировать ответственность за судьбу Родины;

  • развивать умение делать выводы, обобщать;

  • способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;

  • воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства;

  • формирование у обучающихся исторической памяти, чувства сопричастности к традиционным отечественным ценностям, воспитание патриотизма, осознания себя частью единой многонациональной страны.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, плакат по теме классного часа, интерактивные задания, подключение к интернету.

Ход классного часа

  1. Орг. Момент (слайд № 2. Карта Российской Федерации, отрывок стихотворения К. Симонова)

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

(К.Симонов)

Видеоролик: https://razgovor.edsoo.ru/video/676/


II. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня мы собрались на торжественное мероприятие, посвящённое празднику – Дню народного единства, который отмечают 4 ноября все граждане Российской Федерации. И мы начинаем с Гимна России.

(слайд № 2. Слова Гимна, Флаг и Герб Российской Федерации).

Звучит гимн России: первый куплет и припев.

(слайд № 3. «Карта Административно-территориального деления России»)

- Наша страна – Россия – это крупнейшее государство в мире. Когда на востоке говорят «Доброе утро!», на западе, люди, желают друг другу «Спокойной ночи!».

Наша Родина – это и самое многонациональное государство. На её просторах живут более 190 национальностей, народностей и этнических групп.

До недавнего времени административно-территориальное устройство страны насчитывает 85 субъектов: края, республики, области, автономные округа и города федерального значения. Но президент В.В. Путин 30 сентября 2022 года подписал вместе с руководством ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей договоры о вхождении их в РФ в качестве новых регионов.

В России теперь 89 регионов, ее население увеличилось почти на 6,2 млн человек и составляет более 152 млн человек. Площадь РФ увеличилась более чем на 100 тысяч квадратных километров.

Давайте все вместе подумаем, зачем объединились все эти народы в единое большое государство? Послушайте притчу об отце и сыновьях, и тогда я думаю, вам всё станет ясно.

(слайд № 4. «Притча «Отец и сыновья»)

- У одного отца было три сына, и они постоянно ссорились друг с другом. Однажды отец призвал их к себе и взял веник. Он вытянул по прутику из веника, раздал их сыновьям и приказал: «Сломайте эти прутики!». Братья легко переломали каждый свой прутик. Отец крепко связал веник, и снова приказал сыновьям: «Переломите этот веник!». Сколько не старались братья – не смогли этого сделать. Тогда отец сказал своим сыновьям: «Так-то и вы, если в согласии и одной связке жить будете, никто вас не одолеет; а если ссориться, да всё делать врозь – вас всякий легко погубит!»

- Зачем же объединились народы в одно большое государство? (Ответы детей).

- 4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года- День народного единства.

Я немного расскажу вам об истории возникновения этого праздника.

(слайды № 5. «Семибоярщина»)

- Четыреста лет тому назад в Государстве Русском умер последний царь из рода Рюриковичей. Умер и не оставил наследников на престол. И тогда знаменитые боярские да дворянские династии захотели посадить на царский престол своих родственников. Пошла между ними распря великая.

(слайды № 6. «Смутное время»)

Вдобавок к этому несколько лет подряд был неурожай, пришёл большой голодомор и началось в России Смутное время. Некоторые бояре да дворяне, вместо того чтобы помочь своему народу, обратились к полякам, шведам и литовцам, что бы те помогли им сесть на царский престол. А враги только и ждали момента, чтобы завоевать богатую землю русскую, погубить как можно больше народа и завладеть богатствами.

(слайд № 7. «Бесчинства захватчиков в России»)

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

(Наталья Майданик)


- Пришли поляки, шведы, литовцы и стали бесчинствовать в наших землях и творить всякое беззаконие над людьми. Несколько лет изнемогал от их жестокости народ российский.

(слайд № 8. «Минин призывает к ополчению»)

- Но жил в Новгороде великий патриот и гражданин купеческого звания по имени Козьма Минин. Призвал он бедных людей создать ополчение народное и пойти на Москву, чтобы выбить оттуда захватчиков поганых, а богатых людей призвал собрать деньги на это великое дело. И многое множество людей откликнулось на его призыв. Сказал так же Козьма Минин, что есть в Москве полководец разумный по имени Дмитрий Пожарский и сможет он возглавить войско народное для борьбы с иноземцами.


(слайд № 9. «Пожарский возглавляет народное ополчение»)

- И двинулось ополчение народное на Москву из Новгорода. И в битвах жестоких одержал русский народ победу и изгнал иноземных захватчиков с земли российской.

(слайд № 10. «Сражения народного ополчения 1612 года»)

Посрамив врагов коварство,

В страшный для России год

Вместе Минин и Пожарский

В битву повели народ.

И отряды добровольцев,

Гневом праведным полны,

Злых поляков и литовцев

Прочь прогнали из страны.

(Олеся Емельянова)

(слайд № 11. «Подвиг Иван Сусанина»)

- Многие люди в те дни далёкие дни совершали подвиги во имя освобождения родины. Слава одного героя дошла до наших дней. Жил крестьянин по имени Иван Сусанин. Однажды в его деревню пришли поляки и заставили его показать дорогу через лес, чтобы отступить и скрыться от народного ополчения. Крестьянин претворился, что согласен им помочь. Он завёл польское войско в леса с топкими болотами. Поляки догадались, что хитрый Сусанин их погубил. Они жестоко расправились с ним, но и сами не смогли выбраться: замёрзли или утонули в болотах.

Вот так, забыв все ссоры и обиды, объединившись, весь русский народ в едином порыве, отстоял родину и избавил её от разорения и унижения.

(слайд № 12. «Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади»)

- Памятник Минину и Пожарскому вот уже несколько столетий украшает Красную площадь и посвящен изгнанию из России польских интервентов. С 1990 года включен в список объектов всемирного наследия. В силу расположения является одним из обязательных пунктов экскурсионных маршрутов.

Идея установить памятник героям-ополченцам возникла в 1802 году, но Александр I ее не поддержал, так как не изыскал финансовой возможности. В 1808 году нижегородцы самостоятельно собрали деньги на памятник Минину и Пожарскому и вновь подняли вопрос о его отливке и установке. На этот раз Александр I дал свое согласие и разрешил начать конкурс эскизов. Однако отливку опять пришлось отложить из-за недостаточности финансовых средств. И только в 1811 году, когда набралась внушительная сумма в 136 000 рублей, Комитет министров дал «добро» на возведение памятника.

Работы над памятником Минину и Пожарскому начались в конце 1811 года и были закончены лишь в 1818 году. На нём надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России».

Ребята, а теперь поиграем в онлайн-викторину, посвященную Дню народного единства, и проверим, кто больше запомнил фактов из истории возникновения праздника. (https://onlinetestpad.com/ru/test/557990-viktorina-den-narodnogo-edinstva).

А теперь вспомним мудрые пословицы о Родине, о России, о патриотизме.

(Ответы ребят)

(Родина — мать, умей за нее постоять.

На родной стороне и камешек знаком.

Своя земля и в горсти мила.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родину головой оберегают.

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Любовь к родине сильнее смерти.

Своя сторона по шерстке гладит, чужая — насупротив.

Не временем годы долги, долги годы отлучкой с родной стороны.

На чужой стороне родина милей вдвойне.)


(слайд № 13. «Флаг и герб Саратовской области»)

Поговорим о нашей Саратовской области.

Саратовская область расположена на берегу великой русской реки Волги. На огромной территории проживает более трех миллионов человек. Народы, живущие в Самарской области, несмотря на различия в верованиях, образе жизни и традициях, живут очень дружно. Здесь насчитывается более ста различных национальностей.

На первом месте по числу проживающих здесь людей идут русские. Они переселялись в районы Поволжья из разных городов России. На втором - татары, первые из них появились здесь ещё в 16 веке. Большая часть из них исповедует исламскую религию.

Какие еще народы населяют Саратовскую область? (ответы учеников)

(Чуваши, калмыки, казахи, евреи, немцы, поляки, марийцы, латыши, эстонцы и многие другие).

Этнокультурная мозаика региона расширяется – по данным последней переписи впервые зафиксировано проживание представителей следующих национальностей (по стране происхождения): ганцы, гватемальцы, голландцы, костариканцы, таиландцы, танзанийцы, сомалийцы, конголезийцы, камерунцы, шведы, швейцарцы и др.

История совместного проживания людей разных национальностей, языков, культур и религий на Саратовской земле не знает случаев межнациональных и межрелигиозных конфликтов, характеризуется доверием, взаимопомощью, веротерпимостью и сплоченностью.

Эта сплоченность многонационального народа края особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны – многие воевали на фронте, другие обеспечивали фронт оружием, хлебом, одеждой.

Во время ВОВ наш город Саратов был тыловым городом. Но уроженцы города и области принимали самое активное участие в защите страны.

 Одними из первых встретили фашистов на границе пограничные, войска которыми командовал уроженец станции Чалыкла Озинского района И.И.Масленников. Среди них 13-ая застава 90 погранотряда с выпускником Саратовского погранучилища им. Ф. Э. Дзержинского лейтенантом А. В.Лопатиным. Две недели в окружении превосходящих сил противника сражались пограничники .

13 июля 1941 г. 63 стрелковый корпус, состоящий в основном из саратовцев, во главе с бывшим начальником саратовского гарнизона И.В. Панфиловым нанес один из первых ударов по наступавшему противнику и освободил города Рогачев и Жлобин. Этой операцией корпус показал, что фашистов можно бить и заставить отступать.

Навсегда вошел в историю военной авиации неравный бой 7 советских истребителей с 25 фашистскими самолетами – он был выигран краснозвездной эскадрильей, которой командовал бывший рабочий Саратовского завода «Серп и молот» капитан Борис Еремин, ставший Героем Советского Союза.

Могила уроженца Аркадакского района Илья Каплунова находится на Мамаевом Кургане.  Звание Героя Советского Союза ему присвоили за то, что в боях за Сталинград он подбил 9 вражеских танков.

Три саратовца,Николай Грибанов, Евгений Лютиков, Александр Назаров, повторили подвиг Александра Матросова – закрыли своими телами амбразуры дотов.

На третий день войны капитан Г.А. Храпий направил свой пылающий самолет на середину моста, уничтожив находившихся там фашистов и их боевую технику. Его подвиг повторил наш земляк из с. Большой Кушум Дмитрий Тарасов.

До войны, работая токарем  на судоремонтном  заводе  и  занимаясь  в авиаклубе, он овладел самолетовождением. В воздушных боях над нашей территорией, а затем над Белградом, Будапештом, Веной Н. Скоморохов сбил 46 вражеских самолетов и стал Дважды Героем Советского Союза.

8.  Шофер 3. Игматулин из Новоузенского района, стал участником 53 танковых атак. На одном из участков 1-го Прибалтийского фронта его боевая  машина  ворвалась  в  населенный пункт, занятый немцами. Протаранив дом, превращенный  в  укрепленную  точку,  он рассеял  находившихся  в  нем немцев.  В этом бою экипаж танка уничтожил 8 орудий и  захватил  в  плен 15 фашистов. 

16  ноября  1941г.,  на  заснеженном подмосковном поле у разъезда Дубосеково, произошло  событие,  взволновавшее  весь мир. 28  героев-панфиловцев  под руководством  политрука  В. Клочкова, уроженца  с. Синодское Вольского района, отбили атаку 50 немецких танков, рвавшихся к Москве. Гвардейцы почти все погибли, но танки к столице не прошли .

Под Ростовом до последней возможности сражался с врагом командир кавалерийского  полка подполковник  И. Лободин, уроженец  с. Ст. Порубежка  Пугачевского района.  Израненного и окровавленного, его схватили фашисты, облили керосином и подожгли.

В  октябре 1941 г.  в  г.  Энгельсе сформированы 3 женских авиаполка – 586-й – истребительный, 587-й – бомбардировочный, 588-й – ночных бомбардировщиков под командованием Марины Расковой – Героя Советского Союза. Фашисты называли летчиц «Ночные ведьмы».

Военные  училища  Саратова  выпустили десятки тысяч офицеров. 1 и 2-ое саратовские  танковые  училища  в  годы Великой Отечественной войны подготовили 11226 офицеров, пехотные – около 4 тыс., погранучилище им.  Ф.Э.  Дзержинского – более 5 тыс. Танкистов для  Польской и Чехословацкой армий обучали  в  годы войны  в Саратове.

Осенью 1941г.  воины двух саратовских дивизий  316-й   и 32-ой проявили чудеса героизма, храбрости и верности Отчизне, сражаясь на подступах к Москве, 316-ая –  там, где дружины Дмитрия Донского одолели орды Мамая, 32-я – там, где русские войска положили конец славе Наполеона.

Более 50 тысяч саратовцев записались в народное ополчение, из них 34 тыс. пополнили армию. Всего в Саратовской области сформировано более 500 войсковых единиц. Одна из них 3 4-ая гвардейская стрелковая  дивизия  сформированная  на территории нашего Советского района.

307 тыс. беженцев приютила Саратовская область в годы Великой Отечественной войны, из них 100 тыс. в г. Саратове. На территорию нашего района в годы войны эвакуировался целый колхоз с Украины. В нашем селе проживают потомки беженцев с оккупированных территорий.

На Саратовской земле захоронено в 69 братских могилах 14731 воинов, умерших от ран; дислоцировалось 183 военных госпиталей.

680 тыс. саратовцев, т.е. каждый 4 житель края с оружием в руках сражались с немецко-фашистскими захватчиками.

Некоторые улицы Саратова носят имена саратовцев – Героев Советского Союза: Марины  Расковой -  командира женской   эскадрильи, А.Хользунова – 265 боевых вылетов, сбил12 самолетов, В.С. Зарубина – 215 штурмов командир эскадрильи, Д.В.Емлютина – командира партизанского отряда на Бряншине, И.В. Панфилова – командира 318 дивизии.

Саратовская земля тесно связана с развитием космонавтики. 12 апреля 1961 г. на Саратовской земле приземлился  1  космонавт Земли  – Юрий Алексеевич Гагарин в с. Семеновка Энгельского района. 7 августа 1961 г. на нашей земле, у г. Красный Кут приземлился  2-ой  космонавт – Герман Степанович Титов. В 1969г. состоялась первая стыковка на   орбите   пилотируемых   космических кораблей  «Союз–4»  и  «Союз–5». Командиром  «Союз–4»  был  летчик полковник В.А. Шаталов. Он обучался летному делу обучался  в Саратовском Заволжье , в г.Пугачеве и Красном Куте. В 1974 г.  в  историю  отечественной космонавтики  было  вписано  имя  нашего земляка Г.В. Сарафанова. Он родился в с. Синенькие Саратовского района Саратовской области и закончил Балашовское ВВАУ.


8 сентября 1972 г. произошло главное событие в истории Саратовского Заволжья – пуск в эксплуатацию Саратовского оросительно-обводнительного канала общей площадью пашни более чем 1,2 млн га. В Балаковский, Краснопартизанский, Ершовский, Новоузенский, Александрове-Гайский,  Федоровский,  Краснокутский районы пришла волжская вода.



Сегодня Саратовская область – одна из крупнейших областей России, где проживает свыше миллиона человек.

Саратов - один из наиболее динамично развивающихся современных российских мегаполисов. Саратов является крупным центром машиностроения и металлообработки, пищевой, а также космической и авиационной промышленности.

В городе работают более 150 крупных и средних промышленных предприятий. Важное место в экономике города занимает торговля и финансовая сфера.

Сегодня Саратов не только крупный промышленный, но и образовательный центр.

  1. Заключение.

Будущее же нашей области целиком и полностью находиться в ваших руках!!! Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Чтение стихотворения учащимися

ПРИЗЫВНАЯ

  1. В День единства будем рядом,
    Будем вместе навсегда,
    Все народности России
    В дальних селах, городах!

  2. Вместе жить, работать, строить,
    Сеять хлеб, растить детей,
    Созидать, любить и спорить,
    Охранять покой людей,

  3. Предков чтить, дела их помнить,
    Войн, конфликтов избегать,
    Чтобы счастьем жизнь наполнить,
    Чтоб под мирным небом спать!

(Наталья Майданик)

- Всем спасибо за общение.



4. Проверит свою работу по представленным критериям. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесите с таблицей интерпретации результатов.



Критерии оценивания:

Выполнение практической работы оценивается в соответствии
с едиными критериями. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.

В методической разработке учтены:

Критерий оценивания

Баллы

Разработка, содержащая региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу

1

Региональный компонент разработан в соответствии с дидактическими принципами и методическими основаниями, на которых основана разработка федерального занятия

1

Региональный компонент, дополняющий сценарий федерального занятия, представлен в виде целостного комплекта дидактических и методических материалов для проведения занятия «Разговоры о важном» и содержит разработки:

1

- сценария

1

- интерактивных заданий для школьников

1

- оценочных средств (опросники, анкеты, др.)

0

- видеоролика

1

- методического описания

0

- презентации в формате ppt, pdf

0

Каждая из разработок регионального компонента носит авторский характер

0

Содержание разработок регионального компонента соответствует возрастным особенностям обучающихся

1

Предлагаемые методы и приемы проведения занятия являются современными (актуальными)

1

Информация, представленная в региональном компоненте, актуальна

1

Каждая из разработок регионального компонента может использоваться другими классными руководителями (кураторами) для проведения занятия в соответствующей возрастной группе

1

Итого

10



Интерпретация результатов:


0–4 балла

Разработанный региональный компонент требует серьезной доработки

5–9 баллов

Разработанный региональный компонент требует доработки по отдельным позициям

10–14 баллов

Разработанный региональный компонент выполнен
на должном дидактическом и методическом уровне








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!