СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа к разделу 2.4 «Семья: традиции» ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-4 классов по теме: «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: формировать уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье.

 Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи, дружба.

Рекомендуемая форма занятия: беседа-обсуждение. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа к разделу 2.4 «Семья: традиции» ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-4 классов по теме: «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?»»

Практическая работа к разделу 2.4 «Семья: традиции»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-4 классов по теме: «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?»

Цель занятия: формировать уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье.

 Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи, дружба.

Рекомендуемая форма занятия: беседа-обсуждение. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступительное слово учителя.

« Семья – это та первичная среда, где человек

должен учиться творить добро»

В.А.Сухомлинский

Учитель: В период золотой осени есть особый день в календаре. Это 1 октября - Международный день пожилых людей. Поэтому сегодня мы поговорим с вами о наших любимых близких и родных людях - бабушках и дедушках, выразим им свою любовь, заботу и внимание.

Беседа по предварительным вопросам

Учитель организует разговор в классе по двум-трём выбранным им вопросам: 

       Как вы думаете, для чего устраивают праздник для пожилых людей?

       Что приносит радость вашим бабушкам и дедушкам?

       Часто ли вы помогаете вашим бабушкам и дедушкам?

       Много ли времени вы проводите со своими бабушками и дедушками?

       Что вы делаете?  Как мы можем выразить свою любовь к пожилым людям?

Учитель благодарит учеников за ответы и рассуждения, подводит итог краткой беседе и переходит к теме «День пожилых людей». Просмотр видеоролика

Учитель: А теперь давайте посмотрим видеоролик, в котором рассказывается об этом важном дне, о его истории и традициях. Демонстрация видео (дикторский текст) 1 октября мы отмечаем удивительно теплый и добрый праздник – День пожилых людей. В этот день мы чествуем тех, чья жизнь вступила в период золотой осени, тех, кто посвятил себя своей стране и своему народу, кто жил и трудился ради светлого будущего подрастающего поколения. Решение об этом празднике было принято в нашей стране - в 1992 году. Главная цель этого светлого дня - обратить внимание на проблемы и трудности, с которыми сталкиваются люди пожилого возраста. Этот замечательный праздник имеет свой логотип. В России он представляет собой раскрытую ладонь с сердцем — символ доброты и помощи. Пожилые люди являются душой каждой семьи, хранителями семейных традиций и нравственных ценностей.

Учитель: Итак, мы с вами увидели, что в жизни каждого пожилого человека большое значение имеют наше доброе и чуткое отношение к ним, наше внимание и наша забота. И народная мудрость хранит множество высказываний о добре, добрых делах и теплых словах. Давайте узнаем, что говорят нам пословицы об этих непреложных во все времена ценностях. Предлагаю вам подумать минутку и найти соответствие начала и конца пословиц о добре к людям. После завершения интерактивного задания учитель может организовать беседу о важности доброго отношения к близким людям, к бабушкам и дедушкам и том, в каких действиях, поступках и словах проявляется доброе отношение к людям преклонного возраста.

Интерактивное задание №1 «Что говорит народная мудрость о добре к близким?» Описание задания: учитель включает на экране интерактивное задание №1. Части пословиц находятся в хаотичном порядке, их нужно правильно соединить. Нужные плашки выстраиваются на экране в следующем порядке:

1. Учись доброму плохое на ум не пойдёт.

2. Про доброе дело говори смело.

3. Худо жить без ласкового слова.

4. Доброе слово лечит, а злое калечит.

5. Кто доброе творит, тому зло не вредит.

6. Доброе слово человеку — что дождь в засуху.

7. Жизнь дана на добрые дела.

8. Тёплое слово и в мороз согревает.

9. Добрый человек придет, словно свету принесет.

 

Учитель:Молодцы! А как вы думаете: что такое семья?

Учитель: Действительно, "семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.

Моя семья – надежный крепкий тыл.
Со мною мать, отец, сестренки, братья…
Здесь могут охладить ненужный пыл,
Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.

Учитель: Согласитесь ли вы со мной, что все семьи разные. Нет ни одной семьи, как две капли воды похожей на другую. А чем отличаются семьи?

(ответы детей – атмосферой, составом, традициями, привычками и т.д.)

Учитель:А в старые времена и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции.

Беседа

       Что такое традиции?

       Почему люди соблюдают традиции?

       Какие семейные традиции вы знаете?

       Как вы думаете, из чего складывается счастье семьи?

       Важно ли сохранять семейные традиции?

(Ответы учащихся)

Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Они составляют культуру семьи, являются ее ценностями.

IV. Семейные традиции

1.Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

2.Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.

Учитель: И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?

Учащиеся рассказывают о своих близких.

3.Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

Учитель: Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей… В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.

Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.

4.Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.

Учитель: Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

Учащиеся, в названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них.

5.Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.

Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.

6. Отмечать семейные праздники – тоже традиция.

Учитель: Какие праздники отмечают в вашей семье?

Рассказ учащихся.

Учитель: Великий русский писатель, родившийся в нашем крае,  Л.Н.Толстой писал, что счастливые семьи похожи друг на друга. Чем они похожи? В чем заключается формула счастья? Составьте эту формулу счастья, которую люди ищут всю жизнь, да так и не находят.( ответы и предположения учащихся)

Учитель: Ребята, а что делает каждый дом не похожим на другой?

Учитель: Правильно, это могут быть какие-то вещи, мебель, обстановка.

В каждой семье есть вещи, которые имеют интересную историю. Иногда они старые и не очень красивые, но в семье их берегут, ведь с этими вещами связаны какие-то дорогие в семье события. Их продолжают хранить, как память о близких людях.

Мы с вами провели разведку и принесли подобные предметы на наше занятие. Они находятся в сундучке. Такие сундучки иногда были у бабушек. Итак, открываем «бабушкин сундучок».

(Дети рассказывают о дорогих семейных реликвиях).

Учитель: Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.

Обобщение

– Основа любой семьи – любовь, доброта, доверие, уважение, ответственность, сопереживание. Это – главные традиции семьи.

-Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.

-Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.

-Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!