ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: «Комедия «Вишневый сад». Жизненная беспомощность героев пьесы»
1.Цель: научиться правильно давай характеристики героев и выявлять позицию автора.
2.Оснащение: учебник, тетрадь для практических работ, раздаточный материал, «Схемы- опоры по литературе».
3.Пояснения к работе: Прочитайте параграф в учебнике – «Расстановка действующих лиц в пьесе», стр.70-72
План последовательности характеристики героев:
-Главные герои
-Второстепенные персонажи
4.Задания:
1.Выяснить философско-нравственную проблематику рассказов трилогии и авторское отношение к этой проблематике.
2.Проанализируйте пьесу «Вишневый сад». На выделенный вопрос дайте развернутый ответ в тетрадях для практических работ по литературе.
-
Контрольные вопросы:
-
Как определить жанр пьесы? Комедия? Драма? Трагикомедия?
-
Кого можно считать положительными героями? Драматичны ли образы Пети и Ани? Драматичен ли Лопахин?
-
В чем комичность образов Раневской и Гаева? А в чем их драматичность? Кто виноват в драматичности их жизни?
4.Докажите, что второстепенные герои тоже комичны (Яша, Дуняша, Шарлотта, Симеонов - Пищик, Епиходов).
-
Охарактеризуйте конфликт и проблематику пьесы.
-
«Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле. Ее назначение — правда безусловная и честная», — писал Чехов. Какую же «безусловную и честную» правду мог увидеть Чехов в конце XIX в.?
-
Как тема увядания дворянских гнезд показана в «Вишневом саде»? Что олицетворяет Фирс? А Яша?
-
Как показывает Чехов оскудение дворянства? Почему Гаев и Раневская отказываются от предложения Лопахина?
-
Как трактуется образ Лопахина? Почему его не любит Гаев?
-
Какую роль в пьесе играет аукцион? Почему он выведен за сцену?
11.За сад идет борьба: богач Дериганов собирается купить его, Раневская и Гаев посылают Аню за деньгами к бабушке, Лопахин думает о возможном участии. Главное ли это в пьесе?
-
Система оценивания:
Практическая работа обучающихся оценивается по пятибалльной шкале: Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся:
свободно применяет полученные знания при выполнении практических
17
заданий; выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;при ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность, дает точное определение и истолкование основных понятий.
Оценка «хорошо» ставится, если: выполнены требования к оценке «отлично», но допущены 2 – 3 недочета при выполнении практических заданий и студент может их исправить самостоятельно или при небольшой помощи преподавателя; в письменном отчете по работе делает незначительные ошибки; при ответах на контрольные вопросы не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности, но затрудняется в применении знаний в новой ситуации, приведении примеров.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если: практическая работа выполнена не полностью, но объем выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы;
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если: практическая работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов, имеются лишь отдельные представления об изученном материале, большая часть материала не усвоена; в письменном отчете по работе допущены грубые ошибки, либо он вообще отсутствует; на контрольные вопросы студент не может дать ответов, так как не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
7.Содержание отчета
1.Название работы.
2.Цель работы.
3.Задания.
4.Ответы на контрольные вопросы