СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа "Отработка порядка действий при возникновении пожара"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа по "Пожарной безопасности". В результате освоения данной темы обучающиеся получают умение применять первичные средства пожаротушения, знания мер пожарной безопасности и правил безопасного поведения при пожарах, которые помогают формировать общие компетенции.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Отработка порядка действий при возникновении пожара"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«КРАСНОЛУЧСКИЙ ГОРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»




УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора

по учебной работе









ОТРАБОТКА ПОРЯДКА И ПРАВИЛ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОЖАРА И ПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВАМИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

Методическая разработка практического занятия




Разработал:

преподаватель экологических дисциплин

Гончаренко О.М.






г. Красный Луч



№ п/п

СОДЕРЖАНИЕ


лист

1.

Введение

3

2.


Структура занятия

  1. Организационный момент;

  2. Сообщение темы, целей и основных заданий. Мотивация учебной деятельности;

  3. Контроль исходного уровня знаний и актуализация опорных знаний;

  4. Инструктаж по технике безопасности

5


3.

Основная часть практического занятия

  1. Формирование умений и навыков. Перечень заданий:

1. Применение теоретических знаний

2. Практические задания разного уровня

6) Текущий контроль выполнения работы

7

4.


7) Обобщение и систематизация умений и навыков

8) Подведение итогов занятия

9) Выдача домашнего задания

14


5.

Список использованной литературы

15

6.

Приложения

Приложение 1 Теоретический материал по теме

Приложение 2 Раздаточный материал

Приложение 3 Критерии оценивания результатов при выполнении практических работ

Обучающий видеоролик, презентация

16






Введение

Человек постоянно подвержен действию опасностей, независимо от того, что он делает, где и когда находится. Это вытекает из аксиомы БЖД о потенциальной опасности любого вида человеческой деятельности. Однако наличие опасностей еще не означает, что они обязательно произойдут. Для этого необходимы определенные причины или обстоятельства. Чтобы снизить вероятность проявления таких причин и условий возникновения опасностей, необходимо соблюдать определенные меры безопасности и уметь использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

Выполнение практических занятий в процессе изучения БЖД вызвано необходимостью решения разного рода задач, в том числе профессиональных, таких как анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач.

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными умениями и навыками, которые будут использовать в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

В результате освоения данной темы обучающиеся получают умение применять первичные средства пожаротушения, знания мер пожарной безопасности и правил безопасного поведения при пожарах, которые помогают формировать общие компетенции.





Тема практического занятия:

«Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара и пользовании средствами пожаротушения»

Цели работы:

- Дидактические:

  • обобщить теоретические сведения и общие правила пожарной безопасности на производстве и в быту;

  • ознакомиться с устройством, принципом работы и правилами пользования огнетушителями ОХП-10, ОУ-2 и ОП-1.

- Развивающие:

  • формирование умений и навыков действий при возникновении пожара;

  • формирование навыков использования средств пожаротушения;

  • привитие навыков и умений использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

- Воспитательные:

  • воспитание культуры изложения мыслей, четкой направленности в работе;

  • воспитание умения применять полученные знания при решении поставленных заданий.


Форма работы: практическое занятие.

Методы обучения:

исследовательский, мозговой штурм, создание ситуационной заинтересованности.

Применяемые технологии: проблемная, развивающая, информационно-компьютерная.




1. Структура занятия

Практическое занятие включает:

  1. Организационный момент.

Проверка наличия обучающихся на занятии, производство записей в учебном журнале, назначение дежурных.

  1. Сообщение темы, целей и основных заданий. Мотивация учебной деятельности.

Основные задания практического занятия:

  • повторить правила противопожарной безопасности;

  • обобщить основные правила поведения при пожаре;

  • познакомиться с методами, средствами, способами борьбы с пожарами;

  • рассмотреть правила действий, которые нужно выполнять при пожаре в помещении;

  • научиться пользоваться алгоритмом действий (планом эвакуации) при пожаре по сигналу оповещения в колледже;

  • научиться работать с наглядным материалом, оформлять записи, схемы в конспектах, отчеты о проделанной практической работе.

Теоретический материал к практическому занятию обучающиеся прорабатывают заранее самостоятельно, пользуясь специальной литературой и материалом, предоставленным преподавателем (Приложение 1).

Преподаватель с помощью дежурных раздает инструкции по выполнению практической работы, бланки отчетов, при необходимости определяет варианты заданий (В-1 (нечетные), В-2 (четные)).


  1. Контроль исходного уровня знаний и актуализация опорных знаний.

В ходе беседы и изучения основных вопросов преподаватель обсуждает вместе с обучающимися правила пожарной безопасности, знакомит с видами первичных средств пожаротушения, последовательностью действий при использовании различных видов огнетушителей.

Основные вопросы, рассматриваемые в процессе работы:

  1. Что такое «пожар»?

  2. Какие факторы необходимо для возникновения пожара?

  3. При каких условиях процесс горения невозможен?

  4. Каковы основные причины возникновения пожаров?

  5. Что необходимо делать, если пожар случился? Ваши основные действия в различных ситуациях (пожар в квартире, на лестничной клетке, в общественном здании).



  1. Инструктаж по технике безопасности.






















2. Основная часть практического занятия

  1. Формирование умений и навыков. Для закрепления теоретического материала, который изучен на лекционных занятиях и проработан обучающимися самостоятельно, работаем с презентацией «Пожарная безопасность».

I. Основные понятия пожарной безопасности

Под явлением «пожар» понимают стихийное распространение огня, который вышел из-под контроля и приводит к уничтожению материальных ценностей и создает угрозу для жизни людей (слайд №2).

Основные параметры, характеризующие пожары, это – площадь огня, интенсивность горения, скорость распространения и продолжительность пожара.

Для возникновения пожаров необходимо присутствие трех факторов:

  1. наличие окислителя, в качестве которого обычно выступает кислород воздуха;

  2. наличие горючего вещества;

  3. наличие источника тепла, создающего температуру, при которой горючее вещество может гореть самостоятельно.

При отсутствии хотя бы одного из этих условий горение становится невозможным. На этом постулате базируется большинство профилактических мероприятий, направленных на предупреждение пожаров.

Таким образом, исходя из условий возникновения горения, основным заданием пожарной безопасности является уменьшение до минимально возможного количества горючих веществ в помещении и максимальное удаление потенциальных источников возгорания.

Слайд №3

Основными причинами возникновения пожаров являются: невнимательность человека, дефекты электрических установок и приборов, самовозгорание, молнии, неправильное пользование пиротехническими средствами.

Практически все пожары, кроме возникших из-за взрыва, сначала небольшие по площади, их легко потушить, если вовремя проявить бдительность. Время, отведенное на тушение пожара, невелико, и необходимо знать, какие именно меры следует принять в первую очередь для локализации огня, не поддаваясь при этом панике.



Слайды №4-6

Если пожар случился:

  • самое первое правило – не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания;

  • необходимо быстро реагировать на пожар, используя все доступные способы для тушения огня (песок, вода, покрывала, одежда, огнетушители и т.п.);

  • любой огонь, который нельзя полностью победить в короткое время, требует работы пожарных. Звонить 01 нужно сразу же. Вызов должен содержать четкую информацию о месте пожара, его причине и вероятных последствиях для окружающих. Нужно назвать свое имя и дать свой номер телефона для получения дальнейших уточнений;

  • во время пожара необходимо постоянно использовать воду для тушения, закрыть окна и двери, потому что потоки воздуха питают огонь;

  • закройте газ и отключите электроэнергию, чтоб не попасть под напряжение при использовании воды для тушения пожара;

  • если есть дым, то идти нужно, пригнувшись или передвигаться ползком, закрывая голову влажной тряпкой, обильно смочив одежду водой;

  • если есть возможность потушить пламя, лучше двигаться против огня, пытаясь ограничить его распространение и «толкая» огонь к выходу или туда, где нет горючих материалов;

  • наиболее эффективное тушение пламени осуществляется с высоты на уровне огня;

  • потушив источник возгорания, необходимо проверить существование других возможных пожарищ.


Слайд №7

II. Изучение первичных средств пожаротушения.

  • Внутренние пожарные краны

Предназначены для тушения водой твердых сгораемых материалов и горючих жидкостей и для охлаждения ближайших резервуаров. Внутренний пожарный кран вводится в работу двумя работниками. Один прокладывает рукав и держит наготове пожарный ствол для подачи воды в очаг горения, второй проверяет подсоединение пожарного рукава к штуцеру внутреннего крана и открывает вентиль для поступления воды в пожарный рукав.

  • Асбестовое полотно, войлок (кошма)

Используется для тушения небольших очагов горения любых веществ. Очаг горения накрывается асбестовым или войлочным полотном с целью прекращения к нему доступа воздуха.

  • Песок

Применяется для механического сбивания пламени и изоляции горящего или тлеющего материала от окружающего воздуха.  Подается песок в очаг пожара лопатой или совком.

  • Огнетушители (просмотр видеоролика)

Виды огнетушителей и правила их использования для тушения возгораний.

Пенные огнетушители  ОВП-5, ОВП-10, ОХП-10, ОХВП-10

Предназначены для тушения различных веществ и материалов, разлитых горючих жидкостей на небольших площадях за исключением электроустановок, находящихся под напряжением. Продолжительность действия - 40-70 секунд.

Последовательность действий при использовании пенных огнетушителей:

  1. Поднесите огнетушитель к очагу горения на возможно близкое расстояние.

  2. Прочистите шпилькой отверстие спрыска.

  3. Отбросьте вверх до отказа ручку запорного устройства.

  4. Левой рукой возьмитесь за днище огнетушителя, правой рукой — за боковую
    ручку, переверните огнетушитель спрыском вниз и направьте струю пены в
    огонь.

  5. Если пена не пошла, переверните огнетушитель спрыском вверх, несколько раз
    встряхните его и вновь переверните спрыском вниз.

Углекислотные огнетушители

Используются для тушения электроустановок и электропроводов под напряжением до 380В, различных веществ, горючих материалов и жидкостей, возгораний на автомашинах. Продолжительность действия - 25-40 с.

Последовательность действий при использовании углекислотных огнетушителей:

  1. Снимите огнетушитель и левой рукой возьмитесь за рукоятку.

  2. Правой направьте струю огнетушителя в сторону очага возгорания

  3. Вращая маховичок вентиля против часовой стрелки, пустить струю углекислоты на огонь.

  4. Переворачивать огнетушитель не требуется, держать по возможности, вертикально. 

В АЖНО!!! В момент работы огнетушителя ни в коем случае не
беритесь рукой за раструб, т.к. температура здесь резко понижается и можно обморозить кожу.


Устройство углекислого огнетушителя:

1-баллон; 2 - сифонная трубка; 3- рукоятка;

4 - предохранитель; 5 - вентиль; 6 - маховичок; 7 - раструб.







Порошковые огнетушители ОП-Т «Момент», ОП-2

Используются для тушения нефтепродуктов, горючих газов и жидкостей, зажигательных веществ, электроустановок и проводов под напряжением до 1000 В, ценных материалов и загораний на автомобильном транспорте. Продолжительность действия – 40с.

Принцип действия порошкового огнетушителя:

Рабочий газ закачан непосредственно в корпус огнетушителя. При срабатывании запорно-пускового устройства порошок вытесняется газом по сифонной трубке в шланг и к стволу-насадке или в сопло. Порошок можно подавать порциями. Он попадает на горящее вещество и изолирует его от кислорода и воздуха.

Последовательность действий при использовании порошковых огнетушителей:

1.Снимите огнетушитель и левой рукой возьмитесь за рукоятку.

2. Откройте вентиль газового баллончика

3. Направьте струю порошка через выкидную насадку в очаг горения.


IIІ. Практическая часть.

1 этап: применение теоретических знаний

Выдаются рисунки с изображением огнетушителей, обучающиеся должны определить самостоятельно вид огнетушителя и выполнить следующие задания:

Задание 1 (уровень А):

1. Указать устройство углекислотного огнетушителя ОУ – 2.

2. Указать устройство порошкового огнетушителя ОП-2.

Задание 2 (уровень В):

Определить порядок действия при использовании:

  1. Пенного огнетушителя ОХВП-10;

  2. Порошкового огнетушителя ОП-2;

  3. Углекислотного огнетушителя ОУ – 5.

Задание 3 (уровень С). Укажите ваши действия в перечисленных ситуациях:

1.Ситуация: Возгорание в квартире

Ваши действия:

2. Ситуация: Запах дыма (гари) на лестничной площадке

Ваши действия:

3.Ситуация: Загорелся телевизор (любой другой электроприбор)

Ваши действия:

4. Ситуация: Загорелась одежда на человеке

Ваши действия:


2 этап: практическое применение знаний

Задание 4. Произвести эвакуацию из помещения по команде тревоги «Пожар».

Порядок выполнения:

  • по сигналу учебной тревоги произвести эвакуацию из помещения учебной аудитории;

  • определить место условного возгорания;

  • приступить к тушению условного возгорания используя средства пожаротушения.

Для выполнения данного задания проводится экскурсия по образовательному учреждению (после сигнала «Пожар!»). Определяется, как выполняется обучающимися алгоритм действия (план эвакуации) при пожаре.

Экскурсию можно провести заранее (при изучении теоретического материала на лекционном занятии).

Цель экскурсии — ознакомление с местами расположения первичных средств пожаротушения и от­работка модели поведения при пожаре. Во время экскурсии необходимо внимательно рассмотреть план эвакуации студентов и персо­нала образовательного учреждения (во время пожара на это не будет времени), изучить маршрут эвакуации от кабинета безопасности жизнедеятельности до аварийного выхода, пройти по этому марш­руту и запомнить его.

Обучающимся следует обратить внимание на следующие момен­ты:

  • вид огнетушителя и правила приведения его в действие;

  • место расположения пожарного крана (при наличии), ближайшего к учебному
    кабинету ОБЖ, и его комплектацию;

  • место расположения пожарного щита (при наличии) и его комплектацию;

  • порядок действия в случае возникновения пожара в образова­тельном учреждении.

  • план эвакуации;

  • места расположения эвакуационных выходов.

Задание 5. Внимательно прочитайте утверждения, оцените их правильность и разместите их в соответствующие графы таблицы («Правильно» или «Неправильно»).

При выполнении данного задания необходимо использовать теоретический материал из инструкций к практической работе и лекционного материала.


Правильно

Неправильно










  1. При возгорании сковороды необходимо залить ее водой.

  2. Если загорелась мебель, пытайтесь тушить ее водой.

  3. Загоревшийся компьютер или телевизор нельзя тушить во­дой.

  4. Если загорелась занавеска, сбивайте огонь мокрой тряпкой, шваброй или метлой.

  5. Токсичные продукты, выделяемые при горении, не опасны для человека.

  6. Чтобы быстрее выбраться из горящего здания, воспользуйтесь лифтом.

  7. Если вы почувствовали запах дыма, постарайтесь не покидать
    комнату.

  8. Возгорание необходимо начать тушить как можно раньше.

  9. Мебель с трудом воспламеняется и легко тушится.

  10. Короткое замыкание внутри корпуса может привести к возго­ранию компьютера или телевизора.

  11. При обнаружении пожара надо сразу перекрыть газ, выключить электричество.

  12. При вызове МЧС при пожаре необходимо четко сообщить точ­ный адрес, место пожара (помещение, этаж), время возгорания, цвет дыма, свою фамилию, номер своего телефона.

  13. Лучше не сообщать о пожаре людям, работающим по соседству, чтобы избежать паники.

  14. При пожаре надо распахнуть все окна и двери, чтобы не задо­хнуться от дыма.


  1. Текущий контроль выполнения работы. Преподаватель во время выполнения студентами теоретической и практической части осуществляет постоянный контроль выполнения заданий. Обучающиеся заполняют бланк отчета по выполненным заданиям (Приложение 2).














  1. Обобщение и систематизация умений и навыков. Преподаватель отвечает на вопросы студентов по ходу занятия, задает вопросы для обобщения и закрепления изученной темы.

  2. Подведение итогов занятия.

Преподаватель выставляет оценки за работу на практическом занятии, сообщая, что оценки за выполненные задания в бланках отчетов будут выставлены к следующему учебному занятию. Оценивание знаний и умений обучающихся осуществляется в соответствии с критериями (Приложение 3).

  1. Выдача заданий для самостоятельной работы или домашнего задания.

Домашнее задание (записано на доске).

Составить:

  • инструкцию по ликвидации пожара в квартире;

  • план эвакуации из своей квартиры;

  • план эвакуации из населенного пункта, расположенного вблизи источника ЧС – лесного пожара.























СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – М.: КНОРУС, 2010. – 288 с.

  2. Масленников В.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. – М.: Издательство АСВ, 2014. – 509с.

  3. Арустамов Э.А.Безопасность жизнедеятельности. Учебник. 10-е изд, перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006. – 476с.

  4. Федоров В.С., Колчунов В.И., Левитский В.Е. Противопожарная защита зданий. Конструктивные и планировочные решения. Учебное пособие. - М.: Издательство АСВ, 2013. – 176с.

  5. Лекции по БЖД РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/dir/cat19/subj44/file17053/view159291.html

  6. Научно-практический и учебно-методический журнал Безопасность жизнедеятельности РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.novtex.ru/bjd/

  7. МЧС России. Видеоролики по БЖД РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.mchs.gov.ru/info/individual/rules/Videoroliki_po_bezopasnosti_zhiznedeja

















Приложение 1

Теоретический материал по теме

«Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара и пользовании средствами пожаротушения»

Под явлением «пожар» понимают стихийное распространение огня, который вышел из-под контроля и приводит к уничтожению материальных ценностей и создает угрозу для жизни людей.

Основные параметры, характеризующие пожары, это – площадь огня, интенсивность горения, скорость распространения и продолжительность пожара.

Для возникновения пожаров необходимо присутствие трех факторов:

  1. наличие окислителя, в качестве которого обычно выступает кислород воздуха;

  2. наличие горючего вещества;

  3. наличие источника тепла, создающего температуру, при которой горючее вещество может гореть самостоятельно.

При отсутствии хотя бы одного из этих условий горение становится невозможным. На этом постулате базируется большинство профилактических мероприятий, направленных на предупреждение пожаров. Проанализируем каждый из них.

  1. В пожарах обычно окислителем выступает кислород воздуха. В общих профилактических мероприятиях требование отсутствия кислорода не практикуется, поскольку он постоянно присутствует в воздухе и поддерживает процессы дыхания живых организмов. Поэтому это условие горения практически всегда есть в наличии в любой среде.

  2. По горючести вещества делят на три группы: негорючие, трудно горючие, горючие.

Негорючие вещества не способны воспламеняться и гореть на воздухе нормального состава (при наличии в воздухе 21% кислорода). К ним относятся камни, кирпич, металлоконструкционные материалы.

Трудно горючими считаются вещества, которые способны возгораться от внешнего источника возгорания на воздухе нормального состава, но не способны к самостоятельному горению после его удаления. Такими веществами являются большинство композиционных полимерных материалов, для снижения горючести которых в их состав введены специальные добавки – антипирены. Хотя по показателю пожароопасности они более безопасны, но в реальных пожарах создают большую опасность из-за отравляющих продуктов их неполного сгорания.

К горючим веществам относятся те, которые способны возгораться от внешнего источника зажигания на воздухе нормального состава и продолжать гореть самостоятельно после его удаления. Среди горючих веществ преобладают органические вещества: древесина, бумага, ткани, нефтепродукты, горючие газы и др. из группы горючих веществ отдельно выделяют подгруппу легковоспламеняющихся горючих веществ, которые могут возгораться от кратковременного действия (30с) источника воспламенения с низкой энергией (спичка, искра, сигарета и т.п.).

Интенсивность развития химических реакций во время горения зависит от площади контакта окислителя (кислорода воздуха) с горючим веществом. Самые благоприятные условия для контакта между ними создаются, когда горючее вещество находится в газо- или парообразном состоянии. Показателем взрывопожароопасности такой смеси является:

  • нижняя концентрационная граница возгорания – минимальное содержание горючего вещества в воздухе, при котором возможно распространение пламени по смеси на любое расстояние от источника возгорания;

  • верхняя концентрационная граница возгорания – максимальное содержание горючего вещества в воздухе, при котором возможно распространение пламени по смеси на любое расстояние от источника возгорания.

Возникновение пожара возможно только тогда, когда содержание горючего вещества в воздухе находится между нижней и верхней концентрационными границами, а вне их – пожар невозможен.

Еще одним показателем взрывопожароопасности смеси газов с воздухом является температура самовозгорания – самая низкая температура смеси, при которой скорость химических реакций так стремительно возрастает, что они завершаются появлением пламени (возгораются)

Для оценки взрывопожароопасности жидкостей и твердых веществ используют такие показатели:

  • температура воспламенения – самая низкая температура вещества, при которой над ее поверхностью образуется пар, который воспламеняется на воздухе, но скорость его образования недостаточна для поддержания устойчивого горения;

  • температура возгорания – это температура, при которой скорость образования пара над веществом так велика, что после воспламенения от источника возгорания возникает устойчивое горение.

По температуре воспламенения жидкости делят на легковоспламеняющиеся с температурой воспламенения ниже 660С в открытом тигле и горючие с температурой воспламенения выше 660С в открытом тигле. Чем ниже температура воспламенения или возгорания жидкостей, тем больше их пожароопасность.

  1. Третье условие возникновения пожара – наличие температуры, при которой вещество может гореть самостоятельно – во многих случаях выступает единственным фактором, с помощью которого можно предотвратить пожар. Повышение температуры веществ до температуры воспламенения осуществляется от различных источников:

  • открытый огонь;

  • раскаленные продукты горения и нагретые поверхности;

  • превращение электрической энергии в тепловую;

  • превращение механической энергии в тепловую;

  • превращение химической энергии в тепловую;

  • превращение солнечной энергии в тепловую;

  • превращение ядерной энергии в тепловую;

  • другие источники.

Открытый огонь имеет достаточный запас тепловой энергии и достаточную температуру, чтоб вызвать горение практически всех видов горючих веществ. Поэтому изоляция горючих веществ от контакта с ним – это самый действенный способ избежать пожара. К источникам открытого огня (маломощных) относится и пламя спички.

Раскаленные продукты горения (искры) и нагретые поверхности (в т.ч. дымоходы) могут вызвать возникновение пожара при благоприятных условиях развития химических реакций, а именно достаточного контакта окислителя и горючего вещества. Тлеющий окурок сигареты относится к раскаленным продуктам горения. Течение многих химических реакций сопровождается выделением значительного количества тепла. К пожарам чаще всего приводит контакт сильных окислителей (Cl, NOx, концентрированных кислот, жидкого кислорода, селитры, хроматов, дихроматов, хлоратов, перхлоратов, перманганатов и др.) с органическими веществами. Есть химические вещества, которые способны самовозгораться, контактируя с воздухом при обычной температуре (белый фосфор) или после предварительного незначительного нагревания (масла, сажа, олифы, порошки Mg, Al, Zn). Некоторые химические вещества (металлический Na, гидриды и карбиды щелочных и щелочноземельных металлов), контактируя с водой, взаимодействуют с выделением значительного количества тепла и могут вызвать взрывы.

Таким образом, исходя из условий возникновения горения, основным заданием анализа пожарной безопасности является уменьшение до минимально возможного количества горючих веществ в помещении и максимальное удаление потенциальных источников возгорания.

Основными причинами возникновения пожаров являются: невнимательность человека, дефекты электрических установок и приборов, самовозгорание, молнии, неправильное пользование пиротехническими средствами.

Причины невнимательности людей: курение в запрещенных местах; использование бензина для растопки печей; использование легковоспламеняющихся веществ в плохо проветриваемых помещениях или там, где есть открытый огонь; оставленные без присмотра включенные электроприборы; бумажные или синтетические абажуры, находящиеся вблизи нагретых предметов; брошенные окурки, использование открытого огня, неправильное хранение самовоспламеняющихся материалов и т.п.

Внутри домов пожары распространяются через двери, окна, лестничные проемы, газо- и электропроводы, а также через крышу и такие хорошо воспламеняющиеся вещи как мебель, ковры и одежду.

Пенные огнетушители 

Предназначены для тушения различных веществ и материалов, за исключением электроустановок, находящихся под напряжением. Для приведения в действие химически-пенного огнетушителя ОХП-10 необходимо иглой прочистить спрыск, повернуть вверх на 180 до отказа рукоятку, перевернуть огнетушитель крышкой вниз и направить струю пены на очаг горения.

Углекислотные огнетушители

Предназначены для тушения загораний различных веществ, за исключением тех, горение которых происходит без доступа воздуха, а также электроустановок, находящихся под напряжением до 380В.

Для приведения в действие углекислотных огнетушителей ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8 необходимо раструб направить на горящий предмет, повернуть маховичок вентиля влево до отказа. Переворачивать огнетушитель не требуется, держать по возможности вертикально.  Во избежание обмораживания, нельзя касаться металлической части раструба оголенными частями тела. 


Порошковые огнетушители

Предназначены для тушения нефтепродуктов, электроустановок, находящихся под напряжением до 1000В, ценных материалов и загораний на автомобильном транспорте. Для приведения в действие порошкового огнетушителя ОП-10 необходимо нажать на пусковой рычаг и направить струю порошка на очаг горения через выкидную насадку.

Внутренние пожарные краны

Предназначены для тушения водой твердых сгораемых материалов и горючих жидкостей и для охлаждения ближайших резервуаров. Внутренний пожарный кран вводится в работу двумя работниками. Один прокладывает рукав и держит наготове пожарный ствол для подачи воды в очаг горения, второй проверяет подсоединение пожарного рукава к штуцеру внутреннего крана и открывает вентиль для поступления воды в пожарный рукав.

Асбестовое полотно, войлок (кошма)

Используется для тушения небольших очагов горения любых веществ. Очаг горения накрывается асбестовым или войлочным полотном с целью прекращения к нему доступа воздуха.

Песок

Применяется для механического сбивания пламени и изоляции горящего или тлеющего материала от окружающего воздуха.  Подается песок в очаг пожара лопатой или совком.




















Приложение 2

Бланк отчета по практической работе №___

Студента ________________________________

(Ф.И.О.)

Группа __________________

Тема: Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара и пользовании средствами пожаротушения

Цель работы: изучить теоретические сведения и общие правила пожарной

безопасности, на производстве и в быту; ознакомиться с

устройством, принципом работы и правилами пользования

огнетушителями ОХП-10, ОУ-2 и ОП-1.

Задание 1 (уровень А)

  1. Указать устройство углекислотного огнетушителя ОУ – 2.









  1. Указать устройство порошкового огнетушителя ОП-2.

















Задание 2 (уровень В):

Определить порядок действия при использовании:

А) Пенного огнетушителя ОХВП-10;

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Б) Порошкового огнетушителя ОП-2;

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


В) Углекислотного огнетушителя ОУ – 5.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3 (уровень С). Укажите ваши действия в перечисленных ситуациях:

1.Ситуация: Возгорание в квартире

Ваши действия:______________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2. Ситуация: Запах дыма (гари) на лестничной площадке

Ваши действия:______________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


3.Ситуация: Загорелся телевизор (любой другой электроприбор)

Ваши действия:______________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________



4. Ситуация: Загорелась одежда на человеке

Ваши действия:______________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________




2 этап: практическое применение знаний

Задание 5. Внимательно прочитайте утверждения, оцените их правильность и разместите их в соответствующие графы таблицы («Правильно» или «Неправильно»).

Правильно

Неправильно


















  1. При возгорании сковороды необходимо залить ее водой.

  2. Если загорелась мебель, пытайтесь тушить ее водой.

  3. Загоревшийся компьютер или телевизор нельзя тушить во­дой.

  4. Если загорелась занавеска, сбивайте огонь мокрой тряпкой, шваброй или метлой.

  5. Токсичные продукты, выделяемые при горении, не опасны для человека.

  6. Чтобы быстрее выбраться из горящего здания, воспользуйтесь лифтом.

  7. Если вы почувствовали запах дыма, постарайтесь не покидать
    комнату.

  8. Возгорание необходимо начать тушить как можно раньше.

  9. Мебель с трудом воспламеняется и легко тушится.

  10. Короткое замыкание внутри корпуса может привести к возго­ранию компьютера или телевизора.

  11. При обнаружении пожара надо сразу перекрыть газ, выключить электричество.

  12. При вызове МЧС при пожаре необходимо четко сообщить точ­ный адрес, место пожара (помещение, этаж), время возгорания, цвет дыма, свою фамилию, номер своего телефона.

  13. Лучше не сообщать о пожаре людям, работающим по соседству, чтобы избежать паники.

  14. При пожаре надо распахнуть все окна и двери, чтобы не задо­хнуться от дыма.









Приложение 3

Критерии оценки результатов при выполнении практических работ

Критериями оценки результатов практических работ обучающихся являются:

  • уровень освоения учебного материала;

  • уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • оформление материала в соответствии с требованиями преподавателя;

  • уровень умения определить и проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

  • уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку ситуации и аргументировать ее.


Уровень учебных достижений

Показатели оценки результата

«5»

  • развернутое, исчерпывающее изложение содержания теоретического вопроса, в котором присутствует полный перечень основных понятий, категорий и законов, необходимых для ответа на вопрос;

  • ход выполнения практического задания правильный, четкий, логический, без ошибок в трактовке и расчетах.

«4»

  • ответы на вопросы устного опроса даны правильно, но присутствует неполный перечень основных понятий, категорий и законов, необходимых для ответа на вопрос;

  • ход выполнения практического задания правильный, но допущены незначительные ошибки в трактовке или расчетах.

«3»

  • нет полного понятия содержания изученного материала, специальной терминологией обучающийся владеет несвободно;

  • не умеет анализировать сложившуюся ситуацию и не может четко определить пути ее решения;

  • обучающийся только с помощью преподавателя может исправить свои ошибки.

«2»

  • не понимает содержание изученного материала, специальной терминологией не владеет, не может самостоятельно сформулировать основные понятия, категории;

  • допущены грубые ошибки в тестовых заданиях и обучающийся не может сам их исправить.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!