Предмет. География
8 класс.
РАЗДЕЛ ІІ. Общая характеристика природных условий и природных ресурсов.
Тема 1. Тектонические структуры, геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые.
Урок № 26, в теме 1 – урок № 7
Практическая работа «Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми».
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Цель урока: установить взаимосвязи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми; усовершенствовать умения и навыки сопоставлять различные по содержанию карты, выявлять закономерности в размещении тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых на территории России и Донецкого края; углубить понимание путей практического применения полученных знаний.
Задачи:
1. Обучающие: закрепить знания о закономерностях распространения тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых на территории России и Донецкого края.
2. Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать и делать выводы, научиться работать в группе, паре, с картами атласа и контурными картами.
3. Воспитательные: привлечь учащихся к активной познавательной деятельности в условиях практической работы, формировать культуру общения при работе в группах и парах.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: объяснять взаимосвязи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми, устанавливать причинно-следственные связи.
Метапредметные: ставить учебные цели и задачи, владеть информационно-коммуникативными технологиями получения и обработки информации, навыками исследовательского труда, умением работать в группе, в паре по решению учебных задач, осуществлять контроль и самоконтроль.
Личностные: развивать навыки самообразования, самопрезентации, научное мировоззрение, пространственное воображение, ответственное отношение к своим действиям и поступкам.
Формы работы учащихся: работа в группах, парах, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Опорные знания: тектоника, тектонические структуры, платформа, складчатое сооружение, плита, щит, кряж, низменность, возвышенность, плоскогорье, горы.
Средства обучения: физическая карта России, физическая карта Донецкого края, учебник (География. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. (Полярная звезда) / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2016. – 255 с.), географические атласы, контурные карты, компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация урока,
листы для контроля знаний.
Структура урока:
І. Организационный момент 3 мин
ІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности 3 мин
ІІІ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся 17 мин
ІV. Этап применения знаний, умений и навыков учащихся 15 мин
V. Подведение итогов 3 мин
VІ. Домашнее задание 2 мин
VII. Рефлексия 2 мин
Ход урока
І. Организационный момент.
Сообщение темы урока. (Слайд 1)
Постановка цели, задач урока совместно с учащимися. Определение ожидаемого результата обучения.
ІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Приём «Микрофон».
Учитель. Ребята, мы изучили особенности геологического и тектонического строения, рельефа, размещения полезных ископаемых на территории России и Донецкого края. В какой практической деятельности можно применить эти знания?
Предполагаемые ответы учащихся: поиск полезных ископаемых, выявление зон возможных землетрясений, предотвращение неблагоприятных для сельского хозяйства проявлений рельефообразующих процессов, обоснование мест строительства определенных объектов, прокладка путей сообщения.
Приём «Удивляй».
Учитель. Знания тектонического строения территории необходимы для выяснения причин возникновения подземных толчков в районе посёлка Объединенный Советского района города Макеевки.
Мы знаем, что наш город находится в пределах Восточно-Европейской платформы. Это устойчивый участок земной коры, для которого не характерны землетрясения. Несмотря на стабильность фундамента платформы, иногда в его глубинных разломах происходит смещение пластов. Это вызывает местные землетрясения. А также землетрясения могут быть и техногенными.
III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
-
Проверка опорных понятий изученных тем.
Определите понятия и запишите на листах для контроля знаний ответы:
1) одна из геологических наук, изучающая строение и движение литосферы … (тектоника);
2) равнинная территория земной поверхности с абсолютными высотами от 200 до 500 м …
(возвышенность);
3) устойчивый участок земной коры, который образован кристаллическим фундаментом и осадочным чехлом …
(платформа);
4) часть платформы, в пределах которой кристаллический фундамент выходит на поверхность …
(щит);
5) ступенеобразная форма рельефа, понижение к реке …
(терраса).
Проведение самопроверки знаний учащихся. Оценивание работ некоторых учащихся. (Слайд 2)
-
Игра «Верю – не верю».
В ходе опроса учащемуся необходимо не только ответить на вопрос: «Верю или не верю», но и обосновать свой ответ.
-
Верите ли вы, что в пределах платформы происходят интенсивные тектонические движения?
-
Верите ли вы, что часть территории России принадлежит к Альпийско-Гималайскому складчатому поясу?
-
Верите ли вы, что фундамент Украинского щита перекрыт мощным чехлом осадочных пород?
-
Верите ли вы, что территория Донецкого края расположена в пределах одной платформы?
-
Верите ли вы, что расположение основных форм рельефа в значительной мере зависят от тектонического строения территории?
-
Приём «Картографический практикум».
Учитель. Большая часть территории Донецкого края расположена в пределах древней Восточно-Европейской платформы, но в ее составе выделяют более мелкие образования, знание размещения которых мы проверим в ходе картографического практикума.
Расположите названия тектонических структур Донецкого края в направлении с севера на юг:
1. Причерноморская впадина
-
Донецкое складчатое сооружение
-
Украинский щит
-
Днепровско-Донецкая впадина. (Слайд 3)
Ответ: Днепровско-Донецкая впадина, Донецкое складчатое сооружение, Украинский щит, Причерноморская впадина.
Ответ учащегося сопровождается показом тектонических структур на карте. (Слайд 4)
-
Приём «Географический практикум».
Учитель. Поверхность России формировалась в течение многих геологических эпох. На ее развитие повлияли эндогенные и экзогенные процессы, хозяйственная деятельность человека. Поэтому рельеф России достаточно разнообразен. Давайте вспомним, из каких основных форм он состоит.
Задание: необходимо заполнить общую схему рельефа, указав названия крупных форм рельефа России с показом на физической карте России объектов. (Слайд 5)
Рельеф России
? 67% ? 33%
? ? ? ?
? ? ? ?
Ответ: 67% – равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
34% – горы: Уральские, Кавказ, Алтай, Саяны.
-
Приём «Отгадай меня».
Учитель по краткому описанию определенной низменности или возвышенности предлагает установить их названия и показать на карте.
1. Я расположена на юге, мои берега омывает Азовское море, а имя мое ... … (Приазовская низменность)
2. А я расположена в долине реки Северский Донец, а зовут меня …
(Придонецкая террасовая равнина – низменность)
3. Здесь находится наивысшая точка Донецкого кряжа – курган Могила Острая (331 м), а зовут меня … (Донецкая возвышенность)
4. Я простираюсь на западе Донецкого края, а зовут меня … (Приднепровская низменность)
5. Найди меня по высшей точке данной формы рельефа – Могиле Гончарихе (Приазовская возвышенность).
-
Приём «Ошибка картографа».
Учащимся предлагается нанести условными знаками на контурную карту 3 месторождения полезных ископаемых Донецкого края, 2 из которых обозначены правильно.
После чего учащиеся в парах обмениваются контурными картами, ищут ошибку и исправляют её. Затем опять обмениваются контурными картами и проводять взаимопроверку работ. (Слайд 6)
-
Географическая физкультминутка.
Учитель просит учащихся встать, занять исходное положение: ноги вместе, руки на поясе.
-
Проверка знаний размещения тектонических структур на территории России.
Учитель называет тектоническую структуру, учащиеся выполняют повороты вправо или влево в зависимости от того, где расположена в России данная тектоническая структура по отношению к Уральским горам: к востоку или к западу от них.
- Западно-Сибирская платформа;
- Русская платформа;
- Сибирская платформа;
- Воронежский кристаллический массив.
2. Проверка знаний форм рельефа.
Учитель говорит название формы рельефа, учащиеся поднимают руки вверх, если это возвышенность или приседают, если названа низменность.
- Донецкая;
- Придонецкая;
- Приднепровская;
- Приазовская.
3. Проверка знаний условных знаков полезных ископаемых.
Учитель предлагает выполнить зарядку для глаз, «рисуя глазами» условные знаки полезных ископаемых:
- известняк;
- железная руда.
Учитель также предлагает «нарисовать носом» условные знаки полезных ископаемых:
- природный газ;
- ртутные руды.
IV. Этап применения знаний, умений и навыков учащихся
-
Приём «Три предложения».
Учащиеся работают по группам рядами, используя карты атласа, материал учебника, конспекты в тетради и составляют выводы. Представитель каждой группы тремя предложениями характеризует особенности:
учащийся І ряда – тектонического строения территории Донецкого края;
учащийся II ряда – рельефа Донецкого края;
учащийся IIІ ряда – размещения основных районов полезных ископаемых.
-
Приём «Подбери пару».
Учитель. Установите соответствие между названиями тектонических структур и формами рельефа Донецкого края. (Слайд 7)
А. Украинский щит | 1. Донецкий кряж |
Б. Донецкое складчатое сооружение | 2. Приазовская возвышенность |
В. Причерноморская впадина | 3. Придонецкая террасовая равнина |
Г. Днепровско-Донецкая впадина | 4. Приазовская низменность |
Проведение самопроверки знаний учащихся.
Ответ: А-2, Б-1, В-4, Г-3 (Слайд 8)
-
Прием «Географическая лаборатория».
Учитель. Сопоставьте тектоническую карту с физической и картой полезных ископаемых. Заполните таблицу. (Слайд 9)
Определите:
а) какие формы рельефа преобладают в пределах основных тектонических структур;
б) к каким тектоническим структурам приурочены месторождения основных полезных ископаемых.
Тектоническая структура | Форма рельефа | Полезные ископаемые |
| Приазовская возвышенность | |
Западно-Сибирская платформа | | |
| | Донецкий каменноугольный бассейн |
| Уральские горы | |
Закончите цепочки причинно-следственных связей: (Слайд 10)
Устойчивые участки земной коры платформы преобладание в формировании рельефа внешних процессов ……………………..
Подвижные участки земной коры складчатые области преобладание в формировании рельефа внутренних процессов …………………………...
Топливные полезные ископаемые чаще осадочного происхождения ………………………………………..
Рудные полезные ископаемые чаще метаморфического и магматического происхождения ……………………………
Нерудные полезные ископаемые осадочного и магматического происхождения ……………………………
V. Подведение итогов урока.
Изучив территорию России и Донецкого края, можно сделать вывод, что большая часть этих территорий расположена в пределах древней платформы, представленной в рельефе равниной. И эти территории богаты топливными ресурсами.
Учитель обращает внимание учащихся на достижение цели урока, дает оценку работы класса и отдельных учащихся.
VI. Домашнее задание. (Слайд 11)
-
Повторить основные понятия и географическую номенклатуру изученных тем.
-
Определить тектонические структуры, формы рельефа и районы распространения полезных ископаемых, которые пересекает линия городов: Москва – Екатеринбург – Красноярск – Братск. Сделать вывод.
Домашнее задание по выбору:
-
Составить словарь географических терминов и понятий по темам: «Тектонические структуры», «Формы рельефа», «Полезные ископаемые».
-
Составить текст с географическими ошибками или незаконченные предложения по изученным темам.
VII. Рефлексия. (Слайд 12)
Самоанализ учебной деятельности учащихся:
- мое настроение на уроке:
(учащиеся выбирают вариант смайлика)
- я узнал (а):
- я научился:
- затруднения вызвало:
- я буду использовать:
- я оцениваю свою работу на уроке: