СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по обществознанию "Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа содержит разноуровневые задания по теме, материал для закрепления основных понятий.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по обществознанию "Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних"»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

"ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

ТЕМА: Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

ЦЕЛИ:

  1. рассмотрение основных вопросов темы

  2. уяснение основных понятий: преступление, наказание, уголовная ответственность

  3. повышение правовой культуры

  4. формирование коммуникативных навыков

  5. формирование умения мыслить, анализировать факты


Образовательные результаты:

Студент должен

уметь: объяснять, какие обстоятельства исключают преступность деяния; различать основания для привлечения к уголовной ответственности; применять полученные знания при решении правовых ситуационных задач.

знать: понятие и признаки преступления; понятие уголовной ответственности и ее особенности; особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и виды наказаний, назначаемых им, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность


Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Рабочая тетрадь (обычная)

2. Ручка.

Задание обучающимся:


ЗАДАНИЕ 1.

Выпишите определение понятия преступление.

С 1 января 1997 года введен новый Уголовный кодекс РФ, в котором есть специальный раздел, посвященный уголовной ответственности несовершеннолетних. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Преступление – виновное, общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания (статья 14 УК РФ).

ЗАДАНИЕ 2.

Составьте схему "Признаки преступления":

1. Общественная опасность (т.е. деяние причиняет вред человеку, имуществу, государству и т.д.)

2. Уголовная противоправность (т.е. деяние запрещено уголовным кодексом)

3. Наказуемость (за совершение этого деяния предусмотрено наказание)

4. Виновность


ЗАДАНИЕ 3.

Из предложенных деяний выбрать те, которые попадают под признаки преступления:

1) Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.

2) Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один из ребят направил ружье на товарища и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб.

3) Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

4) На перемене подросток зашел в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку.

5) Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба.

6) Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.

7) Подростки курили в туалете школы.

8) Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.


ЗАДАНИЕ 4.

Выпишите сущность характера уголовной ответственности:

Таким образом, уголовная ответственность наступает за совершение не любого правонарушения, а только преступления.

По своему характеру уголовная ответственность заключается в том, что государство, во-первых, порицает неправомерное поведение человека, совершившего преступление, а во-вторых, наказывает его.


ЗАДАНИЕ 5.

Изучите информацию, ответьте на вопрос: уголовная ответственность и наказание это одно и тоже?

Уголовная ответственность предшествует наказанию. Это означает, что лицо, виновное в совершении преступления, привлекают к уголовной ответственности, а затем суд, рассмотрев уголовное дело, определяет этому лицу наказание.


ЗАДАНИЕ 6.

Выпишите особенности уголовной ответственности несовершеннолетних:

а) несовершеннолетнему могут быть назначены не все виды наказания;

б) несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного характера;

в) несовершеннолетний может быть освобожден от наказания и помещен в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.


  • Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

  • а) предупреждение;

  • б) передача под надзор родителей, лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

  • в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

  • г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению.


ЗАДАНИЕ 7.

Сколько видов наказаний несовершеннолетним существует, выпишите их:

К видам наказаний, назначаемых несовершеннолетним законом отнесены (ст. 88 УК РФ):

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) арест;

е) лишение свободы на определенный срок.

Это исчерпывающий перечень наказаний назначаемых несовершеннолетним.

Несовершеннолетним могут назначаться только 6 видов наказаний из 12 закрепленных ст. 44 УК РФ.


Лишению свободы несовершеннолетние осужденные подвергаются на срок не свыше 10 лет; наказание отбывается:

несовершеннолетними мужского пола , приговоренными впервые к лишению свободы , а также несовершеннолетними женского пола – в воспитательных колониях общего режима;

несовершеннолетними мужского пола , ранее отбывающими наказание в виде лишения свободы, - в воспитательных колониях усиленного режима.


ЗАДАНИЕ 8.

Выпишите обстоятельства, исключающие преступность деяния:

В законе предусмотрены обстоятельства, при которых, несмотря на внешние признаки совершения преступления, уголовная ответственность не наступает.

  • Необходимая оборона

  • Физическое и психологическое принуждение

  • Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление Обоснованный риск

  • Крайняя необходимость

  • Исполнение приказа или распоряжений


ЗАДАНИЕ 9.

Можно ли считать действия подростков необходимой обороной? Как они должны были поступить в соответствии с законом?

Десятиклассник шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а потом избили. Он побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих хулиганов и, орудуя палками, нанесли им телесные повреждения.


ЗАДАНИЕ 10.

Должен ли несовершеннолетний нести ответственность за вред, причиненный гражданину ? Почему?

Гражданин напал на прохожего, нанес ему телесные повреждения и, сев на велосипед, попытался уехать.

Оказавшийся свидетелем происшедшего несовершеннолетний, чтобы помешать нападавшему скрыться, бросил подвернувшуюся под руку деревянную балку по ходу движения велосипеда.

Падая, велосипедист сломал руку, был поврежден и его велосипед. Подоспевшие полицейские задержали преступника.


ЗАДАНИЕ 11.

Заполните таблицу, запишите в соответствующие графы примеры обстоятельств: совершение преступления впервые, совершение преступление под угрозой, совершение преступления организованной группой, совершение преступления из корыстных побуждений, совершение преступления с особой жестокостью, совершение преступления в силу тяжелых личных или семейных обстоятельств, чистосердечное раскаяние или явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, оговор заведомо невиновного лица, совершение преступления в состоянии алкогольного (или иного) опьянения



Обстоятельства, смягчающие ответственность

Обстоятельства, отягчающие ответственность




ЗАДАНИЕ 12.

Изучите информацию, сделайте вывод:




ЗАДАНИЕ 13.

В последнее время имеет место принципиально новая система взаимоотношений внутри преступных группировок. Место «воров в законе» занимает молодая поросль, отличающаяся невероятной жестокостью. Разборки все чаще выплескиваются на улицы. Бороться с бандитами крайне трудно: только обезвреживают одно преступное формирование, как на смену ему тут же появляется другое, контролирующее ту же сферу либо территорию. Как вы могли бы объяснить причину бурного роста преступности в последние годы?


Задания для закрепления теоретического материала к практическому занятию:


1. В каком году вступил в силу новый Уголовный кодекс РФ?

2. С какого возраста наступает уголовная ответственность в РФ?

3. В каких случаях к уголовной ответственности привлекаются лица с 14-летнего возраста?

4. Подлежат ли уголовной ответственности молодые люди 14 лет, совершившие преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения?

5. Является ли смягчающим обстоятельством для подростков тот факт, что они совершили преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения?

6. Равны ли перед законом лица, совершившие преступления, в зависимости от пола (девушка, юноша)?

7. Возможен ли штраф несовершеннолетнему, если он обучается в школе?

8. Какое самое строгое наказание для несовершеннолетнего?

9. Какой максимальный срок лишения свободы?

10. Могут ли освободить от уголовной ответственности несовершеннолетнего, если он впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести?

11. Что такое принудительные меры воспитательного воздействия?

12. Какие принудительные меры воспитательного воздействия применяются к несовершеннолетним?

13. Чем отличаются принудительные меры воспитательного воздействия от наказания?

Ответы:

1) В 1997 году.

2) С 14 лет.

3) Уголовная ответственность с 14 лет наступает за: - убийство (ст. 105 УК РФ); - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ); - умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ); - похищение человека (ст. 126 УК РФ); - изнасилование (ст. 131 УК РФ); - насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ); - кражу (ст. 158 УК РФ); - грабеж (ст. 161 УК РФ); - разбой (ст. 162 УК РФ); - вымогательство (ст. 163 УК РФ); - неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ); - умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая ст. 167 УК РФ); - террористический акт (ст. 205 УК РФ); - захват заложника (ст. 206 УК РФ); - заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ); - хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая ст. 213); - вандализм (ст. 214 УК РФ); - хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК РФ); - хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ); - приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ).

4) Да, подлежат.

5) Нет, не являются.

6) Да, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности.

7) Нет, так как он не работает, а учится.

8) Лишение свободы.

9) До 10 лет.

10) Да, могут.

11) Особая мера государственного принуждения.

12) К ним относятся: - предупреждение; - передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; - возложение обязанности загладить причинённый вред; - ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

13) Эти меры не влекут за собой судимости.


 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!