Практическая работа «Получение, собирание и распознавание газов».
11 класс (базовый уровень)
Цель работы: научиться получать газообразные вещества, собирать и распознавать с помощью характерных признаков.
Оборудование и реактивы:
пробирки, спиртовка, цинк, соляная кислота
прибор для получения газов, штатив, карбонат кальция, соляная кислота, лучинка, известковая вода, спички;
пробирка с реакционной смесью, пустая пробирка, газоотводная трубка, штатив, спиртовка, лакмусовая бумажка, кусочек ваты.
Правила техники безопасности при проведении практической работы
внимательно ознакомиться с инструкцией;
смешивать реактивы только в соответствии с заданием;
тушить спиртовку, накрывая колпачком;
соблюдайте порядок на рабочем месте.
Ход работы.
Опыт 1. Получение, собирание и распознавание водорода.
Опустите 1 гранулу цинка в пробирку и прилейте в нее 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
Накройте пробирку другой пробиркой, расположив ее вверх дном. Через 1-2 минуты поднимите верхнюю пробирку вверх и, не переворачивая ее, поднесите к пламени спиртовки. Что наблюдаете? Что можно сказать о чистоте собранного вами водорода?
Оформите отчет о выполнении в виде таблицы.
Действия | Наблюдения | Уравнения реакций. Выводы. |
| | |
| | |
Вывод. Водород – газ ________________________________________________________, который можно получить при __________________________________________________ и собрать ___________________________________________________________________.
Опыт 2. Получение, собирание и распознавание углекислого газа.
Закрепите пробирку с карбонатом кальция в штативе, добавьте в нее раствор соляной кислоты и быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
Соберите газ в сухую пробирку и внесите в верхнюю часть пробирки горящую лучинку. Что наблюдаете?
В пробирку налейте 1-2 мл прозрачного раствора известковой воды и опустите туда газоотводную трубку. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
Оформите отчет о выполнении в виде таблицы.
Действия | Наблюдения | Уравнения реакций. Выводы. |
| | |
| | |
| | |
Вывод. Оксид углерода (IV) – газ _______________________________________________ , который можно получить ______________________________________________________ , распознать при помощи ________________________________________________________.
Опыт. Получение, собирание и распознавание аммиака.
Получите у учителя пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция, закрепите данную пробирку в штативе в горизонтальном положении. Нагревайте дно пробирки в пламени спиртовки.
Кончик газоотводной трубки поместите в пустую сухую пробирку, перевернутую вверх дном. Отверстие пробирки закройте кусочком ваты.
Поднесите к отверстию пустой пробирки влажную красную лакмусовую бумажку. Что наблюдаете? Осторожно понюхайте выделяющийся газ.
Оформите отчет о выполнении в виде таблицы.
Действия | Наблюдения | Уравнения реакций. Выводы. |
| | |
| | |
| | |
Вывод. Аммиак – газ __________________________________________________________, который можно получить ______________________________________________________ , распознать при помощи _______________________________________________________ .