СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по теме: "Реформы П. А. Столыпина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе работы учащиеся:

1. изучают основные понятия

2. работают с документами

3. анализируют причины и итоги рефом

4. изучают содержание реформ

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по теме: "Реформы П. А. Столыпина"»

История России 11 класс


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «РЕФОРМЫ П. А. СТОЛЫПИНА»

1. На основе текста учебника заполните таблицу:

вопросы

ответы

1.Причины реформ Столыпина

1906 – 1911гг.


2.Содержание реформ.




2.Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Понятия

Определения

А) отруб

1) форма организации труда и производства, основанная на групповой собственности, форма связей между предприятиями занятыми производством определенной продукции

Б) хутор

2) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревни

В) кооперация

3) крестьяне, переселенные из центральных губерний на свободные казенные земли за Урал

Г) переселенцы

    

4) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины, с переселением из деревни на свой участок


3. Подведите итоги реформы, заполнив таблицу:

Результаты аграрной политики

Создание новых форм землевладения
и землепользования

Переселение крестьян

Положительные
результаты

Отрицательные
результаты

Положительные
результаты

Отрицательные
результаты





4. Работа с документами. Прочитайте отрывки документов и ответьте на вопросы.

1

Из указа Правительствующему сенату 9 ноября 1906 г.

Манифестом Нашим от 3 ноября 1905 г. взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с 1 января 1907 г. С этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела… 1. Каждый домохозяин, владеющий землёй на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли. 2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет… за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании. 3. В обществах, в коих в течение 24-х лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые представлены ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование… 12. Каждый домохозяин… имеет право… требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту.

2

Из речи П.А. Столыпина о земельном проекте и землеустройстве крестьян. 5 декабря 1908 г.

Личный собственник, по смыслу закона, властен распоряжаться своей землёй, властен закрепить за собой свою землю, властен требовать отвода отдельных участков её к одному месту; он может прикупить себе земли, может заложить её в Крестьянском банке, наконец, может продать её. Весь запас его разума, его воли находится в полном его распоряжении; он в полном смысле слова кузнец своего счастья. Но, вместе с тем, ни закон, ни государство не могут гарантировать его известного риска, не могут обеспечить его от возможности утраты собственности.

3

Выступления крестьян села Подберезья Свияжского уезда Казанской губернии.

Казань, 22 января. Известные беспорядки… произошли вследствие понуждения к выделу из общины тридцати домохозяев. Общество, не соглашаясь, требовало удаления станового пристава и земского начальника, прибывших с целью способствовать ускорению дела о выделе. Пристав и земский удалились, но через два дня прибыл исправник с 29 конными стражниками для уговора несогласных. После ареста шести крестьян ударили в набат. Поднялось почти всё село, вооружённое кольями. Убитых и раненых крестьян насчитывают около двадцати. Исправник убит. Арестовано свыше шестидесяти человек.

4

Об учреждении военно-полевых судов (1906 г., августа 19).

1. На основании статьи 87 Свода Основных Государственных законов, издания 1906 года, постановить: в местностях, объявленных на военном положении или в положении чрезвычайной охраны, Генерал-губернатором, Главнокомандующим или облечённым их властью лицам предоставляется в тех случаях, когда учинение лицом гражданского ведомства преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании, предавать обвиняемого Военно-Полевому Суду, с применением в надлежащих случаях наказания по законам военного времени, для осуждения в порядке, установленном нижеследующими правилами: 1)Военно-Полевой Суд учреждается… в составе Председателя и четырёх членов из офицеров от войска и флота. 2)Распоряжение…должно следовать безотлагательно за совершением преступного деяния и по возможности в течение суток. В распоряжении этом указываются лицо, передаваемое суду, и предмет предъявляемого обвинения. 3) Суд немедленно приступает к разбору дела и оканчивает рассмотрение оного не далее, как в течение двух суток. 4) Разбирательство дела производится при закрытых дверях… 5)Приговор… немедленно вступает в законную силу и… не позже суток, приводится в исполнение…

5

Из работы А.В. Чаянова «Краткий курс кооперации».

Если мы внимательно вглядимся в то, как устроено крестьянское хозяйство, то увидим, что каждое из них легко может, сохраняя своё собственное семейное производство, выделить отдельные работы и соединить их сообща с соседями в общее большое дело. Крестьяне часть совместно покупают молотилку и устраивают общий обмолот, заводят сепараторы и маслобойку и совместно перерабатывают своё молоко и сливочное масло, совместно большими партиями продают лён и другие продукты своего хозяйства… Крестьянину нужны для его оборота деньги. Крестьяне объединяются в кредитное товарищество и совместно под круговую порукою занимают в банке несколько тысяч для выдачи… своим членам ссуду… Крестьяне не хотят более платить лавочнику высокие цены за малодоброкачественные товары, они желали бы покупать макулатуру прямо на фабриках, муку с мельниц, керосин из Бакинских нефтяных источников, - они учреждают потребительское общество, соединяя свои закупки. Таким образом,… благодаря кооперации мелкие разрозненные хозяйства объединились, стали сильны и получили все преимущества крупнейшего хозяйства. Этим и можно объяснить ту огромную экономическую силу, которая даёт крестьянству его кооперация.

Вопросы и задания

  1. Главный смысл земельной реформы состоял в…

  2. Главная идея Чаянова состоит в…

  3. Идеи Чаянова отличаются от реформы Столыпина…

  4. Крестьяне сопротивлялись реформе, потому что… Я вижу связь между этим сопротивлением и созданием военно-полевых судов в…

5. Исходя из вышесказанного я делаю следующие выводы о реформах Столыпина


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!