СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа «Разработка алгоритма работы над проектом»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа №1. Тема: «Разработка алгоритма работы над проектом»

Индивидуальный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа «Разработка алгоритма работы над проектом»»

Практическая работа №1

Тема: «Разработка алгоритма работы над проектом»

1. Теоретические сведения (лекция)

Индивидуальный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими обучающимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Индивидуальный проект

Проблема проекта «Почему?» (это важно для меня лично)

Актуальность проблемы – мотивация

Цель проекта

Задачи проекта

Методы и способы

Результат

«Зачем?» (мы делаем проект)

«Что?» (для этого мы делаем)

«Как?» (мы это можем делать)

«Что получится?» (как решение проблемы)

Целеполагание

Постановка задач

Выбор способов и методов планирование

Ожидаемый результат

Этапы работы над проектом

Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы - решение.

Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:

Подготовительный:

§ определение руководителей проектов;

§ поиск проблемного поля;

§ выбор темы и её конкретизация;

Поисковый:

§ уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;

§ определение и анализ проблемы;

§ постановка цели проекта.

Аналитический:

§ анализ имеющейся информации;

§ сбор и изучение информации;

§ поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;

§ составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

§ анализ ресурсов.

Практический:

§ выполнение запланированных технологических операций;

§ текущий контроль качества;

§ внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

Презентационный:

§ Подготовка презентационных материалов;

§ Презентация проекта;

§ Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

Контрольный

§ анализ результатов выполнения проекта;

§ оценка качества выполнения проекта.

2. Практическое задание

Обучающийся должен:

знать:

- состав компонентов методологического аппарата исследования;

- особенности каждого из структурных компонентов;

- место каждого из компонентов в структуре собственного исследования;

уметь:

- формулировать проблему, объект, предмет, цель, задачи и гипотезу исследования.

Состав компонентов методологического аппарата исследования: тема, объект, предмет, проблема, цель, задача, гипотеза.

Характеристика каждого из структурных компонентов. Содержательное разнообразие видов научных работ: работы теоретического, опытно-экспериментального, практического характера.

Выявление содержательных особенностей категориально-понятийного аппарата применительно к теме исследовательской работы.

Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.

Объект исследования - это область, в рамках которой ведётся исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Как правило, цель начинается с глаголов: «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «провести», «разработать», «предложить пути» и т.д.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе эксперимента. Задачи могут отражать определённую пошаговость достижения цели, последовательность действий. Решение задачи позволяет пройти определенный этап исследования. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования, причем отдельные задачи могут быть поставлены как для теоретической (обзор литературы по проблеме), так и для экспериментальной части исследования. Задачи определяют содержание исследования и структуру текста работы. Задача начинаются с глагола (изучить..., рассмотреть…, проанализировать…, описать…, установить..., оценить..., охарактеризовать..., проанализировать..., вывести формулу ..., обосновать ..., определить ..., исследовать ..., разработать методику... и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав исследования.

Первая задача заключается в исследовании теоретических основ проблемы, заявленной в теме. Соответственно первая глава носит теоретический характер. Вторая глава по своему характеру практическая и связана с выработкой конкретных рекомендаций по решению проблем. В ней даются практические рекомендации и обосновывается эффективность их применения.

Гипотеза исследования – это развёрнутое предположение, подробно излагающее модель, методику, систему мер, то есть технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько - какие-то из них подтвердятся, какие-то нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения («Если ..., то ...» или «Чем ..., тем ...»). Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что, если, наверное. В ходе эксперимента гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается.

Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение. Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это - проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.

Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию, с другой стороны.

Например:

Тема: «Анализ финансовых результатов предприятия и разработка мероприятий по их улучшению (на примере Муниципальное унитарное предприятие «Шахунское пассажирское автотранспортное предприятие»)».

Объект исследования: Муниципальное унитарное предприятие «Шахунское пассажирское автотранспортное предприятие».

Предмет исследования: финансовые результаты деятельности предприятия.

Цель исследования: разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия и улучшению его финансовых результатов.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия.

2. Выявить основные факторы, оказывающие негативное влияние на финансовые показатели.

3. Дать организационно-экономическую характеристику предприятия.

4. Проанализировать финансовые результаты деятельности предприятия для выявления резервов их улучшения.

Задание: Сформулировать тему, объект, предмет, проблему, цель, задачи и гипотезу своего исследования.

В таблице ниже приведена общая форма структуры и этапов учебного проекта. Заполнив таблицу и получив практические навыки, спланируйте учебную деятельность по разрабатываемому Вами проекту, т.е. составьте собственный алгоритм работы над проектом. Время на выполнение 15 минут.

Структура и этапы учебного проекта


Вероятные варианты

Время, используемые методы

Определение темы проекта




Формулировка проблемы преподавателем




Формулировки возможных вариантов проблем учащимися



Выдвижение гипотез решения сформулированных проблем, распределение задач по группам, формирование групп



Определение названия проекта.




Формулировка дидактических целей проекта




Формулировка методических задач




Обсуждение алгоритма (плана) работы группы




Обсуждение возможных методов исследования каждой группой.




Обсуждение возможных источников информации, инструкция о заполнении папок директории «Источники», сообщение об авторском праве



Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе.



Самостоятельная работа групп по выполнению заданий.



Подготовка презентации по отчету о проделанной работе (промежуточные результаты). Самостоятельная работа.



Промежуточное обсуждение полученных данных.




Продолжение выполнения заданий группами, самостоятельная работа.



Защита и оппонирование полученных результатов и выводов.



Внутренняя оценка работы каждого участника группы.




Внешняя оценка работы групп.




Пример заполнения таблицы.

Определение темы проекта «Влияние промышленных выбросов на кислотность осадков».

Формулировка проблемы «Влияние кислотных дождей на окружающую среду».

Формулировки возможных вариантов проблем «Кислотные дожди и огород моей бабушки», «Выживаемость помидоров на нашей даче под кислотными дождями», «Кислотные дожди и воздух района моего города».

Выдвижение гипотез решения сформулированных проблем «Если мы перестанем сжигать мусор на помойках, то кислотность осадков снизится на 50%. Задача: узнать, верно ли это».

Определение названия проекта «Кислотные дожди».

Формулировка дидактических целей проекта Формирование - компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, - компетентности в бытовой сфере, - навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, - умения увидеть проблему и наметить пути ее решения; - формирование критического мышления, - навыков работы в команде и т.д. - и т.д.

Формулировка задач - Освоить представление об электролитической диссоциации веществ и окислительно-восстановительных процессах (химия), - освоить понятие «загрязненность среды» (экология) - научить проводить химический анализ жидкостей на кислотность (химия), - научить пользоваться Power Point для оформления результатов (информатика) - научиться кратко излагать свои мысли устно и письменно (русский яз, литература) - и т.д.

Рассмотрение возможных методов исследования

Методы: анализ источников, анкетирование, лабораторные опыты, наблюдения, интервью, эксперимент, тестирование, видео-аудио-запись

Рассмотрение возможных источников информации, инструкция Книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), сайты (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?) и т.д.

Подготовка презентации Подготовка презентационных материалов

Защита проекта

Публичная защита проекта

Внешняя оценка

Рекомендуемые параметры внешней оценки:

- значимость проблемы, адекватность изучаемой тематике;

- целесообразность используемых методов исследования;

- степень активности каждого участника; - коллективность в работе, взаимовыручка и поддержка;

- доказательность предлагаемых решений, четкость выводов;

- эстетика оформления результатов проекта;

- умение отвечать на вопросы оппонентов, и т.д.

Алгоритм работы над проектом можно составить в различных формах: таблица, график, рисунок, презентация и т.д., проявив при этом креативность, фантазию, творчество и нестандартное мышление.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс