Картотека.
«Игры и упражнения по
коррекции нарушений».
Подготовила
студентка Ш-21 гр-пы
Кузнецова Ирина
Ейск 2017
1.Дети с сенсорной неполноценностью.
1. «Мусорка» - логопед по очереди с ребенком бросает различные бумажки,
тряпочки в коробку, при этом выкрикивая «оп» - если попал, «бум» - если что-то
упало с грохотом». При этом логопед сопровождает все это словами: бросать, кидать,
швырять. Таким образом, ребенка подводят к осознанию того, что одно и то же действие
может иметь разные значения
2. «Чудесный мешочек». Знаменитую игру можно использовать для
закрепления простых слов. Сложить в мешочек: вату, мох, бусы и т.д.
И предложить ребенку на ощупь определить, что он достает и назвать этот предмет.
3. Игра «Обертки». Ребенок разворачивает различные мелкие предметы,
завернутые в ткани/бумагу разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый
стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!» или названий предметов.
2. Дети с ЗПР.
1. «Что изменилось»
Цель: развивать произвольное внимание.
На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку
предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем
временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по
вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?
2. «Картинки»
Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).
Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которы
изображен знакомый вам предмет(время показа 1-2секунды). А теперь назовите
предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.
3. Дети с астеническим или реактивным состоянием и кон
фликтными переживаниями;
1. Игра «Что и когда я чувствую»
Учитель спрашивает у детей, какие чувства могут испытывать люди.
Дети отвечают: злость, огорчение, удивление, радость, страх и т.д. Далее каждому ребенку
предлагается выбрать из набора карточек со схематическим изображением эмоционального
состояния одну из карточек и рассказать, когда он бывает таким (Я радуюсь, когда…
Мне страшно, когда... и т.д.).
2. «Давайте поздороваемся»
По сигналу ведущего дети хаотично двигаются по комнате и здороваются
со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок – здороваемся за руку; 2 хлопка – здороваемся плечиками;
3 хлопка – здороваемся спинкам. Для полноты тактильных ощущений
можно ввести запрет на разговоры во время этой игры
4. Дети с психопатоподобными (психопатическими) фор
мами поведения (эмоциональные нарушения поведения);
1. Игра "Солнышко и дождик"
Дети встают по кругу.-
«Смотрит солнышко в окошко, (Идут по кругу.)
Светит в нашу комнатку».
«Мы захлопаем в ладоши, (Хлопают стоя на месте.)
Очень рады солнышку.
Топ-топ-топ-топ! (Ритмично притопывают на месте.)
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! (Ритмично хлопают в ладоши)
На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают. Воспитатель говорит
«Солнышко светит», Игра повторяется.
2. «Узнай по носу»В углу комнаты вешают плотную раздвигающуюся занавеску,
а за ней на стул садится водящий. Участники поочередно, чуть раздвигая занавеску,
показывают ему руку, ногу, глаза, рот, нос, волосы и т.д.Если водящий узнает сразу же,
то получает 5 очков, если при повторном показе-4, а при третьем показе – три,
при четвертом-2, при пятом- 1. Игра повторяется несколько раз, водящие часто меняются.
5. Умственно отсталые дети (олигофрены в степени де-
бильности, имбецильности, идиотии);
1. Игра: «Пирожки» ( двигательно – моторная стимуляция)
Цель: Развитие мелкой моторики.
У печи, печи, печи-
Испечем мы пироги. Ладушки, ладушки испекли оладушки.
- Ладошками имитировать движения лепки пирожков и оладушек.
2.«Повторяшки»
Усадите ребенка за стол рядом с собой. Положите руки ладонями на
стол и попросите его повторить движение. Затем сожмите кисти в кулаки
и добейтесь того, чтобы ребенок повторил это движение. В идеале, он должен
научиться повторять за Вами все предлагаемые жесты.