Методическая разработка урока химии
Жангоразова Жанна Игоревна
учитель химии МОУ «СОШ №3»
Название предмета: Химия Класс 9
Тема урока: Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме ТЭД»
Тип урока: урок-практикум..
Задачи образовательные: закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся об электролитах и неэлектролитах, механизме электролитической диссоциации, условиях течения реакций ионного обмена до конца, о свойствах кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации.
электролитах и неэлектролитах, механизме электролитической диссоциации, условиях
течения реакций ионного обмена до конца, о свойствах кислот, оснований, солей в свете
теории электролитической диссоциации.
Задачи развивающие: Продолжить формирование практических умений и совершенствование уже имеющихся знаний учащихся путем проведения опытов, пользуясь инструкцией ходом работы, соблюдая технику безопасности.
полученных знаний.
-
Задачи воспитательные: Умение работать парами, согласовывать проведение химического эксперимента с соседом по парте, умение оценивать действия партнера и выражать свои мысли.
-
Планируемые предметные результаты
Уметь применять теоретические знания в решении экспериментальных задач. научиться проводить химический эксперимент, используя теоретические знания, знать определения понятий «Гидролиз солей», «ОВР», «Реакции ионного обмена».
Личностные:
осознание своей роли каждым участником группы, осознание своей роли в группе для достижения общей цели.
Технологии: технология развития критического мышления, системно-деятельностный подход.
УМК: учебно-методический комплект по химии для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян – 16е издание – М.:Дрофа, 2016 год
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Приёмы, процессы | Планируемые результаты (УУД) |
1 . Организационный этап: Мотивация учебной деятельности учащихся; Актуализация знаний. | -
Сообщает о том, что урок – практикум, просит поделиться на группы. -
Демонстрация электропроводности сухой поваренной соли и при растворении ее в воде Задание № 1. «Закончите предложение одним словом». (По цепочке на местах заканчивают предложение). 1.Реакции ионного обмена – это реакции между ….(ионами) 2. Положительно заряженные ионы -…(катионы). 3. Отрицательно заряженные ионы -…(анионы). 3. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток -…(электролиты). 4. Процесс распада электролита на ионы -…(диссоциация). 6. Реакции между ионами идут до конца, если образуются… (осадок, газ, малодиссоциирующее вещество, например вода) -
Формулирование темы урока, постановка цели. Называет тему практической работы. Предлагает сформулировать цель практической работы . | -
Делятся на группы по 4-5 человек. -
Отвечают на вопросы. -
Записывают тему в тетрадях. Формулируют цель. Готовятся к проведению практической работы | Фронтальная беседа, работа по инструкции, диалог в парах, работа в группах | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Открытие нового знания. | 1. Предлагает ученикам вспомнить правила по технике безопасности. По ходу корректирует ответы учащихся, дополняет. Предлагает вспомнить: что называют окислительно – восстановительными реакциями, гидролизом, условия протекания реакций обмена до конца. Раздаёт карточки с заданием (по группам) – приложение 1, даёт каждой группе инструкцию по выполнению задания. 2. Ученики работают в группе. Приступают к выполнению практического задания. Делают соответствующие записи в тетради: уравнения реакции, наблюдения, выводы. 3. Контроль и самопроверка знаний Предлагает представить результаты первого и второго задания. Опрашивает фронтально. Контролирует выполнение опыта № 3 в каждой группе. | 1. Ученики вспоминают правила техники безопасности, предлагают свои варианты ответов. Дают ответы на вопросы учителя о реакциях обмена, гидролиза и ОВР. 2. Ученики работают в группе. Приступают к выполнению практического задания. Делают соответствующие записи в тетради: уравнения реакции, наблюдения, выводы. 3. Один ученик от команды рассказывает порядок выполнения опыта 1 и свои наблюдения. Один ученик от команды пишет на доске общую схему электронного баланса. Ученики проверяют правильность написания наблюдений и выводов в своих тетрадях. | Фронтальная беседа, работа по инструкции, диалог в парах, работа в группах | Познавательные: наблюдение самостоятельно проводимых опытов, химических реакций; Коммуникативные: описание самостоятельно проведенных экспериментов, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии; Регулятивные: Умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе; умение делать выводы и умозаключения из наблюдений. Личностные: умение делать выводы и умозаключения из наблюдений. |
«Рефлексия» | Подводит итог урока. Предлагает ответить на вопрос: что было самым трудным при выполнении практической работы. | Отвечают на вопрос | Индивидуальная работа. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи. | Регулятивные: умение делать выводы, анализ своей работы. Личностные: умение проводить рефлексию. |
Информация о домашнем задании | Пояснение домашнего задания: Повторить свойства кислот, солей, оснований в свете теории электролитической диссоциации | | | |
Приложение 1
Практическая работа 1.
Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».
Цель:
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.
Соблюдение правил техники безопасности.
Вариант 1.
Ход работы:
Задание 1.
В пробирку налейте немного сульфата магния и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.
Задание 2.
В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы цинка и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Задание 3.
Проведите практически следующие реакции:
гидроксид калия и хлорид железа (III)
нитрат серебра и хлорид алюминия
карбонат калия и соляная кислота
Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Выводы.
Практическая работа 1.
Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».
Цель:
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.
Соблюдение правил техники безопасности.
Вариант 2.
Ход работы:
Задание 1.
В пробирку налейте немного хлорида алюминия и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.
Задание 2.
В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы цинка и прилейте немного серной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Задание 3.
Проведите практически следующие реакции:
гидроксид калия и хлорид алюминия
нитрат серебра и хлорид бария
карбонат кальция и серная кислота
Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Выводы.
Практическая работа 1.
Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».
Цель:
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.
Соблюдение правил техники безопасности.
Вариант 3.
Ход работы:
Задание 1.
В пробирку налейте немного карбоната калия и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.
Задание 2.
В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы алюминия и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Задание 3.
Проведите практически следующие реакции:
гидроксид калия и сульфат магния
хлорид меди (II) и гидроксид калия
карбонат кальция и соляная кислота
Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Выводы.
Практическая работа 1.
Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».
Цель:
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.
Соблюдение правил техники безопасности.
Вариант 4.
Ход работы:
Задание 1.
В пробирку налейте немного сульфата цинка и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.
Задание 2.
В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы алюминия и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Задание 3.
Проведите практически следующие реакции:
гидроксид калия и сульфат меди (II)
хлорид бария и карбонат калия
карбонат калия и соляная кислота
Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Выводы.
Практическая работа 1.
Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».
Цель:
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.
Соблюдение правил техники безопасности.
Вариант 5.
Ход работы:
Задание 1.
В пробирку налейте немного карбоната калия и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.
Задание 2.
В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы алюминия и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Задание 3.
Проведите практически следующие реакции:
гидроксид калия и сульфат магния
хлорид бария и карбонат калия
карбонат кальция и соляная кислота
Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Выводы.
Практическая работа 1.
Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».
Цель:
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.
Соблюдение правил техники безопасности.
Вариант 6.
Ход работы:
Задание 1.
В пробирку налейте немного сульфата цинка и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.
Задание 2.
В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы алюминия и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Задание 3.
Проведите практически следующие реакции:
гидроксид калия и сульфат меди (II)
сульфат натрия и хлорид бария
карбонат калия и соляная кислота
Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Выводы.
Практическая работа 1.
Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».
Цель:
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.
Соблюдение правил техники безопасности.
Вариант 7.
Ход работы:
Задание 1.
В пробирку налейте немного сульфата цинка и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.
Задание 2.
В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы цинка и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Задание 3.
Проведите практически следующие реакции:
гидроксид калия и хлорид железа (III)
нитрат серебра и хлорид бария
карбонат калия и соляная кислота
Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Выводы.