СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме ТЭД»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме ТЭД»»

Методическая разработка урока химии


Жангоразова Жанна Игоревна

учитель химии МОУ «СОШ №3»


Название предмета: Химия Класс 9


Тема урока: Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме ТЭД»


Тип урока: урок-практикум..


  • Цель урока: рассмотреть на практике течение реакций ионного обмена, реакции гидролиза некоторых солей; уметь составлять уравнения в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

Задачи образовательные: закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся об электролитах и неэлектролитах, механизме электролитической диссоциации, условиях течения реакций ионного обмена до конца, о свойствах кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации.

электролитах и неэлектролитах, механизме электролитической диссоциации, условиях

течения реакций ионного обмена до конца, о свойствах кислот, оснований, солей в свете

теории электролитической диссоциации.

Задачи развивающие: Продолжить формирование практических умений и совершенствование уже имеющихся знаний учащихся путем проведения опытов, пользуясь инструкцией ходом работы, соблюдая технику безопасности.

полученных знаний.

  • Задачи воспитательные: Умение работать парами, согласовывать проведение химического эксперимента с соседом по парте, умение оценивать действия партнера и выражать свои мысли.

  • Планируемые предметные результаты

Уметь применять теоретические знания в решении экспериментальных задач. научиться проводить химический эксперимент, используя теоретические знания, знать определения понятий «Гидролиз солей», «ОВР», «Реакции ионного обмена».

Личностные:

осознание своей роли каждым участником группы, осознание своей роли в группе для достижения общей цели.

Технологии: технология развития критического мышления, системно-деятельностный подход.



УМК: учебно-методический комплект по химии для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян – 16е издание – М.:Дрофа, 2016 год



Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Приёмы, процессы

Планируемые результаты (УУД)

1 . Организационный этап:


Мотивация учебной деятельности учащихся;

Актуализация знаний.


  1. Сообщает о том, что урок – практикум, просит поделиться на группы.

  2. Демонстрация электропроводности сухой поваренной соли и при растворении ее в воде

Задание № 1. «Закончите предложение одним словом». (По цепочке на местах заканчивают предложение).

1.Реакции ионного обмена – это реакции между ….(ионами)
2. Положительно заряженные ионы -…(катионы).
3. Отрицательно заряженные ионы -…(анионы).
3. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток -…(электролиты).
4. Процесс распада электролита на ионы -…(диссоциация).

6. Реакции между ионами идут до конца, если образуются… (осадок, газ, малодиссоциирующее вещество, например вода)

  1. Формулирование темы урока, постановка цели. Называет тему практической работы. Предлагает  сформулировать цель практической работы


.


  1. Делятся на группы по 4-5 человек.

  2. Отвечают на вопросы.

  3. Записывают тему в тетрадях. Формулируют цель. Готовятся к проведению практической работы


Фронтальная беседа, работа по инструкции, диалог в парах, работа в группах


Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


Открытие нового знания.

1. Предлагает ученикам вспомнить правила по технике безопасности.
По ходу корректирует ответы учащихся, дополняет.
Предлагает вспомнить: что называют окислительно – восстановительными реакциями, гидролизом, условия протекания реакций обмена до конца.
Раздаёт карточки с заданием (по группам) – приложение 1, даёт каждой группе инструкцию по выполнению задания. 

2. Ученики работают в группе. Приступают к выполнению практического задания. Делают соответствующие записи в тетради: уравнения реакции, наблюдения, выводы.

3. Контроль и самопроверка знаний
Предлагает представить результаты первого и второго задания. Опрашивает фронтально. Контролирует выполнение опыта № 3 в каждой группе.


1. Ученики вспоминают правила техники безопасности, предлагают свои варианты ответов.
Дают ответы на вопросы учителя о реакциях обмена, гидролиза и ОВР.

2. Ученики работают в группе. Приступают к выполнению практического задания. Делают соответствующие записи в тетради: уравнения реакции, наблюдения, выводы.

3. Один ученик от команды рассказывает порядок выполнения опыта 1 и свои наблюдения.
Один ученик от команды пишет на доске общую схему электронного баланса.
Ученики проверяют правильность написания наблюдений и выводов в своих тетрадях.

Фронтальная беседа, работа по инструкции, диалог в парах, работа в группах


Познавательные: наблюдение самостоятельно проводимых опытов, химических реакций;
Коммуникативные:  описание самостоятельно проведенных экспериментов, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

Регулятивные: Умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе; умение делать выводы и умозаключения из наблюдений.
Личностные: умение делать выводы и умозаключения из наблюдений.

«Рефлексия»

Подводит итог урока. Предлагает ответить на вопрос: что было самым трудным при выполнении практической работы.


Отвечают на вопрос

Индивидуальная работа. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи.              

Регулятивные: умение делать выводы, анализ своей работы.

Личностные: умение  проводить рефлексию.

Информация о домашнем задании

Пояснение домашнего задания:

Повторить свойства кислот, солей, оснований в свете теории электролитической диссоциации







Приложение 1
Практическая работа 1.

Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».
Цель:
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.
Соблюдение правил техники безопасности.
Вариант 1.
Ход работы:

Задание 1.
В пробирку налейте немного сульфата магния и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.
Задание 2.
В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы цинка и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Задание 3.
Проведите практически следующие реакции:
гидроксид калия и хлорид железа (III)
нитрат серебра и хлорид алюминия
карбонат калия и соляная кислота
Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Выводы.




Практическая работа 1.
Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».
Цель:
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.
Соблюдение правил техники безопасности.

Вариант 2.
Ход работы:

Задание 1.
В пробирку налейте немного хлорида алюминия и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.
Задание 2.
В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы цинка и прилейте немного серной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Задание 3.
Проведите практически следующие реакции:
гидроксид калия и хлорид алюминия
нитрат серебра и хлорид бария
карбонат кальция и серная кислота
Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Выводы.



Практическая работа 1.
Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».
Цель:
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.
Соблюдение правил техники безопасности.

Вариант 3.
Ход работы:

Задание 1.
В пробирку налейте немного карбоната калия и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.
Задание 2.
В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы алюминия и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Задание 3.
Проведите практически следующие реакции:
гидроксид калия и сульфат магния
хлорид меди (II) и гидроксид калия
карбонат кальция и соляная кислота
Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Выводы.


Практическая работа 1.
Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».
Цель:
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.
Соблюдение правил техники безопасности.


Вариант 4.
Ход работы:

Задание 1.
В пробирку налейте немного сульфата цинка и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.
Задание 2.
В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы алюминия и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Задание 3.
Проведите практически следующие реакции:
гидроксид калия и сульфат меди (II)
хлорид бария и карбонат калия
карбонат калия и соляная кислота
Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Выводы.




Практическая работа 1.
Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».
Цель:
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.
Соблюдение правил техники безопасности.

Вариант 5.
Ход работы:

Задание 1.
В пробирку налейте немного карбоната калия и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.
Задание 2.
В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы алюминия и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Задание 3.
Проведите практически следующие реакции:
гидроксид калия и сульфат магния
хлорид бария и карбонат калия
карбонат кальция и соляная кислота
Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Выводы.


Практическая работа 1.
Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».
Цель:
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.
Соблюдение правил техники безопасности.


Вариант 6.
Ход работы:

Задание 1.
В пробирку налейте немного сульфата цинка и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.
Задание 2.
В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы алюминия и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Задание 3.
Проведите практически следующие реакции:
гидроксид калия и сульфат меди (II)
сульфат натрия и хлорид бария
карбонат калия и соляная кислота
Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Выводы.






Практическая работа 1.

Тема: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».
Цель:
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы.
Соблюдение правил техники безопасности.
Вариант 7.
Ход работы:

Задание 1.
В пробирку налейте немного сульфата цинка и добавьте индикатор – лакмус. Изменяется ли цвет лакмуса? Подвергается ли данная соль гидролизу? Укажите тип среды. Составьте уравнение гидролиза соли.
Задание 2.
В чистую пробирку опустите 3-4 гранулы цинка и прилейте немного соляной кислоты. Запишите уравнение реакции, укажите признаки реакции. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Задание 3.
Проведите практически следующие реакции:
гидроксид калия и хлорид железа (III)
нитрат серебра и хлорид бария
карбонат калия и соляная кислота
Укажите признаки реакции. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Выводы.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!