Практическая работа
«Система питания карбюраторных двигателей ЗMЗ-53 и ЗИЛ-130»
Цель задания — изучить на практике устройство сборочных единиц системы питания карбюраторных двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130, схему работы системы и приборов, обеспечивающих подачу топлива при разных режимах работы этих двигателей, приобрести начальные навыки по разборке-сборке, регулировке агрегатов.
Иллюстративный материал —учебные плакаты.
Монтажное оборудование, приспособления, инструменты — приборы системы питания (топливные насосы, фильтры тонкой и грубой очистки, трубопроводы, карбюраторы К-126Б и К-88АМ, регулятор частоты вращения коленчатого вала двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130), тиски, комплект инструментов, деревянная выколотка, разрезы карбюраторов.
1.Изучить устройство и принцип работы агрегатов системы питания двигателя 3M3-53.
Топливный насос Б-9ДГ:
1 — рычаг привода; 2 — рычаг ручной подкачки; 3 — шток; 4 — пружина; 5 — диафрагма; 6— впускной клапан; 7— фильтр; 8— крышка; 9— выпускной клапан; 10 — головка; 11 — корпус; 12 — пружина рычага привода;
2. Разобрать топливный насос Б-9ДГ в следующем порядке:
•зажать насос в тисках;
•вывернуть винты крепления крышки и снять крышку;
•вывернуть винты крепления головки насоса и снять головку;
•извлечь из гнезда головки фильтр, обоймы с пружинами и клапанами;
•отвернуть на внешнем конце штока гайку и снять диафрагму;
•продефектировать снятые детали.
3.Собрать топливный насос Б-9ДГ в последовательности, обратной его разборке.
4.Изучить устройство фильтра грубой очистки топлива двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130.
5.Разобрать фильтр грубой очистки топлива в следующем порядке:
•зажать фильтр в тисках и вывернуть болт крепления крышки фильтра, снять крышку вместе с прокладками;
•извлечь из корпуса фильтрующий элемент;
•освободить фильтр из тисков, вывернуть из корпуса сливную пробку;
•продефектировать детали.
Фильтр грубой очистки топлива двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130:
1 — прокладка крышки; 2 — крышка; 3 — болт крышки; 4 — выходной штуцер; 5 — прокладка фильтрующего элемента; 6 — фильтрующий элемент; 7 — стойка фильтрующего элемента; 8 — корпус; 9 — пробка сливного отверстия; 10 — выходной топливопровод; 11 — пластина фильтрующего элемента; 12 — отверстия в пластинах; 13 — выступ на пластинах; 14 — отверстия в пластине для стоек;
6.Собрать фильтр грубой очистки топлива в последовательности, обратной его разборке.
7. Изучить устройство фильтра тонкой очистки топлива двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130.
8. Разобрать фильтр тонкой очистки топлива в следующем порядке:
• отвернуть барашковую гайку;
• снять стакан-отстойник, извлечь сетчатый или керамический фильтрующий элемент;
• снять прокладку;
• продефектировать снятые детали.
Фильтры тонкой очистки топлива двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130:
а — с сетчатым фильтрующим элементом; б — то же, детали; в — с керамическим фильтрующим элементом; 1 — корпус; 2 — прокладка; 3 — фильтрующий элемент; 4 — пружина; 5 — стакан-отстойник; 6 — скоба; 7 — гайка-барашек
9. Собрать фильтр тонкой очистки топлива в последовательности, обратной его разборке.
10. Изучить устройство карбюратора К-126Б, устанавливаемого на автомобиле ГАЗ-53.
11.Разобрать карбюратор К-126Б следующим образом:
• вывернуть винты крепления фланца к крышке топливной камеры и снять фланец;
• отсоединить тягу от рычага дроссельных заслонок и привода ускорительного насоса и экономайзера;
• вывернуть из крышки пробку и извлечь сетчатый фильтр;
• снять крышку поплавковой камеры в сборе с поплавком, снять прокладку;
• вынуть из гнезда корпуса поршень ускорительного насоса и экономайзер в сборе;
• вывернуть винт крепления блока распылителей;
• снять распылители;
Карбюратор К-126Б и регулятор частоты вращения коленчатого вала:
1 — шток клапана экономайзера; 2 — направляющий шток; 3 — шток и поршень ускорительного насоса; 4 — вильчатый рычаг с роликом; 5 — крышка поплавковой камеры; 6 — главный воздушный жиклер; 7 — распылитель главной дозирующей системы; 8 — малый диффузор; 9 — топливный жиклер холостого хода; 10 — клапан воздушной заслонки; 11 — воздушная заслонка; 12 — распылитель ускорительного насоса; 13 — жиклер с распылителем экономайзера; 14 — нагнетательный клапан; 15 — фланец; 16 — воздушный жиклер системы холостого хода; 17— большой диффузор; 18 — игольчатый клапан; 19— сетчатый фильтр; 20 — поплавок; 21 — датчик ограничителя максимальной частоты вращения; 22 — клапан датчика; 23 — крышка; 24 — пружина клапана; 25 — ротор; 26 — регулировочный винт; 27, 35 — корпуса; 28 — фильтр для смазывания оси ротора; 29 — подшипник ротора; 30 — смотровое окно; 31 — сливная пробка; 32 — диафрагма; 33 — крышка диафрагмы; 34 — исполнительный механизм ограничителя максимальной частоты вращения; 36 — пружина ограничителя; 37 — рычаг; 38 — ось дроссельных заслонок; 39 — вакуумный жиклер; 40 — прокладка; 41 — воздушный жиклер; 42 — манжета; 43, 45 — воздушные каналы; 44 — главный топливный жиклер; 46 — эмульсионная трубка; 47 — дроссельная заслонка; 48 — регулировочный винт системы холостого хода; 49 — корпус смесительных камер; 50— переходное отверстие системы холостого хода; 51 — подшипник; 52 — кулачковая муфта; 53 — рычаг дроссельных заслонок; 54 — обратный клапан ускорительного насоса; 55 — корпус поплавковой камеры; 56 — клапан и жиклер экономайзера; I, II — трубки
•перевернуть корпус и вытряхнуть из канала нагнетательный клапан;
•вывернуть соединяющие винты корпусов поплавковой и смесительной камер;
•извлечь из корпуса поплавковой камеры большой и малый диффузоры, используя для этой цели деревянную выколотку и молоток;
•продефектировать снятые детали, запомнить их название.
12.Собрать карбюратор К-126Б, соблюдая последовательность операций, обратную его разборке.
13.Разобрать регулятор частоты вращения коленчатого вала в следующем порядке:
•вывернуть винты крепления верхней и боковой крышек из корпуса исполнительного механизма, снять крышки;
•вывернуть винты из корпуса датчика ограничителя максимальной частоты вращения и снять крышку вместе с сальником;
•извлечь из корпуса датчика ротор в сборе;
•продефектировать снятые детали.
14.Собрать регулятор частоты вращения коленчатого вала в последовательности, обратной его разборке.
15.Изучить работу карбюратора К-88АМ, устанавливаемого на автомобиле ЗИЛ-130.
Карбюратор К-88АЕ:
1 — корпус поплавковой камеры; 2 — игольчатый клапан подачи топлива; 3 — сетчатый фильтр; 4 — пробка фильтра; 5 — канал балансировки поплавковой камеры; 6 — жиклер холостого хода; 7— полость; 8 — жиклер полной мощности; 9 — воздушный жиклер; 10 — малый диффузор; 11 — кольцевая щель; 12 — форсунка; 13 — воздушная полость; 14 — полый винт; 15 — воздушная заслонка; 16 — автоматический клапан; 17 — толкатель; 18, 34 — пружины; 19, 21 — штоки; 20 — планка; 22 — кольцевая канавка; 23 — корпус поплавковой камеры; 24 — манжета; 25 — пружина манжеты; 26 — втулка штока; 27 — отверстие; 28— промежуточный толкатель; 29— шариковый впускной клапан; 30— седло; 31 — шариковый клапан; 32— тяга; 33— клапан экономайзера с механическим приводом; 35 — топливный канал; 36 — пробка; 37 — рычаг; 38 — прокладка; 39, 44 — каналы; 40 — игольчатый нагнетательный клапан; 41 — винты регулировки холостого хода; 42 — прямоугольное отверстие; 43 — отверстие системы холостого хода; 45 — дроссельные заслонки; 46 — корпус смесительных камер; 47 — главный жиклер; 48 — поплавок; 49 — пружина поплавка
16.Разобрать карбюратор К-88АМ в следующем порядке:
•вывернуть винты крепления крышки поплавковой камеры и пустотелый винт и снять крышку и прокладку;
•вывернуть из снятой крышки пробку и извлечь сетчатый фильтр, вывернуть корпус игольчатого клапана в сборе с регулировочными прокладками и самим клапаном;
•расшплинтовать и отсоединить тягу ускорительного насоса от штока;
•извлечь из корпуса поршень ускорительного насоса и экономайзер в сборе, а также поплавок с осью;
•перевернуть корпус и, вытряхивая, извлечь из гнезда нагнетательный клапан;
•отсоединить от корпуса детали экономайзера.и извлечь их;
•вывернуть пробку жиклера полной мощности и вынуть жиклер;
•вывернуть из корпуса и поочередно установить жиклеры: главный, холостого хода и воздушный;
•продефектировать снятые детали, запомнить их название.
17.Собрать карбюратор К-88АМ в последовательности, обратной его разборке.
18.Разобрать регулятор частоты вращения коленчатого вала в таком же порядке, как и для двигателя 3M3-53.
Инструкционно-технологическая карта
"Разборка-сборка топливного насоса Б-9ДГ и карбюратора К-126Б"
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ | ИНСТРУМЕНТ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ | ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И УКАЗАНИЯ |
1. РАЗБОРКА ТОПЛИВНОГО НАСОСА Б-9ДГ |
1. ЗАЖАТЬ НАСОС В ТИСКАХ | ТИСКИ | |
2.ВЫВЕРНУТЬ ВИНТЫ КРЕПЛЕНИЯ КРЫШКИ | ОТВЕРТКА | СНИМАТЬ ОСТОРОЖНО, ЧТОБЫ НЕ ПОВРЕДИТЬ УПЛОТНЕНИЕ |
3. СНЯТЬ КРЫШКУ | | |
4. ВЫВЕРНУТЬ ВИНТЫ КРЕПЛЕНИЯ ГОЛОВКИ НАСОСА | ОТВЕРТКА | |
5. СНЯТЬ ГОЛОВКУ И ИЗВЛЕЧЬ ИЗ НЕЕ ФИЛЬТР, ОБОЙМЫ С ПРУЖИНАМИ И КЛАПАНАМИ | | |
6. ОТВЕРНУТЬ ГАЙКУ КРЕПЛЕНИЯ ДИАФРАГМЫ НА ВНЕШНЕМ КОНЦЕ ШТОКА | КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 10 ММ | ДИАФРАГМА НЕ ДОЛЖНА ИМЕТЬ МЕХАНИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЙ |
7. СНЯТЬ ДИАФРАГМУ | | |
2. СБОРКА ТОПЛИВНОГО НАСОСА Б-9ДГ |
1. УСТАНОВИТЬ ДИАФРАГМУ НА ШТОК | | |
2. ЗАВЕРНУТЬ ГАЙКУ КРЕПЛЕНИЯ ДИАФРАГМЫ | КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 10 ММ | |
3.УСТАНОВИТЬ В ГОЛОВКУ НАСОСА ФИЛЬТР, ОБОЙМЫ С ПРУЖИНАМИ И КЛАПАНАМИ | | |
4. УСТАНОВИТЬ ГОЛОВКУ НА КОРПУС | | |
5. ВВЕРНУТЬ ВИНТЫ КРЕПЛЕНИЯ ГОЛОВКИ | ОТВЕРТКА | |
6. УСТАНОВИТЬ КРЫШКИ НАСОСА | | |
7. ВВЕРНУТЬ ВИНТЫ КРЕПЛЕНИЯ КРЫШКИ | ОТВЕРТКА | |
3. РАЗБОРКА КАРБЮРАТОРА К-126Б |
1. ВЫВЕРНУТЬ ВИНТЫ КРЕПЛЕНИЯ ФЛАНЦА К КРЫШКЕ ПОПЛАВКОВОЙ КАМЕРЫ | ОТВЕРТКА | |
2.СНЯТЬ ФЛАНЕЦ | | |
3.ОТСОЕДИНИТЬ ТЯГУ ОТ РЫЧАГА ДРОССЕЛЬНЫХ ЗАСЛОНОК И ПРИВОДА УСКОРИТЕЛЬНОГО НАСОСА И ЭКОНОМАЙЗЕРА | | |
4. ВЫВЕРНУТЬ ИЗ КРЫШКИ ПРОБКУ И ИЗВЛЕЧЬ СЕТЧАТЫЙ ФИЛЬТР | КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 19 ММ | СЕТКА ФИЛЬТРА НЕ ДОЛЖНА ИМЕТЬ МЕХАНИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЙ |
5. СНЯТЬ КРЫШКУ ПОПЛАВКОВОЙ КАМЕРЫ В СБОРЕ С ПОПЛАВКОМ | | |
6. СНЯТЬ ПРОКЛАДКУ | | ПРОКЛАДКУ СНИМАТЬ ОСТОРОЖНО |
7. ИЗВЛЕЧЬ ИЗ ГНЕЗДА КОРПУСА ПОРШЕНЬ УСКОРИТЕЛЬНОГО НАСОСА И ЭКОНОМАЙЗЕР В СБОРЕ | | |
8. ВЫВЕРНУТЬ ВИНТ КРЕПЛЕНИЯ БЛОКА РАСПЫЛИТЕЛЕЙ УСКОРИТЕЛЬНОГО НАСОСА И ЭКОНОМАЙЗЕРА | ОТВЕРТКА | |
9. СНЯТЬ РАСПЫЛИТЕЛИ | | НАСОС ПЕРЕВЕРНУТЬ И ВЫТРЯХНУТЬ ИЗ КАНАЛА КЛАПАН |
10.ИЗВЛЕЧЬ ИЗ КОРПУСА НАГНЕТАТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН | | |
11. ВЫВЕРНУТЬ ВИНТЫ, СОЕДИНЯЮЩИЕ КОРПУСА ПОПЛАВКОВОЙ И СМЕСИТЕЛЬНОЙ КАМЕР | ОТВЕРТКА | |
12. ИЗВЛЕЧЬ ИЗ КОРПУСА ПОПЛАВКОВОЙ КАМЕРЫ БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ ДИФФУЗОРЫ | МОЛОТОК, ВЫКОЛОТКА ДЕРЕВЯННАЯ | ДИФФУЗОРЫ ИЗВЛЕКАТЬ ОСТОРОЖНО |
4. СБОРКА КАРБЮРАТОРА К-126Б |
1. УСТАНОВИТЬ В КОРПУС ПОПЛАВКОВОЙ КАМЕРЫ БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ ДИФФУЗОРЫ | МОЛОТОК, ВЫКОЛОТКА ДЕРЕВЯННАЯ | |
2. СОЕДИНИТЬ КОРПУСА ПОПЛАВКОВОЙ И СМЕСИТЕЛЬНОЙ КАМЕР ВИНТАМИ | ОТВЕРТКА | |
3. УСТАНОВИТЬ В КОРПУС НАГНЕТАТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН | | |
4. УСТАНОВИТЬ РАСПЫЛИТЕЛИ УСКОРИТЕЛЬНОГО НАСОСА И ЭКОНОМАЙЗЕРА 5. ЗАКРЕПИТЬ РАСПЫЛИТЕЛИ ВИНТОМ | ОТВЕРТКА | |
6. УСТАНОВИТЬ В КОРПУС ПОРШЕНЬ УСКОРИТЕЛЬНОГО НАСОСА И ЭКОНОМАЙЗЕР 7.УСТАНОВИТЬ ПРОКЛАДКУ КРЫШКИ ПОПЛАВКОВОЙ КАМЕРЫ | | |
8. УСТАНОВИТЬ КРЫШКУ ПОПЛАВКОВОЙ КАМЕРЫ В СБОРЕ С ПОПЛАВКОМ | | |
9. УСТАНОВИТЬ СЕТЧАТЫЙ ФИЛЬТР В КРЫШКУ | | СЕТКА НЕ ДОЛЖНА ИМЕТЬ ПОВРЕЖДЕНИЙ |
10. ЗАВЕРНУТЬ ПРОБКУ ФИЛЬТРА | КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ 19 ММ | |
11. ПОДСОЕДИНИТЬ ТЯГУ К РЫЧАГУ ДРОССЕЛЬНЫХ ЗАСЛОНОК И ПРИВОДУ НАСОСА УСКОРИТЕЛЯ | | |
12.УСТАНОВИТЬ ФЛАНЕЦ | | |
13. ЗАВЕРНУТЬ ВИНТЫ КРЕПЛЕНИЯ ФЛАНЦА К КРЫШКЕ ПОПЛАВКОВОЙ КАМЕРЫ | ОТВЕРТКА | |