ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №36
ТЕМА: Действия капитана и экипажа в нештатных ситуациях.
________________________________________________________________________________
Цель работы:
1. Предварительная подготовительная работа экипажа в нештатных ситуациях.
2. Действия капитана и экипажа в нештатных ситуациях.
Время выполнения работы 2 часа.
Материальное обеспечение:
1.Экскурсия на т/х М.Крутов Тема: «Действия в чрезвычайных ситуациях»
2. Мультимедийные средства обучения Действия в нештатных ситуациях.
3. Методическое пособие по теме.
Ход выполнения лабораторной работы:
1. Ознакомиться с документацией на судне М. Крутов Действия в нештатных ситуациях.
2. Действия капитана и экипажа в нештатных ситуациях.
3. В схематичном или табличном формате охарактеризовать действия капитана и экипажа в нештатных ситуациях.
4. Заполнить таблицу « Порядок объявления судовых тревог следующий»
Контрольные вопросы:
1. Что является основой организации борьбы за живучесть судна.
2. По какому принципу распределяются обязанности по тревогам
3. Кем утверждается расписание по тревогам на судне.
4. Какие виды тревог вы знаете?
5. Какую тревогу обозначает: 3 продолжительных сигнала звонком громкого боя (продолжительность сигнала 5-6 секунд), сигнал повторяется 3-4 раза;
6.Какие возможные аварийным ситуации могут быть на судне?
Используемые источники:
1. В.Г. Гурьев Начальная морская подготовка Колос Москва 2009г.
2. Е.Г. Фрид Устройство судна. – Л.: Судостроение, 1989.
3. Тюрин С.А. " Судовые спасательные средства".Издательство: ГМА им. Макарова Место издат.: СПб Год: 2004
4. Витченко А.Г. Морское дело: [Учеб. пособие для сред. и мореход. шк.] / М. Лег. и пищ. пром-сть 1984 М. Лег. и пищ. пром-сть 1984
ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Ознакомиться с документацией на судне М. Крутов Действия в нештатных ситуациях.
2. Действия капитана и экипажа в нештатных ситуациях.
3. В схематичном или табличном формате охарактеризовать действия капитана и экипажа в нештатных ситуациях.
4. Заполнить таблицу « Порядок объявления судовых тревог следующий»
Теоретическая часть практического занятия №1
Действия капитана и экипажа в нештатных ситуациях.
В случае чрезвычайной, опасной или аварийной ситуации важно правильно оценить приоритеты до принятия любых решений и действий. Приоритеты должны располагаться следующим образом:
1. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ
2. БЕЗОПАСНОСТЬ СУДНА
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ГРУЗА И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Если судно оказалось в аварийной ситуации, в том числе - связанной с загрязнением окружающей среды, либо в ситуации, угрожающей гибелью судна, то капитан обязан в срочном порядке решить вопрос о том, необходимы ли помощь спасателей, помощь буксиров или иная помощь с берега либо ситуация может быть разрешена собственными силами экипажа.
Основой организации борьбы за живучесть судна являются расписание по тревогам, которое определяет обязанности всех членов экипажа, составляются на каждом судне и утверждаются капитаном. Обязанности по тревогам должны распределяться с учетом должностей, специальности, подготовки, индивидуальных качеств и физических данных каждого члена экипажа. В расписании по тревогам должна предусматриваться взаимозаменяемость членов экипажа.
Задание: Заполнить таблицу « Порядок объявления судовых тревог следующий»
Утвержденное капитаном расписание по тревогам должно вывешиваться на видном месте в общедоступных помещениях судна.
Устанавливаются следующие виды тревог:
общесудовая тревога | | |
тревога "Человек за бортом" | | |
шлюпочная тревога | | |
Радиационная опасность | | |
Химическая тревога | | |
Возможность судна противостоять воздействию опасных факторов в море, его способность оставаться на плаву и выполнять поставленные перед ним задачи при получении повреждений и в этих условиях обеспечить безопасность экипажа определяется конструктивным оснащением судна, объёмом снабжения аварийно-спасательным имуществом и мерами организационного характера, задействованными на судне для осуществления поставленной задачи.
Требования к организации борьбы за живучесть на судах определены в Уставах флотов; проработка такой организации на судах проводится на основе Наставлений по борьбе за живучесть судна (НБЖС, НБЖР). В целом организация борьбы за живучесть судна предусматривает обеспечение четырёх основных принципов:
Поддержание судна, устройств, технических средств в соответствии с требованиями.
Надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой.
Постоянная готовность средств борьбы за живучесть, подготовку экипажа к борьбе за живучесть (проведение учений по всем видам тревог не реже 1 раза в месяц, при смене экипажа более чем на 25% — проведение ознакомительной общесудовой тревоги в первые 24 часа после выхода в рейс).
Постоянное наличие на борту количества экипажа, способного обеспечить борьбу за живучесть судна.
Для выработки мер по обеспечению готовности судового экипажа к действиям в аварийных ситуациях должна быть проведена предварительная подготовительная работа.
Задание:В схематичном или табличном формате охарактеризовать действия капитана и экипажа в нештатных ситуациях.
Предварительная подготовительная работа
№пп | Наименование мероприятий | 1.Аварийные ситуации 2. вопросы судового аварийного плана, 3.оснащение спец.оборудованием по обеспечению безопасности) |
1. | Выявить, проанализировать и документально описать возможные аварийные ситуации с учётом судна и груза, которые могут возникнуть как на стоянке, так и на ходу судна. | |
2. | Составить судовой аварийный план, сопряжённый с береговым аварийным планом, который должен определять порядок действий экипажа в создавшейся аварийной ситуации | |
3. | Оснастить суда специальным оборудованием по обеспечению безопасности | |
| | |