СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа Выявление гомологичных и аналогичных органов, рудиментов и атавизмов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструкция к практической работе предназначена для студентов 1 курса СПО. Рассотрены вопрлсы выявления гомологичных и аналогичных органов, рудиментов и атавизмов

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа Выявление гомологичных и аналогичных органов, рудиментов и атавизмов»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

ТЕМА: Выявление гомологичных и аналогичных органов, рудиментов и атавизмов


Цель: научиться выявлять гомологичные и рудиментарные органы у растений и животных, устанавливать их значение в доказательстве эволюции.

Оборудование: рисунки, муляжи гомологичных, рудиментарных органов у животных, гербарии, рисунки растений.

Ход работы:

1-2 балла

  1. Рассмотрите рисунок. Найдите и назовите гомологичные кости в конечностях животных



1.Обратите внимание на общий план строения, соответствие разных элементов конечностей. О чем это свидетельствует?

2.Обратите внимание на специфичность строения конечностей у каждой группы животных. Чем можно объяснить различия в их строении?

ДАЙТЕ КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:

  1. Почему рудиментарные и гомологичные органы используют в качестве доказательств эволюции?

  2. Как вы думаете, существуют ли рудиментарные органы у растений, ответ подкрепите примерами?






2. Рассмотрите рисунки растений боярышника и винограда. Найдите гомологичные органы у представленных растений. Подпишите их.

1. В связи с чем произошло видоизменение органов?


3.Рассмотрите рисунки, на которых представлены птица киви, скелет питона, скелет кита. Найдите на этих рисунках рудиментарные органы. Подпишите их.

1.В каких условиях обитают эти животные. В связи с чем у них недоразвиваются конечности?

2.Сделайте вывод – о чем свидетельствуют рудиментарные и гомологичные органы у растений и животных?


ДАЙТЕ КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:

  1. Почему рудиментарные и гомологичные органы используют в качестве доказательств эволюции?

  2. Как вы думаете, существуют ли рудиментарные органы у растений, ответ подкрепите примерами?


Лаб. 2. Изучение гомологичных органов, рудиментов как доказательств эволюции

1. Рассмотрите рисунок. Найдите и назовите гомологичные кости в конечностях животных

Плечо, предплечье, кисть.

2. О чем это свидетельствует общий план строения, соответствие разных элементов конечностей?

Имеют общий план строения и единство происхождения, но выполняют разные функции в зависимости от выполняемых операций.

3. Чем можно объяснить различия в строении передних конечностей у разных животных?

Передние конечности формируются на одной генетической основе, имеют схожее строение, занимают на теле одинаковое место. Объясняется действиями естественного отбора и преобразованием конечностей в связи с выполнением определённых функций, среды обитания.

4. Рассмотрите рисунки или гербарные экземпляры растений боярышника и винограда. Найдите гомологичные органы у представленных растений. Подпишите их

Усики и колючки — видоизменённые побеги.

В связи с чем произошло видоизменение органов?

Усики выполняют функцию опоры, а превращение побегов в колючки связано с защитной функцией и необходимостью сохранять влагу (уменьшать испаряемость).

5. Рассмотрите рисунки, на которых представлены птица киви, часть скелета питона, скелет кита (масштаб не сохранен). Найдите на этих рисунках рудиментарные органы. Подпишите их

А — конечность, Б — зачаточные крылья, В — задние конечности.

В каких условиях обитают эти животные? В связи с чем у них не развиваются конечности?

А — не использует конечность, т.к. имеет чешуйки. Б — не умеет летать, живёт в джунглях. В — находится в воле, не использует задние конечности. Конечности организмов утратили своё значение.

6. Сделайте вывод — о чем свидетельствуют гомологичные и рудиментарные органы у растений и животных?

Свидетельствует о том, что они имели предков, которые пользовались этими конечностями, а теперь утратили своё значение. Также свидетельствует о действии естественного отбора в прошлом.

7. Дайте краткие ответы на вопросы

Почему гомологичные органы и рудименты используются в качестве доказательств эволюции?

Они являются доказательством родства видов и движущего естественного отбора, который удалял ненужные признаки из-за отсутствия необходимости в их использовании.

Как вы думаете, существуют ли рудиментарные органы у растений? Ответ подкрепите примерами.

Существуют. Например, весной на концах чешуек почек клёна видны маленькие листочки-рудименты настоящих листьев.



Скачать

© 2022, 807 9

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!